Тема 2. Структура системы национальной безопасности
Стр 1 из 4Следующая ⇒ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ
Кафедра политологии и этнополитики
С.И. Кузина
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ
Кафедра политологии и этнополитики
Кузина С.И. Национальная безопасность: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во Южно-российского института-филиала РАНХ и ГС, 2012.
Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Национальная безопасность» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 «Политология», квалификация (степень) – бакалавр для всех форм обучения. УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации.Рассчитан на студентов Южно-Российского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, обучающихся по программе подготовки бакалавров политологии.
Печатается по решению кафедры. Протокол № 4 от 26 декабря 2011 г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ Изучение курса должно дать студенту систематизированные знания о сущности, конкретном содержании и взаимосвязи основных внутренних и международных проблем обеспечения безопасности России. Курс нацелен на выявление глубокой внутренней взаимосвязи истории и современности, различных сфер и направлений обеспечения национальной и международной безопасности.
В результате работы по данной программе у студента формируется понимание динамики характера угроз безопасности России – от региональных к глобальным; складывается представление о об источниках, основных сферах и средствах обеспечения безопасности нашей страны. Важной задачей в ходе изучения курса является выработка умения использовать понятийный аппарат и методологические подходы, принятые в современной мировой и отечественной науке для самостоятельного освоения и изучения актуальных вопросов, связанных с безопасностью России. Важнейшая цель преподавания данной дисциплины заключается в формировании у слушателей четких понятий о национальных интересах России; умение определять их важнейшие приоритеты в конкретной международной обстановке и пути их достижения. Логика и структура курса позволяют использовать знания, полученные в ходе изучения общих курсов социологии и политологии, а также ряда специальных курсов, посвященных изучению геополитики, этнополитическим конфликтам и роли государства в решении проблем глобальной и национальной безопасности. Студенты в результате освоения курса должны знать: − особенности геополитического и геостратегического положения современной России, состояние, тенденции изменения военно-политической обстановки в мире и содержание военной политики России, проблемы создания и укрепления систем коллективной, региональной и глобальной безопасности; − теоретические основы национальной безопасности и отдельных ее видов; − механизм формирования и содержание национальных интересов, внутренних и внешних угроз этим интересам, характер взаимоотношений между интересами, угрозами и окружающей средой;
− структуру, функции, состав сил и средств системы обеспечения национальной безопасности, законодательные акты и нормативно-правовую базу функционирования системы обеспечения национальной безопасности; − основы конфликтологии, силовые и ненасильственные методы разрешения военно-политических, региональных, межэтнических и других социальных конфликтов; − современные методы анализа и прогнозирования развития политической и социально-экономической обстановки в мире, стране и отдельных ее регионах, динамики угроз интересам граждан, общества и государства, современные технологии выработки и принятия управленческих решений. Уметь: − творчески применять теоретические знания в своей практической деятельности, аргументированно отстаивать и настойчиво проводить в жизнь принимаемые решения, нести за них ответственность; − анализировать и прогнозировать развитие военно-политической обстановки в мире, социально-политических процессов в обществе и регионе, организовывать мониторинг обстановки, сбор и накопление необходимой информации, в первую очередь, о дестабилизирующих факторах; − выявлять и целенаправленно формировать интересы личности, общества и государства, выделять из них жизненно важные интересы, ранжировать их по приоритетности и добиваться сбалансированной структуры интересов между гражданами и отдельными слоями общества и государством; − анализировать и прогнозировать динамику развития потенциальных реальных угроз этим интересам, своевременно вскрывать назревающий переход потенциальных угроз в реальные; − оперативно разрабатывать и организовывать мероприятия, в первую очередь превентивные, по предотвращению и нейтрализации угроз, снижению степени опасности этих угроз, по переводу реальных угроз в потенциальные; − разрабатывать мероприятия и готовить предложения для принятия решений в области обеспечения национальной безопасности; − организовывать реализацию принятых решений и проверку их исполнения, обеспечивать контроль за деятельностью подведомственных структур;
− защищать интересы народа и Родины. Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): − владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); − умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-5); − осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-8); − пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); − способностью к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к социальной мобильности, обладанию чувством социальной ответственности (ОК-13); − знанием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-14); − знанием основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способов применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий (ОК-20); − пониманием сущности и значения информации в развитии современного общества, способностью сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности; знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-21);
− свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; владением одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-22). Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные: научно-исследовательская деятельность: − владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1); − владением навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методах современной политической науки и их применении в политологических исследованиях (ПК-2); педагогическая деятельность: − владением методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее и гимназии, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание (ПК-3); − способностью и умением использовать полученные знания и навыки по введению в политическую теорию (владение методологией анализа современных политологических доктрин и подходов, формирование навыков исследовательской работы в области теории политики) (ПК-4); − политической истории России и зарубежных стран (знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого) (ПК-5); − истории политических учений (знание основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, умение работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями) (ПК-6); − сравнительной политологии (освоение основных теоретико-методологических подходов в политической компаративистике, знание современных школ и концепций в сравнительной политологии, владение навыками сравнительного анализа политических систем и институтов) (ПК-7); − политической психологии (знание закономерностей поведения и менталитета политических лидеров и рядовых граждан, их рациональных убеждений и бессознательных мотивов, массовых политических настроений и личностных особенностей политиков) (ПК-8);
− современной российской и мировой политике (знание основных закономерностей и тенденций мирового и российского политического процесса, представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе) (ПК-9); − политическому анализу и прогнозированию (представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и методик политического анализа, освоение основных теоретико-методологических подходов в сфере политического прогнозирования) (ПК-10); − политическому менеджменту (представление о менеджменте в системе современной политологии, знание методов принятия и реализации политических решений, умение применять политические технологии, формирование навыков политического консалтинга) (ПК-11); организационно-управленческая деятельность: − владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок (ПК-14); проектная деятельность: − способностью использовать знания о политической диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию политических процессов и проблемных ситуаций (ПК-17); − способностью к использованию методов политического позиционирования бизнес-структур, СМИ и других участников политического процесса (ПК-18). Задания для самостоятельной работы студентов и слушателей направлены на более глубокую проработку основных вопросов и проблем учебного курса, формирование практических навыков и умений. Итоговая форма контроля знаний студентов – экзамен. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Сущность, содержание, понятийный аппарат общей теории национальной безопасности Определения понятия «национальная безопасность» Содержание понятий «безопасность», «угроза», «вызов», «защита», «система международной безопасности», «национально-государственные интересы» и «геостратегический контроль» в современной политической науке. Основные концепции безопасности. Отличие отечественного подхода к изучению проблем безопасности от принятого в западной науке. Различия в трактовках понятия «безопасность» и проблематики, которой должна заниматься наука о безопасности. Трансформация понятия «безопасность» в отечественной общественной науке в период с начала 80-х годов XX века. Теоретические истоки российских теорий безопасности. Важнейшие направления государственной политики Российской Федерации на основе Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. Россия в мировом сообществе; национальные интересы России; угрозы национальной безопасности РФ, обеспечение национальной безопасности РФ. Системный характер проблем обеспечения безопасности и ее основные сферы. Сочетание и взаимообусловленность внутренних и международных проблем безопасности. Сущность и содержание национальной безопасности. Система национальной безопасности. Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности
Тема 2. Структура системы национальной безопасности Типы национальной безопасности в зависимости от местонахождения источника опасности. Внутренняя и внешняя безопасность. Основные направления обеспечения внутренней безопасности России. Структура внутренней безопасности в территориальном разрезе. Международная безопасность. Классификация видов международной безопасности: глобальная, региональная, коллективная безопасность. Закон РФ «О безопасности». Виды национальной безопасности по объектам, по сферам жизнедеятельности.
Тема 3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: структура, содержание, проблемы Современные концепции национальной безопасности и динамика их изменений. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Структура Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сфера и субъекты обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Приоритетные сферы обеспечения защиты интересов личности, общества и государства: экономическая, внутриполитическая, социальная, международная, информационная, военная, пограничная, экологическая. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Основные задачи в области обеспечения национальной безопасности РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|