Алёша Птицын вырабатывает характер
В комнате Алёши на самом видном месте, над столом, висит расписание дня. Большими буквами написано: «Семь часов утра — пробуждение». Будильник на тумбочке около Алёшиной кровати вот-вот зазвонит, стрелки уже приближаются к семи, но Алёша спит очень крепко. А на часы то и дело поглядывает бабушка Оля. Она уже давно встала, ходит по комнате, что-то прибирает, вытирает пыль. Алёшина бабушка высокая, полная, движется легко, как молодая. Бабушка села за стол, заботливо проверяет учебники в Алёшином портфеле: — Задачник здесь. Правильно. Тетрадку положил. Молодец! Вдруг бабушка о чём-то задумалась. Вынула из кармана своего халата старую, выцветшую фотографическую карточку, на которой, нежно обнявшись, стоят две девушки в длинных платьях, с повязками Красного Креста на рукавах. На карточке надпись: «Город Севастополь. 1919 год». Бабушка внимательно всматривается в фотографию, о чём-то вспоминая. Рассеянно положила карточку в Алёшин портфель. Спохватившись, вынула её оттуда, снова кладёт в карман. Дверь отворяется, и входит Галя, старшая сестра Алёши, шестиклассница. Она в форменном платье, в фартуке, косы туго заплетены. — Алёша ещё спит? Ужас какой! Бабушка успокаивает Галю: — Сейчас встанет… Ещё три минуты осталось. У нас теперь всё идёт по расписанию. Пронзительно звонит будильник на тумбочке. Алёша приподнимается, сонный, потом зевает и снова ложится, натягивает на голову одеяло, собираясь ещё поспать. Бабушка говорит строго: — Алексей, посмотри на часы! Окончательно проснувшись от громкого голоса бабушки, Алёша восклицает радостно: — Семь ровно! Вот видишь, бабушка, мой организм уже привык просыпаться ровно в семь!
Алёше девять лет. У него ясные, доверчивые глаза, он, как всегда, в отличном настроении. Алёша выпрыгивает из кровати с таким расчётом, чтобы попасть ногами в свои тапочки. Он принимается стелить постель особым, им изобретённым способом: взбивая подушку, колотит её по всем правилам бокса. Бабушка не может удержаться от улыбки, глядя на него, но старается быть строгой. — Зарядку! Зарядку! И пожалуйста, не отвлекайся! — напоминает бабушка. — И — раз, и — два! — энергично командует она, направляясь к двери. Теперь её голос доносится уже из соседней комнаты: «И — раз, и — два!» Алёша, лёжа на коврике, вместо того чтобы делать зарядку, заставляет этим заниматься игрушечного козлика, ловко дёргая его за ниточку! «И — раз, и — два!» — машет головой козлик. Бабушка появляется на пороге с кофейником в руках. Алёша быстро прячет игрушку, но бабушка уже всё заметила. — Так я и знала! — сердится она. Алёша начинает старательно поднимать вверх то правую, то левую ногу. Бабушка поглядывает на внука и сообщает: — А теперь слушай. У меня большая радость — я получила письмо: завтра проездом в Москве будет моя школьная подруга, друг моей юности. — Твоя школьная подруга? Она ещё жива? — искренне удивился Алёша. — Конечно, жива! Я так хочу её видеть! Мы с ней и в школе вместе учились, и в госпитале вместе работали в Севастополе. Бабушка достаёт из кармана фотографию. — Замечательная девушка была! Посмотри, какое энергичное выражение лица! — А почему у вас нет медалей за оборону Севастополя? — опрашивает Алёша. Бабушка вздыхает: — Да что ты! Это когда же было… в гражданскую войну!.. Она приезжает со своим внуком Сашей. Жалко, что только на один день. Я бы очень хотела, чтобы они у нас погостили, чтобы вы тоже стали друзьями. Алёша спрашивает заинтересованно: — С внуком? — Постой, что-то на меня сомнение напало: завтра они приезжают или сегодня? Пятнадцатого в шесть часов или шестнадцатого в пять? — вдруг заволновалась бабушка. Ищет письмо в карманах своего халата: — Куда же я его девала?..
…По рельсам мчится скорый поезд. В купе вагона пожилая женщина радостно говорит девочке лет шести: — Нам с тобой, Сашенька, очень повезло: мы целых три часа пробудем в Москве, от поезда до поезда. Всё увидим: и Красную площадь, и метро… — А высотный дом? — спрашивает Сашенька. — Обязательно! И посмотрим, как в Москве оформлены книжные киоски, — другим, уже деловым, тоном говорит бабушка Сима. Сашенька ужаснулась: — Ты будешь свою «Союзпечать» проверять?! Ой, бабушка Сима, мы тогда ничего не успеем! — Да, едва ли вы за три часа всё успеете осмотреть, не зная Москвы, — качает головой добродушный проводник, убирая стаканы со столика. Бабушка Сима объясняет с гордостью: — Нас встретит человек, который двадцать пять лет прожил в Москве. — Ну, разве что встретит… — соглашается проводник. Сашенька встревожилась: — Бабушка, а твоя подруга обязательно придёт на вокзал? — Ещё бы, конечно! Старая дружба никогда не ржавеет, Сашенька. И вообще москвичи — очень радушные, гостеприимные люди.
Алёша, весёлый, довольный, сидит за столом, завтракает. Бабушка Оля намазывает ему булку маслом. Галя кладёт сахар в его чашку. Входит Андрей Андреевич, отец Алёши и Гали. Он плотный, широкоплечий, у него быстрый, внимательный взгляд. — С добрым утром! — говорит он и, похлопав Алёшу по плечу, садится за стол, берёт газету: — Поглядим, что сегодня творится в мире… Входит Наталья Фёдоровна, мать Алёши и Гали. Она врач и, как люди этой профессии, всегда внимательно прислушивается к своим собеседникам и хочет всех успокоить. — Доброе утро, — говорит она, целуя детей. Галя начинает речь издалека: — Всё-таки точный распорядок дня очень много значит. — Безусловно, — подтверждает довольная бабушка. Отец хитро поглядывает на них из-за газеты: — О чём это вы? — Обо мне! — объясняет Алёша. — Я теперь усидчивый и собранный — ужас! Я же теперь прихожу и ухожу — всё по расписанию, как поезд. Бабушка поощрительно улыбается: — Правильно! Как курьерский поезд. — И тут же, о чём-то вспомнив, она снова начинает искать письмо в карманах халата.
Алёша ждёт одобрения отца, но Андрей Андреевич говорит сухо: — Мне кажется, что это не твоя заслуга. — То есть как это не моя? — удивился Алёша, чуть не опрокинув чашку с чаем. — Другие за тебя стараются. Бабушка обиженно переходит на официальный тон: — Я прошу сказать конкретно: что я за него делаю? У меня своих дел достаточно! — Да! Я сам всё делаю! — уверяет Алёша. — Сам? Прекрасно! А это что такое? — Андрей Андреевич показывает на жалкий росток в цветочном горшке. — Лимон! — хмуро говорит Алёша. — Лимон? Ты решил стать юннатом? А когда ты его в последний раз поливал? Он засох весь. — Ну уж извините, я его ежедневно поливаю, — неожиданно выдаёт себя бабушка. — Значит, бабушка у нас стала юннатом, — уточняет Андрей Андреевич. — Юннатом я, во-первых, раздумал! Я буду мастером спорта по конькам. И катаюсь я сам, бабушка за меня не катается, — сердито отвечает Алёша. — После школы погуляешь, в час тридцать будь дома! — по привычке напоминает бабушка, но замолкает, взглянув на Андрея Андреевича. Расстроенный Алёша выходит из комнаты. Галю тоже задели за живое слова отца, но она молча собирает тарелки и уходит в кухню. Андрей Андреевич шутливо говорит матери: — Вот у мамы определённо есть успехи! Ты стала не такой рассеянной, мамочка! Расписание ведь ты выполняешь? На тебя оно благотворно и действует. Бабушка отвечает спокойно, с чувством собственного достоинства: — Ну что ж! Расписание всем полезно. — И тут же начинает горячиться: — А не напоминать ему нельзя! У него внимание перескакивает с одного на другое. Спроси у Наташи, она тебе объяснит с медицинской точки зрения. — С медицинской точки зрения, прежде всего нельзя волноваться, — шутит Наталья Фёдоровна. — Пойми, что ты не должна его заботы брать на себя! — доказывает матери Андрей Андреевич. — Ведь верно, Наташа? — Он тоже ищет поддержки у Натальи Фёдоровны. — С таких лет уже заботы! — не соглашается бабушка. — Конечно! Я же не требую, чтоб он занимался выпуском автомобилей в новой пятилетке. Но своё расписание ему пора выполнять самостоятельно, — настаивает отец.
— Постой, Андрюша! Отчасти ты прав, — пытается его успокоить Наталья Фёдоровна. — Как? Он прав, по-твоему? — возмутилась бабушка. — И мама отчасти права. Вы оба правы, только пейте чай. Голос бабушки прерывается от волнения: — Ну что ж… Если я его неправильно воспитываю, я вообще могу запереться в своей комнате, и вы меня больше не увидите. С этой минуты я больше ни во что не вмешиваюсь… Алёша! — тут же кричит бабушка. — В школу опоздаешь!.. Вы считаете, что Алёша в меня — несобранный, несосредоточенный! Ну что ж! Сожалею, но сделать ничего не могу. Извините! Разгневанная, с пылающими щеками, она идёт к дверям. Укоризненно взглянув на мужа, Наталья Фёдоровна спешит за ней. На пороге бабушка останавливается, говорит веско: — Кстати, к самостоятельному труду я его всё-таки приучаю. Он вчера сам починил табуретку, которая стоит в передней. — Починил табуретку? Вот это отлично! — говорит отец. Бабушка и за ней Наталья Фёдоровна уходят из комнаты. Вбегает Галя. Она уже в шубке, с портфелем в руках. — Папа, я не могу молчать по этому вопросу. Я тебе как вожатая говорю: наша задача и чужим родителям помогать воспитывать детей, а Алёша — мой собственный брат, и я тоже разбираюсь в его воспитании. Мы ему напоминаем, но ничего тут плохого нет. — Твой собственный брат должен скоро стать пионером? — спрашивает отец. — Да, он в мае вступит. И я с ним уже провела одну беседу, — наставительно говорит Галя. — Ого! Провела беседу! А самодеятельность была после официальной части? — усмехается Андрей Андреевич. — Вы лучше попробуйте хоть один день ни о чём ему не напоминать. И поглядим, выполнит ли он своё расписание. — Конечно, выполнит! — уверяет Галя.
Алёша в передней слышит их разговор. Он тихо, тоном заговорщика, спрашивает бабушку: — Яблоко ты мне положила? — Положила! — шепчет бабушка. Алёша, надевая калоши, садится на табуретку, ножка у табуретки отскакивает, и Алёша с грохотом падает на пол. Отец заглядывает в переднюю: — Так! Отличная работа! Ну что же, Галя, поглядим! — Поглядим! — решительно говорит Алёша, берёт свой портфель и уходит.
Зимнее утро. Деревья стоят будто украшенные пышными хлопьями снега. Школьники с портфелями выходят из всех домов и дворов. По радио гремит марш, и кажется, что они шагают под музыку, что вся улица, весь город спешит в школу. Мы слышим песню по радио: Злодейка-зима набирается сил, Как грянул Мороз, никого не спросил! Явился в столицу товарищ Мороз, Прохожих торопит, доводит до слёз. Мы москвичи,
Молодые москвичи. Наши сердца, Как огонь, горячи. В школу идём по морозцу пешком, Шапки-ушанки покрыты снежком. Что может быть лучше январской поры! На лыжах, на санках несёмся с горы. Любому мальчишке Мороз нипочём. Не зря он считает себя москвичом! Мы москвичи, Молодые москвичи… По тротуару размашисто шагает Алёша. Вид у него независимый. Нетрудно догадаться, что идёт человек, принявший какое-то твёрдое решение. На перекрёстке его догоняет запыхавшаяся Галя: — Алёша, я тебе вот что хочу сказать: ты не расстраивайся, мы папе докажем, что ты самостоятельный. Алёша рассердился: — Кто это «мы»? Я сам буду доказывать! Без женской помощи! — Ну что ж, правильно! — обиженно говорит Галя и поворачивает за угол. По переулку идёт огромный грузовик-самосвал. Алёша остановился, с интересом рассматривает его. К Алёше подходит толстощёкий мальчуган в шубе, сшитой на рост. Это его одноклассник Никита. Говорит солидно: — Привет!.. Сильна машина! Алёша объясняет, занятый осмотром: — Сверхмощная! Двадцать пять тонн груза берёт. Ты только погляди! — В школу опоздаем, — тянет его Никита. Алёша вздыхает, с сожалением отходя от самосвала: — Сам знаю.
Улица полна народу. Всё в движении: мчатся машины, ежеминутно распахиваются двери магазинов. Из булочной выходит Генка, мальчишка лет десяти. За плечами у него рюкзак, под мышкой — буханка хлеба. Чтобы положить буханку на дно рюкзака, он достаёт и перекладывает в нём вещи: флягу, котелок, спички, перочинный ножик и пистолет-пугач. Видно, что мальчишка собрался в дальнюю дорогу. Он в стёганом ватнике, в валенках, на шее тёплый шарф, а на голове летняя кепка. Путешественник с завистью оглядывает мальчиков в тёплых шапках. Увидев Алёшу, обрадовано рассматривает его ушанку — вот как раз та шапка, которая ему нужна. — Поди-ка сюда, — подзывает он Алёшу. — Ты меня знаешь? — Знаю… Ты Генка… В красном доме живёшь. А что? — удивился Алёша. — Дай-ка мне твою ушанку примерить. Я хочу себе такую купить. Она тёплая? — Тёплая. Алёша не успевает опомниться — Генка с деловым видом снимает с Алёши ушанку и взамен нахлобучивает на него свою кепку. — Спасибо! Привет! — говорит он, вполне уверенный в правильности своего поступка. Алёша в кепке бежит за ним: — Да ты что? Отдай ушанку! — Приеду — отдам. — Генка подбегает к остановке автобуса и вскакивает в отходящую машину. Рассерженный Алёша сгоряча бросается бежать вслед за автобусом. — Куда ты? Опаздываем! — кричит Никита. Алёша останавливается. Говорит, насупившись: — Ладно, я знаю, где он живёт. После уроков — сразу к нему.
В школьной раздевалке шумно, как всегда перед началом занятий. Ребята, торопливо переговариваясь, вешают шубы. Нянечка тётя Поля внимательно наблюдает за ними. Миловидная молоденькая девушка застенчиво спрашивает тётю Полю: — Скажите, пожалуйста, Тихон Иванович уже пришёл? — Пришёл. Вы на практику? В какой класс? — В третий «А»! — волнуясь, отвечает девушка. — Третий «А»? Ты построже с ними. Они робких не любят! — советует тётя Поля. С шумом распахивается входная дверь, вбегают запыхавшиеся от бега Алёша и Никита. Алёша так стремительно вешает свою шубу, что обрывает на ней вешалку. Шуба падает на пол. Кое-как пристроив её, он подбегает к тёте Поле: — Здравствуйте, тётя Поля, как ваш зуб? Вот возьмите пирамидон. Но мама говорит, что нужно показаться зубному врачу. — Спасибо! Мальчик обходительный, но всё рывком, всё рывком… — качает головой тётя Поля, поднимая Алёшину шубу, снова успевшую упасть на пол. — Ох, не спросила я его, сколько раз в день принимать этот пирамидон… Да, — вдруг вспоминает она, — зуб-то мне вчера вырвали!
…Молоденькая девушка поднимается по широкой лестнице. Ребята из разных классов, обгоняя её, здороваются с ней. Старшеклассники здороваются басом: — Здравствуйте! — Здравствуйте! — слышится со всех сторон. Малыши хором кричат ей: — Здравствуйте! — Здравствуйте! — улыбается девушка. — Вы так со мной здороваетесь, как будто меня знаете! Малыши объясняют: — Мы со всеми взрослыми должны здороваться. Вы же взрослая, да? — неуверенно спрашивают они. Девушка смутилась: — Да, конечно, я взрослая.
Хотя звонка ещё не было, в третьем «А» дети уже сидят за партами и слушают Тихона Ивановича, который сообщает им важную новость: — Урок чтения в вашем классе сегодня будет проводить студентка-практикантка Нина Васильевна. Школьники удивлённо переглядываются, пожимают плечами. На партах шёпот: — Студентка!.. Вместо Тихона Ивановича студентка! Вот ещё — студентка!.. Тихон Иванович, улыбаясь, смотрит на недовольных ребят: — Алёша Птицын, что ты хочешь сказать? Ты так вертишься — вот-вот упадёшь. Алёша вскакивает с места, хлопает крышкой парты, на пол падают карандаши. Он быстро подбирает их. — Тихон Иванович, я хочу сказать, что студентка с нами не справится. Вас мы слушаемся, а студентке с нами будет трудно. — Конечно. С нами большое терпение нужно, — уверяет самый маленький третьеклассник, Коля. Ребята наперебой стараются доказать, что преподавать у них в классе очень трудно. — Со мной одним с ума сойдёшь! Вы же сами сказали, — доказывает Алёша. — А я запинаюсь, когда читаю. Со мной мученье! — заявляет Саша Фомичёв. — Нет, я нахожу, что вы не так уж плохо себя ведёте! Конечно, надо было бы лучше, — говорит Тихон Иванович. — Мы не плохо себя ведём?! — искренне удивился Алёша. — Я же всё время отвлекаюсь, посторонние вопросы задаю!.. И у меня всегда уши в чернилах… — Покажи уши! Чистые! — смеётся учитель. Алёше в голову пришла новая мысль, он опять тянет руку: — Тихон Иванович, а почему студентке можно нарушать расписание? Ведь вы должны вести урок. А она пришла и нарушает! — Почему — нарушает? Студентам так полагается, они же будущие учителя… а вот если вы будете плохо сидеть, Нине Васильевне снизят отметку за проведение урока. — Отметку? Разве им ставят отметки? — сочувственно удивились ребята. — И двойки им ставят так же, как нам? — Конечно, но при желании вы можете Нине Васильевне помочь. — Поможем ей? — покровительственно спрашивает один из мальчиков. — Поможем! — загорелся Алёша. — Придётся помочь, она ведь ещё неопытная, — снисходительно соглашается маленький Коля.
Звенит звонок. В класс входит молоденькая девушка, которую мы видели в раздевалке. Школьники, стараясь не стукнуть крышкой парты, как один, поднимаются с места. — Здравствуйте! Садитесь, — говорит девушка. У неё пересохло в горле от волнения. Тихон Иванович ободряюще смотрит на неё, она старается овладеть собой. — Вам на сегодня было задано читать рассказ «Первый ученик» — о Володе Ульянове… Откройте «Родную речь».
А тем временем бабушка Оля, несколько смущённая, стоит в раздевалке. — Урок ещё не кончился, бабушка Птицына, — говорит ей тётя Поля, как старой знакомой. — Подожду… Понимаете, важное письмо потеряла, — вздыхает бабушка. — Одна надежда, не попало ли оно случайно в Алёшин портфель… Может быть, я сама его туда положила… — Бывает… — соглашается тётя Поля. — У нас одна соседка потеряла ключ от комнаты, весь дом обшарили — нету! — А птица у них есть? — осведомляется бабушка Оля. — Есть снегирь. А что? — Надо было в клетке посмотреть, — советует бабушка. — Я недавно в клетку свой кошелёк положила. Стала воду менять, а он там… Постойте, может быть, я и письмо туда положила? Знаете что? Я пойду, я уверена, что оно в клетке…
…В классе Тихон Иванович слушает, как Нина Васильевна ведёт урок. Студентка держится насторожённо. Но пока тишина и порядок образцовые, ребята явно хотят, чтоб она получила пятёрку. — Хорошо… А кто ещё скажет, какой характер был у Володи Ульянова? — спрашивает студентка. Все ребята дружно поднимают руки. Особенно нетерпеливо тянет руку Алёша, как всегда, вертится на месте. — Тише, ты! — шепчут ему ребята. Студентка обращается к маленькому Коле: — Ты скажи… Коля старается как можно лучше высказать свою мысль: — Володя Ульянов был смелый. Он всегда смело держался. У него был очень смелый характер. — Это верно, — одобряет студентка. — Но только не повторяй всё время одно и то же слово. Наш язык богат, в нём можно найти другие слова, имеющие то же значение. Например: храбрый, отважный, бесстрашный. — Володя Ульянов был смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, — убеждённо повторяет мальчик. Снова все руки дружно тянутся вверх. Студентка вызывает Никиту. Никита отвечает вдумчиво: — Володя Ульянов был заботливый, хотел, чтобы у рабочих была хорошая жизнь. Встаёт Саша Фомичёв, говорит неожиданно: — Он далеко уплывал. Студентка поправляет его: — Ты неточно выразил свою мысль. Найди это место в книге и прочти нам. Мальчики заволновались, начали перешёптываться: — Ну всё! Сейчас он начнёт запинаться… Весь класс выжидательно смотрит на Сашу. Однако, к общему удивлению, Саша читает без запинки: — «Он уплывал далеко на середину реки. Иногда просто страшно становилось — как бы не унесло. А он крепкий был — выплывал». Класс облегчённо вздыхает. — Можно, я спрошу? — умоляюще говорит Алёша и вскакивает с места. — Володя Ульянов сразу был самостоятельный? Ему сестра не напоминала: «Иди учить уроки»? Он сам шёл, да? Тихону Ивановичу любопытно, что ответит студентка. — Конечно, Володя с малых лет был очень требовательным к себе, потому он и выработал такую исключительную работоспособность. Алёша с шумом опускается на место. У всех приготовлены дневники, они лежат на партах, только Алёша ищет дневник в своём портфеле. Неожиданно достаёт оттуда клубок шерсти и удивлённо его разглядывает, не понимая, как он мог попасть к нему в портфель. Наконец догадывается. — Бабушка положила вместо яблока! — шёпотом сообщает он Никите. — А? — шепчет Никита, не понимая. Мальчики сердито шикают на них со всех сторон: — Тише, тише, вы! Но Алёша уже увлечён. — Вот так яблочко! — развеселился он от души. Мальчики заметили клубок. Класс весело загудел. Кто-то, самый смешливый, громко хихикнул. А тут Алёша ещё выронил клубок, и тот покатился по полу. Теперь никто не может удержаться от смеха. Тихон Иванович недовольно качает головой. — Это что такое? — испуганно говорит студентка, с недоумением глядя на клубок. — Можно, я скажу? — решает Никита заступиться за товарища. — Он не виноват, у него бабушка рассеянная. Она ему клубок положила вместо яблока… Никита начал с жаром, но тут же умолк, взглянув на недовольное лицо студентки. Она говорит строго: — А при чём тут бабушка? Ты должен сам укладывать в портфель всё, что тебе нужно. Из-за тебя мы отвлеклись от урока. — Строгая! Пятёрку получит… — шепчет маленький Коля.
А бабушка Оля, отчаявшись найти нужное ей письмо, решает узнать по телефону, когда приходит поезд. Она медленно и старательно набирает номер. Справочная Курского вокзала занята. Бабушка снова набирает номер, но, о чём-то вспомнив, отходит от телефона, не положив трубку на рычаг.
В пустом классе за партой сидят Тихон Иванович и Алёша. Алёша опустил голову, нахмурился, молчит. По всему видно, что он очень огорчён. Почувствовав на себе взгляд учителя, Алёша говорит порывисто: — Тихон Иванович! Почему некоторые люди встают утром, решают быть твёрдыми, собранными, но ничего у них не получается? Ничего!.. — Ну, я на их месте не падал бы духом, — понимающе говорит Тихон Иванович. — Я бы добивался. — Не могут они! Всё им надо напоминать. Они стараются, но у них ничего не выходит! Они слишком горячие… — всё больше расстраивается Алёша. Тихон Иванович советует: — Знаешь, расскажи этим людям про Володю Ульянова. Он ведь всё делал с увлечением. И плавал, и с гор катался. А как он увлекался шахматами в детстве! — Да! Он очень увлекался, — обрадовался Алёша. — У него такая исключительная настойчивость сделалась! — подчёркивает он понравившееся ему слово «исключительная». — Верно… Вот ты и передай этим людям, что им надо волю укрепить, каждое своё решение доводить до конца. По-моему, это для них главное. — Это главное… Хорошо, я им передам, — говорит Алёша.
Скорый поезд, окутанный дымом, всё мчится вперёд. По радио в вагоне звучит песня о Москве. Пассажиры слушают, кто-то подпевает. Серафима Васильевна и Саша стоят уже одетые, в шубах. — Подъезжаем! — торжественно говорит Серафима Васильевна. — Подъезжаем! — так же благоговейно повторяет Сашенька. — Уже собрались? Рановато… Услышите, по радио скажут: «Граждане пассажиры, внимание! Скорый поезд № 6 прибывает к столице нашей Родины — Москве». Рановато… — качает головой проводник.
Открыв дверь своим ключом, в переднюю входит Андрей Андреевич. Он замечает, что телефонная трубка, из которой несётся безостановочный гудок, висит, покачиваясь, на шнуре. Пожав плечами, Андрей Андреевич кладёт трубку на рычаг. — Кто там? — слышится из комнаты голос бабушки. — Это я, мама. Решил сегодня забежать. Ты меня накормишь? — Пожалуйста! У меня всё готово! Всё в порядке! — уверенно отвечает бабушка. Андрей Андреевич входит в комнату и останавливается в недоумении — книги лежат на полу, выдвинуты ящики стола, шкафа, открыт сундук. Бабушка перетряхивает какие-то бумаги. Как видно, чтобы найти письмо, она перевернула весь дом вверх дном. — Что с тобой, мамочка? Ты что-нибудь потеряла? — Потеряла! Найду, тогда скажу, а то опять будете говорить — рассеянная. — Алёша дома? — как бы между прочим, спрашивает Андрей Андреевич. — Ещё рано, — оправдывается бабушка. — Он придёт ровно в час тридцать. Подождёшь его? — Обязательно! Будем вместе обедать.
Никита и Алёша стоят во дворе большого дома, ждут кого-то. Алёша снимает с головы кепку, смотрит на неё с досадой. — Как назло, сегодня эта история!.. Слушай, ты давно тут живёшь? — спрашивает он маленькую девочку, которая везёт на санках свою подружку. — Давно. Всю жизнь! Шесть лет и три месяца! — отвечает девочка. — Ты Генку знаешь? — А у нас два Генки. Вам какой нужен? — Такой длинный, вот его кепка, — объясняет Никита. — У нас ни у кого из ребят такой кепки нет! Постойте, я знаю, у кого такая точь-в-точь! — У кого? — заволновались мальчики. — У моего папы. — У папы, у мамы!.. — машет рукой Никита на непонятливую девочку. Её подружка, сидящая на санках, вмешивается в разговор: — Длинный Генка в нашей квартире живёт. Только он уехал! На лице у Алёши написано возмущение. — Уехал! В моей шапке! — Ясно! Так я и знал! — сочувствует Никита. — Попадёт тебе за шапку! Хочешь, возьми мою. Она на твою похожа, — в порыве дружбы предлагает он, хотя его шапка даже не напоминает Алёшину. — Пойду скорей, пока одна бабушка дома, — решает Алёша.
Вот он уже идёт по бульвару. На скамейках сидят мамы и няни с детьми. Алёша то и дело поправляет злополучную кепку, которая лезет ему на глаза. Наконец, вспылив, он срывает её с головы и швыряет в снег. Потом, взяв себя в руки, поднимает её. Вдруг он замечает под скамейкой на снегу толстую клеёнчатую тетрадь. Протягивает тетрадь няне, которая сидит на скамейке и катает перед собой коляску. — Вы уронили? Ваша тетрадь? — Нет, мальчик, не наша, мальчик, — нараспев говорит няня, обращаясь не к Алёше, а к своему малышу. — Мы с Мишенькой тетрадь не роняли. Мы с Мишенькой ещё не учимся, мы ещё маленькие… Около нас гражданочка сидела, готовилась к экзамену, верно, она забыла… Рядом с Мишенькой тётя сидела… — снова начинает нянька нараспев, забавляя малыша. Алёша листает тетрадь. — Тут лекции, как у моей мамы, — догадывается он. — Сейчас все учатся, все учатся, только мы с Мишенькой ещё не учимся, — распевает нянька. — Адрес есть, — обрадовался Алёша. — И фамилия — Сергеенко, старший лейтенант… Я бы отнёс, но я обязательно должен быть дома точно вовремя. — Отнеси, мальчик! Мы бы с Мишенькой отнесли, да нам кушать пора. Мишеньке кушать пора, нас мамочка ждёт, — распевает нянька. Разговаривая со своим Мишенькой, она уходит, катит перед собой коляску. Алёша с тетрадкой в руках стоит в раздумье.
…Детская комната отделения милиции. Дверь отворяется, входит Алёша, удивлённо рассматривает яркие плакаты на стене, детскую мебель, игрушки. За столом сидит молодая женщина. Она не в милицейской форме, а в обычном платье. Алёша удивлённо оглядывается. — Тут что, милиция? Мне старший лейтенант Сергеенко нужен… — Ну, я Сергеенко, — говорит женщина. — Вы? — снисходительно улыбнулся Алёша. — Какой же вы старший лейтенант? Звонит телефон. Женщина снимает трубку. — Старший лейтенант Сергеенко слушает! В Каховку? Понятно! У меня уже трое таких беглецов побывало… Отправили ко мне? Отлично… Алёша удивлён: — Вы лейтенант? Вы милиционер? А я думал, он мужского рода. — Алёша достаёт из кармана тетрадь. — Ваша тетрадка? Сергеенко с недоумением рассматривает тетрадь: — Да, моя… Дверь отворяется. Милиционер вводит Генку. Алёша уже собрался уходить, но, увидев Генку, от изумления прирастает к полу. — Вот, привёл беглеца, — говорит милиционер. Но Генка сам решительно подходит к столу. В глазах его ни страха, ни растерянности. — Кто тут главный начальник? — Я, — грозно говорит женщина. Генка на секунду опешил: — Вы? Тогда скажите им, чего они меня в Каховку не пускают. — А зачем ты туда собрался? — Как — зачем? Строителям помогать! Там люди нужны! — убеждённо, даже с пафосом, заявляет Генка, но, вдруг увидев Алёшу, невольно хватается за ушанку, снимает её с головы, мнёт в руках. — Что ж, цель у тебя хорошая! А в школе знают, что ты в Каховку едешь? Нет! А родителям сказал? Нет! Всех обманул! А по какой ты туда специальности? — строго говорит Сергеенко. Генка продолжает защищать свои позиции, исподлобья поглядывая на Алёшу: — У пульта стоять на шагающем экскаваторе! Что, я не справлюсь? Нажимай кнопки — и всё! Алёша делает движение в сторону Генки, хочет отнять у него шапку, но, взглянув на Сергеенко, останавливается. Сергеенко повторяет насмешливо: — Нажимай кнопки — и всё. А учиться тебе не надо? Что же, по-твоему, из тебя получится? Генка не сдаётся: — Ничего из меня не получится. — Вот я тоже думаю, что «ничего». — Сергеенко показывает на плакат, висящий на стене: — Что тут написано? На плакате стихи Маяковского: ПОМНИ ПРО ШКОЛУ — ТОЛЬКО С НЕЙ СТАНЕШЬ СТРОИТЕЛЕМ РАДОСТНЫХ ДНЕЙ. Генка молчит. Меньше всего он ожидал, что дело примет такой оборот. — Читай, я говорю! — приказывает Сергеенко. Генка, чувствуя, что ему не отделаться от этой настойчивой женщины, что-то невнятно бормочет про себя. — Громче, вслух читай! — продолжает требовать Сергеенко. — С выражением читай! Вникай в содержание! Наизусть выучи! — Ну, я пойду, — говорит Алёша. — Я должен быть дома в час тридцать. А мне ещё кой-кого дождаться надо! — Он многозначительно смотрит на Генку. — Постой, постой! — останавливает Сергеенко Алёшу, набирая номер телефона. — Катя? Скажи, где моя тетрадь, которую я тебе дала на один день? Ах, ты в отчаянии? А мне что прикажешь делать? Я три месяца конспект составляла… Ну, она у меня в руках. Как твоя фамилия? — спрашивает она Алёшу. — Птицын Алёша. — Школьник Алёша Птицын нашёл и принёс… Не знаешь, как его благодарить? — Сергеенко обращается к Алёше: — Моя сестра, Екатерина Ковалёва, мастер спорта по конькам, предлагает поучить тебя… Хочешь? Алёша не может прийти в себя от восторга. — Та самая Ковалёва? Вот здорово! Я же её из «Огонька» вырезал… Она у меня в комнате висит. — Ты у него в комнате висишь, — говорит Сергеенко сестре и, улыбаясь, кладёт трубку. — Приходи сегодня в пять часов на Стадион юных пионеров. Ковалёва там занимается с детской группой. — У меня каток как раз в пять часов! Я обязательно! — радуется Алёша.
На столе три прибора. Бабушка и Андрей Андреевич сидят на своих местах. Алёшин стул пустует. — Не придёт он! — говорит отец. Раздаётся звонок в передней. Бабушка радостно спешит открыть дверь. Входит Галя: — Это я! Мы сегодня раньше кончили. Алёша дома? — Нет, — шепчет бабушка. — Папа пришёл проверить, а Алексея нет.
Городские часы на перекрёстке показывают 1 час 15 минут. Под часами стоит Алёша. Он ждёт Генку, сердито поправляет ненавистную кепку. Из детской комнаты выходит Генка, расстроенный, без рюкзака. Он сердито бормочет: — Помни о школе… Только с ней… Дала она мне жизни с этими стихами! Велела маме за рюкзаком приходить. Алёша подбегает к нему. — На, возьми свою ушанку, она мне больше не нужна, — со вздохом говорит Генка. Алёша резко выхватывает шапку у него из рук. — Обманщик! Скажи спасибо, что я в милиции ничего не сказал! Кому ты в Каховке нужен! — А что ты вырываешь? — рассердился Генка, снова схватив шапку. — Тогда не отдам. Мальчики налетают друг на друга; сейчас начнётся настоящая потасовка. Вокруг Алёши и Генки собрались зрители — любопытные мальчишки с соседнего двора: они с интересом ждут, как развернутся события. Но вдруг Алёша вспомнил о чём-то, посмотрел на часы. — Не буду я с тобой драться! Мне домой надо! Ладно, в этой пойду! — У! Струсил! — торжествует Генка. — Струсил! — повторяет один из зрителей. Алёшино благоразумие вмиг улетучивается. Нет, будь что будет, насмешек над собой он не допустит! — Кто струсил, ещё поглядим! — кричит он Генке, пылая от негодования.
На столе четыре прибора. Бабушка, Андрей Андреевич и Галя сидят на своих местах. Алёшин стул пустует. — Давайте обедать, что-то я проголодался, — говорит отец. Часы бьют половину второго. Раздаётся звонок в передней. Бабушка спешит открыть дверь. Входит Алёша в своей шапке-ушанке, завязанной под подбородком. Очевидно, он оказался победителем в бою, так как шапка снова у него на голове. — Молодец! Пришёл! — шепчет бабушка. Да, но если бы ты знала, чего мне это стоило! — мрачно отвечает Алёша.
В столовой Галя подаёт суп отцу. — Папа, ты сдаёшься? Всё по расписанию! — торжествует она. Бабушка в передней снова принимается звонить по телефону. Набрав номер, спрашивает обрадованно: — Справочная? Наконец-то! Будьте добры, скажите, пожалуйста, когда приходит поезд из Никитовки: в пять часов или в шесть? Какой поезд? Сочинский или тбилисский? Понятия не имею… Подождите! Почему же вы кладёте трубку? — кричит бабушка. Снова терпеливо набирает номер. Перекладывает трубку из одной руки в другую, при этом в рассеянности опирается локтем на рычаг. Говорит возмущённо: — Галя, надо позвать монтёра! Телефон не работает! Как же узнать, когда они всё-таки приезжают? Пятнадцатого в шесть или шестнадцатого в пять?
Объявление по радио на вокзале: «В 16 часов 5 минут к третьей платформе прибыл скорый поезд № 6, Сочи — Москва». Пассажиры высовываются с площадок вагонов, кого-то окликают, машут руками. Объятия, поцелуи. Серафима Васильевна и Сашенька стоят на платформе около своих чемоданов. Серафима Васильевна подтянута, держится бодро. — Ну, где же твоя подруга? Это она? Какая она? — волнуется Саша. Серафима Васильевна внимательно оглядывает проходящих мимо пассажиров и встречающих. — Помолчи, Саша, так я пропущу её. Может быть, я её не узнаю? Я же её молодой помню. Вот такой. — Она вынимает из сумочки фотографию молодой девушки, протягивает её Саше. Саша рассматривает фотографию… Увидела на платформе похожую девушку. — Вот она! — кричит Саша радостно. — А правда, похожа, — растрогалась Серафима Васильевна. — Глупая ты девочка, она же такой была сто лет назад! — Сто лет! Тогда она, конечно, не придёт. — Не понимаю… Я ей написала: «Если хочешь меня видеть, приезжай на вокзал…» Может быть, она адрес переменила? Или сама переменилась? — вздыхает Серафима Васильевна. — Письмо не могло не дойти… Саша чуть не плачет от огорчения. — Кто же нам теперь Москву покажет? — Успокойся. Выясним, в чём дело. — Серафима Васильевна смотрит на свои ручные часы. — Так… Наш поезд в Горький уходит в 19.5. В нашем распоряжении ровно три часа. Где тут камера хранения? Носильщик, возьмите вещи! — с подчёркнутой решительностью распоряжается Серафима Васильевна.<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|