Рождается внезапная строка...»
Художественная речетворческая личность, будь то личность мастера слова или учащегося, способно видеть, слышать, чувствовать глубоко, тонко, по-особенному. Основными ее качествами являются «эстетическое отношение к жизни, способность вживаться в мир персонажа, стать но его позицию, выходя за пределы собственного Я; развитое воображение, наблюдательность, чуткость к слову и оттенкам значений»[4,87]. Оно обладает ассоциативным мышлением, способностями рефлексирования и речевого прогнозирования. К сожалению, с годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего миро, образуется «подростковая дыра» художественного развития. Такое положение во многом объясняется тем, что формированию образного мышления должного внимания не уделяется. В известной мере это извинительно, поскольку и время, и решение дидактических задач сознательно-коммуникативного обучения не дают пока возможности делать это но уроках русского языка постоянно и целенаправленно. В какой-то степени художественное речетворчество реализуется в написании учащимися сочинений и изложений, но системно (но специальных занятиях) оно может быть представлено в настоящее время либо в классах с углубленным изучением русского языка, либо во внеклассной работе, в частности в кружках русского языка. Далее приводятся некоторые такие занятия (речетворческие тренинги) с образцами выполнения заданий. Предлагаемые речетворческие тренинги строятся на словах, художественных текстах, произведениях живописи и музыки и соотносятся с пережитым, близким, а значит, понятным школьникам. Материал отбирается с учетом его способности стимулировать художественное речетворчество учащихся.
Тренинг: СОЗДАЙТЕ КОНТЕКСТ ПО ОБРАЗНОМУ СРЕДСТВУ На этом занятии учащиеся должны научиться вводить образное средство, использованное мастером слова, в собственный художественный текст, например: слезливое утро (А. Ч е х о в);стеклянные кустарники (И. Бунин); белое поле ржи (Л.Андреев); пьяный ветер (В. Набоков); бьются зори огненным крылом (М. Волошин); знакомые шаги, любопытное солнце, задумчивая дверь (А. Блок); луна скользит блином в сметане, жгучий взгляд подснежников (Б. Пастернак); взбалмошная луна, журавлиная тоска сентября (С. Есенин). Активизировать образное мышление учащихся при выполнении этих заданий призвано авторское образное средство, к пониманию которого можно прийти, либо вернув его в авторский текст, либо создав свой. Вернуть образное средство автору несложно. Для этого достаточно выяснить, из какого произведения автора взято это средство. А вот создать свой художественный текст на основе авторского образного средства — задача уже речетворческая. Именно такое творческое задание учащимся и предлагается. Приведем выполнение задания с образным словосочетанием А. Блока любопытное солнце. «Утро. Ты рассеиваешь сонный, тяжелый туман у земли, у подножия гор. Словно новый мостик по затушеванному небу — одна полоса, две... Перескакиваешь на деревья, скользишь по стволам золотой белкой. Оттуда по-детски ползешь меж зеленеющих с новой силой лугов и полей, будишь кашки, пастушью сумку, кучку васильков у муравейника, муравьев. Услышав плеск воды, ты, как на зов матери, несешься к нему, улыбаешься... Вот эта маленькая ложбинка, наполненная сладким напевным шепотом... Ты подкрадываешься, почти ползком, чтоб не заметила, и, подождав мгновение, освещаешь все ее подводное сердце своим лучистым смехом! Я пришел! Это я, я... Теперь, когда ты знаешь, что я здесь, мне можно полететь дальше. Всплеск участился, и, оставив несколько «зайчиков», ты засветил дальше... Ложбинка искрилась, пыталась догнать неугомонных «зайцев» и думала: «До чего же быстрое (нет, не угнаться), до чего же игривое и любопытное солнце!» И в подтверждение её мыслям вдалеке послышались крики перепуганных внезапным пробуждением птиц... — голоса далеких гор, голоса ветра...»
ХУДОЖНИК Следующие упражнения связаны с умением вербально передавать зрительные впечатления. Я и художник. Опишите картину .Назовите картину. Сравните свое название с авторским. В какое состояние приводит вас увиденное? Обратите особое внимание на детали. Какова их роль? В данном типе тренингов механизм образного мышления учащихся должны включить произведения изобразительного искусства: картины, гравюры, рисунки и т. д. Например, ребятам предлагается рассмотреть картину И. Э. Грабаря «Груши». Они дают ей свои названия: «Бабушкин натюрморт», «Первый урожай», «Золотая осень», «Деревенские радости», «Грушево-яблочный десерт», «Фрукты». Картина рождает у учащегося замысел, который затем воплощается в художественном тексте. Деревенские радости «Лето... Зеленые коленки малышей. Пение половиц в дачном домике. Лепестки ромашек на подоконнике. Запах яблочного пирога. Топится баня. Запах березового веника. Скрипит телега. Гуси чинно вышагивают по мягкой зеленой травке. Звук падающего в колодец ведра. Тихо. Еще тише. Слипаются глаза. Засыпают даже назойливые мухи». Я — художник. Нарисуйте (словесно) пейзаж, портрет, натюрморт. Основа образного мышления в данном типе тренингов — мир фантазии, ограничителем которого выступает жанр живописи. Натюрморт «Творчество». «Комната слегка освещена тусклой настольной лампой. В небольшом закутке лежат книги. Одна из них — томик Пушкина в темно-коричневом, плотном переплете. На нем лежит листок с какими-то надписями, цифрами. Рядом — уже успевшая покрыться тонким слоем пыли книга Мопассана. В ней торчит закладка с изображением желто-оранжевого солнца и какой-то надписью, последние буквы которой А. Я. На книге лежит ручка, в которой уже почти не видно стержня, а рядом на обрывке листа непонятным почерком написано несколько слов, после чего идет многоточие...»
«Школьный стол с непонятными каракулями и чьими-то именами. Не стол, а мемориальная доска с фразами типа Здесь был Вася. На столе стоит стакан. В нем на дне осталась заварка. Рядом со стаканом лежит небольшой журнал-книжечка с яркой обложкой и многозначительным названием «Откровения». Из-под журнала выглядывает край белого листочка. На нем чьи-то каракули. Возле журнала шариковая ручка в синем футляре. Положенная на ручку записная книжка разбухает от каких-то листочков, вырезок из газет и исписанных страниц. Хлебные крошки, сложенные в кучку, лежат маленькой горкой около исписанного листа». КОМПОЗИТОР Задания этого тренинга направлены на установление связей между звуковыми, музыкальными образами, на закрепление умения выразить словами свои впечатления от звучащей музыки. Я и композитор. Прослушайте музыкальное произведение. Какие мысли и чувства оно у Вас вызывает? Опишите свое состояние. Симфоническая поэма М. Чюрлениса «Море». «Стою на берегу моря, такого могучего и бескрайнего. Хочется чайкой полететь в голубую даль. Наполняя душу чистотой и свежестью, парить над морем. Как легко дышится! Вольный ветер и я — в едином порыве. Хочется лететь, в полной мере сознавая, что такое свобода». Я — композитор. Напишите (словесно) музыку к тексту. День был ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжелыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колокольне; он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щеки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие желтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомленная за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца, и, глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться... (А. Чехов).
«Слышу чистые, теплые, по-осеннему прозрачные звуки: льется плавная и нежная мелодия, чуть скрипнула дверь, послышались тихие шаги, прошуршала попираемая ногами осенняя листва, тихо, убаюкивающая спокойная мелодия». АССОЦИАТИВНЫЕ ШАГИ В этих упражнениях учащиеся должны установить между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. Например, между словами крик и рябина учениками устанавливается ассоциативная цепочка: крик— боль, боль— одиночество, одиночество — горечь, горечь— рябина; между словами ветер и книга: ветер — осень, осень — лист, лист— стол, стол— книга. Данный тип тренинга помогает учащимся определить сюжетные линии своего будущего художественного текста. БИНОМ ФАНТАЗИИ Ребята учатся по двум не связанным между собой словам создавать текст. Например, предлагаются слова ветер — книга. «Утро. Сижу у распахнутого в весенний сад окна. Запах яблони и черемухи кружит голову, сводит с ума. Ветер листает страницы моей любимой книги, как страницы моей жизни. Не спеши, ветер!» Создайте свой текст, используя ассоциативный ряд. Примеры выполнения задания. Белый — снег, след, душа. Белый снег кристально белый, Весь в рельефах неумелых. Голос твой белеет следом, Просыпаясь в белом небе. А за ним с оттенком синьки Без тоски и без запинки Пробуждается душа В белом мире, не спеша. Белый— пух, перина,снег Сыплется пух из небесной подушки: Кто-то перину неба встряхнул. Кружатся хлопья, хлопья, как душем, Тех поливают, кто сердцем заснул. Небо на землю падает снегом, Небо с собою несет синеву, Мокрым, холодным, но все-таки пледом Греет растущую жизни траву. Определите направленность авторских ассоциаций в художественном тексте. Решение поставленной речетворчес-кой задачи возможно лишь после анализа текста, предполагающего глубокое в него проникновение. Знаешь, знаешь, обморочно-пьяно снилось мне, что в пропасти окна высилась, как череп великана, костяная, круглая луна. Снилось мне, что на кровати, криво выгнувшись над вздутой простыней, всю подушку заливая гривой, конь лежал атласно-вороной. А вверху — часы стенные, с бледным, бледным, человеческим лицом, поводили маятником медным, полосуя сердце мне концом. Сонник мой не знает сна такого, промолчал, притих перед бедой сонник мой с закладкой васильковой на странице, читанной с тобой... (В.Набоков). • Какое чувство в вашей душе вызывает этот текст? • Как вы думаете, почему герою приснился такой сон? Чем он вызван?
• Нарисуйте (словесно) луну, описанную В. Набоковым. Почему поэт рисует луну не в проеме, а «в пропасти» окна? • Каким увидел во сне коня лирический герой? Почему конь не рыжий, не белый, а атласно-вороной? • Опишите часы, нарисованные автором. Каким речевым средством поэт добивается ощущения физической боли у героя от соприкосновения с часами? • Как истолковал сон сонник? Почему он «притих перед бедой»? • О чем напомнила герою васильковая закладка? • Опишите (с опорой на сон) состояние героя. Учащиеся, выявляя направленность авторских ассоциаций в тексте, находят ключи к замыслу поэта, связанному с предчувствием смерти любви: пропасть — череп — костяная — вздутая простыня (мертвое тело) — бледное— беда. СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ Комплексный речетворческий тренинг предполагает заполнение учащимися речетворческой карты. Такая карта отражает процесс рождения у учащихся замысла собственного текста, размышления с опорой на слово: обостренное внимание к написанию и звучанию слова; ассоциации, вызванные словом; поиск слов, рифмующихся с исходным словом; «оживление» слова (наполнение цветом, звуком, запахом и т. д.).
РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ КАРТА РЯБИНА. (Заполняется учащимися.) • Звучание и написание слова. • Резко, с болью начинает звучать слово, затем смягчается, • Четыре замороженные бусинки висят на слове рябина. • Ассоциации. Гроздь, огонь, осень, аллея, дом, деревня, окно, заморозки, снегири, воспоминания. • Рифмовка-тренировка. Рябина, калина, осина, паутина, корзина. • Цвет. Охристые листья, бордовые ягоды осени, цвет крови, цвет старого вина, золотистая. • Звук. Стук капель по стеклу, лай собак, шелест деревьев, щелканье спелых замороженных ягод, тяжелый, сухой. • Запах. Запах арбуза и дождя, деревни, сена, запах раннего морозного утра, дыма, запах свежести с горечью, сырости, запаха нет: он не чувствуется в морозном воздухе. • Форма. Листья-решетки. • Характер. Щедрая гроздь рябины, грациозная, безмолвная, грустная, царственно-красивая.«Слово-то какое — в глазах рябит. Снегири прилетают клевать с нее ягоды, а эльфы боятся, не подходят. Она гонит глубокие мысли, и цвет у нее веселый — ярко-красный. Только мне не нужны ее терпкие ягоды, я больше люблю эльфов. Слышали ли вы что-нибудь о столетних рябинах? Они всегда молодые. Как умирают рябины? Да разве мы знаем?! Это дерево для счастливых». «Заморозки. Тусклый пейзаж поздней осени. Первый снег и замерзшая земля. Северный ветер проходит по макушкам жестких кустов. Серое небо мрачнеет в окне, а на нем ярко-красным бисером разгорается гроздь рябины. Это ягоды осени, которые напоминают мне о ярком, солнечном лете. Бордовые ягоды, красные закаты, ночные костры — все это отголоски лета осенью. Через несколько дней плоды замерзнут. Опадут охристые листья с рябины. Замороженные бусинки повиснут на ветках». Приведенные и аналогичные задания будут ненавязчиво и активно развивать образное мышление, активизировать работу ассоциативной памяти, совершенствовать в целом устную и письменную речь учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|