Учебно-методические материалы по дисциплине
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
для специальностей: 080104.65 «Экономика труда», 080105.65 «Финансы и кредит», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080503.65 «Антикризисное управление» дневной формы обучения; 080100.62 бакавриата «Экономика» дневной формы обучения.
Красноярск 2009
УДК ББК 65.
Авторы-составители: М.Б. Двинский, Е.Н. Почекутова
Национальная экономика: Учебная программа дисциплины/ Двинский М.Б., Почекутова Е.Н.; – Красноярск, 2009, 20 с.
Учебная программа дисциплины включает содержание лекционного курса, содержание практических занятий, самостоятельной работы студентов, список основной, дополнительной литературы, экзаменационные вопросы. Учебная программа предназначена для студентов специальностей «Экономика труда», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Государственное и муниципальное управление», «Антикризисное управление» бакалавриата «Экономики» дневной формы обучения.
ã, 2009 ã М.Б. Двинский, Е.Н. Почекутова, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи изучения дисциплины.. 4 1.1. Цель преподавания дисциплины.. 4 1.2. Межпредметная связь. 5 2. Содержание дисциплины.. 6 2.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) 6 2.2 Содержание разделов и тем лекционного курса. 7 2.3. Темы практических занятий. 9 2.4. Самостоятельная работа. 12 3. Учебно-методические материалы по дисциплине. 13
4. Контрольно-измерительные материалы.. 17 4.1. Экзаменационные вопросы.. 17
Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины
«Национальная экономика» как научная и учебная дисциплина изучает процессы функционирования (воспроизводства) экономических систем (структур, субъектов и отношений), существующих в рамках государственных образований. «Национальный» означает «общегосударственный», а не «государственный»; под «нацией» понимается население страны, какой бы сложностью, гетерогенностью ни отличалась его социально-этническая структура. Таким образом, в рамках курса рассматривается функционирование всех экономических субъектов, любой формы собственности, и отношения, складывающиеся на разных уровнях (микро-, макро-), в различных отраслях и регионах. Именной такой подход отличает данную дисциплину от курса «Государственное регулирование экономики», где превалирующую роль играет именно подход к анализу существующей ситуации в стране с точки зрения воздействия государственных органов управления. В предлагаемом понимании курс «Национальная экономика» изучает конкретное историческое состояние и развитие отдельной взятой страны (государства) с позиции не столько общих, сколько особенных и специфических закономерностей, иначе, проявление общих закономерностей в конкретно-исторических обстоятельствах. Применительно к нашей стране «национальная экономика» должна пониматься как «национальная экономика России». Современные экономические отношения – взаимодействие значительного числа многообразных экономических агентов, имеющих разнонаправленные цели и интересы. Достижение целей и экономических интересов экономических агентов происходит при их вступлении в соответствующую систему отношений национальной экономики. Таких систем отношений и процессов в национальной экономике достаточно большое количество, частично данные системы отношений перекрывают друг друга. Так, экономический цикл как объект изучения и государственного регулирования невозможно отделить от занятости, отраслевой и региональной структуры, цен, платежного баланса. Формирование прогрессивной отраслевой структуры экономики в значительной степени обуславливается достижениями в области научно-технического прогресса и обеспечивает высокую национальную конкурентоспособность.
Существует много субъектов внешнеэкономических отношений, которые активно участвуют в различных процессах (системах отношений), в том числе международные условия торговли, движения капитала и рабочей силы, валютные отношения, участие в международные экономических организациях. Особенно важной, в настоящее временя, для национальной экономки России становится такая система отношений как социальные отношения, в первую очередь между работодателем и лицами, работающими по найму, положение мелкого и среднего предпринимательства и социальное обеспечение. На основе изучения дисциплины у студентов в области экономики достигается формирование теоретических знаний и практических навыков анализа социально-экономической информации, умений оценки потенциалов и конкурентоспособности экономических агентов, знание и понимание условий эффективного функционирования экономических и социальных институтов, что позволит как при изучении курсов специализации, так и в практической деятельности, принимать верные управленческие решения. Межпредметная связь
Для наиболее эффективного усвоения знаний и приобретения практических навыков по национальной экономике студенты должны иметь достаточную подготовку в области теоретической экономики, макроэкономической статистики, владеть статистическими методами обработки информации. Компетенции, умения и знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины «Национальная экономика», должны быть применимы при изучении следующих дисциплин: «Микроэкономика II», «Макроэкономика II», «Маркетинговые исследования», «Прикладные экономические исследования», «Региональная экономика», «Экономика переходного периода», «Экономическая безопасность», «Государственные и муниципальные финансы».
Содержание дисциплины 2.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
Содержание разделов и тем лекционного курса
РАЗДЕЛ 1. «Национальная экономика: модели рыночных систем, институты». Содержание раздела 1:
РАЗДЕЛ 1.Темы лекционного курса Тема 1. Субъекты и системы отношений национальной экономики. Субъекты национальной экономики: фирмы/организации, отрасли, регионы, сектора. Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Системы отношений: общехозяйственные процессы и отношения, глобальные процессы, внешнеэкономические связи, наднациональные и мирохозяйственные отношения. Тема 2.Модели рыночных систем. Рыночно-ориентированная модель. Банковско-ориентированная модель. Финансово-ориентированная модель. Юридически-ориентированная модель. Эволюционная модель. Сравнительный анализ. Тема 3. Экономические институты национальной экономики. Понятие, виды, функции экономических институтов национальной экономики. Институт частной собственности. Роль крупного бизнеса в национальной экономики России. Институт налогообложения. Бюджетная система Российской Федерации.
РАЗДЕЛ 2. «Оценка потенциала национальной экономики». Содержание раздела 2:
РАЗДЕЛ 2.Темы лекционного курса Тема 1. Формирование рыночных отношений в экономике России. Модели перехода к рыночной экономике: рыночного социализма, либерально-буржуазная (шоковой терапии). Факторы эффективности экономических реформ. Анализ этапов переходного периода в РФ. Анализ влияния переходного периода на современное развитие экономики РФ. Тема 2.Производственный потенциал. Анализ отраслевой структуры ВВП: определение, факторы, структурная динамика ВВП. Установленные производственные мощности, состояние основных фондов: динамика, отраслевая структура, технологии. Тема 3. Региональная структура экономики России. Региональная структура ВВП: рассчитанного производственны методом, рассчитанного по доходам, рассчитанного методом конечного использования. Потенциалы, обуславливающие уровень социально-экономического развития регионов РФ. Асимметрия регионального развития. Анализ социально-экономического развития РФ в разрезе федеральных округов.
РАЗДЕЛ 3. «Оценка конкурентоспособности и стратегия социально-экономического развития экономики России». Содержание раздела 3:
Тема 1.Оценка конкурентоспособности регионов России. Стратегические задачи территориального развития. Формирование региональной политики с учетом потенциала территории. Инновационное региональное социально-ориентированное развитие. Развитие макрорегионов России. Тема 2. Стратегия социально-экономического развития России. Стратегические цели социально-экономического развития, возможности и угрозы долгосрочного развития России. Сценарные условия. Развитие человеческого потенциала: образование, культура, содействие развитию социальных институтов. Развитие экономических институтов: институциональная среда инновационного развития, приоритеты денежно-кредитной, бюджетной, банковской и финансовой, внешнеэкономической политики.
Темы практических занятий
Самостоятельная работа
Учебно-методические материалы по дисциплине ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»: в ред. от 26.06.2007 3. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации»: в ред. от 26.04.2007. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)»: в ред. от 17.05.2007. 5. Федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)»: в ред. от 24.07.2007. 6. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: в ред. от 21.07.2007. 7. Бажанов В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 153 с. 8. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие для управленч. и экон. спец. вузов / Отв. ред. И.И.Столяров. - М.: Дело, 2001. – 279 с. 9. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник / под ред. В.И.Кушлина, И.А.Волгина. - М., 2001. – 735 с. 10. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие / под ред. Т.Г.Морозова. - М., 2001. – 255 с. 11. Государственный контроль за экономикой / А.Агапов, П.Хинкин, Н.Бут и др. - М., 2000.- 317 с. 12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 495 с. 13. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебн. пособие/Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.: ил. 14. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - М., 2002. – 480 с. 15. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М., 1999. – 271 с. 16. Рисин И.Е. Теория и практика государственного регулирования современной экономики / Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. - М., 2000. – 209 с. 17. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, 2005. – 261 с. 18. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник для вузов. – М.: Издательство «Экономист», 2006. – 620 с 19. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 367 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 477 с. 2. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). - М., 1996. – 249 с. 3. Демография и статистика населения: Учебник/ И.И. Елисеева, Э.К. Васильева, М.А. Клумп и др.; Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и кредит, 2006. – 688 с.:ил. 4. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/Под общей ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М 2006. – 416 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). 5. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес)/ Отд. экон. РАН; науч.-ред. совета изд-ва «Экономика». – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2003. – 414 с. 6. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: Власть и бизнес. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2005. – 714 с. 7. Бьюкенен Джеймс М. Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т.1./Фонд экономической инициативы; Гл. ред. Кол.: Нуреев Р.М. и др./ - М.: «Таурус Альфа», 1997. – 560 с. 8. Доходы населения. Опыт количественных измерений. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 432с.: ил. 9. Ильин И.А. Социальное строительство на территории России/ И.А. Ильин; Совет по изучению производ. сил Минэконом развития РФ и РАН. – М.: Наука. 2006. – 234 с. 10. Каракин А.Е. Макроэкономический анализ российской инфляции: подход теории инфляционных ожиданий: Методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во экономического факультета Новосибирского гос. ун-та, 1997. – 199 с. 11. Кебабджян Жерар. Макроэкономическая политика. Деньги. Бюджет. Валютный курс. Пер. с фр. Новосибирск: Изд-во экономического факультета Новосибирского гос. ун-та, 1996. – 320 с. 12. Показатели эффективности реформы государственного управления. – М.: Издательство «Алекс», 2004. – 76 с. 13. Пономаренко А.Н. Ретроспективные национальные счета России: 1961-1990. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.: ил. 14. Расков Н.В. Переходная экономика России: экономика кривых зеркал/Н.В. Раков; С.-Петерб. гос. ун-т, Факультет менеджмента. – СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – 280 с. 15. Сраффа П. Производство товаров посредством товаров. Прелюдия к критике экономической теории/Пер. с англ. под ред. член-корр. РАН И.И. Елисеевой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 160 с. 16. Стратегия реформы государственного управления в России и ее реализация на региональном уровне. – М.: Издательство «Алекс», 2005. – 304 с. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». 2. Microsoft Word, Microsoft Excel, Internet Explorer.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|