И лечения в детской офтальмологии
А.Е. Бел озёров Вее годы своего существования инду-стрия персональных компьютеров стремится приблизить возможности компьютерных устройств ввода-вывода к функциональным возможностям сенсорного и моторного аппарата человека, повысить реалистичность «виртуальной реальности». В частности, постоянно улучшается согласование характеристик видеоподсистемы компьютеров с параметрами человеческого зрения. Поэтому закономерно, что параллельно с разработкой автома-тизированных систем учета в медицине стало стремительно развиваться и направление непосредственного ис-пользования компьютера в качестве орудия воздействия на зрительную систему человека. Этому направле-нию, развившемуся на стыке различ-ных наук, и посвящена настоящая глава. В ней описаны компьютерные методы функциональной диагностики и лечения, когда предъявление зритель-ных стимулов производится с экрана монитора. Методы, которые будут рассмотре-ны ниже, в особенности лечебные, в первую очередь относятся к детской офтальмологии: зрительная система ребенка в большей степени сохраняет пластичность, а компьютерные игры и упражнения вызывают у детей повышенный интерес. В то же время использование компьютеров для этих це-лей имеет как свои достоинства, так и недостатки. С одной стороны, компь-ютер может выступать как достаточно универсальный генератор разнообраз-ных зрительных стимулов и одновременно устройство, регистрирующее ответные действия наблюдателя. Обес-печивая активное сенсомоторное взаимодействие человека с виртуальными объектами, диагностическая или ле-чебная программа может анализиро- вать его реакции, извлекать информа-цию об особенностях его зрительной системы и адаптировать к ним свойст-ва этих объектов. При соответствую-щей организации такая схема позволя-ет не только значительно повысить ин-формативность диагностики и эффек-тивность терапии, но и автоматизиро-вать эти процессы. С другой стороны, изображение на мониторе имеет специфический характер. Оно дискретно по веем параметрам: пространству, времени и яркости цветовых составляющих. Это препятствует построе-нию равномерных измерительных шкал или плавному регулированию параметров стимулов. Многие характеристики видеокарт и мониторов не-стандартизированы. Есть и принципиальные ограничения. Например, строго говоря, пока нельзя предъявить наблюдателю разные части изображения с различных расстояний: с точки зре-ния оптической дальности изображение всегда находится в плоскости экрана. Требуется большое искусство и умение разработчиков, чтобы исполь-зовать вее преимущества компьютера и минимизировать влияние ограниче-ний.
Разработки диагностических и лечебных программ для офтальмологии начались сразу после появления графических дисплеев. Визометрия, кам-пиметрия, визоконтрастометрия и сте-реовизометрия, лечение при амблио-пии и нарушениях бинокулярного зре-ния, тренировка аккомодации, — вот далеко не полный перечень областей, для которых создавались и успешно применялись компьютерные методы. К настоящему времени написание программ продвинулось от простого копирования традиционных методик к выработке собственных принципов, основанных на накопленном опыте и достижениях современной науки. Длительный опыт работы в этой области коллектива ООО «Астроинформ СПЕ» (Москва) совместно с сотрудниками отдела охраны зрения детей и подростков и лабораторни клинической фи-зиологии зрения им. С.В. Кравкова Московского НИЙ глазных болезней им. Гельмгольца, кафедры офтальмологии Российской медицинской ака-демии последипломного образования, Тушинской детской городской боль-ницы (Москва) и глазного санаторного отделення Морозовской детской городской клинической больницы (Москва) способствовал созданию ряда диагностических и лечебных программ и методик их использования. Впоследст-вии программы «Визус», «Зебра», «Стереопсис», «Крестики», «Паучок», «eYe», «Контур», «Relax!» были объ-единены в комплекс «Окулист». Анализ этих и многих других отечественных программ и программных комплексов с точки зрения использованных в них методических подходов приведен в работах А.Е. Белозерова и Ю.З. Розен-блюма (2002). Рассмотрим упомянутые компьютерные методы применительно к детской офтальмологии.
Измерение остроты зрения Измерение остроты зрения — навер-ное, самая распространенная процедура при офтальмологическом обследовани и детей. Но, несмотря на кажу-щуюся простоту, она требуёт навыка, знания детской психологии, без которых трудно, а иногда и невозможно получить точный и надежный резуль-тат. Однако недостатки традиционней методики визометрии можно устра-нить благодаря хорошо продуманной компьютерной реализации. Во-первых, случайную последова-тельность оптотипов, предъявляемых с экрана, нельзя выучить. Это особенно актуально при частых повторных об-следованиях: в стационарах, специализированных детских образовательных учреждениях и т.д. Обычно, если ребенок запомнил и знает, что ему в дан-ный момент показывают, ему трудно удержать себя и признаться в том, что он это не видит. Во-вторых, последовательность компьютерных оптотипов может быть сколь угодно длинной независимо от
для получения промежуточных значе-ний можно ограничиться линейной интерполяцией. Примером компьютерной программы, реализующей вее изложенные выше принципы, является уже упомя-нутая программа «Визус». В ней ис-пользуются оптотипы Снеллена, кото-рые не только идеально отвечают воз-можностям компьютера, но и оказыва-ются удобными при обследовании детей раннего возраста. Как и в случае колец Ландольта, от детей требуется лишь указывать одно из четырех на-правлений. При этом яркость и кон-траст оптотипов на экране современ-ного монитора вполне достаточны для целей визометрии. Традиционная методика опроса, заложенная в алгоритм программы, обеспечивает устойчи-вость результата как к ошибкам ввода ответов обследуемого, так и к попыт-кам обследуемого завысить свои результаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|