Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как субъектов предпринимательского права.




 

К числу субъектов предпринимательского и гражданского права традиционно относят т.н. публично-правовые образования: РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Российская Федерация (Россия) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч.1 ст.1 Конституции РФ). Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.5 Конституции РФ). Всего в России на сегодняшний день 83 субъекта федерации. Территории субъектов РФ, в свою очередь, разграничиваются между муниципальными образованиями. Согласно ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» существует четыре типа муниципальных образований: поселение (городское и сельское), городской округ (например муниципальное образование «город Ижевск»), муниципальный район и внутригородская территория города федерального значения.

Публично-правовые образования – это особые субъекты предпринимательского права, которые по отношению к другим субъектам наделены властными полномочиями и возможностью применять принуждение, в том числе налагать меры юридической ответственности. Более того, публично-правовые образования – это суверенные образования, которые сами определяют существующий правопорядок и свое место в нем. Поэтому правовое положение РФ, ее субъектов и муниципальных образований как субъектов предпринимательского права имеет двойственный характер:

Во-первых, публично-правовые образования через свои органы контролируют и регулируют предпринимательскую деятельность, создают условия для ее осуществления другими субъектами путем государственной регистрации, лицензирования, сертификации, прогнозирования, планирования предпринимательской деятельности, приватизации и другими способами.

Во-вторых, публично-правовые образования сами участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности.

Общие нормы, определяющие порядок участия в предпринимательской деятельности публичных образований, содержаться в гл.5 ГК РФ. Согласно ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Так, например, нормы ГК РФ, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации и ликвидации юридического лица, в отношении публичных образований применяться не могут.

В литературе преобладает точка зрения, что публично-правовые образования обладают специальной правоспособностью, определяемой их полномочиями и функциями, закрепленными в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ и уставах муниципальных образований. РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это необходимо для реализации этих полномочий и функций, решения общественных задач.

Участие государства, государственных и муниципальных образований в предпринимательской деятельности может осуществляться в двух формах:

1. непосредственно;

2. опосредованно (через учреждение или участие в коммерческих организациях).

Государство, субъекты РФ, муниципальные образования могут быть акционерами, участниками ООО и ОДО, вкладчиками в товариществах на вере и т.д. Особая организационно-правовая форма коммерческих организаций, учредителем которой может быть только конкретное публично-правовое образование – это унитарные предприятия. Их деятельность регулируется ГК РФ (пар.4 гл.4) и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Унитарное предприятие – единственная коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарное предприятия является либо субъектом права хозяйственного ведения либо субъектом права оперативного управления (казенное предприятие). Собственником имущества предприятия остается его учредитель - РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Поэтому учреждение унитарных предприятий – это один из способов использования государственного и муниципального имущества. Унитарное предприятие обладает специально правоспособностью и может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарные предприятия создаются для решения предусмотренных законом задач:

-производство продукции, выполнение работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

- использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- осуществление деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);

- производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

- осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение заведомо убыточных производств и т.д.

Непосредственное осуществление предпринимательской деятельности публично-правовыми образованиями обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Важно отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, в отличие от органов управления организаций, имеют статус юридического лица (бюджетного учреждения). Поэтому необходимо разграничивать предпринимательскую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления как учреждений, и предпринимательскую деятельность указанных органов, осуществляемую ими от имени публично-правовых образований. В последнем случае действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.

Материальную базу предпринимательской деятельности публично-правовых образований составляет принадлежащее им на праве собственности имущество (в т.ч. ограниченно оборотоспособное и изъятое из оборота).

В составе этого имущества можно выделить две части:

1) казна, т.е. нераспределенное имущество: средства бюджета и имущество, не закрепленное на ограниченном вещном праве за предприятиями и учреждениями;

2) распределенное имущество, т.е. принадлежащее предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме распределенного имущества, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Как собственник, публично-правовое образование может отчуждать принадлежащее ему имущество в собственность физических и (или) юридических лиц. Возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в частную собственность именуются приватизацией и осуществляется в порядке и способами, которые предусмотрены специальным законодательством (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Гражданское законодательство применяется в этом случае субсидиарно. Приватизация рассматривается одновременно как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом и способ создания условий для осуществления предпринимательской деятельности другими субъектами.

Публично-правовые образования располагают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность. Так, основаниями возникновения права государственной собственности на имущество являются отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ст. 238 ГК РФ), реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 240, 242, 243, 306 ГК РФ) и др.

Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений. В сфере договорных связей наиболее распространены случаи их выступления в качестве государственных и муниципальных заказчиков в договорах поставки, подряда для государственных и муниципальных нужд (где от их имени выступают государственные органы и органы местного самоуправления и иные лица в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Для более эффективного использования находящегося в публичной собственности имущества публично-правовые образования могут обращаться к профессиональным управленческим компаниям, банкам и другим коммерческим организациям, заключая с ними договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом.

Публично-правовые образования могут быть участниками и других гражданско-правовых сделок, в том числе многосторонних (например, договоров о совместной деятельности) и односторонних. В частности, в силу правила п. 1 ст. 1063 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в качестве организаторов лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр.

Публично-правовые образования могут являться субъектами деликтных обязательств. Так, согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Публично-правовые образования могут участвовать в международном гражданском обороте.

На основе гражданско-правовых договоров и гарантий могут осуществляться как государственные внешние займы Российской Федерации, так и предоставление ею кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Россия выступает также стороной во внешнеторговых сделках, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, и несет по ним имущественную ответственность. Российская Федерация является собственником имущества, находящегося за рубежом, в том числе и недвижимого (включая определенное имущество бывшего Союза ССР и его организаций), управление которым осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...