Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интересные факты из жизни насекомых

СПБ ГБУ «Централизованная библиотечная система

Фрунзенского района» ЦРДБ им. И.А. Крылова

 

Этот жужжащий

И звенящий мир

 

Рекомендательный список литературы о насекомых

для дошкольников и младших школьников

 

Санкт-Петербург

 

0+


Насекомые появились на нашей планете задолго до других животных — примерно за 400 миллионов лет до наших дней. Крошечные живые существа настолько выносливы, что способны пережить любые катаклизмы. Даже если человечество уничтожит само себя, сжить со свету насекомых ему вряд ли удастся.

Насекомые – одни из самых неизученных животных. Энтомологи считают, что пока не открыто как минимум 5 000 000 их видов. Писатель Владимир Набоков, увлекавшийся энтомологией и, в частности, бабочками, сам обогатил науку несколькими видами крылатых красавиц.

Интересные факты из жизни насекомых

· У сверчков на передних лапках находятся уши. Если в вашем доме живет сверчок, вам, в принципе, не нужен термометр. Подсчитайте, сколько раз насекомое прострекотало за минуту и разделите это число на два. К полученному прибавьте девять и еще раз поделите пополам. Получится точная температура воздуха по Цельсию.

· Богомол - единственное насекомое, которое может поворачивать голову.

· Живое существо с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей.

· Вес насекомых, которых за год съедают все пауки на Земле, больше совокупного веса всех живущих на планете людей.

· Комаров привлекает запах людей, которые недавно ели бананы.

· Стрекоза живет 24 часа.

· Термиты точат дерево в два раза быстрее под тяжелый рок.

· Скорпионы могут ничего не есть почти два года, а клещи — до 10 лет.

· Бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок. А цвет их крыльев создается крошечными перекрывающимися чешуйками, которые отражают свет.

· Муравьи никогда не спят. В мире почти столько же видов муравьев (8800), сколько видов птиц (9000).

· Стрекозы были первыми существами, взлетевшими в воздух. Произошло это 320 млн. лет назад и крылья у них тогда равнялись по длине крыльям современной чайки. Современные стрекозы сидят в коконе 2 года, после чего вылупляются, быстренько размножаются и дохнут. У некоторых видов даже нет рта, а энергии хватает на 30 минут полёта. У самок - чуть побольше. Иные виды способны развивать скорость 65 кмч.

· Тля развивается во взрослое насекомое из яйца за 6 дней и живет еще 4-5 дней.

· Кровь кузнечика белого цвета, лобстера — голубого.

· Насекомые - первые живые существа, которые появились на Земле, более 400 млн. лет назад. С тех пор они пережили пять массовых катаклизмов и оказались более живучими, чем тиранозавры.

· Каждый год от укусов пчел погибает людей больше, чем от укусов змей.

· Пчела видит окружающий мир не двумя, а сразу пятью глазами: два расположены спереди, три – на «макушке».

· Насекомые ежегодно пожирают 25 - 30% мирового урожая.

· В глазу стрекозы более 20 тыс. крошечных линз, образующих, как кусочки мозаики, многогранную (фасеточную) поверхность.

· Как показывает анализ содержимого желудков самок комаров, пойманных вокруг населенных пунктов, 80% этих насекомых питается кровью домашних животных.

· Одна пчелиная семья заготавливает за лето до 150 кг меда.

· У пчелы два желудка - один для меда, другой для пищи.

· Пауки-крестовики каждое утро съедают свою сеть, а потом строят её заново.

· За всю жизнь пчела производит 1/12 часть чайной ложки меда.

· Самка таракана способна за год отложить более двух миллионов яиц. Кроме того, таракан может девять дней жить без головы. А возможно это всё из-за того, что процесс кровообращения таракана не управляется мозгом, дышат он через крошечные отверстия, которые расположены по всему телу.

· Насекомые являются пищей, богатой белком, углеводами, витаминами и минералами. В Таиланде они считаются деликатесом, там популярны жареные сверчки и саранча.

· Самая крупная ночная бабочка в мире - Attacus Altas. При размахе крыльев в 30 см ее часто ошибочно принимают за птицу.

· На Руси стрекозами называли кузнечиков.

· Ежедневно пчелы нашей планеты оплодотворяют 3 триллиона цветов и производят 3000 тонн меда.

· 1/3 всех насекомых – не «вегетарианцы»: они едят себе подобных, пьют чью-нибудь кровь или питаются падалью. Но охотников среди них все же больше, чем любителей «отходов».

· Жук-навозник способен передвигать тяжесть, превышающую его массу в 90 раз. Самыми же сильными животными на свете, пропорционально своим размерам, считаются крупные жуки семейства Scarabaeidae, живущие в основном в тропиках.

· Тля размером 0,5 миллиметра может прыгать так, что если увеличить её до размера человека, она перепрыгнет Эйфелеву башню.

· Цикады живут под землёй 17 лет. Потом выползают все в один день и выводят потомство. На акре земли в это время их может быть до миллиона.

· В Австралии возведён памятник моли. В 1920-х годах здесь катастрофически распространился южноамериканский кактус, и единственной, кто смогла справиться с ним, стала завезённая аргентинская кактусовая моль — естественный враг растения.

· Термиты создают из глины высокие башни, где находят пристанище миллионы насекомых. В каждой башне есть центральная труба, через которую выходит теплый воздух. Таким образом, охлаждается и проветривается помещение термитов.

· Воины майя использовали в качестве метательного оружия гнёзда шершней («шершневые бомбы») для создания паники в рядах противника.

· У муравьёв есть своё «животноводство» — они разводят тлей, которые сосут из растений сок и выделяют его избыток в виде обогащённых сахаром капелек. Тля выбрызгивает такое «молочко» прямо в рот муравья, после того как он помассирует ей брюшко усиками. Для «стада» тлей муравьи строят укрытия, которые защищают их от непогоды и нападения других насекомоядных.

· Самый крупный в мире жук является дровосек-титан, который достигает размеров до 17 сантиметров.

· Крошечные жалящие насекомые, мокрецы, машут крыльями с невероятной скоростью 62760 раз в минуту.

· Пауки, похожи на насекомых, но ими не являются. Паукообразные отдельному классу животных.

· Существует около 35 тыс. известных видов пауков и все время открываются новые.

 

 

Загадки

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

 

Ни зверь, ни птица,

А нос, как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит.

Кто его убьет –

Свою кровь прольет. (Комар)

 

Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью. (Муравьи)

 

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо. (Оса)

 

Спит на листьях у дорожки.
Как антенны, ушки-рожки.
Дождь идёт, гремит ли гром, —
Завитой укроет дом! (Улитка)

 

Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)

 

Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык,
шесть ног без копыт;
летит - воет, падёт - землю роет. (Жук)

 

Над нами - Вверх ногами,

Ходит - не страшится,

Никого не боится. (Муха)

 

Заберется на пенек

И зажжет свой огонек.

Светит нам ночной порой,

Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок)

 

Я — мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной. (Гусеница)

 

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

 

Он большой, лохматый,

Жилет носит полосатый.

В норке под землей живет

И нектар цветочный пьет. (Шмель)

Я всегда без приглашенья

Прилетаю за вареньем.

Кто мне есть мешает,

Того могу ужалить.

Вьюсь я, лезу на глаза,

А зовут меня... (Оса)

Приметы

· Если комар вьется кругом – к хорошей погоде. Если лезет в лицо – к дождю.

· Комар летит на свет – к похолоданию.

· Жуки жужжат к непогоде, летают с жужжанием – к ясной теплой погоде.

· Если летом появляется много ос – к суровой зиме.

· Если кузнечик сильно стрекочет поздно вечером – к хорошей погоде, молчит – к дождю.

· Много комаров – готовь короб по ягоды.

· Много мошек – готовь лукошко по грибы.

 

Стихи

 

 

 

 

Бабочка

Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!

 

Божья коровка

А у божьей, у Коровки
Крылья - пёстрые обновки.
На спине у модных крошек
Видим чёрные горошки.

 

 

Жук

Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!

 

Комар

Что за маленькие злюки
Искусали наши руки,
Покусали наши лица,
Так, что нам теперь не спится?
И, жужжа, над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры,
А зовут их комары!

 

 

Кузнечик

Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва -
Он зелёный, как трава.

 

 

Моль

Ты знаком с такой невеждой,
Что питается одеждой?
Не знаком? Тогда позволь
Я тебе представлю Моль.

 

Муравей

Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы - муравьи.

 

Муха

То на локоть примостится,
Сгонишь - на плечо садится.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет.

 

 

Оса

Мы - маленькие осы.
В тельняшках, как матросы,
Летаем над цветами -
Вы все знакомы с нами.
Всегда на наших ножках
Пушистые сапожки.
Нам жарко в них немножко.
Пришлите босоножки!

 

 

Пчела

Вокруг цветка жужжанье
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.

 

Сверчок

Сверчок за печкою живет
И тихо песенку поет.
Про то что за окном темно,
О том что спать пора давно.

 

Светлячок

Он в саду ночном блуждает,
Путь – дорожки освещает,
Светит, словно маячок.
Кто же это? Светлячок!

 

 

Сороконожка

У сороконожки
Заболели ножки.
Видишь на дорожке
Снятые сапожки?

 

 

Стрекоза

Что за чудо - стрекоза!
Только крылья и глаза!
В воздухе трепещет
И на солнце блещет.

 

 

Улитка

А ты знаешь, что улитка
Не способна бегать прытко?
Только ползать, не спеша,
Тихо листьями шурша.

 

Шмель

С первым солнцем шмель проснулся,
Встpепенулся, отряхнулся...
Лепестков открытие
Для шмелей событие!

 


Подвижные игры

Игра «Бабочки на цветах»

Цели: Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и связную речь; прививать любовь к игре, учить соблюдать её правила.

Описание: По краям зала размещаются цветы – это цветочная полянка. Дети получают бабочку определенного цвета и сами становятся бабочками, которые порхают по полянке от цветка к цветку. Но их подстерегает опасность – это птица.

По сигналу все бабочки должны опуститься на цветок. Чтобы птица их не заметила нужно укрыться на цветке соответствующего цвета.

Игру можно усложнить, перемещая цветы в пространстве в то время, когда дети бегают по залу. Затем предложить детям поменяться бабочками и продолжить игру.

 

Игра «В поле выросли цветы»

Для этой игры понадобятся цветы и дополнительные лепестки.

Цели: Развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, координацию движений; развивать цветовосприятие, внимание, быстроту реакции; развивать память и связную речь; прививать любовь к игре, учить соблюдать её правила.

Описание: В разных углах зала размещаются цветы.

Дети получают от взрослого 1 лепесток и занимают место вокруг цветка соответствующего цвета, присев на корточки. Далее согласно тексту:

В поле выросли цветы, дети медленно встают

Распустили лепестки. поднимают свои лепестки вверх

Вдруг повеял ветерок, покачивают руками вправо-влево

Закружился лепесток. покружились на месте

Ветерок их оторвет… разлетелись врассыпную

И на землю вновь вернёт. вернулись к своему цветку.

Игру можно усложнить перемещая цветы в пространстве в то время, когда дети бегают по залу. Затем предложить детям поменяться лепестками и продолжить игру.

 

Игра «Бабочки – подружки» («Найди пару»)

Цели: учить ориентироваться в пространстве, бегать врассыпную, взаимодействовать со сверстниками, развивать внимание, цветовосприятие, быстроту реакции, память и связную речь.

Описание: Игра проводится без цветов, только с бабочками. У каждого ребенка в руках бабочка определенного цвета. Дети выполняют движения соответственно тексту:

Спал цветок и вдруг проснулся, сидя на корточках, спят

Больше спать не захотел. открывают глазки

Шевельнулся, потянулся, поднимаются и потягиваются

Взвился вверх и полетел… поднимают бабочку и разбегаются

1, 2, 3 – пару скорее найди. образуют пары.

 

Игра «Чья бабочка дальше улетит?»

Цели: закреплять умение метать предметы вдаль.

Описание: Дети выстраиваются в шеренгу, размыкаются, у каждого в руке бабочка. По сигналу: «1,2,3 – бабочка лети!» дети совершают бросок вдаль.

 

Игра «Помоги бабочке добраться до цветка»

Цель: Упражнять в умении метать предметы в цель, развивать глазомер.

Описание: Ребенок с бабочкой в руке встает напротив цветка на определенном расстоянии и «запускает» бабочку на цветок. Побеждает тот, чья бабочка оказалась на цветке.

 

http://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnye-igry-na-cvetochnoi-poljanke.html

http://www.potehechas.ru/club/fakt_nasekom.shtml

http://riddle-middle.ru/zagadki/nasekomie/

https://deti-online.com/stihi/stihi-pro-nasekomyh/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...