Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список сокращений и список символических обозначений. 20 глава




ДЕКОДИРОВАНИЕ (в инженерной психологии) (англ. decoding) заключительная операция процесса приема информации человеком-оператором, состоящая в перешифровке параметров, характеризующих состояние объекта управления, и в переводе их в образ управляемого объекта (см. Кодирование оптимальное).

Показатели точности и скорости Д., наряду с аналогичными показателями процессов обнаружения, различения и т. д., используются при сравнении и оценке конкретных кодов. В зависимости от характера управляемого объекта и задач деятельности операция Д. может осуществляться на перцептивном и на речемыслительном уровне.

Для обеспечения активного выполнения операции Д. требуется соблюдение след. принципов конструирования кодов: 1) наглядно-опознавательные признаки кодового знака должны отражать особенности кодируемого объекта, но в обобщенной форме символов; 2) число признаков сигнала должно быть равно числу признаков объекта; 3) система кодирования должна быть совместима с жизненным опытом оператора.

ДЕКОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ (англ. decontextualization).

1. Один из защитных механизмов, состоящий в том, что человек избегает ситуаций и объектов, которые в прошлом опыте вызывали неприятные переживания и ничего хорошего не сулят в будущем (R. Sears); такое поведение называют также «уходом» (withdrawal)или, что понятнее, «избеганием» (avoidance).

2. Интерпретация значения чего-либо (текста, сновидения, ситуации, поведения) без учета (вне) контекста;др. словами, буквальная и ограниченная интерпретация. В частности, Д. приводит к т. н. фундаментальной ошибке атрибуции.

3. Исторический и/или онтогенетический процесс обобщения значений и умений (семиотических действий), процесс превращения их в более абстрактные и независимые от конкретных условий действия. Амер. психолог Дж. Верч (1985, 1996) считает, что Л. С. Выготский обосновал важный принцип развития, который можно назвать принципом Д. медиаторов (mediational means). Д. медиаторов — процесс, в ходе которого значение знаковых средств становится более независимым от уникального пространственно-временного контекста, в котором они первоначально используются (что очень наглядно иллюстрируется в культурном развитии процедуры счета). (Б. М.)

ДЕКОРТИКАЦИЯ (от лат. decorticatio — очистка от коры) — хирургическая операция по удалению коры (больших полушарий) головного мозга,выполняемая на животных в экспериментальной физиологии для изучения функций коры и подкорки.

ДЕЛИКТ (от лат. delictum) правонарушение, преступление, т. е. противозаконное действие, проступок; частный случай девиантного (отклоняющегося) поведения. См. Делинквент.

ДЕЛИНКВЕНТ (от. лат. delinquentis) правонарушитель, преступник. В США этот термин применяется к несовершеннолетним, признанным виновными в уголовно наказуемых деяниях. См. Девиантное (отклоняющееся) поведение.

ДЕЛИРИЙ (от лат. delirium — безумие) — расстройство сознания, которое характеризуется наличием галлюцинаций, сильным двигательным возбуждением, нарушением ориентировки во времени и пространстве. Д. может прерываться периодами ясного сознания с критическим отношением к болезненным переживаниям. Бывает при инфекционных заболеваниях, алкоголизме (белая горячка), некоторых психических заболеваниях. См. Синдромы психопатологические, Сознания патология.

ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia — безумие) — приобретенное слабоумие, которое проявляется в ослаблении познавательной способности, обеднении чувств,изменении поведения,крайнем затруднении при использовании знаний,прошлого опыта. Д. м. б. глобальной или очаговой. Глобальная Д. охватывает все виды психической деятельности, включая и память. Больной перестает относиться к событиям и к себе критически, деградирует как личность. При очаговой Д. личность в основном не меняется, практическое отношение к действительности сохраняется. Наблюдаются частичные дефекты: снижается сообразительность, память. Ср. Умственная отсталость.

ДЕМОКРИТ (из Абдеры) (Demokritos, ок. 460-371 до н. э.) — древнегреч. философ, создатель законченной системы атомистического материализма. Душа рассматривалась Д. как материальное образование — совокупность наиболее подвижных атомов огня, которые вызывают движения и др. процессы в теле и рассеиваются после смерти тела. Восприятие Д. объяснял попаданием в душу отделяющихся от предметов тонких пленок (образов); мышление, которое может познавать и невидимое (сущностное), — определенным расположением атомов души. Целью жизни человека Д. считал спокойное расположение духа, не возмущаемое страстями (страхом, завистью и т. п.). Понимание души Д. сыграло большую роль в утверждении детерминистского способа познания в психологии, хотя и подвергалось справедливой критике (особенно со стороны представителей философского идеализма) за невозможность в его рамках объяснить возникновение в сознании общих понятий и морально-этических категорий. (Е. Е. Соколова.)

ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ (англ. demonstrative movements of animals) одна из форм общения животных, при которой взаимно или односторонне демонстрируются определенные внешние признаки (отдельные органы или участки тела, цветные узоры, структурные образования), максимально увеличивается объем тела и т. д. Эта демонстрация осуществляется с помощью специфических поз и движений, которые в разной степени ритуализированы и поэтому не обязательно носят характер строго фиксированных церемоний, но всегда выполняются подчеркнуто, нередко с «преувеличенной» интенсивностью. Д. п. ж. встречается чаще всего при запугивании и ухаживании и служит средством информирования о внутреннем состоянии животного. См. Релизер.

ДЕНОТАТ (от лат. denotatum — обозначаемое) — обозначаемый предмет. См. Семантика, Семантический треугольник.

ДЕПРЕССИВНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы психопатологические.

ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ (от лат. de — приставка, обозначающая отсутствие чего-либо, + realis — действительный) — нарушение восприятия,при котором окружающее представляется нереальным. Часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным.

Д. сопровождается нарушениями памяти. Нередко возникает состояние «уже виденного», когда незнакомые явления воспринимаются как ранее встречавшиеся (см. Псевдопамять, Узнавание).В др. случаях хорошо знакомая обстановка кажется незнакомой, впервые увиденной. Это состояние называется «никогда не виденное».

Существенной чертой Д. является переживание воспринимаемого как неясного, лишенного характера реальности. Д. может возникать как при поражениях мозга (особенно глубинных отделов височной области), так и в просоночных состояниях или при некоторых психических заболеваниях.

ДЕРЕВО ПУРКИНЬЕ — см. Пуркинье дерево.

ДЕРМАТОГЛИФИКА (от гр. dermatos — кожа + gliphe — резьба) — изучение рельефных узоров на коже, образованных папиллярными линиями (папиллярные узоры) на ладонях, подушечках пальцев, ступнях ног. Папиллярные узоры являются конституциональными морфологическими свойствами (см. Конституция человека),которые имеются у людей и обезьян. Данные Д. представляют специальный интерес для физической антропологии (напр., в расоведении), генетики и криминалистики, применяющей с конца XIX в. дактилоскопический метод идентификации личности. (Б. М.)

ДЕРМОГРАФИЯ (англ. dermographia;от греч. derma —кожа + grapho — пишу; букв.: кожное письмо) — процедура исследования реакции изменения локальной окраски кожи в ответ на механическое воздействие (проведение тонких или широких линий), которая выражается в побелении и покраснении в месте штрихового раздражения. Реакция называется дермографизмом, квалифицируется как сосудистая (вазомоторная) и при определенных условиях служит показателем состояния сосудов и вегетативной н. с. (Б. М.)

ДЕРМОЛЕКСИЯ (от греч. derma — кожа + lexis — слово) — способность человека к опознанию начертанных на коже цифр, букв, слов. Исследуется в неврологической практике в целях диагностики тактильного гнозиса (двумерно-пространственного чувства). (Б. М.)

ДЕТЕКТОР ЛЖИ (англ. lie detector) условное название для комплекса аппаратов объективной регистрации физиологических показателей КГР (см. Кожно-гальваническая реакция),ЭЭГ (см. Электроэнцефалография), тремора,плетизмограммы (см. Плетизмография)и т. п. Иногда в качестве синонима используется термин «полиграф». К человеку, которого хотят испытать на Д. л., присоединяют датчики различных приборов, снимающих перечисленные показатели, и во время беседы (допроса) следят за показаниями приборов, выводимыми на одну ленту. Опытный наблюдатель по картине на ленте может более точно судить об эмоциях испытуемого. Это объясняется тем, что сознательное управление КГР, так же как и остальными физиологическими индикаторами, нетренированному испытуемому почти не удается. Нередко сообщается о 88-96% правильных обнаружений обмана с помощью Д. л., однако в корректных с методической т. зр. исследованиях этот показатель эффективности не превышает 71%. Сама процедура допроса может вызвать эмоции страха, тревоги,депрессии. Отличить подобные эмоции от «настоящих» невозможно. Известны многочисленные ошибки с тяжелыми последствиями, допущенные при использовании Д. л. См. Методы электрофизиологические, Непроизвольные реакции, Полиэффекторный метод.

ДЕТЕРМИНИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ (англ. determining tendency)— психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи. Понятие Д. т. введено в психологию мышления представителями Вюрцбургской школы (см. также Ах Н.).Д. т. определяют 2 главных фактора: а) конечная цель (искомое задачи); б) инструкция (требования к искомому). Общую характеристику Д. т на основе экспериментов с контролируемыми ассоциациями сформулировал О. Кюльпе. Наше Я, писал он, постоянно находится под влиянием тех или иных задач и ими побуждается к деятельности. Можно сказать, что работа Я служит цели, заданной самим собой или др. Это влияние (задач) называют Д. т. Самостоятельное значение задач в их роли Д. т. были скрыты от ассоциативной психологии.

Эксперименты представителей Вюрцбургской школы поставили под сомнение основную аксиому ассоцианистов о прямой зависимости последующих состояний мышления от предшествующих состояний и непосредственно действующих стимулов. Понятие Д. т. сыграло важную роль в дальнейшем развитии методов экспериментального исследования мышления и в значительной степени определило возможность использования различных типов задач как основного метода для исследования мышления.

ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (англ. children with abnormal behavior, problem children).Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость, задержка психического развития,двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение — снижение слуха, зрения, интеллекта и др. — влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л. С. Выготский).При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности — предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная (см. Деятельность детская).Напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых — к концу дошкольного возраста. Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов — восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения;дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта — пониманием речи, содержательным подражанием,действиями по образцу и по словесной инструкции.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии,умственной отсталости, детском церебральном параличе),может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты — аграмматизмы,нарушения произношения, бедность лексики и семантики. В ряде случаев формально развитая речь м. б. бессодержательной, «пустой».

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная компенсация функций — восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта. См. Психический дизонтогенез. (В. И. Лубовский)

ДЕТСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ (англ. child neuropsychology)— наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии,детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом нейропсихологии, в настоящее время Д. н. становится самостоятельным направлением. Для Д. н. являются основополагающими след. представления: 1) нейробиологическое созревание той или иной мозговой системы должно опережать развитие конкретного психологического фактора; 2) актуализация ресурсов мозга возможна только в условиях стимуляции извне, социального запроса.

Современная экологическая ситуация, особенности развития в возрасте до 7 лет в условиях резкого снижения моторной нагрузки, раннего освоения навыков чтения, счета и работы с компьютером нередко могут приводить к диссоциации между сохранностью неврологических функций и наличием функциональной незрелости головного мозга, которая может проявить себя в критические возрастные периоды или при возрастании функциональных нагрузок. Особую группу в работе детского нейропсихолога составляют дети с органическими поражениями мозга в период раннего нейроонтогенеза. Нейропсихологический анализ отклоняющегося развития детей позволяет выявить механизмы, лежащие в основе дезадаптивного поведения ребенка, несформированность отдельных функциональных звеньев, их атипичное или аномальное развитие. Раннее выявление причин и механизмов появления функциональных дефицитов в ц. н. с. позволяет адекватно и своевременно провести коррекцию. См. Дети с отклонениями в психическом развитии. (Ю. В. Гущин, С. В. Гатина.)

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. child psychology) отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией,теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра,труд, учение;см. Деятельность детская),качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)

Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики,позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн,К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине,А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О'Коннор и др. (Англия), С. Холл,Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).

В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина,по психологии ребенка-дошкольника — А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин,А. А. Люблинская, по психологии школьников — А. А. Смирнов,Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.

Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения:у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха,логического мышления и т. п.).

Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий,позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).

Психическое развитие ребенка — процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации психического развития. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.

Педагогический опыт и специальные исследования позволили выделить в развитии ребенка след. возрастные периоды: младенческий возраст (от рождения до 1 г.), ранний возраст (1-3 г.), дошкольный возраст (3-6/7 лет), младший школьный возраст (6/7-10 лет), подростковый возраст (11/12-15 лет), ранний юношеский возраст (15-17/18 лет). См. Ведущая деятельность.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) (англ. child cerebral palsy)— полиэтиологическое заболевание, чаще всего начинающееся внутриутробно и продолжающее развиваться в первые годы жизни. Термин «ДЦП» был предложен З. Фрейдом (1893) для объединения всех форм спастических параличей пренатального происхождения со сходными клиническими признаками. При ДЦП наблюдается сложная картина неврологических и психических нарушений, не только замедленный темп психического развития, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.

Выделяют пренатальные, натальные и постнатальные вредные факторы, которые могут служить причиной возникновения ДЦП. К ним относят инфекционные заболевания матери в период беременности, психические и физические травмы, механические травмы во время родов, асфиксию и др. Воздействие этих факторов приводит к ишемическому поражению перивентрикулярной области головного мозга и атрофическим процессам в различных участках коры. Согласно др. концепции, в результате воздействия вредных факторов на организм матери происходит сбой в функционировании аутоиммунного защитного механизма, и клетки-лимфоциты матери распознают белковые элементы плода как инородные тела. В результате чего лимфоциты матери начинают уничтожать белки плода, что приводит к атрофическим процессам в мышцах тела и в головном мозге.

Существует более 20 классификаций ДЦП. В отечественной неврологии наиболее распространена классификация К. А. Семеновой: 1) двойная гемиплегия характеризуется ярко выраженной атрофией коры головного мозга и увеличением объема желудочков; психическое развитие детей с данной формой ДЦП минимальное и соответствует олигофрении в степени имбецильности или идиотии; 2) спастическая диплегия (болезнь Литтля) — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП; при этой форме часто наблюдается задержка психического развития,встречается умственная отсталость в степени легкой дебильности; 3) гиперкинетическая форма ДЦП наблюдается примерно у 25% всех больных с данной патологией; обнаруживается выраженная дефицитарность подкорковых структур мозга в сочетании с относительной сохранностью корковых отделов; 4) при гемипаретической форме ДЦП поражается преимущественно одно полушарие и ближайшие подкорковые отделы (правосторонний и левосторонний гемипарез); недоразвитие правого полушария приводит к более глубокому нарушению познавательных процессов у детей; 5) при атонически-астатической форме основные изменения в тканях мозга обнаруживаются в лобной области и в мозжечке.

Дети с ДЦП развиваются в условиях дефицитарности проприоцептивного отдела двигательного анализатора. В связи с этим искаженным путем развивается управление позами и движениями тела, а также «схема» положений и движений тела, мышечно-суставное чувство. Двигательная недостаточность препятствует развитию зрительного восприятия пространства и движения, зрительно-моторной координации. В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится недостаточность функции счета, которая проявляется в замедленном усвоении понятия числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета. Особенностью процесса мышления является его диссоциация — более выраженная недостаточность наглядно-действенного мышления по сравнению с вербальным. Формирование понятийного мышления отстает по сравнению со здоровыми детьми.

У некоторых детей может отмечаться снижение остроты слуха,недостаточность слуховой памяти и слухового внимания, недоразвитие фонематического слуха. Часто при различных формах ДЦП встречаются речевые расстройства. Основное речевое расстройство при этом заболевании — дизартрия,встречаются также дислалии, заикание.

Для больных ДЦП характерна выраженность психодинамических проявлений — инертность психики, замедленность переключения на др. виды деятельности, недостаточность концентрации внимания,вялость, аспонтанность. Обнаруживаются также проявления психического инфантилизма,выражающиеся в наличии не свойственных данному возрасту черт детскости, преобладании мотивов удовольствия в деятельности, склонности к фантазированию и мечтательности. (Ю. В. Гущин.)

ДЕТСТВО (англ. childhood)— этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и нач. подросткового периода. Исторически возрастные границы Д. изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.

До XIX в. Д. находилось на периферии общественных интересов; оно в основном воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В своем современном понимании Д. было открыто Ж.-Ж. Руссо и нем. романтиками «штурма и натиска» (напр., Гете), впервые заговорившими о самоценности детской жизни и детской личности. Позднее (с середины XIX — и особенно в XX в.) Д. становится особым предметом изучения искусства (литературы, живописи, кино) и науки (в т. ч. детской психологии).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...