как механизм развития социальной активности молодежи
Государственная молодежная политика От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности зависят темпы развития Российской Федерации, ее продвижения по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности (толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаю, вероисповеданию, национальности; толерантность в определенной степени равносильна безразличию), развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Важнейшим качеством представителей молодого поколения в данной ситуации является социальная активность, ярко выраженная гражданская позиция. Одним из механизмов развития социально активной молодежной формации является реализация государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика (ГМП) является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. Подобная система способствует увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и одновременно компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Основой реализации ГМП является внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью на основе проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, базирующихся на приоритетных направлениях ГМП, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе. Основополагающими принципами при построении и реализации ГМП выступают следующие: 1. Выделение приоритетных направлений; 2. Учет интересов и потребностей различных групп молодежи; 3. Участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики; 4. Взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса; 5. Информационная открытость; 6. Независимость оценки результатов реализации ГМП. Четкое выделение приоритетных направлений позволяет адресовать ГМП ко всей молодежи России, открывает возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставить молодежи возможности деятельности, которые максимально соответствуют ее интересам. На сегодняшний день в качестве приоритетных приняты следующие направления: - поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений; - содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; - государственная поддержка молодых семей; - оказание социальных услуг для молодежи; - обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования. Объединение государственных и негосударственных ресурсов в реализации приоритетных направлений ГМП предопределяет: - системность вовлечения молодежи в общественную жизнь; - развитие навыковсамостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны,
- информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, что позволяет молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепить уверенность в своих силах и своем будущем; - выявление, продвижение, поддержка активной молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах; - вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, испытывающих проблемы с интеграцией в обществе: инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ. Следует оговориться, что для реализации проектного подхода ГМП на уровне субъектов федерации выделенные приоритетные направления уточняются и корректируются в рамках приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации, в которой отражены: макроэкономическая, научно-техническая и инновационная, социальная, аграрная и экологическая политика, институциональные преобразования, федеральные целевые программы среднесрочного периода и т.д. Таким образом, приоритетные направления предопределяют проекты, которые реализуются на федеральном и региональном уровнях: Для каждого проекта Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое содержит цели соответствующего приоритетного направления, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики.
Для привлечения исполнителей приоритетного направления, прежде всего из числа уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации и общественных организаций, работающих в молодежной сфере, проводятся конкурсы. Предметом конкурсного отбора являются проекты и мероприятия, направленные на решение одной или нескольких задач, определяемых стратегией ГМП и соответствующими приоритетными направлениями. К организации и проведению конкурсного отбора привлекаются ведущие эксперты из числа государственных, общественных, научных организаций, имеющих большой опыт работы в области молодежной политики. На федеральном уровне за реализацию приоритетных направлений ГМП отвечает Министерство образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества и научной общественностью. На региональном уровне – уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта Российской Федерации. Принципиально важное значение для реализации ГМП имеет кадровое обеспечение, а также установление системы критериев и показателей оценки ее результативности. Формирование кадрового потенциала государственной молодежной политики и негосударственных организаций предполагает уточнение государственных образовательных стандартов по перечню специальностей, представленных в системе органов и организаций, реализующих государственную молодежную политику; пересмотр тарифно-квалификационных требований к специалистам, работающим в сфере государственной молодежной политики; совершенствование системы подготовки кадров в сфере государственной молодежной политики в рамках проведения единой государственной политики в области образования на базе действующей сети образовательных учреждений. Система критериев и показателей, необходимая для оценки эффективности, предполагает наглядную демонстрацию взаимосвязи между мерами государственной молодежной политики и изменениями в положении молодежи. Для полноценной реализации такого механизма развития социальной активности молодежи как ГМП необходимо четкое определение предполагаемых результатов. Прежде всего, это повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.
Результатом вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны являются: - повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального); - сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума; - сокращение уровня безработицы в молодежной среде; - снижение уровня правонарушений среди молодежи; - повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи; - повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества; - увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней. Проектный подход, в рамках которого реализуются приоритетные направления ГМП, предполагает выделение ряда проектов, в которых эти направления детализируются и воплощаются в жизнь. I. Для вовлечения молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены следующие проекты: 1. «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд», в рамках которого осуществляется: развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.); развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи; развитие молодежных информационных проектов и программ; популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы; разработка и распространение информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан; разработка специальных проектов, предоставляющих равные возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации; участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры. 2. «Доброволец России», предполагающий развитие и поддержку общественных организаций и молодежных объединений; формирование информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда молодежи в регионах России и за рубежом; привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах России и за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи.
3. «Карьера», ориентированный на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи; на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда; на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда; на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей; на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов; на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. Следует обратить внимание на то, что, аудитория этого проекта может быть условно разделена на группы (по видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек) в соответствии с российским законодательством, для каждой из групп предусмотрены различные виды поддержки: - от 14 до 18 лет (несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности) – оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения; - от 18 до 30 лет (совершеннолетние участники, в основном обучающиеся, и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы) – построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее; - молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места – внедрение эффективных форм и механизмов взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи. 4. «Молодая семья России», предполагает проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей. В этом отношении интересен опыт Скандинавских стран, где поддерживается модель «работающей матери» - размер выплачиваемого пособия составляет 80 – 100 % от заработной платы. Предусмотрен оплачиваемый отпуск для молодых отцов. В частности, в Финляндии отец может 10 месяцев нянчить сына или дочку, получая 80% заработной платы без риска потери рабочего места. II. Для развития созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты: 1. «Команда» - предполагает распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью; развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи; привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества; привлечение молодых людей к работе в исполнительных и представительных органах власти; привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности; популяризация идей участия молодежи в общественной и общественно-политической жизни; привлечение молодежи к участию в выборах законодательных органов власти; поддержка молодежных общественных организаций и объединений; включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов. 2. «Успех в твоих руках» предполагает поддержку способной, инициативной и талантливой молодежи; развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; поощрение молодежи за ее разработки и исследования проблем, имеющих значение для развития страны; привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения; внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи; вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий; популяризацию и пропаганду успехов российской молодежи в мировом сообществе. III. Для развития интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу». Проект предполагает выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни; поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе. Таким образом, создание на основе проектного подхода необходимых условий благоприятствования молодому поколению в творческой, интеллектуальной, социальной и экономической самореализации, является одним из важнейших механизмов развития социальной активности молодежи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|