Документы международной торговой палаты
1. ИНКОТЕРМС Наиболее широко в практике применяются Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС)1, Унифицированные правила и обычаи для документных аккредитивов (UCP), и Унифицированные правила для инкассо. ИНКОТЕРМС являются плодом многолетнего обобщения международной коммерческой практики толкования условий контракта, которые определяют базис поставки. Первая редакция была принята в 1936 году. В нее вносились изменения и дополнения в 1953, 1967, 1976, 1980 и в 1990 годах. В настоящее время применяются ИНКОТЕРМС в редакции 2000. Этот свод правил действует факультативно. Обычно положения ИНКОТЕРМС применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте и в самих его условиях не предусмотрено иного. Однако необходимо помнить, что в ряде стран отдельные правила толкования торговых терминов, содержащиеся в ИНКОТЕРМС, признаются действующими и при отсутствии ссылки на них в контракте, например, в Чехии. В некоторых странах ИНКОТЕРМС была придана законодательная сила, например в Испании в отношении импортных сделок и в Ираке по всем внешнеторговым сделкам. ИНКОТЕРМС 1990
Способы транспортировки и система ИНКОТЕРМС 1990
Распределение обязанностей между продавцом и покупателем в зависимости от базиса поставки 1. EXW Обязанности продавца -Предоставить товар в распоряжение покупателя непосредственно на своей территории в согласованный срок; - Уведомить покупателя о времени и месте предоставления товара в его распоряжение. Обязанности покупателя -Принять товар в момент предоставления в его распоряжение; -Выполнить все таможенные формальности за свой счет. 2. FCA Обязанности продавца -Доставить товар в распоряжение перевозчика, указанного покупателем, в установленном месте в установленный срок; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту; -Нести весь риск утраты или порчи товара вплоть до момента его доставки; -Предоставить покупателю за свой счет обычный документ, подтверждающий поставку товара;
-Уведомить покупателя о доставке товара в распоряжение перевозчика. Обязанности покупателя -Принять поставку товара; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту; -Нести весь риск утраты и порчи товара, а также все расходы по товару с момента его доставки; -Уведомить продавца о наименовании перевозчика. 3. FAS Обязанности продавца -Доставить товар к борту указанного покупателем судна в установленный порт отгрузки в согласованный срок; - Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его доставки; -Предоставить покупателю за свой счет обычный документ, подтверждающий поставку товара; - Уведомить покупателя о доставке товара к борту указанного судна. Обязанности покупателя - Принять поставку товара; - Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту и экспорту; -Нести весь риск утраты и порчи товара, а также все расходы по товару с момента его доставки; -Уведомить продавца о наименовании судна и времени погрузки. 4. FOB Обязанности продавца -Доставить товар на борт указанного покупателем судна в установленный порт отгрузки в согласованный срок; - Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту и экспорту; - Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его фактического перехода за поручни судна в установленном порту отгрузки; -Предоставить покупателю за свой счет обычный документ, подтверждающий поставку товара; - Уведомить покупателя о доставке товара на борт указанного судна. Обязанности покупателя -Принять поставку товара; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту; -Нести весь риск утраты и порчи товара, а также все расходы по товару с момента его фактического перехода за поручни судна в установленном порту отгрузки; -Уведомить продавца о наименовании судна, пункте и времени отгрузки. 5. CFR Обязанности продавца -Доставить товар на борт указанного покупателем судна в установленный порт отгрузки в согласованный срок;
-Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту; -Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его фактического перехода за поручни судна в установленном порту отгрузки; -Заключить за свой счет договор перевозки до указанного порта; -Оплатить фрахт и другие сборы, связанные с перевозкой товара; -Предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ; -Уведомить покупателя о доставке товара на борт указанного судна. Обязанности покупателя -Принять поставку товара; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту; -Нести весь риск утраты и порчи товара, а также все расходы по товару с момента его фактического перехода за поручни судна в установленном порту отгрузки; -Оплатить все сборы, связанные с перевозкой товара в указанный пункт назначения и его разгрузкой, исключая те из них, которые взимаются судоходной компанией, осуществляющей перевозку. 6. CIF Обязанности продавца -Доставить товар на борт указанного покупателем судна в установленный порт отгрузки в согласованный срок; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту; -Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его фактического перехода за поручни судна в установленном порту отгрузки; -Заключить за свой счет договор перевозки до указанного порта; -Обеспечить за свой счет страхование груза таким образом, чтобы покупатель или другое заинтересованное лицо могли предъявить требования страховщику; -Оплатить фрахт и другие сборы, связанные с перевозкой товара в указанный пункт и его разгрузкой, которые могут взиматься судоходной компанией, осуществляющей перевозку; -Предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ и страховой полис; -Уведомить покупателя о доставке товара на борт указанного судна. Обязанности покупателя
-Принять поставку товара и получить товар от перевозчика в порту назначения; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту; -Нести весь риск утраты и порчи товара, а также все расходы по товару с момента его фактического перехода за поручни судна в установленном порту отгрузки; -Оплатить все сборы, связанные с перевозкой товара в указанный пункт назначения и его разгрузкой, исключая те из них, которые взимаются судоходной компанией, осуществляющей перевозку. 7. CPT Обязанности продавца -Доставить товар в распоряжение перевозчика, или, если предусмотрен ряд перевозчиков, - то в распоряжение первого из них для транспортировки товара в указанное место назначения в согласованный срок; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту; -Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его доставки в распоряжение (первого) перевозчика; -Заключить за свой счет договор перевозки до указанного пункта; -Оплатить фрахт и другие сборы, включая расходы по погрузке товара и его разгрузке в указанном месте назначения; -Предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ; -Уведомить покупателя о доставке товара. Обязанности покупателя -Принять поставку товара и получить товар от перевозчика в указанном месте назначения; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту; -Нести весь риск и все расходы по товару с момента его доставки в распоряжение (первого) перевозчика; -Оплатить все расходы по товару в пути вплоть до его прибытия в указанное место назначения и по его разгрузке, если они не были включены во фрахт или не подлежали оплате продавцом при заключении договора перевозки. 8. CIP Обязанности продавца -Доставить товар в распоряжение перевозчика, или, если предусмотрен ряд перевозчиков, - то в распоряжение первого из них для транспортировки товара в указанное место назначения в согласованный срок; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту; -Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его доставки в распоряжение (первого) перевозчика; -Заключить за свой счет договор перевозки до указанного пункта; -Оплатить фрахт и другие сборы, включая расходы по погрузке товара и его разгрузке в указанном месте назначения; -Обеспечить за свой счет страхование груза таким образом, чтобы покупатель или другое заинтересованное лицо могли предъявить иск непосредственно страховщику;
-Предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ и страховой полис; -Уведомить покупателя о доставке товара. Обязанности покупателя -Принять поставку товара и получить товар от перевозчика в указанном месте назначения; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту; -Нести весь риск и все расходы по товару с момента его доставки в распоряжение (первого) перевозчика; -Оплатить все расходы по товару в пути вплоть до его прибытия в указанное место назначения и по его разгрузке, если они не были включены во фрахт или не подлежали оплате продавцом при заключении договора перевозки. 9. DAF Обязанности продавца -Доставить товар в распоряжение покупателя в указанное место на границе в согласованный срок; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту; -Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его доставки; -Заключить за свой счет договор перевозки до указанного пункта на границе; -Оплатить расходы по разгрузке, если имеется необходимость разгрузки товара по его прибытии в указанное место в согласованный срок на границе для предоставления его в распоряжение покупателя.; -Предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ; -Уведомить покупателя об отправке товара к указанному месту на границе. Обязанности покупателя -Принять поставку товара; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту; -Нести весь риск и все расходы по товару с момента его доставки; 10. DES Обязанности продавца -Доставить товар в распоряжение покупателя на борту судна в обычном месте разгрузки указанного порта в согласованный срок; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту; -Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его доставки; -Заключить за свой счет договор перевозки до указанного пункта; -Предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ; -Уведомить покупателя о времени прибытия указанного судна. Обязанности покупателя -Принять поставку товара; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту; -Нести весь риск и все расходы по товару с момента его доставки; 11. DEQ -Доставить товар в распоряжение покупателя на причале в указанном порту назначения в согласованный срок; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту и импорту; -Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его доставки; -Заключить за свой счет договор перевозки до причала в указанном порту назначения; -Предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ; -Уведомить покупателя о предполагаемом времени прибытия; Обязанности покупателя -Принять поставку товара; -Нести весь риск и все расходы по товару с момента его доставки; 12. DDU Обязанности продавца -Доставить товар в распоряжение покупателя в указанном пункте в согласованный срок; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту; -Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его доставки; -Заключить за свой счет договор перевозки до согласованного пункта; -Предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ; -Уведомить покупателя об отправке товара; Обязанности покупателя -Принять поставку товара; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по импорту; -Нести весь риск и все расходы по товару с момента его доставки. 13. DDP Обязанности продавца -Доставить товар в распоряжение покупателя в указанном пункте в согласованный срок; -Получить за свой счет и риск необходимые лицензии и выполнить все таможенные формальности по экспорту и импорту; -Нести весь риск и все расходы по товару вплоть до момента его доставки; -Заключить за свой счет договор перевозки до согласованного пункта; -Предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ; -Уведомить покупателя об отправке товара. Обязанности покупателя -Принять поставку товара; -Нести весь риск и все расходы по товару с момента его доставки. 2. Унифицированные правила и обычаи для документных аккредитивов (UCP) С 1 января 1994 года МТП рекомендовала к применению редакцию UCP 1993 г. (брошюра МТП №500)[7]. UCP широко применяются в международной торговле при аккредитивной форме расчетов, имеют факультативный характер, т.е. применяются, когда на них есть ссылка в аккредитиве. Большая часть положений этого документа имеет диспозитивный характер: при наличии в аккредитиве ссылки на них применяются постольку, поскольку в аккредитиве не предусмотрено иное. В соответствии с UCP аккредитив по своей природе представляет собой сделку, обособленную от договора купли-продажи или иного договора, на котором он может быть основан. Унифицированные правила регулируют не только традиционный документарный аккредитив, который открывается для оплаты товаров и услуг, но и так называемый «резервный» аккредитив, который выполняет функции банковской гарантии. 3. Унифицированные правила по инкассо. Действуют в редакции 1978 г. По юридическому характеру и порядку применения аналогичны UCP. Унифицированные правила по инкассо разрешают банкам действовать только в соответствии с инструкциями, содержащимися в инкассовом поручении и в Унифицированных правилах.
Содержание внешнеторгового договора
Как разновидность письменного договора внешнеторговый контракт купли-продажи имеет определенную структуру и содержание, которые вырабатывались на протяжении длительного времени в ходе развития и совершенствования международной коммерческой практики, для обеспечения которой данного вида контракт и был создан. В результате внешнеторговый контракт приобрел в определенной степени стандартный, унифицированный вид, в котором он применяется и в настоящее время. По этой же причине, контракт представляет собой достаточно традиционный, консервативный документ, который не следует «исправлять» и «упрощать», если какая-то формулировка кажется излишне «длинной» или устаревшей. Структура внешнеторгового контракта, (как и любого другого письменного договора) представляет из себя расположенные в определенной последовательности друг за другом и пронумерованные контрактные условия (положения), каждое их которых представляет из себя самостоятельный (отдельный) раздел, регулирующий конкретный вопрос, связанный с исполнением внешнеторговой сделки. Таких контрактных условий – разделов в тексте внешнеторгового контракта обычно бывает от 11 до 151. Последовательность расположения контрактных условий в классическом варианте должна соответствовать принципу «от общего к частному», когда сначала располагаются условия, содержащие общие, исходные сведения и данные (что, сколько, какого качества, по какой цене, на каких условиях/базисе/продается), а затем, условия, отвечающие на вопрос, как практически осуществить сделку (сдача-приемка товара, условия платежа/расчетные операции/, транспортные условия, штрафы и претензии, арбитраж/суд/и т.д.). Контрактные условия, прежде всего подразделяются на условия обязательные и дополнительные, из которых наибольшее значение имеют первые. Обязательные контрактные условия – это минимально необходимый набор условий (положений), которые регулируют наиболее важные, принципиальные вопросы, связанные с исполнением сделки, и которые поэтому всегда обязательно содержатся в тексте контракта, поскольку отсутствие (или неточное, некорректное изложение) хотя бы одного из них приводит к тому, что сделка становится трудноисполнимой, а иногда, неисполнимой вообще. Иными словами, это та база, основа, без которой контракт не может считаться внешнеторговым контрактом купли-продажи в общепризнанном смысле этого слова. При этом следует иметь в виду, что нормальный внешнеторговый контракт не должен ограничиваться и не ограничивается набором только обязательных условий. В нем традиционно содержатся так же дополнительные условия, то есть «сверхминимум», который призван в максимальной степени облегчить исполнение сделки, предусмотрев, по возможности, все нюансы, которые могут встретиться в ходе ее исполнения. 2.3.1. Обязательные условия внешнеторгового контракта купли-продажи Внешнеторговый контракт начинается с вводной части, предшествующей основному тексту и имеющей обычно следующее содержание: 1. Наименование контракта должно быть идентичным названию сделки, закрепленному в законе, которому стороны подчинили свой договор. 2. Дата и место заключения (подписания) контракта. 3. Наименование сторон. В преамбуле указывается полное фирменное (официальное) наименование сторон – то, под которым они зарегистрированы в торговом реестре своей страны. Арбитражной практике известны случаи, когда недобросовестный участник сделки, используя неточности в формулировке своего наименования, пытался уйти от ответственности за нарушение договора, ссылаясь на то, что он не является стороной сделки. Далее обозначается правовой статус (организационно-правовая форма) и местонахождение (страна, город) нахождения сторон. 4. Лица, подписавшие контракт. Особенно важно указать полномочия лиц, выступающих в качестве сторон договора и подписывающих контракт, поскольку в последствии возможно оспаривание сделки, заключенной лицом, действовавшим с превышением своих полномочий. 5. Предмет контракта (обозначение товара и услуг, являющихся предметом купли-продажи, плюс ссылка на его качество – обычно указание соответствующего стандарта – национального или международного, поскольку качество, как таковое, неотделимо от понятия «товар» и так же является обязательным условием контракта). 6. Количество и сроки поставки. 7. Цена (причем, цена может быть как определенной, так и определимой, во втором случае, в контракте должен быть, по крайней мере, предусмотрен порядок определения цены, позволяющий точно установить ее на дату, обусловленную в контракте). 8. Базисные условия поставки. (ФОБ, СИФ, ДАФ, Франко и др.). 9. Условия платежа (порядок осуществления расчетов за поставленный товар). 10. Гарантии (например, для контрактов на машины и оборудование, ремонтные, монтажные и строительные работы). 11. Санкции и рекламации (порядок предъявления претензий и штрафов). 12. Арбитраж (условие о судебном разбирательстве споров). 13. Подписи сторон (условие, необходимое, напомним, для того, чтобы контракт вступил в силу и приобрел статус юридически действительного документа). В свою очередь, ключевыми и особенно важными условиями из вышеперечисленных являются базисные условия поставки и условия платежа, (регулируют наиболее важные вопросы сделки – уровень цен, условия транспортировки товара, схема и порядок расчетов), оформлять которые следует особенно тщательно, поскольку любая неточность или неполнота изложения уже точно, неизбежно, приведет к тому, что выполнение контракта окажется затруднительным или даже невозможным. Необходимо отметить, что специального законодательного акта, регулирующего вопрос об обязательных условиях внешнеторгового контракта, - несмотря на большую потребность в документе такого рода - в нашем законодательстве до сих пор нет. Содержащийся в ГК перечень отдельных условий договора купли-продажи (глава 30, ч.1) никак нельзя считать достаточным, поскольку внешнеторговый контракт, как уже отмечалось, - документ особый, специфический, и поэтому требующий отдельного (специального) законодательного регулирования1. Этот «законодательный пробел» призван, в какой-то степени, компенсировать разработанный в МВЭС и введенный в действие в 1996 г. документ под названием «Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» от 29 февраля 1996 года (далее – Рекомендации МВЭС 1996), на основании которого с 1 октября 1996 г. аппаратами уполномоченных МВЭС (с сентября 1998 г. – Министерства торговли (МТ) РФ, образованного на базе МВЭС) осуществляется учет (регистрация) внешнеторговых контрактов, сумма которых превышает 5000$ США. При всей своей неполноте и несовершенстве, Рекомендации, в настоящее время, являются единственным нормативным документом, более или менее регулирующим данный вопрос.
2.3.2. Дополнительные (возможные) условия внешнеторгового контракта 1. Качество товара (условие, расшифровывающее, детализирующее сведения качестве, указанные в «Предмете контракта»); 2. Упаковка и маркировка; 3. Сдача-приемка товара; 4. Транспортные условия (регламентируют технические вопросы, связанные с транспортировкой товара); 5. Форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы; 6. Прочие условия (набор итоговых, заключительных формулировок, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением контракта и пост - контрактными отношениями). Все контрактные условия, кроме того, можно разделить на условия типовые и индивидуальные, из которых первые носят универсальный характер и представляют собой набор общепринятых, стандартных формулировок, переносимых из контракта в контракт без каких либо существенных изменений или вообще без изменений, а вторые присущи только данной конкретной сделке, данному конкретному контракту (наименование Продавца и Покупателя, предмет контракта, его количество и качество, сроки поставки, цена, и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|