Функциональные стили речи и их признаки.
Научный и деловой стиль речи в профессиональной коммуникации. Коммуникация – связь сообщение. До 10в. – Устное народное творчество. С 11 до 17 в. – Древнерусская литература. 18в. – Реформа русского языка. Появление лингвистики. Она включает в себя: 1. Орфография. 2. Орфоэпия. 3. Фонетика. А,о,у,э,ы – я,ё,ю,е,и 4. Морфология. 5. Синтаксис. 6. Пунктуация. 7. Лексикология. 8. Фразеология. 9. Морфемика. 10. Словообразование. 11. Стилистика. 12. Лексикография. Ломоносов создает: «Российская грамматика», «риторика». С 18в. по настоящие время. Настоящий русский язык был сформирован: Тредиаковский, Сумароков, Державин Г.Р., Карамзин, Пушкин А.С. Нормы литературного русского языка закреплены в словарях. Виды норм: 1. Орфоэпические. Нормы произношения и нормы ударения. Последние изменения норм были в 2010 году. Например, декан – [д’э]. 2. Нормы ударения. Апостр о ф, а тлас (карта), атл а с (ткань), а[ф’э]ра, балованный, баловник, балуясь, баловаться (но! б а ловень судьбы), бытие, вероиспов е дание (но исповед а ние), газопров о д и все –проводы (но электропр о вод), догов о р, ср е дства, катал о г, духовн и к, кресть я нин, др е мота, зев о та, лом о та, нем о та, слеп о та, глух о та, хром о та, жалюз и, шасс и,и скра, моза и чный, из ы ск, зав и довать, зав и дно, зак у порить, звон и ть, исч е рпать, торты – нет т о ртов, кварт а л (район), крас и вее, кух о нный, фен о мен, миз е рный, мытарство, обесп е чение, рожд ё нный, опт о вый рынок, сосредот о чение, предвосх и тить, ход а тайство, ум е рший, щав е ль, св ё кла, ст а туя, сл и вовый, языков а я ошибка, язык о вая колбаса, Вариативное ударение. Подвижное. Разноместное. 3. Лексические нормы. Лексика – это состав языка. Лексика:
1. Исконно русская. 2. Заимствованная. Жюри, парашют. Лексика: 1. Ограниченная. Арготизмы, Жаргонизмы, Профессионализмы. Неологизмы, Архаизмы, Историзмы. 2. Общеупотребительная.
Слово: 1. Однозначное. 2. Многозначное (Полисемия – явление многозначности слов).
Синонимы – слова тождественные по смыслу. Антонимы – слова с противоположным значением. Омонимы – слова с одинаковым написанием и произношением, но различные по лексическому значению. Гриф (птица), гриф (струнный инструмент), гриф (печать секретности). Омографы – слова одинаковые по написанию, но разные по звучанию. З а мок – зам о к, засып а ть – зас ы пать, м у ка – мук а. Омоформы – слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой-то грамматической форме. Ваза сделана из стекла. Вода стекла по трубам. Омофон – слова разные по написанию, но одинаковые по звучанию. Луг – лук, гриб – грипп, развеваться – развиваться. Паронимы – слова разные по значению, но близкие по звучанию. Адресат (получатель) – адресант (отправитель), эффектный – эффективным, представить (справку, отчет, проект) – предоставить (слово, кредит), одеть (кого-то) – надеть (что-то), гарантийный (ремонт, мастерская, срок) – гарантированный, защитительный – защитный, гармонический (музыкальный ряд) – гармоничный (человек, общество, колебания), гуманный – гуманитарный, обсудить – осудить,
Красный – кровавый, бардовый, алый, пурпурный, коралловый, кумачовой, румяный, маковый, багряный, багровый, пунцовый, рубиновый, гранатовый, томатный, малиновый, кирпичный, смородиновый, рябиновый, калиновый, вишневый.
Тавтология – неоправданный повтор слов. При наличии 3 абзацев можно повторить 1 слово в 1 абзаце. Плеоназм - употребление слов имеющих одинаковое значение. Молодая девушка, памятный сувенир. Алогизмы – речевые ошибки, указывающие на нелогичность речи.
Коммуникативные качества речи. 1. Точность. Ясно понимать лексическое значение слов при употреблении, а так же понимание многозначности слова. 2. Логичность. Приемы построения логично связанных фрагментов речи: 1. Сочинительные союзы. 2. Лексический повтор. У нас начались соревнования по бегу. К нам приехали бегуны. 3. Синонимы. Я торопился в школу. Бежать нужно быстро. 4. Обобщающие слово. В Сочи много фруктов. Яблоки, персики, груши. 5. Указательные местоимения. Выразительная речь украшает речь. Это стоит использовать чаше. 3. Понятность речи. Сначала оратор должен изучить степень подготовленности аудитории. Потом адаптировать материал под аудиторию. 4. Эффективность речевых средств. Средства следует подбирать под обстановку. 5. Выразительность речи. 6. Темп. В начале выступления средний тем, и повышать к концу. 7. Тембр голоса. Начало в умеренном тембре, повешение тембра постепенно. 8. Чистота речи. Отсутствие в речи слов-паразитов. 9. Богатство речи. Разнообразие лексикона. Наличие синонимии, фразеологизмов, русских поговорок. Желательно применение глаголов несовершенного типа. 10. Действенность. 11. Метафоричность. Рекомендуется чередование прямого и метафорического значения слова. 12. Этичность речи. Рекомендуется учитывать особенности этикета. 13. Уместность речи. Научность оратора в простой аудитории будет раздражать аудиторию. 14. Актуальность. Структура диалога: Тезис – доказательство – превратить собеседника в единомышленника. Методы донесения информации. 1. Концентрический (Закольцевать). 2. Ступенчатый (Индукция и дедукция). 3. Диалог (Дискуссия). Жанры речевой коммуникации: 1. Монолог. 2. Диалог. 3. Дискуссия. 4. Полемика. Обсуждение и культурный спор. 5. Дебаты. Две стороны + одна фиксирующая сторона. 6. Конференция. Сообщество людей, объединённых одной проблемой. 7. Форум. 8. Пресс-конференция. Отсутствие вступительной части. 9. Блитз опрос. Вербальные и невербальные способы общения. Вербальные способы: речь, Невербальные способы: поза, мимика, жесты.
Нормы произношения ([дэ] или [д’э], [те] или [т’э], [ре] или [р’э]). Депо (дэ), компетенция (те), агрессия (ре), агрессивный (рэ),
Функциональные стили речи и их признаки.
Стили речи: 1. Разговорный. Необработанная речь (Жаргонизмы, варваризмы). 2. Книжные.
Признаки научного стиля: 1. Отстраненность повествования. 2. Лаконичность. 3. Наличие терминов и профессионализмов. 4. Отсутствие эпитетов. 5. Отсутствие эмоциональной окраски. Признаки официально-делового стиля: 1. Сжатое. Компактное изложение информации. 2. Наличие речевых клеше. 3. Наличие канцеляризмов. 4. Наличие пунктов и подпунктов. Публицистический: 1. Актуальность. 2. Призыв к действию. 3. Наличие оценочных слов. 4. Активно применяются восклицательные и вопросительные предложения. 5. Автор текста обязан проявлять свою позицию. Художественный стиль: 1. Образность речи. 2. Наличие объёмных речевых конструкций. 3. Употребление разнообразной лексики. 4. Эмоционально экспрессивный стиль. Цель стиля: оказать воздействие на читателя. Тропы: Эпитет - образное явление, выражающее характерный признак явления действия, придает ему поэтическую яркость и художественную выразительность. Каждый эпитет носит личностную окраску. Метафора – это скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета или явления другому. Купель зрелости – жизненный опыт. Метон и мия – перенесение свойств с одного предмета на другой, по принципу их смежности. Син е кдоха – переназначениеодного слова на другое. Выиграла Россия. Перифраз – описательное выражение, иносказательно передающие смысл другого слова или фразы. Помогает избегать тавтологии. Царь зверей – лев. Мать городов русских – Киев. Окс ю морон - сочетание несочетаемого. Живой труп, умная глупость. Сравнение – фигура образной речи, уподобления одного предмета другому. 1. При помощи сравнительных союзов: как, словно, будто, как будто. Глаза, что звезды. 2. При помощи творительного падежа. Покатились глаза собачьи желтыми звездами в снег. Сравнительный союз: как, словно, будто, как будто. Фразеологизм – устойчивое словосочетание, выражение которое обозначает единое по смыслу понятие. Тянуть лямку, крокодиловые слезы (обман), калиф на час (ненадолго), Глаз вопиющего в пустыне (бесполезность), между Сциллой и Харибдой, Дамоклов меч (возмездие), Двуликий Янус, Прокрустово ложе (предъявление строгих требований), Лебединая песня (песня перед смертью).
Идиома – оборот речи, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов. Точить лясы (болтать), дамоклов меч (возмездие).
ДЗ: 1. Таблица (20 слов): Орфоэпические нормы ЕГЭ 2010 (методическое письмо ФИПИ) приложение: [шн] или [чн], [шт] или [чн], [дэ] или [д’э], [рэ] или [р’э]; 2. Подготовить: [Чн] или [шн], [чт] или [шт]. 3. Иноязычные слова по профессии юриста. 4. П.1-25. Вопросы к экзамену: 1. Русский язык и культура речи, как наука. Предмет и задачи научной дисциплины. 2. Взаимосвязь стилистики, культуры речи и риторики. 3. Общенародный язык и его составляющие. 4. Литературный язык и его признаки. 5. Вопрос о соотношении и взаимодействии литературного языка и языка художественной литературы. 6. Типология ошибок вызванных отклонением от литературной нормы. 7. Типология качеств хорошей речи (Общая характеристика). 8. Правильность речи, как ее важной коммуникативное качество. 9. Чистота речи, как ее важное коммуникативное качество. 10. Точность речи, как ее важное коммуникативное качество. 11. Логичность речи, как ее важное коммуникативное качество. 12. Выразительность и образность, как коммуникативное качество. 13. Доступность речи, как ее важное коммуникативное качество. 14. Действенность речи, как ее важное коммуникативное качество. 15. Уместность речи, как ее важное коммуникативное качество. 16. Богатство речи, как ее важное коммуникативное качество. 17. Природа норм литературного языка. 18. Понятие стиля. Принципы классификации стилей. 19. Понятие о стилистической окраске языковых средств. 20. Понятие функционального стиля. Виды функц. стилей. 21. Разговорный стиль и его особенности. 22. Официально-деловой стиль и его особенности. 23. Научный стиль и его особенности. 24. Публицистический стиль и его особенности. 25. Художественный стиль и его особенности. 26. Ораторская речи в системе функциональных стилей. 27. Синонимы. Стилистическое использование в речи синонимов. 28. Антонимы. Стилистическое использование в речи антонимов. 29. Полисемия и омонимия. 30. Паронимы. Стилистическое функций паронимов и сходных по звучанию разных коренных слов. 31. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов. 32.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|