Усиление роли и влияния Китая, Индии и ряда других государств Азии, Африки.
Сегодня Азиатско-Тихоокеанский регион превратился в мощную мировую силу. Восходящая Азия охватывает громадный треугольник, простирающийся от российского Дальнего Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Пакистана на западе. В этом треугольнике проживает примерно половина населения планеты и находятся многие из ведущих индустриально развитых стран современного мира - Япония, Индия, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, для которых характерны наиболее быстрые темпы развития экономики. Он располагает мощным финансовым, технологическим и производственным потенциалом, кадрами, необходимым опытом и навыками в области организации, маркетинга и сферы услуг, разветвленной сетью коммуникаций, а также громадными земельными, природными и трудовыми ресурсами. Происходящий ныне перенос богатства и экономического влияния – грубо говоря, с Запада на Восток – по размерам, скорости и направленности потока не имеет прецедентов в современной истории. Источников у него два: 1) Устойчивый рост цен на нефть и товары принес непредвиденные доходы странам Персидского залива и России; 2) Более низкие цены в сочетании с политикой правительства переместили локус производства и некоторых отраслей сферы услуг в Азию. Перспективы роста для Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) указывают на то, что к 2040 – 2050 годам они совместными усилиями подберутся к исходной доле общего ВВП «Большой семерки». Китай: Китай имеет предпосылки в ближайшие двадцать лет оказывать на мир большее влияние, чем какая-либо другая страна. Повышенное внимание к Китаю связано в первую очередь с его впечатляющими экономическими успехами (ростом ВВП, положительным платежным балансом, значительным объемом валютных резервов и т. д.).
Предпосылки усиления влияния Китая в мире: 1) выбор китайскими властями политики открытости в 1978 г.; 2) проведение широкомасштабных экономических реформ в 1990-х гг. (например, приватизация и либерализация цен); 3) вступление в ВТО в 2001 г.; 4) конкурентное преимущество в виде дешевой и высокопроизводительной рабочей силы; 5) дефицит собственных природных ресурсов и соответствующая зависимость от импорта; 6) потребность в новейших зарубежных технологиях, менеджменте и знаниях. Важно подчеркнуть, что усиление влияния Китая в мире является преимущественно экономическим. Это связано с тем, что, во-первых, китайская экономика открыта и около 60% ВВП обеспечивается за счет внешней торговли, поэтому в рамках имеющейся структуры экономики требуется стимулирование и продвижение экспорта. Во-вторых, для поддержанияэкономического роста необходимыресурсы, которых Китаю не хватает (особенно нефти, железной и медной руды, свинца, цинка и др.). В-третьих, для выхода из внешнеэкономической и ресурсной зависимости Китаю необходимо сформировать инновационную экономику, что требует современных западных технологий, менеджмента и знаний. Для решения этих задач Китай использует разнообразные торгово-экономические, политические и культурно-образовательные инструменты усиления своего влияния в мире.
Торгово-экономические инструменты усиления влияния КНР в мире: 1) Налоговые инструменты. Для стимулирования экспорта в Китае с 1985 г. действует система возврата НДС экспортерам. 2) Таможенные инструменты. В Китае постоянно снижаются ставки таможенных пошлин на импортные комплектующие, используемые для производства продукции на экспорт, снижаются и возвращаются экспортные пошлины. 3) Кредитные инструменты. Китай активно стимулирует экспорт путем предоставления дешевых кредитов своим экспортерам и импортерам китайской продукции.
4) Финансовые инструменты. В целях стимулирования иностранных инвестиций в экспортные производства власти КНР продают иностранным инвесторам до 70% акций государственных предприятий в том случае, если совместное предприятие будет реализовывать произведенную продукцию исключительно за рубежом. 5) Подрядные работы. Китайские корпорации, прежде всего государственные, активно осуществляют подрядные работы за рубежом, которые обычно финансируются кредитами китайских банков и правительства. 6) Валютные инструменты. Главным валютным инструментом является обменный курс юаня к доллару, который стимулирует китайский экспорт. Политические инструменты усиления влияния КНР в мире: 1) Двусторонние встречи на высоком и высшем уровнях. 2) Участие в региональных организациях. Данный инструмент Китай использует преимущественно для укрепления своего статуса регионального лидера и противодействия экспансии США и ЕС. 3) Участие в международных организациях. В настоящее время КНР является членом более 130 международных организаций. 4) Военно-политические инструменты. Военная составляющая усиления Китая в мире направлена в первую очередь на обеспечение безопасности своих экономических интересов за рубежом. Культурно-образовательные инструменты усиления влияния КНР в мире: 1) Распространение китайского языка. 2) Институты Конфуция. С целью распространения китайской культуры и языка в зарубежных странах власти Китая оказывают финансовую и техническую поддержку культурно-образовательным центрам — институтам Конфуция. 3) Образование за рубежом. 4) Китайская диаспора. Независимо от того, кто и когда эмигрировал из Китая, все являются глубокими патриотами своей страны и пытаются сохранить китайскую культуру в семье, районе проживания. 5) Общественные мероприятия. Интерес к Китаю и китайской культуре в мире стимулируется культурно-общественными и спортивными мероприятиями, которые в последние годы проходили и проходят в КНР. Индия: Индия оценивает свое геополитическое положение в XXI в. со сдержанным оптимизмом. За годы, истекшие после провозглашения ее независимости, она показала, что может решать большие и сложные задачи. “Индийская революция” в ближайшие годы, видимо, закончится обретением этой страной статуса не региональной, а великой державы. Страна с миллиардным населением (а через 20–25 лет при сохранении нынешних темпов рождаемости – 1,5 млрд человек) просто не может оставаться в стороне от выработки решений, которые определяют судьбы всего мира. Стремление крупнейшей страны Южной Азии обрести статус великой державы – это прежде всего проявление ответственности за судьбу собственного народа, но одновременно и солидарность с другими освободившимися и развивающимися странами, интересы которых в мировой политике учитывают недостаточно.
Впервые идею обретения Индией статуса великой державы высказал Джавахарлал Неру в сентябре 1954 г. Он говорил, что при нормальном ходе развития Индия могла бы быть четвертой по порядку великой державой после США, СССР и КНР. За прошедшие годы она превратилась в одно из ведущих индустриальных государств мира, располагающее новейшими технологиями, хорошо обученной и оснащенной армией, которая трижды в ушедшем столетии давала достойный отпор войскам Пакистана. В 1994 г. Индия официально подняла вопрос на Генеральной ассамблее ООН о постоянном членстве в Совете Безопасности ООН. Если учитывать численность населения, размеры территории, вклад в развитие мировой цивилизации, международный авторитет, то Индия сегодня уже могла бы занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Известный дипломат, бывший премьер-министр Индии К. Гуджрал, особо подчеркивал, что на протяжении тысячелетий Индия была центром образования, философии и литературы. Многие великие и даже мировые религии родились на ее земле. Вся Азия несет на себе печать индийской мысли и культуры. Взгляд на человечество как на единую семью, гуманизм и миролюбие – характерные черты индийской культурной традиции и ее вклад в развитие мировой культуры. Обладание ракетно-ядерным оружием – еще один аргумент в пользу вхождения Индии в состав членов Совета Безопасности ООН, т.е. признания её великой державой де-юре. Россия в последние годы XX в. и сейчас активно поддерживает это стремление, но реализовать такое стремление далеко не просто. Главным противником этого геополитического акта являются США, оказывающие мощнейшее дипломатическое и финансовое давление на членов ООН.
По большей части Китай, Индия и Россия не следуют либеральной западной модели в вопросе саморазвития, а, напротив, используют иную модель, «государственный капитализм». Государственный капитализм – это общий термин, которым описывают систему экономического управления, в которой значительная роль отводится государству. Другие страны, влияние которых растет – Южная Корея, Тайвань и Сингапур, – также пользовались государственным капитализмом для развития своей экономики. Япония: К окончанию холодной войны Япония превратилась в экономическую супердержаву, превосходящую любую европейскую страну и способную на равных соперничать в сфере экономики с США. О растущих политических амбициях Страны восходящего солнца свидетельствуют ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. При оценке перспектив Японии необходимо учитывать, что для нее характерно социокультурное и расовое единство. В течение довольно длительного периода своей истории она оставалась изолированной от остального мира. Японцы реже, чем представители других народов, вступают в смешанные браки. Им присуще сильное чувство национальной идентичности и культурной специфики. В этой стране предпринимаются все возможные меры для достижения социальной гармонии и национального консенсуса и подчинения индивидуальных интересов интересам всего общества. Здесь всячески поощряется коллективистский, командный дух. Вслед за Японией на авансцену выступили новые индустриальные страны, которые претендуют на свое место на мировых рынках и в этом плане уже добились впечатляющих успехов. Выводы: В обозримой перспективе Азия останется одним из самых динамично развивающихся регионов земного шара. Четыре из 10 самых экономически развитых стран будут азиатскими - Япония, Корея, Китай и Индонезия. Но, несмотря на свою экономическую жизнеспособность, Восточная Азия пока продолжает оставаться в большой зависимости от внешних рынков сбыта своей продукции, а также от обеспечения энергетическими ресурсами, которые находятся за пределами самого региона. Фактом остается и то, что Восточная Азия продолжает зависеть от Северной Америки и Европы в области технологических инноваций. Страны, не располагающие собственной базой инноваций, неизбежно столкнутся с проблемой растущего технологического отставания.
Существует также ряд других проблем регионального и глобального характера, которые при определенных условиях могут создать трудности для социального и экономического развития стран АТР, но все же, по-видимому, не станут фактором, способным блокировать восхождение и утверждение этого региона в качестве одного из основных несущих конструкций нового мирового порядка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|