Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ход реализации областных адресных программ

Вопрос № 1

РЕШЕНИЕ Общественной палаты Вологодской области «Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики бюджетов РФ и Вологодской области» от 14 декабря 2011 года

Заслушав и обсудив выступления заместителя Губернатора, начальника Департамента развития муниципальных образований Вологодской области С.Н. Воробьева, начальника Департамента топливно-энергетического комплекса Вологодской области Н.А. Потапова и председателя Региональной энергетической комиссии области Е.А. Лахиной, изучив и обсудив основные проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики, Общественная палата отмечает следующее.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей экономики, перед предприятиями которой стоит задача предоставления социально-значимых и жизненно необходимых услуг населению. Вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в настоящее время стоят довольно остро: это признается на всех уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном). Основной целью реформирования, согласно принятым нормативным актам и программным документам, является перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для лучшего удовлетворения потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах.

Однако реформы ЖКХ не получают достаточной поддержки со стороны населения, так как большинство потребителей услуг не знает их сути, целей и задач; немаловажным является и качество исполнения разрабатываемых мероприятий. Масштабы ЖКХ, его чётко выраженная социальная направленность и макроэкономический эффект функционирования обусловили необходимость рассмотрения ситуации в данной отрасли.

Особо остро в Вологодской области стоит проблема ветшания и аварийности жилищного фонда. Ветхий и аварийный жилищный фонд на конец 2010 г. составил 1,89 млн. м2 (в 2000 г. – 601,1 тыс. м2) или 6% от общего объема жилищного фонда, что выше среднероссийского уровня (3,1%). По этому показателю область, наряду с Архангельской областью и Республикой Коми, входит в тройку наиболее проблемных субъектов СЗФО.

Жилищный фонд Вологодской области характеризуется также довольно низкой степенью благоустройства. Он оборудован различными видами удобств в среднем на 58% (в том числе газом – на 78%, водопроводом – 60%, канализацией – 54%, централизованным отоплением – 52%, горячим водоснабжением – на 48%), что ниже среднероссийского уровня – 66%. Стоит также отметить, что наблюдается значительная разница в уровне благоустройства между сельским и городским жилищным фондом.

Ситуация с коммунальной инфраструктурой в регионе тоже довольно бедственная. На сегодняшний день нуждается в замене более 32% водопроводных и 20% канализационных сетей, при этом протяженность сетей с каждым годом сокращается.

В целях повышения уровня работоспособности и надежности регионального жилищно-коммунального комплекса требуются значительные инвестиционные вложения. Расходы консолидированного бюджета области на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 г. составили 3,7 млрд. руб., увеличившись за пять лет на 11%, однако расходы федерального бюджета за рассматриваемый период выросли на 84%. Это говорит об общей тенденции увеличения финансирования регионального жилищно-коммунального хозяйства за счет средств федерального бюджета, в том числе и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Вологодская область участвует в реализации ФЗ от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» в соответствии с разработанными областными адресными программами. В рамках реализации областных адресных программ за 2008-2010 гг. проведены работы по капитальному ремонту в 1521 многоквартирном доме, расселены 78 аварийных домов и обеспечены жилыми помещениями 437 семей.

В целях реализации политики ресурсосбережения в области установлено 1138 коллективных (общедомовых) приборов учета: 371 прибор учета теплоснабжения, 89 приборов учета горячего водоснабжения, 304 прибора учета холодного водоснабжения, 369 приборов учета электроснабжения, 5 приборов учета газоснабжения.

Участие области в Федеральной целевой программе «Жилище» 2002-2010 гг. позволило провести ряд модернизационных мероприятий на объектах водоснабжения и водоотведения: в г. Череповце – строительство станции УФ-обеззараживания сточных вод, в г. Великий Устюг – реконструкция водопроводных очистных соотужений, в г. Вологде – перекладка магистральных водопроводов и устройство второго напорного канализационного коллектора в водоохранной зоне реки Тошня, в г. Грязовце – строительство городских канализационных очистных сооружений.

Для обеспечения населения качественной питьевой водой в достаточном количестве необходимо также вести реконструкцию существующих и строительство новых водопроводов и уличных водопроводных сетей. Эти мероприятия предусмотрены в долгосрочной целевой программе «Вода Вологодчины» на 2011-2020 гг. для большинства городов и муниципальных образований области.

В сфере теплоснабжения в рамках основных направлений программы повышения качества, надежности и эффективности теплоснабжения, электроэнергетики и газового хозяйства Вологодской области на 2006-2010 гг. осуществлялась наладка гидравлического режима тепловых сетей, производилась их замена с применением современных материалов теплоизоляции, производились работы по повышению эффективности тепловых источников, внедрялись эффективные схемы теплоснабжения, совершенствовался учет тепловой энергии.

Вместе с тем, Общественная палата Вологодской области считает, что органам государственной власти и местного самоуправления всех уровней в постоянном диалоге с гражданским обществом необходимо продолжить поиск решения наиболее острых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона.

По итогам состоявшегося на секциях и пленарном заседании обсуждения проблем развития жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики бюджетов РФ и Вологодской области в 2012 г. и высказанных предложений (приложение) Общественная палата рекомендует:

Губернатору Вологодской области, Правительству Вологодской области:

  • дополнительно проработать вопрос о целесообразности введения норм качества воды хозяйственно-бытового и питьевого назначения с установлением региональных показателей и способа их контроля;
  • проанализировать эффективность подготовки кадров для отрасли жилищно-коммунального хозяйства региона и выработать меры по формированию профессионального кадрового состава и повышению его качества;
  • рассмотреть вопрос о целесообразности создания районных Фондов содействия развитию и модернизации систем коммунальной инфраструктуры (за основу взять пример Вытегорского муниципального района);
  • проработать предложение о целесообразности создания на территории области регионального фонда энергосбережения, обеспечивающего привлечение частных инвестиций на организацию мероприятий по энергосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве региона;
  • рассмотреть возможность поддержки и развития на территории области ГЧП (государственно-частное партнерство), обеспечивающего консолидацию средств на модернизацию и реконструкцию жилищно-коммунального комплекса;
  • ввести специальную аудиторскую экспертизу тарифов, устанавливаемых на услуги ресурсоснабжающих организаций; экспертиза должна проводиться рабочей группой, состоящей из представителей Региональной энергетической комиссии Вологодской области, независимых экспертов по вопросам ЖКХ (ими могут выступать члены Общественной палаты Вологодской области), представителей управляющих компаний и общественности, с целью проверки обоснованности тарифов и их последующего применения;
  • утвердить план проведения общественных слушаний по вопросам информирования населения о ходе реформирования жилищно-коммунального хозяйства путем предоставления информации о нововведениях в нормативно-правовых актах, связанных с ЖКХ, как на уровне муниципалитета и региона, так и РФ в целом.
  • рассмотреть критические замечания и предложения по проблемам развития жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики, и проинформировать совет общественной палаты о ходе их выполнения.

Депутатам Законодательного Собрания Вологодской области рассмотреть целесообразность:

  • принятия соответствующих законодательных актов, направленных на защиту собственников жилья путем предотвращения создания поддельных ТСЖ и подобных незаконных действий;
  • обсуждения совместно с Общественной палатой хода выполнения рекомендаций Общественной палаты с целью выработки совместных мер по их реализации и корректировке (один – два раза в год);
  • участия в системе ежегодных встреч членов Общественной палаты с активом граждан, проживающих в районах и поселениях, с целью системного анализа динамики решения имеющихся у населения проблем.

Муниципальным образованиям области:

  • органам местного самоуправления г. Вологды организовать работу по разработке единого договора между управляющими компаниями и жильцами, в котором должны быть закреплены меры ответственности УК, оценка состояния балконов в старых домах, благоустройство дворов, контроль за проведением капитального ремонта домов и дворов с обязательным участием в приемке работ представителей Советов МКД, ТСЖ, и УК и др.;
  • ежеквартально организовывать встречи с населением и управляющими компаниями, работниками сферы ЖКХ с целью контроля над их деятельностью, полнее учитывать мнение населения при разработке и реализации программ развития жилищно-коммунального комплекса.

Совету, постоянным комиссиям Общественной палаты Вологодской области, Координационному:

  • Председателям комиссий (Судакову В.В., Чурину В.В., Телегиной Г.Д., Белякову С.Л., Калясину В.М.) утвердить на I-е полугодие 2012 г. график проведения круглых столов по вопросам необходимости установления региональных показателей качества воды хозяйственно-бытового и питьевого назначения; кадровом обеспечении в коммунальном хозяйстве области; результатах реализации принятой стратегии реформирования жилищно-коммунального хозяйства; реализации приоритетных мероприятий долгосрочной целевой программы «Вода Вологодчины» на 2011-2020 гг.».
  • разработать предложения о системе мониторинга и общественного контроля состояния ЖКХ и тарифов для своевременного реагирования на возникшие проблемы и заявления населения Вологодской области;
  • оказывать всемерную поддержку в решении проблем ЖКХ, не оставлять без внимания и активно принимать меры к реализации всех предложений, способствующих эффективному функционированию коммунального комплекса, улучшению качества жизни населения.

В целях дальнейшего развития общественного самоуправления по месту жительства, социальной активности граждан:

  • организовать систематический диалог между органами власти, управляющими компаниями и общественностью по актуальным проблемам ЖКХ, тарифной политике, путём проведения круглых столов, общественных слушаний, конференций, семинаров, мониторинга социально-экономического положения некоммерческого сектора, действующего в сфере ЖКХ;

Постоянно обобщать:

  • лучшие практики деятельности ТСЖ, советов общественности микрорайонов, советов многоквартирных домов, с отражением лучшего опыта их работы в средствах массовой информации, ежегодных докладов о развитии гражданского общества в регионе;
  • инициировать создание при Департаментах развития муниципальных образований, Топливно-энергетического комплекса, общественных Советов с участием представителей Общественной палаты области;
  • оперативно реагировать на поступающие заявления и предложения направленные на улучшение качества жизни населения.

Председатель Общественной палаты

Вологодской области В.А. Ильин

Вопрос № 2

Проводимые в России реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Все преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве области осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства на территории области проводится в соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального комплекса Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 10 января 2006 года № 2.

В настоящее время основным документом в области является План реформирования жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области на 2008-2011 годы, утвержденный постановлением Правительства области от 10 января 2006 года № 2.

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда увеличилась до 81,1 процентов, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась до 18,3 процентов, из которых 17,0 процентов составляет муниципальный жилищный фонд.

С начала приватизации передано в личную собственность граждан 301,2 тыс. помещений или 69 % от жилья, подлежащего приватизации.

В области продолжается работа по формированию товариществ собственников жилья (ТСЖ). В настоящее время зарегистрировано 697 ТСЖ (на 1.01.2009 год – 492 ТСЖ).

В отрасли работает 624 предприятия, предоставляющие услуги жилищно-коммунального хозяйства, в том числе 428 - с частной формой собственности (68,6 %).

Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса, в первую очередь, связано с постепенным переводом этого сектора экономики на режим безубыточного функционирования с переориентацией бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей.

Осуществляется реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению услуг. С 2007 года в бюджетах муниципальных образований области не предусматриваются финансовые средства на дотации организациям жилищно-коммунального комплекса.

Постановлением Региональной энергетической комиссии от 30 октября 2009 года № 317 на 2010 год установлены по муниципальным образованиям области индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

С 1 января 2010 года по Вологодской области рост тарифов для населения составил:

- электрическая энергия рост 110 %;

- природный газ с 1 января 2010 года – рост 105,0%, с 1 апреля 2010 года – рост 111,70%;

- сжиженный газ (баллоны) рост 110,2%.

По результатам мониторинга решений органов местного самоуправления составляет:

- средний по региону индекс роста тарифов на водоснабжение - 115,1%;

- средний по региону индекс роста тарифов на водоотведение и очистке сточных вод – 107%;

- по утилизации твердых бытовых отходов рост тарифов -102%.

Постановлением региональной энергетической комиссией Вологодской области от 30 октября 2009 года № 318 на 2010 год установлены по муниципальным образованиям области индексы максимально возможного изменения размера платы граждан.

В среднем по региону рост платы за жилое помещение составил 105%.

Средний предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги по области составил 109,3%.

Повышение тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги осуществляется с обеспечением социальной защиты. Малообеспеченным гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

С 1 января 2010 года в области региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен в размере 22%, что соответствует федеральному стандарту.

Доля получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 1 квартал 2010 года составил 6,96 % семей, общая сумма начисленных субсидий –132,8 млн. рублей, при расчете максимально допустимой доли в размере 22% от совокупного дохода семьи.

В 2008-2009 годы в области при государственной поддержке с участием государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, выполнен капитальный ремонт 957 многоквартирных домов, что составляет - 2,6 % от общего количества многоквартирных домов. Завершаются работы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (84 дома), более 1000 человек получили возможность переехать в безопасное, благоустроенное жильё.

Остаток лимита финансовой поддержки для Вологодской области на 2010 год за счет средств Фонда на реализацию областных адресных программ составляет 1147073,73 тыс. рублей:

  • на проведение капитального ремонта многоквартирных домов 565576,07 тыс. рублей;
  • переселение граждан из аварийного жилищного фонда 581497,66 тыс. рублей.

Департаментом развития муниципальных образований области подготовлен проект мероприятий по подготовке объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период 2010/2011 года. В настоящее время мероприятия проекта согласовываются с департаментом финансов области.

С целью улучшения предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению с 2006 года Правительство Вологодской области выступает гарантом по кредитному договору между муниципальным унитарным предприятием «Вологдагорводоканал» и Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) на предоставление МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» кредита в размере 367,00 млн. рублей.

В настоящее время заключен контракт между МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» и Консорциумом ООО «ВСК–Центр» и ЗАО «Экополимер-М» на реконструкцию очистных сооружений канализации города Вологды на сумму 176,0 млн. рублей.

Финансирование по объекту осуществляется за счет гранта Природоохранное Партнерство «Северное Измерение».

В 2009 году в рамках реализации Проекта «Вологодская муниципальная служба водоснабжения и водоотведения» заключено Контрактное соглашение на реконструкцию водоочистных сооружений города Вологды между МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» и консорциумом СТС (лидирующий партнер ООО «Сантехсервис» г. Тула) на сумму 356,00 млн. рублей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009г. № 1235-р утверждена Водная стратегия РФ и план ее реализации на период до 2020 года. Пунктом 4 данного распоряжения органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано разработать мероприятия по реализации Водной стратегии на своей территории.

В настоящее время на территории области разработана и реализуется долгосрочная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2010-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства области от 2.11.2009 г. № 1656. Данная программа предусматривает предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на реконструкцию систем водоснабжения городов Вологда, Череповец, Кириллов и Великий Устюг, а также ряда сельских населенных пунктов области. Также специалистами Департамента планируется внесение изменений в вышеназванную программу в части первоочередных мероприятий по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой.

В целях реализации Водной стратегии Российской Федерации Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области совместно с Департаментом развития муниципальных образований области разрабатывается долгосрочная целевая программа «Вода Вологодчины» на 2011-2020 годы, принятие которой планируется в текущем году.

Вопрос № 3

Вопрос № 5

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилфонда осуществляется на основании Федерального закона от 21 июля 2007 года №185 ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"

Программа переселения из непригодных для проживания ветхих, аварийных домов предусматривает предоставление семьям жилплощадей во вновь построенных домах или приобретение жилых помещений на вторичном рынке. Участниками программы являются жители многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации до 1 января 2007 года.

На территории Вологодской области программы по переселению граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда содействия реформированию ЖХК с привлечением средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований реализуются с 2008 года.

5 657 домов по области признаны аварийными и подлежащими сносу.
С начала реализации программ на Вологодчине завершена и продолжается работа по переселению граждан в рамках шести областных адресных программ. Три программы завершены, в результате их выполнения за период с 2008 по 2011 годы было переселено 1740 человек из 133 аварийных домов.
За период с 2008 по 2012 годы на реализацию программ было направлено более 1,66 миллиардов рублей, в том числе: средств Фонда содействия реформированию ЖКХ - более 1,26 миллиардов рублей; средств областного бюджета - более 268 миллионов рублей; порядка 134 миллионов рублей направлено из бюджетов муниципальных образований.

По данным на ноябрь 2012 года в рамках работы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья переселено уже 2 334 человека из 196 аварийных домов в 17-ти районах области.

Ход реализации областных адресных программ

Год

Областная адресная программа № 1 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2008-2009 годы"

В результате реализации Программы расселено 230 человек (90 семей) из 12 аварийных домов общей площадью 3 574 кв.м. На реализацию программы направлено 108 979 722,00 рублей, в том числе:
- средства фонда – 58 434 924,00 рублей;
- средства местного бюджета – 50 544 798,00 рублей.

Программа завершена

Год

Областная адресная программа № 2 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2009-2011 годы с учетом необходимости стимулирования рынка жилья"

В результате реализации Программы расселено 907 человек (356 семей) из 76 аварийных домов общей площадью 13 703,79 м.кв. На реализацию программы направлено 383 956 260, 06 рублей, в том числе:
- средства фонда – 339 417 333, 89 рублей;
- средства областного бюджета – 44 538 926,17 рублей.

Программа завершена

Год

Областная адресная программа № 3 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010 – 2011 годы"

Программой предусмотрено расселение 940 человек (375 семей) из 78 аварийных домов общей площадью 15 476,08 м.кв. На реализацию программы направлено 434 618 437,60 рублей, в том числе:
- средства фонда – 384 202 698,83 рублей;
- средства областного бюджета – 50 415 738,77 рублей.
По состоянию на 1 мая 2012 года расселено 606 человек (233 семей) из 45 аварийных домов.

Год

Областная адресная программа № 4 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2011 – 2012 годы"

В результате реализации программы планируется переселить 964 человека из 86 аварийных домов

На реализацю программы направлено 400 435 448,00 рублей, в том числе:
- средства фонда - 261 043 868,55 рублей;
- средства областного бюджета - 68 080 823,29 рублей;
- средства местного бюджета - 71 310 756,16 рублей.

Год

Областная адресная программа № 5 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 год"

В результате реализации будет расселено 624 человек (281 семей) из 67 аварийных домов общей площадью 10 135,85 м.кв. На реализацию программы направлено 304 075 500,00 рублей, в том числе:
- средства фонда – 198 226 818,45 рублей;
- средства областного бюджета – 105 848 681,55 рублей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...