Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретический вопрос: Место нотариата в правовой системе России.

Северо-Кавказский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российский государственный университет правосудия»

(г. Краснодар)

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Кафедра гражданского процессуального права

По дисциплине: «Нотариат»

Вариант 3 от «И» до «М»

 

Выполнил:

Студент (3 / 14)

Заочной формы обучения

По направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

(на базе среднего профессионального образования)

Заочной формы обучения

Филин

 

Научный руководитель:

 

______________________

Дата предоставления работы

 

«____»___________2017 г.

 

КРАСНОДАР

Г.

Содержание

1. Теоретический вопрос: Место нотариата в правовой системе России…………………………………………………………..……….3

2. Задача № 1…………………………………………………….………..9

3. Задача №2…………………………………………………….………..10

4. Список используемой литературы………………………….………11

 

 

Теоретический вопрос: Место нотариата в правовой системе России.

Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или нотариат, действующий как объединение нотариусов в качестве лиц либеральной профессии) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы.

До становления концепции судебной власти место нотариата определялось в одном ряду с судами. Так, многие специалисты в свое время поддержали точку зрения Н.Б. Зейдера, обосновавшего так называемый широкий предмет гражданского процессуального права. Н.Б. Зейдер включал в предмет гражданского процессуального права деятельность не только суда, но и других органов, осуществляющих защиту гражданских прав, включая нотариусов, исходя из общности ряда принципов и других критериев. Нотариат традиционно включается также и в предмет гражданского процессуального права как учебной дисциплины, поскольку другое место среди учебных дисциплин ему найти сложно.

Согласно ст. 10 Конституции России государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать нотариат в судебную систему вряд ли возможно.[1] Задачи судов в системе разделения властей сводятся к осуществлению правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому суды не могут осуществлять непосредственное организационное руководство системой нотариата. Они осуществляют свое воздействие на деятельность нотариусов путем оценки правомерности их действий в связи с рассмотрением жалоб на действия нотариусов, а также при рассмотрении споров в исковом порядке, связанных с оспариванием нотариальных сделок. Приводимые иногда доводы в пользу организационного руководства нотариатом со стороны судебной системы со ссылкой на дореволюционный опыт несостоятельны, поскольку государственному устройству Российской империи не было известно разделение властей. Такой же опыт имел место и в советский период, когда, например, по Положению о государственном нотариате РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г., ряд организационных функций по руководству нотариатом осуществлял Верховный Суд РСФСР и краевые, областные и приравненные к ним суды. Однако понятно, что в тот период разделения властей как принципа организации осуществления государственной власти не существовало и суды занимали одно место в общем ряду правоохранительных органов.

Правильнее определить в современных условиях место нотариата как органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции. Под гражданской юрисдикцией понимается деятельность всех органов, которые наделены полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота. При этом важным признаком органов гражданской юрисдикции является то положение, что их деятельность происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности43. Обоснование необходимости и целесообразности сохранения нотариуса именно в системе гражданской юрисдикции позитивно, поскольку тем самым отделяется обычная гражданско-правовая процедура от системы нотариального производства.

Спорная часть гражданской юрисдикции осуществляется в основном судами, а значительная часть органов бесспорной гражданской юрисдикции, осуществляющих удостоверительные, правореализационные и регистрационные полномочия (нотариат, система принудительного исполнения, органы регистрации актов гражданского состояния, прав на недвижимое имущество, юридических лиц, общественных объединений), – в рамках органов юстиции. Поэтому вполне логично и правомерно относить нотариат к ведению органов юстиции, которые осуществляют организацию деятельности значительной части органов бесспорной юрисдикции. Другое дело, что формы и порядок такой организации зависят от целого ряда различных обстоятельств, конкретных политико-правовых решений, способов регистрационно-удостоверительной деятельности. Так, формы воздействия органов юстиции на государственный нотариат совершенно иные, нежели на нотариусов, работающих вне рамок государственной службы.

4 социальных функции нотариата в гражданском обороте:

1) Предупредительная функция – заключается в разрешении бесспорных гражданских дел. На основании критерия спорности или бесспорности права можно разграничить юрисдикционную деятельность судьи и нотариуса. При наличие спора гражданская юрисдикция осуществляется судом, при его отсутствии нотариусом.

Деятельность нотариусов в доктрине иногда классифицирую как предупредительное правосудие, так как нотариат способствует снижению судебной нагрузки в 3-х направлениях: 1. Он предупреждает споры на стадии согласования условий сделки и ее заключения; 2. Он облегчает судебное рассмотрение гражданско-правовых споров и процесс доказывания в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу которые отделяются их о обычных актов в простой письменной форме. Все доказательства имеют равную силу; 3. Он самостоятельно рассматривает гражданско-правовые дела бесспорного согласия.

В строгом значении термина правосудия нотариат органом правосудия не является и так называемое предупредительное правосудие в современной системе органов гражданской юрисдикции не известно. Именно поэтому предупредительная функция нотариата.

1) Правореализационная – осуществляется путем обеспечения условий правомерного поведения участников гражданского оборота в отношении которых совершаются нотариальные действия.

На нотариусе лежит обязанность обеспечить надлежащие правовые условия для правореализационной деятельности участников нотариального действия. Кроме того, сам нотариус исполняет, использует и соблюдает требования правовых норм (материально и процессуального характера) в связи с предоставленными ему полномочиями. Например, нотариус при удостоверении сделки по отчуждению имущества обязан исполнять требования нотариального производства. Например, проверить принадлежность имущества продавцу. Используя предоставленные ему полномочия, например, по проверки достоверности предоставленных ему документов, то соблюдают установленные запреты, например, отклоняют просьбу от участников нотариального производства от подписания нотариального документа без присутствия нотариуса. Нотариус в ряде ограниченных случаях является также субъектом правоприменительной деятельности, когда ему предоставлено право разрешать юридические дела в отношении конкретных фактических ситуаций. Применение права осуществляется нотариусом в ограниченном числе случаев, так как основная задача нотариата заключается в обеспечении правомерности действий участников гражданского оборота. Например, нотариус применяет правовые нормы при совершении исполнительных надписей, когда ему представлены по существу полномочия по санкционированию (разрешению) принудительного осуществления нарушенных прав. А нотариальный акт имеет силу исполнительного документа в рамках исполнительного производства. При этом нотариус одновременно применяет нормы как материального права, так и процедурного характера, регламентирующие порядок совершения нотариальных действий.

2) Правоохранительная – отражает место нотариата как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, снижая уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений.

В рамках правоохранительной функции нотариат с помощью присущих ему правовых средств решает ряд задач:

Снижает уровень криминальности в гражданском обороте в сфере собственности;

Облегчает раскрытие преступлений;

Способствует снижению уровня преступности, обеспечивает юридическую безопасность граждан и организаций.

Нотариат в силу своего публично-правового характера, жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости исследования достаточно широкого круга доказательств является одним из субъективных средств снижение криминальности в сфере собственности, прежде всего в отношении объектов собственности подлежащих регистрации. Важным аспектом является то положение, что содержание правоохранительной системы достаточно затратно, а развитие нотариата позволяет переложить часть правоохранительных мероприятий на самих участников гражданского оборота.

3) Фискальная – эта функция также вытекает из его публично-правовой природы и необходимости для нотариата способствовать решению целого ряда государственных задач. Органу нотариата способствует решению такой государственной задачи как привлечение всех обязанных лиц к уплате налога. Так в соответствии со ст. 85 НК РФ – нотариусы обязаны сообщать государственным налоговым инспекциям об удостоверении договоров дарения и выдачи свидетельств о праве на наследство. Что позволяет государству отслеживать данные гражданские акты с целью взимания налога на имущество, переходящих в порядке дарения или наследования.

2 классификация нотариальных функций:

По специфике содержания:

1) Правоустановительная – заключается в необходимости установления в нотариальном производстве юридических фактов чаще всего связанных между собой фактические составы различной степени сложности.

Обязанность проверки наличия необходимого фактического состава истребования необходимых документов лежит на самом нотариусе.

2) Удостоверительная – заключается в наделении нотариуса полномочием придания от имени государства юридическим действиям участникам гражданского оборота особого правового характера.

3) Охранительная – заключается в возложении на систему нотариата охраны прав участников нотариального производства, в т.ч. путем содействия в осуществлении их прав и исполнении обязанностей. При этом охранительная функция осуществляется нотариусами не только при совершении нотариальных действий одноименного характера (принятие мер к охране наследственного имущества), но и при совершении практически любого нотариального действия.

4) Юрисдикционная – вытекает из роли нотариата как органа гражданской юрисдикции. Особенностью юрисдикционной деятельности нотариуса является не последующее разрешение уже возникших правовых конфликтов в сфере гражданского оборота, а в основном деятельность по их предупреждению. Только в отдельных случаях, например, при совершении исполнительных надписей нотариусы способствуют разрешению относительно спорных ситуаций гражданского оборота.[2]

Задача № 1. Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью "Гарант" предъявило нотариусу вексель для совершения протеста в неплатеже 14тыс. рублей 10 января 1998 г. Срок платежа -1 января 1998 г. В какой срок нотариус может совершить протест векселя в неплатеже?

Ответ: Положением о переводном и простом векселе установлены следующие сроки для протеста: векселя для совершения протеста в неплатеже принимаются нотариусом в один из двух рабочих дней, которые следуют за днем, в который вексель подлежит оплате (т.е. не ранее чем на следующий день после истечения даты платежа по векселю, но не позднее следующего после этого дня)[3]

Задача № 2. 15 октября 1994г. сельхозобъединение "Мир" представило нотариусу для предъявления к платежу чек на сумму 34 тыс. рублей, выданный 1 октября 1994 г. (чек выписан на территории РФ). Нотариус принял чек и в тот же день предъявил его банку к оплате. Законны ли действия нотариуса?

Ответ: Согласно ст. 96 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, Нотариус по месту нахождения плательщика принимает для предъявления к платежу чек, представленный по истечении десяти дней, если чек выписан на территории Российской Федерации; представленный по истечении двадцати дней, если чек выписан на территории государств - членов Содружества Независимых Государств; представленный по истечении семидесяти дней, если чек выписан на территории какого-либо другого государства, со дня выдачи чека, но не позднее 12 часов следующего после этого срока дня.

Чек может быть предъявлен к платежу в установленные сроки. Если чек не оплачен в течение установленного срока, то его предъявляют нотариусу. Нотариус в день получения неоплаченного чека предъявляет его для оплаты соответствующему банку. [4]

 

 

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...