Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




Рабочая программа дисциплины (модуля)

Современные теории социального благополучия

«Социальная работа»

 

Направление подготовки

040400.62 Социальная работа

 

 

Профиль подготовки

Технологии социальной работы

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Кемерово 2012

1. Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины (модуля) «Современные теории социального благополучия» являются:

- ознакомление студентов с основными детерминантами социального благополучия;

- изучение социального благополучия как высшей социальной ценности;

- детальное рассмотрение современных теорий социального благополучия.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Современные теории социального благополучия» (Б.3.Б.5) относится к дисциплинам базовой части «Профессионального цикла» подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа», профиля подготовки «Технологии социальной работы»; изучается в 4-5 семестрах и построена в соответствии с основной образовательной программой, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению 040100 «Социальная работа».

Дисциплина даёт студенту возможность повысить свой уровень знаний не только в сфере социальных наук, но и в сфере психологии, философии.

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения предшествующей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (Б.3Б.6) профессионального цикла и параллельного изучения дисциплины «Социальная безопасность» (Б.3В.11) профессионального цикла.

Данную учебную дисциплину дополняет последующее освоение дисциплин «Анализ и моделирование социальных процессов» математического и естественно­научного цикла (Б.2В.5), «Экономические основы социальной работы» профессионального цикла (Б.3Б.4) и др.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Современные теории социального благополучия»

В результате освоения данной дисциплины у студента формируются следующие общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, которые он в последствии демонстрирует:

Общие компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Социально-технологические компетенции:

- способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

Исследовательские компетенции:

- способность исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

- способность анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

- готовность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17);

Социально-проектные компетенции:

- способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);

- быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

§ Знать:

- дефиниции «социального благополучия»;

- различные подходы к определению данного понятия;

- специфику современных теорий социального благополучия, сущность и механизм их применения;

- условия и виды социального благополучия; концептуальные основы динамики социального благополучия.

 

§ Уметь:

- осуществлять теоретический анализ основных направлений исследования социального благополучия;

- на основании современной научной методологии анализировать теоретические конструкты социологических моделей социального благополучия;

- осуществлять социологический анализ основных концептуальных подходов к разработке социальных показателей и регуляторов социального благополучия.

 

§ Владеть:

- профессиональной терминологией и категориальным аппаратом;

- способностью разработки социальных программ и проектов, направленных на улучшение социального благополучия различных групп населения.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Современные теории социального благополучия»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 144 часа.

 

Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

 

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
В том числе:  
Самостоятельная работа с литературой, конспектами, учебно-методическими пособиями  
Самостоятельная работа с информационными базами данных  
Рассмотрение вопросов для самоконтроля  
Вид промежуточного контроля (дидактический тест, зачёт)  
Вид итогового контроля (экзамен)  

Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. актив-ных форм Самостоятель-ная работа
        всего лекции Практ.
  Раздел 1. Теоретические основы анализа социального благополучия   1-7           Контроль-ный опрос, рассмотрение вопросов для самоконтроля – 1-7 недели, проверка конспектов -1-7 недели; контрольная точка – 7 неделя.  
  Раздел 2. Современные теории социального благополучия   8-15           Контроль-ный опрос, рассмотрение вопросов для самоконтроля – 8-14 недели, проверка конспектов – 8-14 недели; контрольная точка – 14 неделя; итоговый тест проверки знаний – 15 неделя; реферат (1-2 семестр).
  Форма итогового контроля               Зачёт - 4 семестр, Экзамен – 5 семестр
  Всего по курсу                

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела, тем дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
I Теоретические основы анализа социального благополучия Тема 1. Основные направления исследования социального благополучия в социальном знании (Лекция) Практическое занятие №1 Основные направления исследования социального благополучия в социальном знании         Социальное благополучие, как одна из основных характеристик социального и экономического развития, высшая социальная ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Рассмотрение благополучия в следующих аспектах: воплощение нравственных добродетелей, духовной гармонии, счастья, блаженства (Аристотель, И. Бентам, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Вл. Соловьев, Б. Спиноза, Л. Франк, Э. Фромм, Э. Шефтсбери и др.); стратегическая цель политики государства (Аристотель, И. Бентам, Т. Гоббс, Т. Джеферсон, Ч. Фурье и др.); материальный достаток, благосостояние, богатство (Д. Белл, Бзежипский, Дж. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, X. Ламперт, Ф. Хайек, Э. Хансен, Л. Эрхард и др.); позитивное эмоциональное состояние (Ф. Герцберг, У. Джеймс, Дж. Дьюи, П. Конверс, А. Кэмбелл, А. Маслоу, Ч. Пирс, Ф. Роджерс, Э. Фромм и др.); физическое, психическое и социальное здоровье (Н.М. Амосов, Г.П. Анонасенко, И.А. Арщавский, А.Г. Бусыгин, А.Л. Бусыгина, И.А. Гундаров, В.М. Дильмен, В.П. Казначеев, Б.А. Классов, Н.М. Ковалева, А. Мезенцев, Н.Л. Русинова и др.); гармоничные отношения человека и окружающей природной среды (У. Бек, И.В. Бестужев-Лада, Л. Браун, Г. Гендерсон, Дж. Гэлбрейт, В.П. Данилов-Данильян, Г.Г. Дилигенский, Д. Маркович, Д.Л. Медоуз, Д.Х. Медоуз, И. Рандерс, Ж. Робен, Т. Скитовский, Ф. Хирм и др.); идеальное социальное устройство (Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Л. Козер, Дж. Локк, Н. Макиавелли, К. Маркс, Ш.Л. де Монтескье, Р. Оуэн, Платон, Ж.-Ж. Руссо, К.А. де Сен-Симон, Б. Спиноза, Г. Шмоллер, Т. Мальтус, К. Мснгер, В. Ойкен, А.С. Пигу, Д. Риккардо, У. Ростоу, П. Самуэльсон, А. Смит, Э. Тоффлер, О. Конт, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Г. Спенсер и др.); результат согласованного социального поведения и эффективного межличностного взаимодействия (П. Блау, М. Вебер, Дж. Мид, Дж. Хоманс и др.).   Вопросы для обсуждения: 1. Социальное благополучие, как одна из основных характеристик социального и экономического развития. 2. Рассмотрение благополучия как нравственных добродетелей, духовной гармонии, счастья, блаженства (Аристотель, И. Бентам, Т. Гоббс, И. Кант, Дж. Локк, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Вл. Соловьев, Б. Спиноза, Л. Франк, Э. Фромм, Э. Шефтсбери и др.); 3.Благополучие как стратегическая цель политики государства (Аристотель, И. Бентам, Т. Гоббс, Т. Джеферсон, Ч. Фурье и др.); материальный достаток, благосостояние, богатство (Д. Белл, Бзежипский, Дж. Гэлбрейт, Дж. Кейнс, X. Ламперт, Ф. Хайек, Э. Хансен, Л. Эрхард и др.); 4. Благополучие как позитивное эмоциональное состояние физическое, психическое и социальное здоровье; гармоничные отношения человека и окружающей природной среды; идеальное социальное устройство; результат согласованного социального поведения и эффективного межличностного взаимодействия. У студента должны формироваться общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ПК-2:способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан; ПК-13:способность исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп; ПК-17: готовность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья.   Знать: - дефиниции «социального благополучия»;, - различные подходы к определению данного понятия, - условия и виды социального благополучия.   Уметь: - на основании современной научной методологии анализировать теоретические конструкты социологических моделей социального благополучия, - осуществлять социологический анализ основных концептуальных подходов к разработке социальных показателей и регуляторов социального благополучия, -анализировать и демонстрировать полученные знания.   Владеть: -профессиональной терминологией и категориальным аппаратом -навыками обобщения и сравнительного анализа.    
Тема 2. Теоретически основы конструирования социологических моделей социального благополучия (Лекция)     Практическое занятие №2 Теоретически основы конструирования социологических моделей социального благополучия   Социологический анализ природы социального благополучия. Сущность, содержание, социальные показатели и регуляторы. Качество жизни, удовлетворенность жизнью. Благополучие личности. Факторы, составляющие конструкт социального благополучия (культурные, социальные, психологические, физические, экономические, духовные). Компоненты психологического благополучия. Виталистская модель социального благополучия населения региона: социальное благополучие как характеристика процесса взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства социальных субъектов, зависящая как от степени развития жизненных сил этих субъектов, так и от сопряженной с ними организации их жизненного пространства. Вопросы для обсуждения: 1.Сущность, содержание, социальные показатели и регуляторы. 2.Факторы, составляющие конструкт социального благополучия (культурные, социальные, психологические, физические, экономические, духовные). Компоненты психологического благополучия. 3.Виталистская модель социального благополучия населения региона.
Тема 3. Социологический анализ основных социальных показателей и регуляторов социального благополучия (Лекция)   Практическое занятие №3 Социологический анализ основных социальных показателей и регуляторов социального благополучия     Три основных интегральных показателя образа жизни: 1) общественная активность, проявляемая субъектом во всех сферах деятельности; 2) культура образа жизни, воплощенная в деятельность, поведение и общение. Основные детерминанты социального благополучия людей: - уровень развития производительных сил; - система экономических отношений, характеризующая место и роль субъекта деятельности в системе производства, распределения и потребления; - участие в управлении производством и общественными делами коллектива, региона, страны в целом; - уровень развития социальной структуры, а также отношений, которые складываются в процессе общения в сфере семьи, быта и функционирования социокультурных ценностей. Диагностика благосостояния и его отражения в общественном мнении (в массовом сознании) по основным характеристикам, таким как: заработная плата, доходы; собственность, имущество; жилье; доступность образования; обеспеченность работой; здоровье и состояние медицинского обслуживания; преступность; жилищно-коммунальные услуги; общественный транспорт; и другие. Статистические данные за период с 2000 по 2010 год, характеризующие основные показатели социального благополучия населения Кемеровской области, предоставленные Федеральной службой органов государственной статистики по Кемеровской области, областной и районными администрациями Кемеровской области.   Вопросы для обсуждения: 1.Основные интегральные показатели образа жизни. 2.Основные детерминанты социального благополучия людей. 3. Диагностика благосостояния 4.Статистические данные за период с 2000 по 2010 год, характеризующие основные показатели социального благополучия населения Кемеровской области, предоставленные Федеральной службой органов государственной статистики по Кемеровской области, областной и районными администрациями Кемеровской области.
Тема 4. Социальное самочувствие как социально-психологический феномен. Взаимосвязь понятий «социальное самочувствие» и «социальное благополучие» (Лекция)     Практическое занятие №4 Социальное самочувствие как социально-психологический феномен. Взаимосвязь понятий «социальное самочувствие» и «социальное благополучие»     Социальное самочувствие как междисциплинарная научная проблема. Подходы к определению феномена социального самочувствия в психологии. Факторы, определяющие социальное самочувствие человека в обществе. Компоненты социального самочувствия: материальное благосостояние, его субъективная оценка, влияние неравного распределения доходов населения на оценки субъективного благополучия; удовлетворенность отношениями в семье; чувство принадлежности к некоторому сообществу, ощущение собственной востребованности; сформированность личных целей, амбициозность индивидуальных планов, уверенность в собственных силах и т.д. Индикатор “удовлетворенности” социального самочувствия. Взаимосвязь понятий «социальное самочувствие» и «социальное благополучие». Сходства и различия между ними. Определение доли субъективность двух понятий. Вопросы для обсуждения: 1. Социальное самочувствие как междисциплинарная научная проблема. 2. Различные подходы к определению феномена социального самочувствия в психологии. 3. Факторы, определяющие социальное самочувствие человека в обществе. Компоненты социального самочувствия. 4.Взаимосвязь понятий «социальное самочувствие» и «социальное благополучие». Сходства и различия между ними.
Тема 5. Социальное благополучие в контексте социальной политики (Лекция)     Практическое занятие №5 Социальное благополучие в контексте социальной политики Социальная политика государства. Основные индикаторы общественного развития, находящиеся под воздействием социальной политики. Модели социальной политики: скандинавская, шведская, континентальная, американо-британская, социальная модель в рамках Европейского Союза, модель социальной политики России. Степень участия государственного сектора в социальной сфере. Иерархия потребностей в аспекте социальной политики. Социальное положение. Концепция Государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года. Вопросы для обсуждения: 1.Социальная политика государства. Основные индикаторы общественного развития, находящиеся под воздействием социальной политики. 2. Модели социальной политики: скандинавская, шведская, континентальная, американо-британская, социальная модель в рамках Европейского Союза, модель социальной политики России. 3. Концепция Государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2010 года.
Тема 6. Социальное благополучие как составляющая здоровья (Лекция)     Практическое занятие №6 Социальное благополучие как составляющая здоровья Взаимосвязь здоровья и социального благополучия. Влияние здорового образа жизни на социальное благополучие. Критерии определения здорового образа жизни. Характеристика социальных факторов, влияющих на индивидуальное и общественное здоровье. Понятие индивидуального и общественного здоровья. Вопросы для обсуждения: 1. Взаимосвязь здоровья и социального благополучия. 2. Влияние здорового образа жизни на социальное благополучие. Критерии определения здорового образа жизни. 3. Характеристика социальных факторов, влияющих на индивидуальное и общественное здоровье. Понятие индивидуального и общественного здоровья.  
Тема 7. Понятие о социальном благополучии у различных возрастных групп (Лекция)     Практическое занятие №7 Понятие о социальном благополучии у различных возрастных групп Социальное воспитание как составляющая социального благополучия. Социально-педагогическая солидарность. Социальные, групповые и индивидуальные субъекты социального благополучия. Изменение отношения к уровню социального благополучия на различных возрастных этапах развития личности. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей. Современные проблемы качества жизни пожилых в России. Вопросы для обсуждения: 1.Социальное воспитание как составляющая социального благополучия. Социально-педагогическая солидарность. Социальные, групповые и индивидуальные субъекты социального благополучия. 2.Изменение отношения к уровню социального благополучия на различных возрастных этапах развития личности.
 
II Современные теории социального благополучия.   Тема 8. Структурно-функциональный подход к определению современных теорий социального благополучия (Лекция)     Практическое занятие № 8 Структурно-функциональный подход к определению современных теорий социального благополучия   Теория социальной стратификации и мобильности (Т. Парсонс). Определение критериев социальной стратификации: 1. характер собственности, 2. размер дохода, 3. объем власти, 4. престиж. Определение понятия «социальная стратификация общества». Описание системы неравенства в теории. 3 группы социально-дифференцирующих признаков стратификации в обществе: качественные характеристики, социально-дифференцирующие признаки, обладания. Определение «совокупного социального статуса». «Статусная инкосистенция»: определение, закономерности. Типы социальных статусов. Социальный институт, как система ролей и статусов, рассчитанных на удовлетворение определенной социальной потребности. Американский вариант социальной стратификации. Группы статусов (высший, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой). Социальная стратификация в России. Концептуальная модель многомерной стратификации, сложившаяся в СССР в 30-50 года в виде пирамиды, состоящая из 9 степеней (страт). Теория социальной мобильности (П.А. Сорокин). Определение мобильности. Типы социальной мобильности (вертикальная, горизонтальная). Механизмы социального отбора. Ролевые теории личности (Я.Л. Морено, Т. Парсонс). Определение личности. Концепция распределения ролей у Т. Парсонса. Личность как результат овладения правилами жизни и поведения в обществе. Систематическая теория Р. Мертона: определение, цели и задачи. Подход Мертона к проблеме, демаркации и к разграничению социологии и психологии. Два специальных направления социологического анализа: функциональный и структурный анализ. 4 определяющих критерия социальной структуры: сфокусированность на отношениях, акцент на «смоделированный» характер отношений, концепция глубокого, скрытого, базового уровня, идея сдерживающего или вспомогательного влияния. «Теории среднего радиуса действия». «Функциональное единство». Различные стороны понятия «функция». Дисфункция. Теория социальной аномии Р.Мертона. Понятия: «аномия» и «социальная структура» общества. Пять типов индивидуальной адаптации: конформизм, инновационность, ритуализм, ретритизм, мятеж и бунт. Асоциальное поведение.   Вопросы для обсуждения: 1. Теория социальной стратификации и мобильности (Т. Парсонс). Три группы социально-дифференцирующих признаков стратификации в обществе. 2. Американский вариант социальной стратификации. 3. Социальная стратификация в России. 4. Теория социальной мобильности (П.А. Сорокин). 5. Ролевые теории личности (Я.Л. Морено, Т. Парсонс). 6. Систематическая теория Р. Мертона. Критерии социальной структуры. 7. Теория социальной аномии Р.Мертона. У студента должны формироваться профессиональные компетенции: ПК-14: способность анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп; ПК-31: способность учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы. ПК-32: быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи.   Знать: - специфику современных теорий социального благополучия, сущность и механизм их применения; - концептуальные основы динамики социального благополучия.   Уметь: -осуществлять теоретический анализ основных направлений исследования социального благополучия; -демонстрировать полученные знания; -формировать духовный потенциал участников программы обеспечения благополучия населения своей страны.   Владеть: - профессиональной терминологией и категориальным аппаратом; - способностью разработки социальных программ и проектов, направленных на улучшение социального благополучия различных групп населения, - навыками обобщения и сравнительного анализа общего и специфического в развитии теоретических подходов к социальному благополучию.  
Тема 9. Интерпретативный подход к определению современных теорий социального благополучия (Лекция) Практическое занятие № 9 Интерпретативный подход к определению современных теорий социального благополучия Теория социального действия М. Вебера. Термин «понимание». Номинализм. Принципы определения характера социального действия (субъективная мотивация индивида; ориентация на поведение других людей.). Определение действия, как социального. Типы действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. Проблема понимания социального действия, типы понимания. Целерациональная интерпретация. Идеальный тип рационального управления. Символический интеракционизм и теория социализации Дж. Мида. Процесс межиндивидуальных взаимодействий. Понятие символического интеракционизма. Использование коммуникативных символов. Процесс «принятия роли». Два аспекта формирования самости: Я, Мне. Стадии социализации в раннем возрасте: стадия имитации, игровая стадия, стадия игры. Понятие «значимые другие». Теория обмена П.Блау и Дж.Хоманса. Понятие социального обмена. Функционирование человека и общества. Понятие обменных актов. Психологическое стремление человека к обмену. Исходные абстракции (первого и второго порядка). Эмпирические закономерности. Интегративная теория обмена Блау: задачи, принципы. Обмен и власть в социальной жизни. 4 типа ценностей (партикуляристские, универсалистские,легитимирущие господство, оппозиционные или революционные).   Вопросы для обсуждения: 1. Теория социального действия М. Вебера. Типы действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное. 2. Символический интеракционизм и теория социализации Дж. Мида. Два аспекта формирования самости: Я, Мне. Стадии социализации в раннем возрасте. 3. Теория обмена П. Блау и Дж. Хоманса. Исходные абстракции (первого и второго порядка). 4.Интегративная теория обмена П. Блау.
Тема 10. Социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности (Лекция)     Практическое занятие №10 Социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности Социологическая концепция жизненных сил человека С.И. Григорьева.Человек в современном мире. Сохранение жизненных сил. Безопасность индивидуального и социального бытия. Доминирующая тенденция рассмотрения первичных, базовых социальных отношений людей. Три основных типа взаимодействия в современном мире жизненных сил человека и его жизненного пространства. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности. Определение понятия «жизненные силы». Первичные социальные отношения владения. Индивидуальная субъективность. Социальная субъектность. Уровни социальной субъектности человека. (С.И. Григорьев, Л.Д. Демина, Л.Г. Гуслякова, Ю.Е. Растов и др.) Вопросы для обсуждения: 1. Социологическая концепция жизненных сил человека С.И. Григорьева. 2. Три основных типа взаимодействия в современном мире жизненных сил человека и его жизненного пространства. 3. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности. 4. Уровни социальной субъектности человека.
Тема 11. Теория социального научения. Теория референтных групп. Концепция "Welfare State" (Лекция)   Практическое занятие №11 Теория социального научения. Теория референтных групп. Концепция "Welfare State"   Теория социального научения (А.Бандура): основные положения теории. Взаимодействиями внешних и внутренних факторов. Влияние социальных процессов на поведение. Теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера. Включенность личности в различные социальные общности. Понятие референтной группы, ее характеристики. Два типа референтных групп: компаративная, нормативная. Концепция "Welfare State" ("государство всеобщего благополучия/благосостояния") как одна из базовых социальной работы в Европе после Второй мировой войны.   Вопросы для обсуждения: 1. Теория социального научения (А.Бандура): основные положения теории. Взаимодействиями внешних и внутренних факторов. 2. Теория референтных групп Т. Хаймена и С. Стауффера. 3. Концепция "Welfare State".
Тема 12. Социально-философская концепция (Лекция) Практическое занятие №12 Социально-философская концепция Теория благосостояния. Методы организации хозяйства: предмет, проблема. Критерий И. Бентама. Принцип компенсации. Проблема обратимости. Функция общественного благосостояния: требования. Общественные кривые безразличия. Трансформирмация в теорию общественного выбора. Теория общественного договора: основные положения. Проблемное поле теории. Договорное происхождение социальности и власти в европейской культуре. Две тенденции в интерпретации общественного договора: консервативная, радикальная. Благополучие «ассоциации общественного договора». «Символ веры гражданской религии». Вопросы для обсуждения: 1. Теория благосостояния. Методы организации хозяйства: предмет, проблема. Критерий И. Бентама. Принцип компенсации. 2. Теория общественного договора: основные положения. 3. Две тенденции в интерпретации общественного договора: консервативная, радикальная.
Тема 13. Социологические и психологические теории в контексте благосостояния (Лекция)   Практическое занятие №13 Социологические и психологические теории в контексте благосостояния Теория элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс). Определение элиты. Критерии выделения элиты: авторитет, умение, богатство, образование. Соотношение элиты и массы. Психологические теории личности в современной социологии. Психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей: транзактный анализ, психосинтез, рационально-эмотивная терапия.   Вопросы для обсуждения: 1. Теория элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс). 2. Психологические теории личности в современной социологии. 3. Психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей: транзактный анализ, психосинтез, рационально-эмотивная терапия.
  Тема 14. Экономические теории благосостояния (Лекция)   Практическое занятие №14 Экономические теории благосостояния Эволюция взглядов на проблемы благосостояния. Философия эгоизма и индивидуализма в теории благосостояния. Основа и источник благосостояния. «Эвдемоника». Бентамовская концепция. Взгляд на экономическую теорию благосостояния В. Парето. Оптимизация поведения отдельных лиц. Теория потребительского поведения. Порядковые понятия субъективной полезности. Принцип оптимальности. Критериюй Парето. Теория экономического благосостояния А. Пигу. Совершенная конкуренция. Функция полезности. Проблема исследования благосостояния. Понятие национального дивиденда. Общий уровень благосостояния. «Внешние эффекты».   Вопросы для обсуждения: 1.Эволюция взглядов на проблемы благосостояния. 2.Взгляд на экономическую теорию благосостояния В. Парето. 3.Принцип оптимальности. Критерий Парето. 4. Теория экономического благосостояния А. Пигу.
  Тема 15. Теории потребностей (Лекция)     Практическое занятие №15 Теории потребностей Теория иерархии потребностей А.Маслоу. «Пирамида» или «лестница» Маслоу. Пять основных уровней (потребность в самовыражении; потребности в уважении и признании; потребности в принадлежности, соц группе, причастности, поддержке; отребности в безопасности и защищенности; физиологические потребности). «Теория СВР» Алдерфера (существования, взаимосвязей и роста). Разделение потребностей «Теория приобретенных потребностей» МакКелланда. Три группы потребностей: потребность в причастности, потребность в успехе и потребность во власти. «Мотивационно – гигиеническую теория» Герцберга. Две группы факторов – гигиенические и мотивирующие.   Вопросы для обсуждения: 1. Теория иерархии потребностей А.Маслоу. «Пирамида» или «лестница» Маслоу. 2. «Теория СВР» Алдерфера (существования, взаимосвязей и роста). 3. «Теория приобретенных потребностей» МакКелланда. 4. «Мотивационно - гигиеническую теория» Герцберга.
  Подготовка реферата, доклада   У студента должны формироваться общекультурные и профессиональные компетенции: ОК-2: умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, ПК-19:готовность представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений. Компетенции приобретаются в ходе самостоятельной работы студента над рефератом. Уметь: - работать с источниками и литературой, - вычленять основные данные по теме доклада, - оформлять добытые данные в виде логично сформированного, последовательного рассказа по теме. Владеть: -культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, навыками презентации материала.

Образовательные технологии

 

При реализации программы дисциплины «Современные теории социального благополучия»используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий (72 часа) занятия проводятся в форме лекций (объяснение материала, лекция-визуализация с использованием мультимедийных средств обучения, лекция с разбором конкретных ситуаций), на которых рассматриваются основные теоретические вопросы согласно предложенной программе с использованием мультимедийного оборудования, и в форме практических (семинарских) занятий в ф

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...