Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Целенаправленность воспитания

Теоретические основы воспитания

Движущие силы и логика воспитательного процесса

Я осуждаю всякое насилие при воспитании... юной души, кото­рую растят в уважении к чести и свободе.

М. Монтень

 

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только по­мочь ему открыть это в себе.

Г. Галилей

Философские основы воспитания.

Любое знание, в то числе и по теории и методике воспитания, суще­ствует и развивается на трех уров­нях:

  • Методологическом (логика, философия науки, зани­мающаяся осмыслением методов исследования воспи­тания, толкованием предмета его и связей с другими явлениями окружающего мира),
  • Теоретическом (основное содержание добытого наукой знания по теории воспитания: например, теория вос­питывающего обучения И. Гербарта, общая теория раз­вития личности К.Д. Ушинского, теория воспитатель­ного коллектива А.С. Макаренко и др.),
  • Методическом (как прикладной уровень науки — орга­низация практической воспитательной деятельности, уровень технологий воспитательного процесса, педа­гогической техники и т.п.).

Движущие силы и логика воспитательного процесса, техника его выстраивания определяются его фундаментальными, основолагающими характеристиками. Основные из них: диалектичность, противоречивость, целенаправлен­ность, систематичность, вариативность, оптимистичность.

А.С. Макаренко считал педагогику самой диалектичес­кой наукой, в которой все законы диалектики выражены с большей силой. В чем же проявляется диалектичность воспитательного процесса?

1. В воспитательном процессе переплетены и взаимообус­ловлены связи и зависимости разного плана: соци­альные, психологические, педагогические. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой из­менения ценностных ориентаций и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; экономичес­кие преобразования в обществе - материальную базу образования и воспитания; открытие новых психоло­гических концепций - во всем характере и методике воспитания...

2. Диалектичность воспитания проявляется в непрерыв­ном развитии, динамичности, изменчивости всех ком­понентов и процесса в целом. Примеры: в класс при­шел новый классный руководитель.., дети пришли пос­ле лета выросшие и окрепшие.., в классе случилось ЧП, введен новый учебный предмет, произошли бурные события в обществе... и т.п. - все влияет на содержание и методику воспитательного процесса.

3. Диалектичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.

 

Противоречия воспитательного процесса.

Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей оп­ределяет противоречия как источник и движущую силу развития человека - школьника, детского кол­лектива, содержания и методики воспитательного про­цесса.

В философии и педагогике принято различать внут­ренние и внешние, общие и индивидуальные противо­речия. (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстра­циях. М.,1999.С.98)

Внутренние - это противоречия, порожденные конф­ликтом противоположных сторон внутри самого челове­ка: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его. («Я летом собира­юсь поехать с альплагерь, но смогу ли?», «Я много раз давала себе слово не лгать маме, но никак не могу сдер­жать его», «Я никак не могу научиться стойко сказать «нет», если все говорят «да»: мне трудно противостоять общественному мнению»).

Внешние - противоречия, порожденные взаимодей­ствием человека с окружающим миром. Например, внеш­ними требованиями, изменением обстоятельств, проти­востоянием социального окружения и природной среды, извечного противоречия «отцов» и «детей». В подростко­вом возрасте человек начинает осознанно им противо­стоять.

Общие (универсальные) - противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, про­тиворечия между материальными и духовными потреб­ностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможно­стями их удовлетворения. Блестяще описал противоречия отрочества В.А. Сухомлинский в книге «Рождение граж­данина»:

«...с одной стороны, непримиримость к злу, неправ­де, готовность вступить в борьбу с малейшим отклоне­нием от истины и, с другой стороны, неумение разоб­раться в сложных явлениях жизни;

..подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали;

...желание самоутвердиться и неумение это сделать;

...противоречие между желанием, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуще­ствления их, с другой;

...показное отрицание авторите­тов, увлечение идеальным и самомнение о том, что иде­альное может быть в нашей будничной жизни;

...удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интел­лектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе,,к своим повседнев­ным заданиям;

...романтическая восторженность и...грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и...ирони­ческое отношение к красоте».

Индивидуальные - противоречия, обусловленные кон­кретной ситуацией развития каждого человека. На разре­шении этих противоречий построен практически весь про­цесс самовоспитания: не мог - теперь могу, не умел - теперь умею, не знал - знаю и т.д.

 

Другие философские законы

Всеобщий закон - закон пе­рехода количественных изменений в качественные -интерпретируется в теории воспитания так: отражая ло­гику и механизм развития воспитанника, количествен­ные изменения в физическом, психическом и социаль­ном становлении в ходе воспитания приводят к суще­ственным качественным изменениям отдельных свойств и личности в целом. Так, включенный в позитивную вос­питывающую деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищества, це­леустремленность. Опыт подростков в организации раз­личных дел по методике КТД (коллективной творческой деятельности) позволяет постепенно наращивать качества самоактуализирующего типа личности.

Закон отрицание отрицания характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возник­новение нового и относительной повторяемости старого. Например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе в подлинное самоуправ­ление детского коллектива, новых форм воспитания и традиционных дел в классе, становление более «взрос­лых» и качественно более высоких норм отношений «пе­дагог о воспитанник» (от организации и контроля педа­гогом всех дел к самодеятельности детей).

Как и любой процесс, воспитание развивается от про­стых форм, методов и приемов, технологий и техник к более сложным, благодаря умелому использованию педа­гогом тактики разрешения всех групп противоречий, уче­та действия всех трех общефилософских законов разви­тия - воспитательного процесса в целом и каждого его элемента.

 

Целенаправленность воспитания

На протяжении всей истории чело­вечества существовали различные под­ходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и кон­цепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две основные большие группы, два основных направления.

Первое - видит суть и назначение воспитания в формировании личности, уп­равлении ее развитием согласно потребностям общества.

Второе направление, - гума­нистическое, обращено к личности воспитанника, к со­зданию условий для развития его внутренних потенциаль­ных возможностей, и на этой основе - к социализации и самоактуализации.

Передовая педагогическая мысль и практика всегда де­лали выбор в пользу второго.

Наставление Дельфийского оракула отцу Сократа по поводу воспита­ния сына гласит: «Пусть мальчик поступает так, как хо­чет, не мешай ему и не удерживай его. Ни в каких забо­тах он не нуждается, ибо одарен с рождения внутренним голосом, предостерегающим от недобрых поступков. И это не заменит тысячу наставников».

«...Каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, одушевлено, потому что такова природа души. То, что движет само себя, есть не что иное, как душа» (Платон).


...Воспитывать «извлекать наружу то, что личность содер­жит внутри себя самой»

(Л.А.Мачадо, профессор универси­тета в Каракасе, автор книги «Революция в мышлении»).

«Громадное большинство людей суть люди самообра­зовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и раз­витые кем-либо другим» (П.Ф. Каптерев).

Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя - подарить ребенку (подрост­ку) всю прелесть и глубину окружающего мира, ориенти­ровать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника - продуктивное присвоение этих ценнос­тей, самореализация своих потенциальных возможностей.

Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательно­го процесса - «человек свободный», «человек культур­ный», «человек мыслящий».

Эту цель должны понять и принять как воспитатели, так и воспитанники. Но растущий человек обладает мень­шим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его мировосприятие нуждается в корректиров­ке, в выращивании системы ценностей подлинных и в отказе (добровольном!) от ценностей мнимых.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...