Цвета счастья «смешного человека»
«Видите ли что, опять- таки: ну, пусть это был только сон! Но ощущение любви этих невинных и прекрасных людей осталось во мне навеки, и я чувствую, что их любовь изливается на меня и теперь оттуда.» (с. 435). К хорошему быстро привыкаешь! «Смешной человек» нашел истинное счастье. Он наконец-то осознал, что счастье не найдешь, его надо добиваться, а самое главное понимать, что для тебя счастье. Не стоит изучать жизнь и пытаться найти ключи ко всем замкам, самое главное верить в то, что ты можешь быть счастлив и дарить счастье и любовь ближнему своему. Я не знаю, каким цветом счастье, ведь у каждого оно совершенно разное. У кого-то синее, у кого-то красное. Каким бы оно ни было, оно все рано прекрасное! Счастье смешного человека не имеет определенного цвета, оно является целой радугой. Всю свою жизнь «смешной человек» прожил во тьме. На безгрешной же земле его встретили бурей красок. И он буквально переродился из темноты в прекрасную радугу. Мы стремимся знать все, даже не задумываясь, зачем нам это. Может быть, не зная науки и не гоняясь постоянно за открытиями, повернув свои силы в душевное русло, человек, в конце концов, обретет счастье? Ответ на этот вопрос находит «смешной человек» в своем сне. Он познает истину. Именно истину, а не правду, ведь правда от истины отличается тем, что истину знают единицы, а правду знают все, причем у каждого она своя. Но все хорошее когда-нибудь кончается. «Смешной человек» никогда не стал бы таким, как люди, живущие на безгрешной планете. Светлая истина «Они научились лгать полюбили ложь и познали красоту лжи» (с. 439). Все начинается с малого, иногда и одна капля может вызвать потоп. Пространство вокруг героя нагнетается, начинает блекнуть и, в конце концов, снова появляется серый цвет (отречение) за серым на очень ярком контрасте идет красный – кровь (опасность). «…очень скоро брызнула первая кровь…»(с. 439).
Люди ужаснулись и стали расходиться, разъединяться. Они познали и полюбили скорбь и мучение. «Смешной человек», как атом чумы, породил ненависть и ложь. Он заразил эту землю чернотой. Мучение было воздвигнуто на первое место. Земля, где живет «смешной человек» становится страдальческой и обретает черный цвет. Святая кровь лилась везде и всюду (красный), люди объединялись в группы и воевали между собой. «Смешной человек» полюбил эту теперь оскверненную землю еще больше, чем тогда, когда она была раем. Он хотел взять все их муки на себя и словно святой очистить Землю от грехов - благородный поступок, людям свойственно то, что они сначала натворят, а потом уже подумают и начинают раскаиваться в своих поступках, но «разбитую чашу уже не склеешь», и всегда оказывается слишком поздно. От безысходности ситуации «смешной человек» чувствует невероятную скорбь и боль. От этой боли он просыпается. Просыпается он, когда было еще темно и не рассвело, но, однако он знает, что уже утро. «Было уже утро, то есть еще не рассвело, но было около шестого часу» (с. 441). Ночь переходит в день, и природа просыпается (начинают кукарекать петухи). Свечка догорела вся – можно предположить, что это символизирует конец страданий «смешного человека», конец его прошлой и мучительной жизни. Мир больше не предстает перед ним огромным черным пятном, теперь он знает истину – это луч света, самый яркий и святой. «Смешной человек» бодр, свеж и радостен, и весь мир преображается с ним. Весь мир приобретает яркие краски. Мир героя становится чистым и белым, словно белые облака. Белый цвет – самый главный цвет, так как он образуется при слиянии всех цветов радуги. Символизирует чистоту и душевное равновесие. Тем самым мы видим, что герой полностью переродился. Ведь в начале рассказа его мир был чернее ночи, а после познания истины мир героя белый и яркий как день. ««Сознание жизни выше жизни, знание законов счастья – выше счастья» - вот с чем бороться надо! И буду! Если только все захотят, то сейчас все устроиться» (с. 442).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На первый взгляд рассказ «Сон смешного человека» не красочный, а в буквальном смысле просто серый. Но это только на первый взгляд. Проанализировав художественный мир рассказа, мы видим, что пространство, герой и мысли героя пестрят красками. Например, если рассмотреть подробнее изменения цвета в первой части, где, казалось бы, нет вовсе ничего кроме черной жизни, да черных мыслей «смешного человека». ЧЕРНЫЙ-СЕРЫЙ-ГОЛУБОЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ОГНЕННЫЙ-ЧЕРНЫЙ. Пусть эта часть возможно и самая мрачная в рассказе, так как в ней доминирует черный цвет, но уже здесь видно, что «смешной человек» сам не осознавая того, пытается выбраться из этого черного омута. На протяжении 2 и 3 части видно бурное развитие действия, они буквально пестрят красками. СВЕТЛЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-КРАСНЫЙ-ЗЕЛЕНЫЙ-ЧЕРНЫЙ-ЖЕЛТЫЙ-КРАСНЫЙ-ОРАНЖЕВЫЙ-ИЗУМРУДНЫЙ. В 4 части хоть и нет строгих границ цветов, но все события, происходившие со «смешным человеком» будто светятся каким-то прекрасным и неповторимым цветом, это тоже указывает на развитие действия в рассказе. В 5 части основными являются 4 цвета. СЕРЫЙ-КРАСНЫЙ-ЧЕРНЫЙ-БЕЛЫЙ. Серый – смерть, красный – кровь, жизнь; черный – тьма, белый – возрождение. События в этой главе развиваются очень стремительно, сменяя друг друга с фантастической скоростью. В конце концов, мир для героя становится белым и чистым, полностью уничтожая черноту в душе «смешного человека». Символика цвета очень важна в произведениях Достоевского. Развитие сюжета рассказа изменяется вместе с цветом и поэтому можно предположить, что и цвет, и его изменения составляют главное развитие действия в фантастическом рассказе Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бачинин В.А. Достоевский: метафизика преступления. – СПб, 2001.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972. 3. Гроссман Л.П. Достоевский. – М., 1965. 4. Достоевский Ф.М. Повести и рассказы. – М., «Худож.лит-ра», 1979. 5. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. – Л., 1985. 6. Захаров В.Н. Статья "Фантастическое" // Достоевский. Эстетика и поэтика. Словарь-Справочник под ред.Г.К. Щенникова. – Челябинск, 1997. 7. Захаров В.Н. Статья "Фантастическое" // Достоевский. Эстетика и поэтика. 8. Касаткина Т. Характерология Достоевского. – М., 1983. 9. Кирпотин В.Я. Достоевский-художник: этюды и исследования. – М., 1972. 10. Лоссский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994. 11. Осломовский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. – Кишинев, 1981. 12. Переверзев В.Р. Гоголь. Достоевский. Исследования. – М., 1982. 13. Поспелов Г.Н. Творчество Достоевского. – М., 1971. 14. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. – М., 1979. [1] Касаткина Т. Характерология Достоевского. - М., 1983. – с. 10 [2] Кирпотин В.Я Достоевский – художник: этюды и исследования. - М., 1972. – с. 11 [3] Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994 – с. 11 [4] Осломовский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. - Кишинев, 1981– с. 13 [5] Переверзев В.Р. Гоголь. Достоевский. Исследования. – М., 1982 – с. 14 [6] Достоевский Ф.М. Повести и рассказы. - М.: «Художественная литература», 1979 – с. 426 -Здесь и далее ссылка на этот текст будет ограничиваться номером страницы в скобках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|