Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства коррекции функции равновесия

Особенности развития и коррекции физических качеств на примере силы или быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости у детей со слуховой депривацией. Коррекция и развитие статического и динамического равновесия у детей с нарушением слуха.

Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, мета­ния) в «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольно­го возраста» занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях по­вседневной жизни. Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теорети­ческими положениями: 1) к базовым видам координационных спо­собностей относятся те координационные проявления, которые необ­ходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия); 2) повышение уровня одной физической спо­собности влечет позитивные изменения других («положительный перенос»).

Целенаправленное использование упражнений скоростно-сило­вой направленности создает благоприятные предпосылки как для повышения уровня развития физических качеств, так и для коррек­ции базовых координационных способностей (рис. 3.1).

Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит

№ п/п Упражнения Коррекционная направленность
ПРЫЖКИ
1. Прыжки через предметы, расположенные на одинако­вом и разном расстоянии Дифференцировка расстояния и усилий, глазомер, чувство рит­ма
2. Многоскоки (различ­ные) Согласование движения рук и ног, чувство ритма, координация движений
3. Прыжки на одной ноге (левой, правой) Динамическое равновесие, со­гласованность движений рук и ног


Продолжение табл. 3.1

 

 

 

 

—■— 4. ___ 5. Прыжки на двух ногах на подкидном мосту (батуте) Преодоление чувства страха, дифференциация динамических и пространственных параметров, чувство ритма
Прыжки на автомобиль­ной покрышке Преодоление чувства страха, дифференциация динамических и пространственных параметров, чувство ритма
Прыжок в длину с места на максимальный результат и на заданное расстояние Координация движений, диф­ференцирование пространствен­ных и динамических усилий
7. То же с подкидного моста Преодоление чувства страха, дифференцирование простран­ственных и временных параметров
8. Прыжок в длину с раз­бега на максимальный ре­зультат и на заданное рас­стояние Координация движений, согла­сование движения рук и ног, ус­воение темпа и ритма
9. То же с подкидного моста Преодоление чувства страха, дифференцирование пространствен­ных и ритмических параметров
10. Прыжок вверх с места с доставанием подвешенного предмета Дифференцирование мышеч­ных усилий, пространства, глазо­мер
11. То же с подкидного моста Преодоление чувства страха, дифференцирование пространства и усилий
12. Прыжок в высоту с раз­бега Согласование движения рук и ног, дифференцирование мышечных усилий, координация движений
13. То же с подкидного моста ------ Преодоление чувства страха, пространственная ориентация, ко­ординация движения
Спрыгивание со скамей­ки, куба (10—30 см) с при­землением в указанное ме­сто (при соблюдении техники безопасности) Дифференцирование мышеч­ных усилий, пространственных параметров движения

15. Впрыгивание на гимна­стические маты (высота 15—45 см) Согласование движения рук и ног, дифференцирование мышеч­ных усилий и пространственных параметров
16. Прыжки с короткой и длинной скакалкой (различ­ные) Динамическое равновесие, со­гласование движения рук и ног, чувство ритма
17. Прыжок вверх с поворо­том на заданное расстояние Дифференцирование мышеч­ных усилий, пространственных па­раметров, динамическое равнове­сие
БЕГ
1. Бег на 5 м, 10 м Координация движений, согла­сование движения рук и ног
2. Бег по разметке (10 м) Усвоение темпа и ритма, ди­намическое равновесие, диффе­ренциация пространственных и динамических параметров
3. Бег через кирпичики (вы­сота 5—15 см) Преодоление чувства страха, дифференцирование расстояния, ритма
4. Бег с изменением на­правления по сигналу Концентрация внимания, раз­витие слухового восприятия, диф­ференцирование пространствен­ных параметров
5. Бег по кругу (вправо-вле­во) с изменением диаметра круга Дифференцирование мышеч­ных усилий, динамическое равно­весие, согласование движения рук и ног
6. Бег из различных исход­ных положений (присед, сед, сед спиной к направлению движения, лежа) Координация движения, кон­центрация внимания, развитие слухового восприятия
7. Бег по сигналу, догоняя партнера Концентрация внимания, разви­тие слухового восприятия, про­странственное дифференцирование

 

8. Челночный бег 3x5 м Ориентировка в пространстве, концентрация внимания
9. То же спиной вперед Концентрация внимания, про­странственная ориентировка, со­гласование движения рук и ног
МЕТАНИЕ
1. Метание мешочка (200 г) на дальность (правой и ле­вой рукой) Дифференцирование простран­ственных и мышечных усилий, ко­ординация движения
2. Метание мешочка в го­ризонтальную и вертикаль­ную цель Дифференцирование динами­ческих параметров, мышечных усилий
3. Метание мешочка сверху, снизу, сбоку Координация движений, диффе­ренцирование пространственных параметров
4. Метание различных по весу и диаметру снарядов на дальность и в цель Дифференцирование динами­ческих усилий, координация дви­жения
УПРАЖНЕНИЯ С НАБИВНЫМ МЯЧОМ (0,5—1 кг)
1. Толкание от груди Дифференцировка мышечных усилий, координация движения, со­гласование движений рук и ног 1 1 V • л, • ■' „
2. Бросок мяча из-за головы
  Ьросок мяча снизу
4. Бросок мяча из-за голо­вы назад, стоя спиной к ме­сту метания

 

5. Бросок мяча из-за голо­вы в и. п. сидя, ноги врозь

 

6. Бросок мяча от груди в и- п. сидя ноги врозь

 

  Бросок мяча ногами вперед

 

8. Го же в и. п. сидя, упор руками сзади

 

9. Ьросок мяча из-за голо­вы в и. п. лежа на груди, локти на весу

 

ю. ---- Толкание мяча правой (левой) рукой -—■—

 

Средства коррекции функции равновесия

Упражнения с изменением площади опоры (ширина уменьшается от 25 см до прямой линии):

1) ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая i ' предметы); : "^ 2) ходьба по кругу (в обоих направлениях);

:'■ 3) ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы; i 4) стоя на одной ноге, другая прямая вперед (в сторону, назад,

1.. согнуть);

I'-.-*. 5) ходьба по дощечкам («кочкам»);

|-':- 6) ходьба на лыжах по ковру;

| 7) ходьба на коньках по ковру;:

'*" 8) езда на велосипеде (самокате).

Упражнения на узкой площади опоры (приподнятой на высоту

от 10—15 см до 40 см):

1) ходьба по узкой опоре с разнообразными заданиями;

2) ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре;,'.^. '

3) балансировка на набивном мяче (полупеньке). ■
Действия с мячом (диаметр от 24 см до 3 см):

1) «Школа мяча»;

"''" 2) элементы игры в баскетбол, футбол, бадминтон, настольный
■ теннис.

I.... Средства коррекции вестибулярной функции

Упражнения на раздражение полукружных каналов (вращения с постепенным увеличением амплитуды движения):

1) движения глаз; "~ *

2) наклоны и повороты головы в разных плоскостях;

3) повороты головы при наклоненном туловище; -а {

4) повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком); 1

5) кувырки вперед, назад; i

6) вращение вокруг шеста, держась за него руками;

: 7) кружение в парах с резкой остановкой (в обе стороны);

8) подскоки на батуте.

Упражнения на раздражение отолитового аппарата (начало и конец прямолинейного движения):

1) изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других

упражнениях;

•: 2) резкая остановка при выполнении упражнений; i 3) остановка с изменением направления движения; ' ' '

4) прыжки со скакалкой с изменением темпа.

Упражнения, выполняемые с закрытыми глазами:

1) ходьба (спиной вперед, приставными шагами правым, левым,
боком); I

2) кувырки; ■!

3) кружение;

4) наклоны и повороты головы;

5) стойка на носках, на одной ноге (то же на повышенной опоре).

Примечание: дозировка упражнений регламентируется методи­ческими рекомендациями для глухих детей дошкольного возраста.

Достаточно большой перечень упражнений требует системати­зации. Наиболее эффективным и апробированным способом их рас­пределения является использование комплексов упражнений направ­ленного воздействия: из трех занятий в неделю по 30—40 мин (в зависимости от возраста) два отвести развитию преимуществен­но скоростно-силовых качеств, одно — коррекции вестибулярных на­рушений и развитию функции равновесия.

Чтобы обеспечить безопасность, прыжковые упражнения прово­дятся на нестандартном оборудовании — дорожка из 10 цветных поролоновых кирпичиков высотой 12 см, длиной 50 см, свободно пе­редвигаемых на необходимое расстояние.

Прыжковые упражнения выполняются в основной части заня­тия. Комплекс состоит из прыжков на двух ногах, боком (левым/ правым) на двух ногах, на одной (левой/правой) ноге, на двух ногах с усложнением задания (составление кирпичиков рядом друг с другом или постановка их друг на друга), включения «горячих» кирпичиков, которых нельзя коснуться. Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20—30 с. В табл. 3.2 представлены уп­ражнения и их примерная дозировка для глухих детей 4—7 лет. Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.

На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мел­кой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать об­легченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Уп­ражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижима­ние его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх, сидя и лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быст-

рый

бег за кубиком из различных исходных положений после броска и дрУгие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.

Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физкультурным занятиям одно из них проводится с использовани­ем круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражне­ний на станции, их интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка (табл. 3.3). Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами \ —1_5 мин, количество кругов 1—3. Решение задач развития функции равновесия и коррекции вес­тибулярных нарушений целесообразно решать в одном занятии, от­ведя каждой из них приблизительно равное время — по 15 мин. Представленные в табл. 3.4 и 3.5 комплексы не являются обязатель­ными в каждом занятии, используются лишь доступные на данный момент упражнения, усложняясь постепенно по мере их освоения.

Коррекция функции равновесия проводится с использованием упражнений на уменьшенной площади опоры, поднятой опоре, в ба­лансировке. Время выполнения упражнений на сохранение равнове­сия у 4—5-летних — 10—15 с, у 6—7-летних — 25—30 с и более, пройденное расстояние для 4—5-летних — 3—4 м, для 6—7-летних — 5—6 м.

Упражнения выполняются во всех трех плоскостях, преимуще­ственно в движении. Упражнения с отклонением головы во фрон­тальной плоскости: боковые наклоны головы, повороты головы при наклоне туловища воздействуют на фронтальные каналы вестибу­лярного аппарата. Раздражение горизонтальных полукружных кана­лов вызывается вращением туловища, поворотами на 180°, 360° как на месте прыжком, так и во время ходьбы и бега. На отолитовый аппарат воздействие оказывает начало и конец прямолинейного дви­жения, ускорение и замедление движений.

Наиболее остро реагирует вестибулярный анализатор на комби­нированные движения в разных направлениях, используемые в ком­плексе упражнений. Для усиления воздействия на вестибулярную систему на занятиях выполняются разученные упражнения с закры­тыми глазами, активизируя тем самым другие компенсаторные механизмы восприятия. Эти упражнения представляют для неслышащих детей большую сложность.

Упражнения в метании на точность с мячами разного диаметра, еса и материала являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора, так как приходится запрокидывать голову назад, напря­гать зрение, координировать движения, сохранять устойчивость, т. е. включать в работу различные сенсорные системы.

При проведении физкультурно-оздоровительных занятий необ­ходимо соблюдать ряд методических требований:

1) подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизичес­ких и двигательных способностей ребенка;

2) специальные коррекционные упражнения чередовать с общеразвивающими и профилактическими;

3) упражнения с изменением положения головы в простран­стве выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

4) упражнения на статическое и динамическое равновесие ус­ложнять на основе индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с обеспечением страховки;

5) упражнения с закрытыми глазами выполнять только после
их освоения с открытыми глазами;

6) в процессе всего занятия активизировать мышление, позна­вательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.

Особенности развития и коррекция координационных способностей на примере точности или дифференцировки усилий, времени и пространства, быстроты реакции, равновесия, мелкой моторики, расслабления, симметричности и ритмичности движений у глухих и слабослышащих дошкольников и школьников.

См.в. № 72

74. Задачи, содержание и особенности организации адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 7-8 вида. Психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

 

Основные задачи совпадают с задачами физической культуры здоровых школьников, что отражено в государственных образова­тельных программах для массовых общеобразовательных и коррекционных школ. К ним относятся воспитательные, образовательные, оздоровительные и задачи физического развития:

— укрепление здоровья, закаливание организма;

— обучение основам техники движений, формирование жизнен­но необходимых умений и навыков;

— развитие физических способностей;

— формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;

— воспитание потребности и умения самостоятельно занимать­ся физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

— воспитание нравственных и волевых качеств, приучение кдисциплине, организованности, ответственности за свои поступки, ак­тивности и самостоятельности.

К специальным задачам относятся:

1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, мета­нии, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:

• согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног,туловища, головы);

• согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;

• согласованности движений и дыхания;

• компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;

формирование движений за счет сохранных функций.

2. Коррекция и развитие координационных способностей:

• ориентировки в пространстве;:

• дифференцировки усилий, времени и пространства; '

• расслабления;

• быстроты реагирования на изменяющиеся условия;

• статического и динамического равновесия;

• ритмичности движений;

• точности мелких движений кисти и пальцев.

3. Коррекция и развитие физической подготовленности:

• целенаправленное «подтягивание» отстающих в развитии фи­зических качеств;

• развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных спо­собностей, ловкости, выносливости, подвижности в суставах.

4. Коррекция и профилактика соматических нарушений:

• формирование и коррекция осанки;

• профилактика и коррекция плоскостопия;

• коррекция массы тела; "4

• коррекция речевого дыхания;

• укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

5. Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей:

• развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;

• дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;

• развитие зрительной и слуховой памяти;

• развитие зрительного и слухового внимания;

• дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;

• развитие воображения;

• коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие познавательной деятельности:

• формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об уп­ражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию,
значению движений в жизни человека и амостоятельных занятий;

• расширение и закрепление знаний, основанных на межпред­метных связях, являющихся составной частью физических упражне­ний (формирование пространственных представлений, речевой и ком­муникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).

7. Воспитание личности умственно отсталого ребенка.

Средствами адаптивной физической культуры являются физи­ческие упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиени­ческие факторы.

Программный материал по физической культуре включает сле­дующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные фи­зические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетатив­ные системы, корректировать недостатки физического развития, пси­хики и поведения.

Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках фи­зического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреаци­онных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы.

1. Упражнения, связанные с перемещением тела в простран­стве: ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.

2. Общеразвивающие упражнения:

а) без предметов;

б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.);

в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, гибко­сти, ловкости.

4. Упражнения на развитие и коррекцию координационных спо­собностей: согласованности движений рук, ног, головы, туловища; со­гласованности движений с дыханием, ориентировки в пространстве,
равновесия, дифференцировки усилий, времени и пространства, рит­мичности движений, расслабления.

 

4. Упражнения на коррекцию осанки, сводов стопы, телосложе­ния, укрепления мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног.

5. Упражнения лечебного и профилактического воздействия:
восстановление функций паретичных мышц, опороспособности, под­вижности в суставах, профилактика нарушений зрения.

6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.

7. Художественно-музыкальные упражнения: ритмика, танец, эле­менты хореографии и ритмопластики.

8. Упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом и. п., активизирующие познавательную деятельность.

9. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию воспри­ятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внима­ния и других психических процессов.

• Упражнения прикладного характера, направленные на освое­ние ремесла, трудовой деятельности.

• Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адап­тивного спорта: фигурное катание, хоккей на полу, настольный тен­нис, баскетбол, мини-футбол, верховая езда и др.

В соответствии с международной классификацией болезней, ум­ственная отсталость включает четыре степени снижения интеллек-та- легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Категория детей с легкой умственной отсталостью составля­ет 70—80% от общего количества. Они отстают в развитии от нор­мально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, гово­рить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружаю­щим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процес­сам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержа­ние. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. В млад­шем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками, к старшему дошкольному — появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), не сопро­вождающиеся эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра без специального коррекционного обучения не формируется.

Дети с легкой умственной отсталостью воспитываются в спе­циальных детских садах, специальных группах в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их разви­тия. Возможно включение двух-трех детей с незначительной сте­пенью умственной отсталости в коллектив нормально развиваю­щихся сверстников. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению. Дети с незначительной умственной отстало­стью воспитываются в условиях массового детского сада, если их отставание выражено не ярко. Но попадая в массовую общеобра­зовательную школу, они сразу же испытывают значительные за­труднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение, остаются на второй год, но при повторном обучении не усваивают программный материал. После медико-пси­холого-педагогического обследования дети переводятся в другие типы образовательных учреждений. С семи-восьми лет дети с лег­кой степенью умственной отсталости поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специ­альной программе. За 9 лет обучения они получают начальное об­разование.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...