Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.




Потребности — нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Можно выделить потребности:

  • материальные — потребности в пище, одежде, жилище;
  • социальные — необходимость общения, общественного признания;
  • духовные — потребность в знаниях, творческой деятельности.

Наличие неудовлетворенных потребностей является источником активности, побуждает к тем или иным действиям.

Ресурсы — запасы, источники чего-нибудь: природные ресурсы, трудовые, информационные.

Природные ресурсы включают землю, полезные ископаемые, древесину и пр. растительные ресурсы, животных.

Трудовые ресурсы оцениваются в зависимости от количества трудоспособного населения, образования, квалификации.

Производственные ресурсы включают материальные блага, необходимые для производства (машины, оборудование, здания и сооружения, информационные факторы, опять же землю, сырьё).

Любые ресурсы ограниченны, то есть в конкретном месте и в конкретное время могут быть использованы в ограниченном объеме.

Не следует путать с понятием исчерпаемые (неисчерпаемые) природные ресурсы. Например, такой ресурс, как солнечный свет, относится к неисчерпаемым, но он, как и другие ресурсы, ограничен — может быть использован только в определенном объеме.

В процессе развития цивилизации, человек получал возможность производить все больше материальных благ на основе имеющихся природных и трудовых ресурсов. Так, переход к земледелию и скотоводству дал больше продуктов, чем собирательство и охота, что уменьшило зависимость человеческого общества от природных факторов. Индустриализация, научно-техническая революция дали еще бо́льшую возможность производства товаров.

В XIX веке были особенно популярны теории о возможности полного удовлетворения растущих потребностей человечества за счет роста производства. Это положение, на сегодня, называют несостоятельным, так как ничем не ограниченные потребности не могут быть удовлетворены при условии ограниченности ресурсов. Более того, установка на неограниченное потребление приводит к неравномерности распределения имеющихся материальных благ, когда ме́ньшая часть, — богатые, — потребляет избыточно, а бо́льшая часть трудящихся испытывает недостаток в самом необходимом.

В то же время, очень давно существуют философские теории, обосновывающие необходимость разумного ограничения потребностей личности. Так, за несколько веков до нашей эры, философы кинической школы, из которых Диоген широко известен своим аскетическим образом жизни, обосновали положение о сознательном ограничении «биологических» потребностей организма, что является необходимым условием духовного роста. Важно понимать, что зажиточный человек, при условии неограниченного потребления, теряет возможность духовного роста (удовлетворения духовных потребностей) и чувствует себя столь же несчастным, как и бедняки, которых он обобрал и лишил возможности удовлетворять потребности материальные.

Лев Толстой в своих работах по философии «О жизни» и др. разъясняет, что ограничение потребностей разумным сознанием человека — краеугольный камень учения Христа, если очистить это учение от искажений, привнесенных догматическими вероучениями (например, католицизмом).

Несколько сложнее для понимания тот важный момент, что ограничение потребностей личности не приводит к уменьшению, а, напротив, увеличивает наслаждение, получаемое от их удовлетворения. Как писал Джером К. Джером, автор бестселлера «Трое в одной лодке не считая собаки»: «настоящий голод и жажда сделают самую простую пищу для вас деликатесом. Вы пообедаете на славу, со вкусом, с аппетитом и встанете из-за стола, чувствуя прилив сил, бодрым и веселым»* — сравните эти слова с рекламой обжорства на телевидении (мезим и пр.)

Важной задачей остается такое использование ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при уменьшении затрат.

Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?

Ни одно из этих двух утверждений не лишено недостатков. Можно считать более прогрессивным утверждение, что «сильное государство надежно служит обществу». Оно включает два момента:

  1. Государство должно быть сильным, чтобы надежно выполнять возложенные задачи. Слабое государство не способно эффективно управлять страной, что в итоге приводит к материальным потерям, просчетам, недовольству народных масс.
  2. Государство должно служить на благо общества (сравните выражение «депутаты — слуги народа»). Государственных служащих можно рассматривать как лиц, нанимаемых обществом для выполнения функций управления и пр. Наряду с государственными структурами, общество активно принимает участие в решении важнейших вопросов — такой порядок получил название «гражданского общества».

На практике, государство формируется не всем обществом, а той его частью, которая обладает военной силой (княжества древней Руси; режимы, возникающие в результате военного переворота) или частной собственностью (современные индустриальные государства). Государство используется для эксплуатации трудящихся в интересах правящего класса.

Получается, что общество существует ради государства, хотя такой порядок не дает возможности развития и приводит к социальным потрясениям, угрожающим благополучию всех слоев общества (в качестве примера можно привести февральскую и октябрьскую революции 1917 года).

На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в полицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?

При снятии свидетельских показаний следует вести себя дисциплинированно, внимательно слушать вопросы и правдиво отвечать. Необходимо четко обрисовать картину происшествия и все детали. Свидетель имеет право давать показания на родном языке или языке, которым он владеет.

Свидетель не имеет права:

— уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;

— давать заведомо ложные показания,

— по достижении 16 лет, отказываться от дачи показаний (Важно помнить: допрашиваемое лицо, независимо от возраста, не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников);

— разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу.

Обязанности следственных органов:

Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет (а по усмотрению следователя и допрос свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет) проводятся с привлечением педагога, чтобы не навредить психическому состоянию несовершеннолетнего. При допросе несовершеннолетнего свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (родитель, опекун, попечитель).

Свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении таким свидетелям их процессуальных прав следователь должен указать на необходимость говорить правду.

При согласии свидетеля давать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний (статья 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Все показания заносятся в протокол, по возможности дословно. Свидетель подписывает протокол после прочтения. Ходатайство свидетеля о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

Свидетель имеет право являться на допрос с адвокатом, который не вправе вмешиваться в ход допроса, а по окончании вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса.

В целях установления новых обстоятельств, показания свидетеля могут быть проверены или уточнены на месте, связанном с исследуемым событием.

Свидетель предупреждается о недопустимости разглашения обстоятельств дела, о чем у него берется подписка.

Билет № 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...