Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Структура системы национальной безопасности




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ

 

Кафедра политологии и этнополитики

 

 

С.И. Кузина

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Учебно-методический комплекс

 

 

Ростов-на-Дону

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ

 

Кафедра политологии и этнополитики

 

Кузина С.И.

Национальная безопасность: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во Южно-российского института-филиала РАНХ и ГС, 2012.

 

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Национальная безопасность» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 «Политология», квалификация (степень) – бакалавр для всех форм обучения.

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации.Рассчитан на студентов Южно-Российского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, обучающихся по программе подготовки бакалавров политологии.

 

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 4 от 26 декабря 2011 г.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

Изучение курса должно дать студенту систематизированные знания о сущности, конкретном содержании и взаимосвязи основных внутренних и международных проблем обеспечения безопасности России. Курс нацелен на выявление глубокой внутренней взаимосвязи истории и современности, различных сфер и направлений обеспечения национальной и международной безопасности.

В результате работы по данной программе у студента формируется понимание динамики характера угроз безопасности России – от региональных к глобальным; складывается представление о об источниках, основных сферах и средствах обеспечения безопасности нашей страны. Важной задачей в ходе изучения курса является выработка умения использовать понятийный аппарат и методологические подходы, принятые в современной мировой и отечественной науке для самостоятельного освоения и изучения актуальных вопросов, связанных с безопасностью России.

Важнейшая цель преподавания данной дисциплины заключается в формировании у слушателей четких понятий о национальных интересах России; умение определять их важнейшие приоритеты в конкретной международной обстановке и пути их достижения.

Логика и структура курса позволяют использовать знания, полученные в ходе изучения общих курсов социологии и политологии, а также ряда специальных курсов, посвященных изучению геополитики, этнополитическим конфликтам и роли государства в решении проблем глобальной и национальной безопасности.

Студенты в результате освоения курса должны знать:

− особенности геополитического и геостратегического по­ложения современной России, состояние, тенденции изменения военно-политической обстановки в мире и содержание военной политики России, проблемы создания и укрепления систем кол­лективной, региональной и глобальной безопасности;

− теоретические основы национальной безопасности и от­дельных ее видов;

− механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, харак­тер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружаю­щей средой;

− структуру, функции, состав сил и средств системы обес­печения национальной безопасности, законодательные акты и нормативно-правовую базу функционирования системы обес­печения национальной безопасности;

− основы конфликтологии, силовые и ненасильственные методы разрешения военно-политических, региональных, меж­этнических и других социальных конфликтов;

− современные методы анализа и прогнозирования разви­тия политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах, динамики угроз интере­сам граждан, общества и государства, современные технологии выработки и принятия управленческих решений.

Уметь:

− творчески применять теоретические знания в своей практической деятельности, аргументированно отстаивать и на­стойчиво проводить в жизнь принимаемые решения, нести за них ответственность;

− анализировать и прогнозировать развитие военно-поли­тической обстановки в мире, социально-политических процес­сов в обществе и регионе, организовывать мониторинг обста­новки, сбор и накопление необходимой информации, в первую очередь, о дестабилизирующих факторах;

− выявлять и целенаправленно формировать интересы личности, общества и государства, выделять из них жизненно важные интересы, ранжировать их по приоритетности и доби­ваться сбалансированной структуры интересов между граждана­ми и отдельными слоями общества и государством;

− анализировать и прогнозировать динамику развития по­тенциальных реальных угроз этим интересам, своевременно вскрывать назревающий переход потенциальных угроз в реаль­ные;

− оперативно разрабатывать и организовывать мероприя­тия, в первую очередь превентивные, по предотвращению и нейтрализации угроз, снижению степени опасности этих угроз, по переводу реальных угроз в потенциальные;

− разрабатывать мероприятия и готовить предложения для принятия решений в области обеспечения национальной безопасности;

− организовывать реализацию принятых решений и про­верку их исполнения, обеспечивать контроль за деятельностью подведомственных структур;

− защищать интересы народа и Родины.

Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

− владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

− умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-5);

− осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-8);

− пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

− способностью к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к социальной мобильности, обладанию чувством социальной ответственности (ОК-13);

− знанием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-14);

− знанием основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способов применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий (ОК-20);

− пониманием сущности и значения информации в развитии современного общества, способностью сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности; знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-21);

− свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; владением одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-22).

Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

научно-исследовательская деятельность:

− владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1);

− владением навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методах современной политической науки и их применении в политологических исследованиях (ПК-2);

педагогическая деятельность:

− владением методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание (ПК-3);

− способностью и умением использовать полученные знания и навыки по введению в политическую теорию (владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков исследовательской работы в области теории политики) (ПК-4);

− политической истории России и зарубежных стран (знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого) (ПК-5);

− истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6);

− сравнительной политологии (освоение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов) (ПК-7);

− политической психологии (знание закономерностей поведения и менталитета политических лидеров и рядовых граждан, их рациональных убеждений и бессознательных мотивов, массовых политических настроений и личностных особенностей политиков) (ПК-8);

− современной российской и мировой политике (знание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе) (ПК-9);

− политическому анализу и прогнозированию (представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и методик политического анализа, освоение основных теоретико-методологических подходов в сфере политического прогнозирования) (ПК-10);

− политическому менеджменту (представление о менеджменте в системе современной политологии, знание методов принятия и реализации политических решений, умение применять политические технологии, формирование навыков политического консалтинга) (ПК-11);

организационно-управленческая деятельность:

− владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок (ПК-14);

проектная деятельность:

− способностью использовать знания о политической диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций (ПК-17);

− способностью к использованию методов политического позиционирования бизнес-структур, СМИ и других участников политического процесса (ПК-18).

Задания для самостоятельной работы студентов и слушателей направлены на более глубокую проработку основных вопросов и проблем учебного курса, формирование практических навыков и умений.

Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

    п/п Наименование тем Всего часов
Лекц. Сем. занятия Самост. работа
очн. заочн. очн. заочн. очн. заочн.
  Сущность, содержание, понятийный аппарат общей теории национальной безопасности            
  Структура системы национальной безопасности            
  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: структура, содержание, приоритеты            
  Баланс жизненно важных интересов личности, общества и государства как необходимое условие устойчивого развития и безопасности страны            
  Угрозы национальной безопасности: сущность, классификация, содержание            
  Силовые и ненасильственные методы обеспечения национальной безопасности                
п/п Наименование тем Всего часов
Лекц. Сем. занятия Самост. работа
очн. заочн. очн. заочн. очн. заочн.
  Обеспечение национальной безопасности России на местном и региональном уровне            
  Сущность геополитического подхода к анализу условий обеспечения национальной безопасности            
  Геостратегия России в условиях глобализации            
Итого:            
Экзамен            

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Сущность, содержание, понятийный аппарат общей теории национальной безопасности

Определения понятия «национальная безопасность» Содержание понятий «безопасность», «угроза», «вызов», «защита», «система международной безопасности», «национально-государственные интересы» и «геостратегический контроль» в современной политической науке.

Основные концепции безопасности. Отличие отечественного подхода к изучению проблем безопасности от принятого в западной науке. Различия в трактовках понятия «безопасность» и проблематики, которой должна заниматься наука о безопасности. Трансформация понятия «безопасность» в отечественной общественной науке в период с начала 80-х годов XX века. Теоретические истоки российских теорий безопасности. Важнейшие направления государственной политики Российской Федерации на основе Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. Россия в мировом сообществе; национальные интересы России; угрозы национальной безопасности РФ, обеспечение национальной безопасности РФ.

Системный характер проблем обеспечения безопасности и ее основные сферы. Сочетание и взаимообусловленность внутренних и международных проблем безопасности.

Сущность и содержание национальной безопасности. Система национальной безопасности. Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности

 

 

Тема 2. Структура системы национальной безопасности

Типы национальной безопасности в зависимости от местонахождения источника опасности. Внутренняя и внешняя безопасность. Основные направления обеспечения внутренней безопас­ности России. Структура внутренней безопасности в территориальном разрезе. Международная безопасность. Классификация видов международной безопасности: глобальная, региональная, коллективная безопасность. Закон РФ «О безопасности». Виды национальной безопасности по объектам, по сферам жизнедеятельности.

 

 

Тема 3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: структура, содержание, проблемы

Современные концепции национальной безопасности и динамика их изменений. Концепция национальной безопасности Российской Федера­ции. Структура Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сфера и субъекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Приоритетные сферы обеспечения защиты интересов личности, общества и государства: экономическая, внутри­политическая, социальная, международная, информацион­ная, военная, пограничная, экологическая. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Основные зада­чи в области обеспечения национальной безопасности РФ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...