Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категория развития в психологии. Общие характеристики развития. Процессы развития. Движущие силы, условия и механизмы развития психики в онтогенезе.




"Развитие, - пишет он, - есть процесс формирования чел. или лич-ти, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для чел., подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях".

В теории культурно-историч. концепции (КИК) психич-го развития Выготский высказал идею: психич. развитие чел. - это процесс усвоения общечеловеч-го (культурно-историч.) опыта, накопленного цивилизацией. Усвоение данного опыта происходит в процессах взаимодействия ребенка со взрослым и первоначально псих-е. функции (ПФ) явл-ся низшими, и явл-ся интер психическим образованием (м/у людьми), т.е. средством взаимод-ия ребенка и взрослого. Постепенно в ходе интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих внешних функ-й во внутренний план сознания. Эти функ-ии приобретают произвольность, осознанность, становятся культур-ми или ВПФ и превращаются в интра психическое образование (внутри ребенка).

Сознание - продукт истор-го развития общ-ва, не дано чел. Структура высшей деят-ти сначала интериоризуется, потом экстериоризуется - на основе ПФ строится внешняя соц. деят-ть.

В качестве универсального орудия, изменяющего ПФ, выступает языковой знак - слово. Этим объясняется вербальный и символический характер когнитивных (познавательных) процессов у человека. По Выготскому, движущая сила психического развития - обучение. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития (ЗБР), то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, кот. вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. ЗБР - это расстояние между уровнем актуального развития (УАР) ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. "ЗБР определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функ-ии, кот. можно назвать не плодами развития, а почками развития. УАР харак-ет успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а ЗБР характ-ет умственное развитие на завтрашний день". Феномен ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

ход детского развития: процесс развития проходит путь от соц-го к индивид-му. Развитие психики - это процесс ее индивидуализации. ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся индивид-ми функциями самого ребенка. Так, речь - сначала средство общения м/у людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Условия развития: морфологические особенности мозга и общение. Условия развития позднее были более подробно описаны А.Н. Леонтьевым. В соответствии с его теорией, эти условия должны быть приведены в движение деят-тью субъекта. Деят-ть возникает в ответ на потребность. Потреб-ти также не врождены, они формируются, причем первая потреб-ть ребенка - в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, кот. позднее осуществляется через предметы и через речь.

Источник развития: (вне ребенка), среда. Чел. есть соц. существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.

Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, т. к. влияние среды определяется переживаниями ребенка (многообразные влияния различных внешних и внутр-них обстоят-тв)

Понимание формы развития не как приспособление, адаптация ребенка к окружающей среде. А путем присвоения. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных. Оно подчиняется действию общественно-исторических законов. От уровня развития общества зависит содержание развития ребенка и продолжительность детства.

КИК помогла Выготскому сформулировать ряд законов психического развития ребенка: 1) Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания. Ребенок не просто маленький взрослый, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

2) Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный (сенситивный) период развития. С этим законом связана гипотеза Выготского о системном и смысловом строении сознания.

3) Закон формирования ВПФ - всякая ПФ первоначально была внешней (как форма коллективного поведения) постепенно в ходе интериоризации (вращивание во внутрь) она стала внутренней (индивидуальными функцией) Отличительные признаки ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе истор-го развития. В своем развитии ВПФ проходят ряд стадий.

 

Основные понятия и категории психологии труда. Анализ трудовой деятельности: закономерности профессиогенеза.

Предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности и его психические процессы. Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда. Проблема в том, чтобы при этом не терялся сам субъект, т.е. чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег работника.

· Условно можно выделить следующие основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности (см. рис. 1.4):

1. Психология труда в традиционном варианте, где изучаются психофизиологические основания труда, история развития знаний о труде, теоретико-методологические основы психологии труда, психологические характеристики трудовой и конкретной профессиональной деятельности, выделение профессионально важных качеств, развитие человека в труде, профессиональные кризисы и деструкции личности в труде и т.п.

2. Инженерная психология, изучающая информационное взаимодействие человека (субъекта труда) со сложной техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора.

3. Психология управления (в более современном звучании - организационная психология), изучающая иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, а также условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов.

4. Профориентация (как один из уровней профориентации - профессиональное самоопределение, предполагающее формирование субъекта самоопределения, а также - "психология карьеры", где основной акцент сделан на построении "жизненного успеха"). При этом сама профориентация предполагает следующие направления: профинформацию, профрекламу, профпросвещение, профдиагностику, профотбор, профподбор, помощь в окончательном выборе профессии (принятии решения), морально-эмоциональную поддержку клиента и т.п.

5. Профессиональное образование: профессиональное обучение, больше ориентированное на целенаправленное формирование личности профессионала и профессиональное саморазвитие субъекта труда, предполагающее психолого-педагогическую поддержку (или сопровождение) самоопределяющейся в труде личности.

Можно было бы выделить и дополнительные разделы психологии труда, образуемые часто на стыке основных ее разделов: психофизиология труда; психогигиена труда; психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинг а и т.п.

Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях, - это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

1. Е.М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности:
Нормативно-параметрический уровень: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда…).
Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую...
Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом) (см. Иванова, 1992. С. 31-34).
2. Также, рассматривая трудовую деятельность как систему, В.Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа (1982. С. 131-168):
Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость…
Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются "операторы"); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).
Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им ПВК человека.
Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).
Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.
Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или не достижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.
В итоге, по мнению В.Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие "индивидуальный стиль деятельности".
3. Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности выделяет и Е.А. Климов:
Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью; деяние - как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).
Уровень действий ("действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели")
Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).
Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...