Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И лечения в детской офтальмологии




А.Е. Бел озёров


Вее годы своего существования инду-стрия персональных компьютеров стремится приблизить возможности компьютерных устройств ввода-выво­да к функциональным возможностям сенсорного и моторного аппарата че­ловека, повысить реалистичность «виртуальной реальности». В частно­сти, постоянно улучшается согласова­ние характеристик видеоподсистемы компьютеров с параметрами человече­ского зрения. Поэтому закономерно, что параллельно с разработкой автома-тизированных систем учета в медици­не стало стремительно развиваться и направление непосредственного ис-пользования компьютера в качестве орудия воздействия на зрительную систему человека. Этому направле-нию, развившемуся на стыке различ-ных наук, и посвящена настоящая гла­ва. В ней описаны компьютерные ме­тоды функциональной диагностики и


лечения, когда предъявление зритель-ных стимулов производится с экрана монитора.

Методы, которые будут рассмотре-ны ниже, в особенности лечебные, в первую очередь относятся к детской офтальмологии: зрительная система ребенка в большей степени сохраняет пластичность, а компьютерные игры и упражнения вызывают у детей повы­шенный интерес. В то же время ис­пользование компьютеров для этих це-лей имеет как свои достоинства, так и недостатки. С одной стороны, компь-ютер может выступать как достаточно универсальный генератор разнообраз-ных зрительных стимулов и одновре­менно устройство, регистрирующее ответные действия наблюдателя. Обес-печивая активное сенсомоторное взаи­модействие человека с виртуальными объектами, диагностическая или ле-чебная программа может анализиро-


вать его реакции, извлекать информа-цию об особенностях его зрительной системы и адаптировать к ним свойст-ва этих объектов. При соответствую-щей организации такая схема позволя-ет не только значительно повысить ин-формативность диагностики и эффек-тивность терапии, но и автоматизиро-вать эти процессы. С другой стороны, изображение на мониторе имеет спе­цифический характер. Оно дискретно по веем параметрам: пространству, времени и яркости цветовых состав­ляющих. Это препятствует построе-нию равномерных измерительных шкал или плавному регулированию параметров стимулов. Многие характе­ристики видеокарт и мониторов не-стандартизированы. Есть и принципи­альные ограничения. Например, стро­го говоря, пока нельзя предъявить на­блюдателю разные части изображения с различных расстояний: с точки зре-ния оптической дальности изображе­ние всегда находится в плоскости эк­рана. Требуется большое искусство и умение разработчиков, чтобы исполь-зовать вее преимущества компьютера и минимизировать влияние ограниче-ний.

Разработки диагностических и ле­чебных программ для офтальмологии начались сразу после появления гра­фических дисплеев. Визометрия, кам-пиметрия, визоконтрастометрия и сте-реовизометрия, лечение при амблио-пии и нарушениях бинокулярного зре-ния, тренировка аккомодации, — вот далеко не полный перечень областей, для которых создавались и успешно применялись компьютерные методы. К настоящему времени написание программ продвинулось от простого копирования традиционных методик к выработке собственных принципов, основанных на накопленном опыте и достижениях современной науки. Дли­тельный опыт работы в этой области коллектива ООО «Астроинформ СПЕ» (Москва) совместно с сотрудниками отдела охраны зрения детей и подрост­ков и лабораторни клинической фи-зиологии зрения им. С.В. Кравкова


Московского НИЙ глазных болезней им. Гельмгольца, кафедры офтальмо­логии Российской медицинской ака-демии последипломного образования, Тушинской детской городской боль-ницы (Москва) и глазного санаторного отделення Морозовской детской го­родской клинической больницы (Мо­сква) способствовал созданию ряда ди­агностических и лечебных программ и методик их использования. Впоследст-вии программы «Визус», «Зебра», «Стереопсис», «Крестики», «Паучок», «eYe», «Контур», «Relax!» были объ-единены в комплекс «Окулист». Анализ этих и многих других отечественных программ и программных комплексов с точки зрения использованных в них методических подходов приведен в ра­ботах А.Е. Белозерова и Ю.З. Розен-блюма (2002). Рассмотрим упомянутые компьютерные методы применительно к детской офтальмологии.

Измерение остроты зрения

Измерение остроты зрения — навер-ное, самая распространенная процеду­ра при офтальмологическом обследо­вани и детей. Но, несмотря на кажу-щуюся простоту, она требуёт навыка, знания детской психологии, без кото­рых трудно, а иногда и невозможно получить точный и надежный резуль-тат. Однако недостатки традиционней методики визометрии можно устра-нить благодаря хорошо продуманной компьютерной реализации.

Во-первых, случайную последова-тельность оптотипов, предъявляемых с экрана, нельзя выучить. Это особенно актуально при частых повторных об-следованиях: в стационарах, специали­зированных детских образовательных учреждениях и т.д. Обычно, если ребе­нок запомнил и знает, что ему в дан-ный момент показывают, ему трудно удержать себя и признаться в том, что он это не видит.

Во-вторых, последовательность компьютерных оптотипов может быть сколь угодно длинной независимо от




 


для получения промежуточных значе-ний можно ограничиться линейной интерполяцией.

Примером компьютерной програм­мы, реализующей вее изложенные выше принципы, является уже упомя-нутая программа «Визус». В ней ис-пользуются оптотипы Снеллена, кото-рые не только идеально отвечают воз-можностям компьютера, но и оказыва-ются удобными при обследовании де­тей раннего возраста. Как и в случае колец Ландольта, от детей требуется лишь указывать одно из четырех на-правлений. При этом яркость и кон-траст оптотипов на экране современ-ного монитора вполне достаточны для целей визометрии. Традиционная ме­тодика опроса, заложенная в алгоритм программы, обеспечивает устойчи-вость результата как к ошибкам ввода ответов обследуемого, так и к попыт-кам обследуемого завысить свои ре­зультаты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...