Целенаправленность воспитания
Теоретические основы воспитания Движущие силы и логика воспитательного процесса Я осуждаю всякое насилие при воспитании... юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. М. Монтень
Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе. Г. Галилей Философские основы воспитания. Любое знание, в то числе и по теории и методике воспитания, существует и развивается на трех уровнях:
Движущие силы и логика воспитательного процесса, техника его выстраивания определяются его фундаментальными, основолагающими характеристиками. Основные из них: диалектичность, противоречивость, целенаправленность, систематичность, вариативность, оптимистичность. А.С. Макаренко считал педагогику самой диалектической наукой, в которой все законы диалектики выражены с большей силой. В чем же проявляется диалектичность воспитательного процесса? 1. В воспитательном процессе переплетены и взаимообусловлены связи и зависимости разного плана: социальные, психологические, педагогические. Например, изменения в политике и идеологии влекут за собой изменения ценностных ориентаций и, следовательно, ставят новые цели и задачи воспитания; экономические преобразования в обществе - материальную базу образования и воспитания; открытие новых психологических концепций - во всем характере и методике воспитания...
2. Диалектичность воспитания проявляется в непрерывном развитии, динамичности, изменчивости всех компонентов и процесса в целом. Примеры: в класс пришел новый классный руководитель.., дети пришли после лета выросшие и окрепшие.., в классе случилось ЧП, введен новый учебный предмет, произошли бурные события в обществе... и т.п. - все влияет на содержание и методику воспитательного процесса. 3. Диалектичность процесса воспитания проявляется в его противоречивости.
Противоречия воспитательного процесса. Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития человека - школьника, детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. В философии и педагогике принято различать внутренние и внешние, общие и индивидуальные противоречия. (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.,1999.С.98) Внутренние - это противоречия, порожденные конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его. («Я летом собираюсь поехать с альплагерь, но смогу ли?», «Я много раз давала себе слово не лгать маме, но никак не могу сдержать его», «Я никак не могу научиться стойко сказать «нет», если все говорят «да»: мне трудно противостоять общественному мнению»). Внешние - противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Например, внешними требованиями, изменением обстоятельств, противостоянием социального окружения и природной среды, извечного противоречия «отцов» и «детей». В подростковом возрасте человек начинает осознанно им противостоять.
Общие (универсальные) - противоречия как источник развития каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями, между сознанием и поведением (особенно в школьном возрасте), между потребностями и возможностями их удовлетворения. Блестяще описал противоречия отрочества В.А. Сухомлинский в книге «Рождение гражданина»: «...с одной стороны, непримиримость к злу, неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и, с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни; ..подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали; ...желание самоутвердиться и неумение это сделать; ...противоречие между желанием, с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их, с другой; ...показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и самомнение о том, что идеальное может быть в нашей будничной жизни; ...удивление перед неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе,,к своим повседневным заданиям; ...романтическая восторженность и...грубые выходки, моральное невежество, восхищение красотой и...ироническое отношение к красоте». Индивидуальные - противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешении этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог - теперь могу, не умел - теперь умею, не знал - знаю и т.д.
Другие философские законы Всеобщий закон - закон перехода количественных изменений в качественные -интерпретируется в теории воспитания так: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения в физическом, психическом и социальном становлении в ходе воспитания приводят к существенным качественным изменениям отдельных свойств и личности в целом. Так, включенный в позитивную воспитывающую деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищества, целеустремленность. Опыт подростков в организации различных дел по методике КТД (коллективной творческой деятельности) позволяет постепенно наращивать качества самоактуализирующего типа личности.
Закон отрицание отрицания характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости старого. Например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе в подлинное самоуправление детского коллектива, новых форм воспитания и традиционных дел в классе, становление более «взрослых» и качественно более высоких норм отношений «педагог о воспитанник» (от организации и контроля педагогом всех дел к самодеятельности детей). Как и любой процесс, воспитание развивается от простых форм, методов и приемов, технологий и техник к более сложным, благодаря умелому использованию педагогом тактики разрешения всех групп противоречий, учета действия всех трех общефилософских законов развития - воспитательного процесса в целом и каждого его элемента.
Целенаправленность воспитания На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две основные большие группы, два основных направления. Первое - видит суть и назначение воспитания в формировании личности, управлении ее развитием согласно потребностям общества. Второе направление, - гуманистическое, обращено к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей, и на этой основе - к социализации и самоактуализации. Передовая педагогическая мысль и практика всегда делали выбор в пользу второго. Наставление Дельфийского оракула отцу Сократа по поводу воспитания сына гласит: «Пусть мальчик поступает так, как хочет, не мешай ему и не удерживай его. Ни в каких заботах он не нуждается, ибо одарен с рождения внутренним голосом, предостерегающим от недобрых поступков. И это не заменит тысячу наставников».
«...Каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, одушевлено, потому что такова природа души. То, что движет само себя, есть не что иное, как душа» (Платон). ...Воспитывать «извлекать наружу то, что личность содержит внутри себя самой» (Л.А.Мачадо, профессор университета в Каракасе, автор книги «Революция в мышлении»). «Громадное большинство людей суть люди самообразовавшиеся, саморазвившиеся, а не образованные и развитые кем-либо другим» (П.Ф. Каптерев). Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя - подарить ребенку (подростку) всю прелесть и глубину окружающего мира, ориентировать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника - продуктивное присвоение этих ценностей, самореализация своих потенциальных возможностей. Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательного процесса - «человек свободный», «человек культурный», «человек мыслящий». Эту цель должны понять и принять как воспитатели, так и воспитанники. Но растущий человек обладает меньшим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его мировосприятие нуждается в корректировке, в выращивании системы ценностей подлинных и в отказе (добровольном!) от ценностей мнимых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|