Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Торгово-экономические отношения Мексики




Содержание

Введение …………………………………………………….. 3

1.Общая характеристика экономики Мексики……………. 4

2. Торгово-экономические отношения Мексики………….. 6

3. Мексика и мировой финансовый кризис……………… 9

5.Экономические отношения с Россией…………………… 13

Заключение…………………………...……………………… 18

Список использованной литературы……………………….. 21

 

                    ВВЕДЕНИЕ

                               

 В настоящее время внимание мирового сообщества привлечено бурным развитием " новых индустриальных стран " Азии, Африки и Латинской Америки. В своём реферате я хочу осветить процессы, которые имели место и происходят сейчас в " новой индустриальной стране " Латинской Америки - Мексике.

 Несмотря на значительный разрыв в уровне социально-экономического развития от стран Азии и Африки, латиноамериканские государства имеют с ними ряд общих черт.

 Во-первых, для абсолютного большинства из них характерен низкий уровень развития производительных сил. И хотя современная эпоха характеризуется распространением научно-технической революции, но в таких странах, как Гаити, Гватемала, Сальвадор, Боливия, Эквадор, её влияние совсем не ощущается.

 Промышленный переворот проходит в этих странах очень медленно. Большая часть населения сконцентрирована в деревне и занята примитивным ручным трудом.

 Во-вторых, широко распространены, прежде всего, в сельском хозяйстве, докапиталистические отношения. Не только уже в названых странах, но и в таких, как Мексика и Бразилия,

где капитализм в последние два десятилетия развивается очень интенсивно, в деревне распространены полуфеодальные отношения.

 В- третьих, основные отрасли стран латиноамериканского региона находятся под сильным контролем со стороны

иностранного капитала. Ведь в Латинской Америке сосредоточено: - около 20 % общих запасов руд цветных металлов;

 - более 80 % ниобия;

 - более 40 % бериллия, меди и серебра;

  - более 30 % сурьмы и графита;

 - более 20 % железных руд, бокситов, олова и серы от                      общемировых запасов.

 Однако не все латиноамериканские страны прошедшие два десятилетия характеризовались заметным прогрессом. Не смотря на общность исторических судеб, схожесть социально-экономических условий развития стран региона, между ними существуют значительные различия. За исключением Кубы, строящей социализм. Никарагуа, осуществляющей глубокие прогрессивные преобразования, все латиноамериканские страны развиваются по капиталистическому пути. Из них три страны - Бразилия, Мексика и Аргентина - значительно превзошли другие страны по уровню развития промышленности, по зрелости капиталистических отношений. Прогрессивные изменения в отраслевой структуре экономики этих стран способствовали еще большему упрочению их позиций в региональном промышленном производстве.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

 В экономическом отношении Мексика – одна из наиболее крупных и развитых стран Латинской Америки. По добыче нефти страна занимает одно из первых мест в мире. Долгое время нефть составляла около 80% всего экспорта страны.

Ведущими отраслями промышленности традиционно считаются – нефтяная, горнодобывающая, текстильная и строительная.

Наряду с Бразилией и Аргентиной, Мексика образует «большую тройку» латиноамериканских индустриальных лидеров.

Начиная с 2004 года, когда была разработана и утверждена программа экономического развития страны на 2005-09г г., состояние экономики Мексики характеризовалось значительным увеличением темпов ее развития. Темпы роста практически всех макроэкономических показателей были значительно выше по сравнению с предыдущими годами. Рост ВВП за год составил 7,1%, что является самым высоким показателем среди стран Латинской Америки. В промышленности также отмечались высокие темпы роста производства – 7,2%, почти в 2 раза больше, чем в 2004. Однако высокие темпы развития промышленности не в одинаковой степени были характерны для ее отраслей. Особенный динамизм отмечался в автомобилестроении, электроэнергетической и нефтяной промышленности. Однако, такие сектора, как химическая, фармацевтическая и металлургическая промышленность испытывали определенные трудности, обусловленные рядом объективных причин.

     Сложной оставалась ситуация в сельском хозяйстве. В первую очередь, она была вызвана климатическими условиями: засухой, ливневыми дождями, ураганами и наводнениями, повлекшими за собой тяжелые последствия для производителей с/х продукции.

      В целом в 2009 г. все макроэкономические показатели характеризовались высоким динамизмом. Однако к концу года отмечалось некоторое снижение темпов экономического роста, вызванное в основном политическими причинами, а также замедлением экономического развития США, зависимость Мексики, от которых очень велика.

       За год рост ВВП составил 7,1% – самый высокий результат среди латиноамериканских стран. Особенно интенсивный рост ВВП был отмечен в 1 квартала 2009 г. – 7,9%. Тем не менее, несмотря на его некоторое снижение к концу года, прирост ВВП в целом за год имел самый высокий показатель за последние 19 лет.

      Промышленность характеризовалась высокими темпами роста производства. За год прирост промышленного производства по сравнению с 2006 г. составил 7,2%, почти в 2 раза больше. Однако снижение темпов развития к концу года было характерно и для промышленности.     Мексика завершила 2006 г. с инфляцией в 7,6%. Необходимо отметить что прошедшее шестилетие было первым в истории страны за последние 30 лет, в течение которого отмечалось постоянное снижение роста цен на товары и услуги. Тем не менее, несмотря на оптимистические оценки, темпы инфляции значительно опережали увеличение средней заработной платы.

      Структура ВВП характеризовалась следующим образом: 29,1% ВВП приходилось на промышленность (в т.ч. 21,9% – обрабатывающая), 20,9% – торговля, 5,6% – сельское хозяйство, 44,4% – сектор услуг (транспорт, хранение, связь, страховой сектор, коммунальные услуги).

       По итогам 2009 г. бюджет был сведен с дефицитом в 52,6 млрд. песо, что составляло 1% ВВП.

Бюджетные доходы в 2009 г. составили 1,195 трлн. песо, что на 25% выше, чем в 2007 г., значительно увеличились поступления в бюджет от нефтяного сектора за счет роста мировых цен. Они имели уровень 146,963 млрд. песо. На 9,8% возросли поступления федеральных налогов (565,4 млрд. песо), особенно выросли сборы налога на прибыль, что в первую очередь было связано с высокими темпами развития экономики в 2007 г. (платежи этого налога по итогам года осуществляется в янв.-апр.), а также выплаты фискальной задолженности, образовавшейся ранее, по которой Минфином была дана отсрочка. На 7% в реальном исчислении увеличились поступления от НДС (169,1 млрд. песо), что было вызвано активизацией внутреннего рынка и ростом продаж. Почти на 59% вырос сбор спец налога на производство и услуги, который взимается с продаж бензина и дизельного топлива, алкогольных напитков, пива.

Бюджетные расходы в 2009 г. составляли 1,248 трлн. песо, что на 23% выше, чем в предыдущие годы.

Дополнительные поступления в бюджет страны за счет роста цен на нефть и нефтепродукты дали возможность правительству увеличить планируемые расходы на 16,517 млрд. песо. Эта сумма была распределена: в пенсионный фонд – 3,0 млрд. песо; фонд образования – 2,317 млрд. песо; фонд жил. строительства – 1,300 млрд. песо; с/х сектор – 1,150 млрд. песо; фонд поддержки малых предприятий – 0,060 млрд. песо; туризм – 0,170 млрд. песо; соц. обеспечение – 1,250 млрд. песо; фонды штатов – 6,870 млрд. песо; защита окружающей среды – 0,400 млрд. песо.

    Правительством страны в последние годы большое внимание уделялось проблеме внешнего долга. Внешний долг в 2009 г. составил 162,7 млрд. долл. (в 1995 г. – 165,5 млрд. долл.). В 2009 г. Мексика четко придерживалась прежней позиции – в срок, а по возможности досрочно, погашать свои международные обязательства. Реализация Мексикой такой политики заслужила одобрение со стороны международных финансовых организаций, а также утвердила общественное мнение о стране, как о надежном, платежеспособном партнере. Выплаты внешнего долга в 2009 г. составили 50,8 млрд. долл.

     В качестве приоритетных направлений экономического и политического развития на среднесрочную перспективу мексиканское правительство определило поддержание стабильного экономического и промышленного роста, снижение инфляции и уровня безработицы, совершенствование финансовой и налоговой систем, стабилизация курса национальной валюты, увеличение притока иностранных инвестиций, дальнейшее развитие экономических и торговых связей с зарубежными странами, в первую очередь, посредством заключения и реализации соглашений о свободной торговле.

 

 

Торгово-экономические отношения Мексики

На внешнюю торговлю приходится половина ВВП Мексики, и ее значение возрастает. Традиционное преобладание США во внешнеэкономических связях издавна побуждало Мексику разнообразить их. Наиболее широкие отношения в последние десятилетия XX в. установились у нее с Японией, которая вышла на второе место после США по объему товарооборота и на третье - по сумме капиталовложений. Высокая заинтересованность Японии связана со скудостью или отсутствием у нее базовых промышленных ресурсов, прежде всего нефти (на нее приходится две трети закупок). Основные японские инвестиции в Мексике сосредоточены в нефте-обрабатывающей, химической и других энергоемких отраслях, а также в автомобилестроении, судостроении, а в последнее время - в электронике.
Мексика способна выпускать массовые товары потребительского назначения, но она нуждается в разнообразных природно-сырьевых ресурсах, особенно нефти (мировой лидер по ее импорту). Китай выдвинулся на второе место после США в импорте Мексики, сбывая широкий круг розничной продукции и нанося ущерб национальному производству. Если в середине 1990-х гг. товарооборот с Китаем составлял порядка 230 млн. долларов, то в 2009 г. он приблизился к цифре в 18 млрд. долларов. Правда, торговый баланс здесь складывался не в пользу Мексики. Требования диверсифицировать внешнеэкономические связи, искать альтернативных партнеров были затронуты в основных документах предвыборной кампании страны 2006 года.
Внешняя торговля Мексики не только увеличивается в объеме, но и диверсифицируется - 80% ее экспорта составляют товары, прошедшие ту или иную промышленную обработку. Но в них за последние два-три года происходила некоторая перегруппировка - снижались поставки текстиля, металлоизделий, машин, и оборудования, в том числе автомобилей, возрастали продажи бумаги и химических продуктов. Увеличивалась сфера внешнеторговых услуг.

 

Таблица 1

 

Структура экспорта Мексики в 2009 году (млн.$)

 

Экспорт товаров всего 249,961
Пища 13,472
Товары потребительского спроса, в т.ч. топливо 59,028
Сельскохозяйственное сырье 0,995
Руды и металлы 5,924
Цветные металлы 3,391
Топливо 38,636
Производственные товары 189,148
Продукты химии 8,832
Машиностроение 135,168
Др. произв. Товары 45,148
Железо и сталь 4,189
Текстиль, пряжа, ткани, одежда 8,73

Источник: http://www.unctad.org/statistics/Unctad Handbook of statistics 2010.

 

 

 
 

 

 

 

Тем не менее, главной товарной группой остаются нефть и нефтепродукты. Добыча нефти в мексиканской экономике выходит на первый план, начиная с 1970-х годов. Основой мексиканской экономики является нефтяная промышленность. По добыче нефти страна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно компания «Petroleos Mexicanos» (Pemex), самая большая нефтедобывающая компания Латинской Америки, поставляет на рынок несколько сотен миллиардов баррелей нефти ежегодно. Являясь крупным поставщиком нефти, Мексика играет, несомненно, важную роль на нефтяном рынке.

Сбалансировать внешнюю торговлю, внешние платежные операции – важная задача нового правительства. Торговля с США складывается у Мексики с активным балансом (нефть – главный продукт, 2-е место после Саудовской Аравии). Торговые отношения с крупнейшими странами Южной Америки - Аргентиной и Бразилией характеризуются пассивом. Мексика покупает в Аргентине в два раза больше, чем продает, в Бразилии - в 6 раз больше (2005 год). Экспорт на Кубу составляет треть продаж в Аргентину.

В сфере услуг, безусловно, лидирует туризм. По приносимым доходам он занимает второе место после торговли нефтью и газом. Туристы посещают в основном район Мехико и полуостров Юкатан, где в древности находились государства майя и ацтеков. Пользуются популярностью и пляжи Мексиканского залива и тихоокеанского побережья.

С давних времен внешняя торговля стран региона формировалась под воздействием транснациональных интересов. Зарубежные предприниматели фактически определяли структуру, объемы экспорта и его географию, а тем самым прямо или косвенно и соответствующие показатели импорта, общее направление внешнеторговой деятельности. Для них была характерна ориентация Латинской Америки на приоритетное обслуживание потребностей внешнего рынка.

По мере зарождения и нарастания в регионе движения за экономическую безопасность укреплялась концепция эффективной внешней торговли. При поддержке государства возникали отрасли обрабатывающей промышленности, "скотоводческие", "кофейные" и "банановые" хозяйства превращались в аграрно-промышленные структуры с соответствующими сдвигами в экспорте и импорте. Подобные перемены не устраивали как зарубежных коммерсантов, так и традиционных местных предпринимателей. Центрам было нежелательно появление на мировом рынке новых конкурентов и они делали все возможное, чтобы страны региона, по крайней мере их большинство, оставались поставщиками сырья и промышленной продукции первых поколений. Для этой цели использовался широкий ассортимент средств: связанные кредиты, таможенно-тарифная практика, административно-торговые рычаги и т. д. В результате усилившихся в последнее время масштабных слияний и объединений «производственно-финансовый транснациональный конгломерат превратился в новую мировую властную структуру».

ТНК с определенной цикличностью модернизируют свой экспорт, оставляя периферии производство и экспорт вчерашнего дня, более трудоемкое и ресурсоемкое. Центры, например, отдали Латинской Америке экспорт несортовой стали, сохранив за собой вывоз на мировой рынок специальных видов стали со сложной технологией. В Мексике ТНК стали вывозить на внешний рынок телевизоры, электробытовую технику, счетные устройства, отводя национальным предпринимателям в основном экспорт готовых изделий простейшего потребительского назначения.

Экспорт — 230 млрд долл. (в 2009 году) — промышленные товары, нефть и нефтепродукты, серебро, фрукты, овощи, кофе, хлопок.

Основные покупатели — США 80,5 %, Канада 3,6 %, Германия 1,4 %.

Импорт — 234 млрд долл. (в 2009 году) — промышленное оборудование, детали автомобилей (для сборки и запчасти), авиационная техника.

Основные поставщики — США 48 %, Китай 13,5 %, Япония 4,8 %, Южная Корея 4,6 %, Германия 4,1 %.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...