Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое направление

Важную роль в осмыслении благополучия играют научные работы представителей психологического знания, на основе которых сформировалось психологическое направление его исследования. В рамках обозначенного направления основное внимание ученых концентрируется на индивидуальном уровне и субъективной стороне благополучия, которое отождествляется с позитивным психологическим состоянием, эмоциональной приподнятостью, удовлетворенностью.

Существенный вклад в развитие психологического направления исследования сущности и содержания благополучия внесли представители психологии прагматизма (У Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Ч. Пирс и др.), которые предложили рассматривать его, с точки зрения приспособленности человека к среде жизнедеятельности, успешности преодоления жизненных проблем, полноты решения практических задач и достижения поставленных целей. По их мнению, благополучие человека всецело зависит от индивидуального опыта, который определяется активностью человека, направленностью его внимания и интереса. На основе индивидуального опыта вырабатываются личные предпочтения, развиваются разнообразные способности человека, формируется разум как главный динамический и функциональный инструмент приспособления организма к среде и борьбы за существование, важнейшее условие успешности человеческой деятельности. Богатство индивидуального опыта обусловливает уровень развития разума, определяет способность человека обеспечивать свое благополучие [21 и др.].

В рамках гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, У Тэлли и др.) благополучие человека связывается со степенью удовлетворения его актуальных потребностей, полнотой реализации личных потенций, уровнем самоактуализации. Представители гуманистической психологии отводят центральную роль мотивам человека, которые отражают устремленность личности в будущее, обеспечивают рост конструктивного начала человеческого Я, способствуют формированию активной жизненной позиции, что немаловажно для обеспечения индивидуального благополучия [42; 45].

Особое значение для осмысления феномена благополучие в рамках гуманистической психологии имеет теория мотивационно-потребительской сферы личности А. Маслоу. Согласно данной теории, ощущение благополучия, эмоциональное равновесие, формирование оценки бытия как полноценного и счастливого обеспечивается только при условии удовлетворения базовых (де-фицитарных) потребностей. К базовым потребностям А. Маслоу относит физиологические потребности, которые лежат в основе физического благополучия, потребности в безопасности и стабильности, удовлетворение которых способствует формированию психического благополучия, потребности в любви и принадлежности к социальной группе, в социальном признании и уважении, которые создают ощущение социальной успешности и социального благополучия личности. Длительная неудовлетворенность базовых потребностей приводит к депривации, которая проявляется в виде стрессов, неврозов, регресса потребностей. Только после удовлетворения дефицитарных потребностей возникает более высокая мотивация, которая лежит в основе потребностей, занимающих высший уровень иерархии – потребностей в самовыражении и самоактуализации. Удовлетворение высших потребностей связано с максимальной реализацией личного потенциала, высокими достижениями человека в той или иной сфере жизнедеятельности, общественным признанием и известностью. Реализация высших потребностей порождает осознание достижения высшего блага, высшей степени индивидуального благополучия [42].

У Тэлли в своей теории человеческих потребностей также описывает дефицитарные потребности, от удовлетворения которых зависит благополучие человека. Среди них особо выделены потребности в поддержании и продолжении жизни, защищенности, общении. Однако, в отличие от А. Маслоу, У Тэлли отрицал единственность вектора развития потребностей и мотивов человека, направленного только вверх по ступеням иерархии потребностей. По его мнению, потребности эластичны и взаимозаменяемы. Эти свойства способствуют формированию множества векторов их развития. Поэтому человек и с не полностью удовлетворенными социо-биологическими потребностями может обладать высокой мотивацией, достигать больших результатов в самореализации и ощущать себя благополучным [75].

Согласно теории потребностей Э. Алларта, существует три группы базовых потребностей, которые условно обозначены им как «иметь», «любить», «быть». В первую группу включены потребности в здоровье, образовании, занятости, материальном достатке, нормальных жилищных условиях. Во вторую группу входят потребности в принадлежности к локальному сообществу, в социализации, близком общении, дружеских отношениях, любви, заботе, поддержке. К третьей группе относятся потребности в социальной интеграции, определенном социальном статусе, политической активности, гармоничных отношениях со средой обитания. Потребности каждой группы представляют собой автономные упорядоченные системы, в каждой из которых развитие потребностей и мотивации возможно в двух направлениях: вверх, если удовлетворены потребности более низкого уровня, и вниз, если удовлетворение потребностей более высокого порядка оказалось невозможным. Ощущение благополучия формируется только в условиях роста уровня удовлетворения потребностей всех трех групп.

Следующий подход к осмыслению благополучия в рамках психологического знания основан на идее о том, что истинное значение благополучия человека заключается в его субъективной оценке качества бытия. Сторонники данной точки зрения (Ф. Андрес, Н. Далки, А. Кэмбелл, Ф. Конверс, А. МакКеннел, А. Михалос и др.) утверждают, что общая субъективная оценка жизни складывается на основе двух главных ее составляющих – рациональной оценки жизни и эмоционального отношения к ней [32].

Рациональная составляющая субъективной оценки бытия отражает удовлетворенность человека его жизнью в целом и отдельными ее сферами. Многочисленные исследования показывают, что на удовлетворенность жизнью определенное влияние оказывают здоровье, возраст, внешность, уровень интеллектуального развития, образование, профессия, брачный статус, характер и успешность трудовой деятельности, доход, место и условия проживания, полноценность досуга и отдыха, религиозные ориентации, ценностные предпочтения человека. Важную роль при формировании той или иной степени удовлетворенности жизнью играет также сравнение собственных условий жизни с условиями жизни окружающих людей, а также сравнение условий своей жизни в настоящем, с условиями жизни в прошлом. Однако, одним из наиболее значимых факторов, определяющих удовлетворенность жизнью, является уровень притязаний человека, который обусловливает величину различий между реальным и желаемым состоянием.

Эмоциональная составляющая субъективной оценки бытия, в свою очередь, представляет собой соотношение величин позитивных и негативных аффектов. К позитивным аффектам относят ощущение эмоционального подъема, счастья, стабильности и уверенности в своих силах, осознание личной значимости и компетентности, безопасности и поддержки. Негативные аффекты связаны с дезадаптацией, страхом, депрессией, тревожностью, негативными эмоциональными переживаниями, стрессами. Ученые отмечают, что чем больше преобладают позитивные аффекты над негативными, тем более счастливым и благополучным ощущает себя человек в эмоциональном плане. В целом, с позиции данного подхода благополучие характеризуется сочетанием высокого уровня удовлетворенности жизнью с позитивным эмоциональным состоянием.

В контексте психологического направления к осмыслению благополучия ряд ученых (А.Ф. Селиванов, В. Татаркевич, В. Франкл, Э. Фромм и др.) указывает на то, что проблема благополучия человека неотделима от вопроса о смысле жизни. Уверенность в том, что жизнь имеет какой-то смысл – одно из главных условий удовлетворенности жизнью. Индивидуальное благополучие, по своей сути, является следствием реализации смысла жизни [63, с.45]. По мнению В. Франкла, «смысл – это ценностное отношение к миру» [69, с. 23]. В проблеме смысла жизни вопрос о ценности жизни является главным. Через отношение к жизни, осознание ее ценности у человека формируется представление о собственном благополучии, благополучии других людей, благополучии общества. Отсутствие смысла жизни порождает состояние «экзистенциального вакуума», для которого характерны полное безразличие, апатия, пассивность, неудовлетворенность, эмоциональный упадок. Чтобы обрести благополучие, человек должен стремиться к познанию и реализации смысла жизни [59, с. 64].

Смысл жизни у разных людей может существенно различаться. В этой связи Э. Фромм отмечал, что двумя основными способами существования человека являются обладание и бытие (модус «иметь» и модус «быть»). Преобладание одного из них во многом определяет различия в индивидуальных представлениях о смысле жизни, отражается в характерах людей, в типе их социального поведения. Человек с установкой на обладание, связывает свое благополучие с богатством, удовлетворением материальных потребностей, престижем. По мере повышения уровня «обладания» он перестает в нем нуждаться, однако при этом утрачивает способность мыслить, творить, развиваться. Личность, ориентированная на «бытие», в качестве главного условия своего благополучия видит наличие возможностей для самосовершенствования, максимального развития своей индивидуальности, продуктивного использования способностей, творчества, повышения интеллектуального уровня, то есть люди сами формируют свои представления о благополучии. Для одних оно определяется высоким материальным достатком, для других – связано с высоким уровнем развития творческого и интеллектуального потенциала [71, с. 45].

 

В контексте психологического знания благополучие человека достаточно часто отождествляется с позитивным психологическим самочувствием (настроением). В исследовании психологического самочувствия, как понятия, характеризующего определенную форму психического состояния человека, приняли участие А.И. Леонтьев, К.К. Платонов, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, С.Л. Рубинштейн и др. Данное понятие отражает уровень комфортности внутреннего состояния, его общий «тон», характер переживаний, «расположение духа». В самочувствии находят свое выражение личностное отношение к жизни, степень соответствия жизненной ситуации требованиям личности. Самочувствие человека неоднородно, изменчиво, может проявляться от нерасчлененного переживаемого общего жизненного тонуса (хорошее или плохое самочувствие) до вполне отчетливо выраженных форм жизнеощущения, которые могут иметь негативный (скука, печаль, скорбь, тоска, страх, отчаяние) или позитивный (увлеченность, ликование, радость, восторг, просветленность, надежда) характер. Самочувствие оказывает существенное влияние на поведение человека, определяет его жизненную активность, определяет характер оценки человеком уровня своего благополучия [5 и др.].

В 80-х годах XX столетия термин «самочувствие» вышел за рамки психологии, что было обусловлено интересом к изучению не только его психологических, но и социальных характеристик. Интерес к социальному аспекту понятия «самочувствие» породил новую научную категорию – «социальное самочувствие», которая стала объектом внимания философов, политологов, культурологов, социологов. В современном социальном знании сформировалась теория социального самочувствия, в рамках которой понятие «социальное самочувствие» трактуется как эмоционально-оценочная реакция людей на условия социальной жизни, их изменения и свое положение в трансформирующемся обществе [65 и др.].

В социальном самочувствии опосредованно отражается социальный опыт людей, живущих в разных условиях и обладающих своей специфической совокупностью знаний, привычек, стремлений и представлений о «нормальных» условиях жизни, которыми признаются однородные, сходные условия и образ жизни большинства населения, не вызывающие социального напряжения. Характер социального самочувствия определяется степенью удовлетворения актуальных социальных потребностей, социальными ожиданиями и притязаниями, представлениями об оптимальном социальном положении граждан. Он в значительной мере зависит от стабильности фундаментальных основ жизнедеятельности общества (идеологии, ценностей, нравственных и правовых норм), способностей социальных субъектов к адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям, к освоению новых форм социального взаимодействия и экономической жизнедеятельности, которые могут сформироваться в результате социальных преобразований. Большое влияние на социальное самочувствие оказывает преобладающая в обществе жизненная стратегия – ориентация на определенный способ построения и регулирования жизни. Основными типами жизненной стратегии являются стратегия выживания и стратегия развития. Более позитивное социальное самочувствие и более высокий уровень благополучия характерен для сообществ, среди представителей которых в большей степени распространена жизненная стратегия с ориентацией на развитие.

Итак, в рамках психологического направления феномен благополучие рассматривается как позитивное психологическое состояние личности, для которого характерны высокий уровень реализации актуальных потребностей и личных потенций, удовлетворенность жизнью, социальным положением и условиями бытия, ощущение счастья, стабильности, уверенности в своих силах, позитивное настроение и хорошее психологическое самочувствие. Важнейшими детерминантами благополучия признаются жизненный опыт, уровень знаний, мировоззрение и ценностные ориентации личности, способность адаптироваться к изменяющимся социальным условиям и избранная жизненная стратегия.

Медицинское направление

В рамках медицинского направления благополучие отождествляется со здоровьем, которое выдвинуто на одно из первых мест в ряду общечеловеческих ценностей, и провозглашается высшим благом, важнейшим правом человека, поскольку является основой полноценного развития и ключевым условием успешности социальной жизнедеятельности каждого индивида, главным фактором, определяющим стабильность, независимость и могущество государства.

Систематизация существующих определений понятия «здоровье» позволяет выделить шесть основных его признаков: отсутствие болезни; нормальное развитие и функционирование организма; динамическое равновесие организма и окружающей среды; способность к полноценному выполнению социальных функций; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; способность успешно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Анализ научной литературы, посвященной исследованию здоровья как основы благополучия человека и общества, свидетельствует о наличии в современном социальном знании нескольких подходов к его исследованию: медицинского, биомедицинского, биосоциального, ценностноориентированного. Важнейшей исследовательской задачей провозглашается разработка системного подхода к определению сущности и содержания здоровья. В настоящее время существует множество альтернативных способов решения этой задачи. Так, например, ряд ученых считает, что создание системного подхода должно базироваться на отказе от определения здоровья как определенного состояния организма человека, и считает целесообразным рассматривать его как динамический процесс саморазвития.

Системный подход к исследованию проблем здоровья человека развивается в научных работах представителей десмоэкологии. Предложенная в ее рамках «ноосферная модель здоровья» основана на идее зависимости уровня здоровья и благополучия человека от меры удовлетворения его базовых потребностей. Здоровье рассматривается как средство, процесс и результат удовлетворения физиологических, психических и социальных потребностей человека. В качестве главной причины болезней выступает выведение организма из состояния равновесия в результате «недо-пере-удовлетворенности» потребностей. Сохранение здоровья и «всестороннего благополучия», по мнению создателей ноосферной модели здоровья, возможно только в условиях сохранения баланса необходимости и достаточности удовлетворения физиологических, психических и социальных потребностей человека.

Системный анализ понятия здоровья осуществляется в рамках теории социального здоровья, представители которой (И.А. Гундаров, Б.А. Классов, Н.М. Ковалева, С.А. Мезенцев, Н.Л. Русинова и др.) исследуют проблемы здоровья человека и общества, акцентируя основное внимание на их социальном аспекте. Исходное понятие теории – «социальное здоровье» – рассматривается на двух уровнях: индивидуальном и общественном. Социальное здоровье на индивидуальном уровне определяется не только состоянием физического тела, но и характеристиками эмоционально-чувственной сферы, сознания, подсознания, души, духа, социальными качествами личности. Социальное здоровье на уровне общества понимается как «состояние совокупного физического, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного здоровья населения, которое фиксируется в соответствующих статистических данных» [13].

В ходе анализа научных разработок, посвященных созданию системного подхода к исследованию здоровья, было выявлено, что, наряду с биологическими факторами и физическими характеристиками организма, существенная роль в определении уровня здоровья отводится социальным факторам, психическим и интеллектуальным качествам человека, которые ранее считались не основными, вторичными. Современными исследователями подчеркивается особое значение сознания человека, его ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений для обеспечения личного и общественного благополучия.

Таким образом, в рамках медицинского направления благополучие рассматривается, с точки зрения состояния здоровья на индивидуальном и социальном уровнях, эффективности действия механизмов сохранения и наращивания физического, психологического, интеллектуального, культурного, социального потенциала человека и общества. Обеспечение благополучия в социально-медицинском аспекте предполагает создание необходимого комплекса санитарно-гигиенических, экологических, экономических, социальных и культурных условий, благоприятствующих здоровью.

Экологическое направление

Экологическое направление исследования благополучия сформировалось во второй половине XX столетия, когда под влиянием негативных проявлений нарушения экологического равновесия в сознании людей сложилось убеждение в необходимости уважительного отношения к природной среде, сохранения ее разнообразия, поиска гармонии с природой. В рамках экологического подхода благополучие трактуется как благоприятные для жизни и прогрессивного развития человечества условия окружающей среды, основанные на гармоничных отношениях человека и природы, при которых сохраняются ресурсы, необходимые для полноценного существования будущих поколений.

Значительное влияние на развитие экологического подхода к исследованию благополучия оказала концепция альтернативной цивилизации, создатели которой (Л. Барун, И.В. Бестужев-Лада, Г. Гендерсон, Г.Г. Дилигенский, Ж. Робен и др.) считают, что главной проблемой современного общества является его разбалансированность – нарушение топливно-энергетического, материально-сырьевого, продовольственного, транспортного, торгового, экологического, демографического, экономического, жилищного, образовательного, военного и других балансов. Разбалансированность общества – основная причина возникшего все более усугубляющегося глобального кризиса человечества. Его преодоление возможно через создание «альтернативной цивилизации» – цивилизации будущего с качественно новыми экономикой, политикой, культурой, образованием, ценностями, уровнем и качеством жизни. Для создания «альтернативной цивилизации» человечеству нужен не столько отказ от экономического роста, сколько переориентация с количественного на качественное развитие, изменение условий, принципов и смыслов существования, формирование разумных потребностей, которые позволят уменьшить промышленную нагрузку на природу. Современным государствам необходимо приложить максимальные усилия для восстановления топливно-энергетического и зависимого от него материально-сырьевого баланса, нормализации воспроизводства поколений, восстановления экологического равновесия, всеобщего и полного разоружения. Конечным результатом всех этих преобразований должно стать обеспечение всеобщего благополучия и полноценного развития человека [7; 11; 16; 20; 22; 30; 34; 36; 40; 43; 44; 47; 49; 56].

Таким образом, с точки зрения экологического направления благополучие – это гармоничные отношения человека с окружающей средой, наличие условий, когда окружающая среда благоприятна для существования человека, а также когда сохраняются природных ресурсы, необходимые для полноценной жизни будущих поколений. Для его обеспечения человечеству необходимо признать экологическое равновесие приоритетной ценностью, изменить мышление с антропоцентрического на экологоцентрическое, осознать, что шанс на выживание появится только тогда, когда решение экологических проблем станет всеобщей первоочередной задачей.

В современном социальном знании сформировалось множество направлений исследования благополучия, каждое из которых предлагает свое видение природы, сущности, детерминант, способов обеспечения благополучия, концентрирует основные усилия на изучении только одного его аспекта, что обусловливает отсутствие в современной науке целостного представления о нем. Интеграция теоретико-методологических подходов к исследованию благополучия, существующих в социальном знании возможна на основе социологического подхода. В настоящее время социологический подход является одним из наиболее перспективных подходов к исследованию благополучия человека и общества, поскольку позволяет не только сформировать целостное представление о его природе, сущности и основных компонентах содержания, но и перевести теоретические знания в модели, программы, проекты, реализация которых приблизит общество к оптимальному уровню социального благополучия.

Список литературы

1. Августин А. Исповедь / А. Августин. – М., 1997. – 463 с.

2. Аверин А.Н. Социальная политика государства / А.Н. Аверин. – М., 2002. – 166 с.

3. Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления / Г. И. Авцинова // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3. – С. 90–104.

4. Андреевский И. Благополучие / И. Андреевский // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – М., 1992. – Т.7. – С.52.

5. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл; пер. с англ. под ред. М.В. Кларина – М., 1990. – 332 с.

6. Аристотель. Политика / Аристотель // Сочинения в 4-х т.; пер. с древнегреч. под ред. А.И. Доватура. – Т.4. – М., 1983. – С. 375–644.

7. Бек У Что такое глобализация? Ошибки глобализма – ответы на глобализацию / У Бек; пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. – М., 2001. – 304 с.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М., 1999. -786 с.

9. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства / И. Бентам. – М., 1998. – 415 с.

10. Бердяев Н.А. Творчество и объективация / Н.А. Бердяев. – Минск, 2000. – 301 с.

11. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация / И.В. Бестужев-Лада. – М., 2003. – 448 с.

12. Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству / М.П. Бочаров. – М., 1997. – 176 с.

13. Браун В.Дж. Социальные неравенства и здоровье / В.Дж. Браун, Н.Л. Русинова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1999. -Том II. – Вып. 1. – С. 8–16.

14. Ващекин Н.П. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие / Н.П. Ващекин, М.А. Мунтян, А. Д. Урсул. – М., 2000. – 286 с.

15. Водовозов Н. Социальный вопрос и социальная политика / Н. Водовозов // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Т.61. – М., 1992. – С. 72–75.

16. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурализации / Э. Гидденс. – М., 2003. – 528 с.

17. Горохова К.Г. «Государство всеобщего благосостояния»: шведская модель / К.Г. Горохова. – М.: Знамя, 1989. – 358 с.

18. Гумплович Л. Социология и политика / Л. Гумплович. – М., 1995. – 376 с.

19. Гэлбрейт Дж. Жизнь в наше время / Дж. Гэлбрейт; пер. с англ. О.С. Васильева. – М., 1986. – 406 с.

20. Деларю В.В. Социальная экология и массовое сознание / В.В. Деларю. – Волгоград, 2000. – 203 с.

21. Джеймс У Воля к вере / У Джеймс; пер. с англ.; под ред. Л.В. Блинникова. – М., 1997. – 431 с.

22. Дилигенский Г.Г. Человек перед лицом глобальных процессов / Г.Г. Дилигенский // Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М., 2003. – С. 329–359.

23. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. – Рим, 4 ноября 1950 г.

24. Европейская Социальная Хартия. – Турин, 18 октября 1961 г.

25. Жуков В.И. Социальная политика и социальное образование в России / В.И. Жуков. – М., 1998. -32 с.

26. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества / В.Л. Иноземцев. – М., 1998. – 640 с.

27. Каменецкий В. А. Проблемы становления социального государства / В.А. Каменецкий, В.П. Патрикеев. – М., 2001. – 360 с.

28. Кареев Н. Социализм / Н. Кареев // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Т.61. – М., 1992. – С. 21–34.

29. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. – Петрозаводск, 1993. – 306 с.

30. Кинг А. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба / А. Кинг, Б. Шнайдер. – М., 1991. – 354 с.

31. Колков В.В. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие / В.В. Колков, И.М. Лавриненко. – М., 2002. – 360 с.

32. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл; пер. с англ. – М., 1980. – 392 с.

33. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь / Х. Ламперт. – М., 1994. – 342 с.

34. Лига М.Б. Проблемы качества жизни: позиция Римского клуба / М.Б. Лига. – Чита, 2005. – 158 с.

35. Линд Р. Процессы преобразования в общественном секторе Швеции / Р. Линд. – СПб., 1998. – 367 с.

36. Луман Н. Понятие риска / Н. Луман // THESIS. – 1994. – Вып. 5. – С. 135–160.

37. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли; пер. с итал. Д.Г Муравьевой. – М., 2005. – 461 с.

38. Мальтус Т Опыт о законе народонаселения / Т Мальтус. – Петрозаводск, 1993. – 136 с.

39. Марголин М. Штейн Лоренц / М. Марголин // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Т.78. – М., 1992. -С.195–197.

40. Маркович Д.Ж. Социальная экология и качество жизни / Д.Ж. Маркович. – М., 1998. – 68 с.

41. Маркс К. О социальной справедливости / К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. – М., 1987. – 302 с.

42. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу; пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб., 1999. – 479 с.

43. Медоуз Д. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее / Д. Медоуз, Й. Рандерс // Новая постиндустриальная волна на Западе; под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 1999. – С. 572–596.

44. Моисеев Н.Н. Цивилизация на переломе. Пути России / Н.Н. Моисеев. – М., 1996. – 176 с.

45. Оллпорт Г. Л. Личность в психологии / Г.Л. Оллпорт; пер. с англ. – М.; СПб., 1998. – 347 с.

46. Оуэн Роберт // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Т.44. – М., 1992. – С. 481–482.

47. Пестель Э. За пределами роста / Э. Пестель. – М., 1988. – 272 с.

48. Петерсон О. Шведская система правления и политика / О. Петерсон. – М., 1998. – 245 с.

49. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи; пер. с англ. О. В. Захаровой – М., 1980. – 302 с.

50. Пигу А. Экономическая теория благосостояния / А. Пигу. – В 2 т. – Т.1 – М., 1985.– 512 с.

51. Платон. Государство / Платон // Сочинения в 3-х т.; пер. с древнегреч. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. – Т. 3. – М., 1971. – С. 89–454.

52. Права человека и работа в социальной сфере. – Женева, 1995. – 133 с.

53. Радлов Э. Фома Аквинский / Э. Радлов // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Т.71. – М., 1992. – С. 221–222.

54. Региональная политика реформируемой России: особенности трансформации и направления развития / под ред. С.И. Григорьева, А.М. Сергиенко. – Барнаул, 2002. – 284 с.

55. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. – В 3 т. – Т.1. – М., 1955. – 360 с.

56. Римский клуб: История создания / под ред. Д.М. Гвишиани М., 1997. -388 с.

57. Розанвалон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния / П. Розанвалон. – М., 1997. – 188 с.

58. Ростоу У Политика и стадии роста / У Ростоу. – М., 1973. – 356 с.

59. Селиванов А.Ф. Избранное / А.Ф. Селиванов. – Тюмень, 1998. – 645 с.

60. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / A. Смит. – М., 1993. – 684 с.

61. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия /

B. С. Соловьев // Антология русского качества; сост. Б.В. Бойцов, Ю.В. Крянев и др. – М., 2000. – С. 320–333.

62. Социальное государство и защита прав человека / под ред. Е.А. Лукашевой. – М., 1994. – 147 с.

63. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / В. Татарке-вич. – М., 1981. – 365 с.

64. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер; пер. с англ. – М., 2004. – 557 с.

65. Тощенко Ж.Т. Социальное настроение / Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко. – М.,1996. – 196 с.

66. Туган-Барановский М. Смит Адам / М. Туган-Барановский // Энциклопедический словарь: в 86 т. / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Т.60. – М., 1992. – С. 536–541.

67. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи / П.А. Флоренский. – М., 2003. – 640 с.

68. Франк С.Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. – М., 1992. – 511 с.

69. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла / В.Э. Франкл; пер. с англ. Д.А. Леонтьева. – М., 1990. – 367 с.

70. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм; пер. с англ. Д.Н. Дудиной. – М., 2000. – 672 с.

71. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни / Э. Фромм; пер. с англ. П.С. Гуревича. – М., 2004. – 384 с.

72. Фурье Ш. Избранные сочинения / Ш. Фурье. – В 4 т. – Т.3. – М., 1954. – 600 с.

73. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Ф.А. Хайек; пер. с англ. Е. Осиновой. – М., 1992. – 304 с.

74. Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель / П. Химанен, М. Кастелс; пер. с англ. – М., 2002. – 224 с.

75. Ценев В. Теория человеческих потребностей Уильяма Тэлли

[Электронный ресурс] / В. Ценев // Режим доступа: psyberia.ru/mindterritory/tally00

76. Шарков Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации. Вопросы теории и практики / Ф.И. Шарков. – Чебоксары, 1998. – 190 с.

77. Штекли А.Э. Утопии и социализм / А.Э. Штекли. – М., 1993. – 270 с.

78. Шумперет Й.А. Теория экономического развития / Й.А. Шумперет. – М.,1982. – 455 с.

79. Эрхард Л. Благосостояние для всех / Л. Эрхард; пер. с нем. – М., 1991. – 336 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...