Конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Денежно-кредитная политика — политика правительства и центрального банка страны, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы. Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка. Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструментов .Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д. Общими инструментами регулирования выступают: 1. Учетная политика. Одна из функций центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у центрального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время основным инструментом регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс. 3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков — денежный капитал, который может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков — часть резервов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов — процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия денежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платежных обязательств, а во-вторых, являются инструментом центрального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков — резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.
Селективными методами регулирования являются: 1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита. 2. Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка. 3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа — необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставляет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потребительского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже используют предписываемую законом маржу. Маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая оплачивается из собственных средств покупателя. Например, при марже в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спекулятивную скупку акций, и понижается — для оживления рынка.
4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом. 1.4. Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Процесс последовательного воздействия на определенные параметры денежно-кредитной сферы с целью влияния на реальный сектор экономики называется передаточным механизмом денежно-кредитной политики. Быстрота и точность работы передаточного механизма в наибольшей мере определяют степень эффективности денежно-кредитной политики. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать - ставку процента или объем денежной массы.
Следовательно, при решении фундаментальных вопросов механизма денежно-кредитной политики в экономической теории обозначились два основных подхода. Первый подход был обоснован Дж. Кейнсом и его последователями, а второй - сторонниками монетаризма. Следует отметить, что представители кейнсианской концепции считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики: -Изменение величины предложения денег под воздействием политики центрального банка; -Изменения в предложении денег, которые вызывают понижение или повышение ставки процента; -Изменение ставки процента, которое приводит к изменению величины инвестиций в экономику; -Изменения плановых инвестиций, которые, в свою очередь, повышают или понижают уровень номинального национального дохода. Как видно, главным параметром денежно-кредитного регулирования в кейнсианской модели является процентная ставка, которая оказывает непосредственное влияние на уровень инвестиций. Повышение спроса на ценные бумаги приведет к росту их рыночной стоимости, который, в свою очередь, обусловит снижение процентной ставки (до r2). Как известно, снижение процентной ставки влияет на уровень инвестиций в обратном направлении, поэтому объем инвестиций повысится с I1 до I2. Повышение инвестиционных расходов ведет к росту совокупного спроса, а, следовательно, будет наблюдаться и рост объема выпуска. Аналогично можно доказать, что уменьшение центральным банком предложения денег приведет к росту процентной ставки, результатом которого станет снижение инвестиционной активности, а значит, и совокупного спроса. В рамках существующего передаточного механизма при определении направлений денежно-кредитной политики необходимо учитывать некоторые обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на конечные результаты. Следует отметить, что реакция денежного рынка зависит от чувствительности спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки (пологая кривая LD), то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки. Таким образом, следует сделать вывод о том, что кейнсианский передаточный механизм в качестве главного объекта регулирования выбирает процентную ставку, поскольку ее изменение способно эффективно регулировать уровень инвестиций, который определяет уровень дохода и занятости.
Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче и состоит из трех звеньев: -Центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег; -Изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса; -Изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода В данной теории предпочтение отдается изменению денежной массы, которое непосредственно влияет на уровень национального дохода. Для объяснения зависимости совокупного дохода от денежной массы выступает денежное уравнение обмена И. Фишера: где М? количество денег в обращении; V -скорость обращения денег; Р - средняя цена товаров и услуг; Q -количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год). Сторонники монетаристской теории полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег, особенно в краткосрочном периоде. Учитывая эту особенность, можно утверждать, что в такой записи это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. Иными словами, изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП. Необходимо отметить, что передаточный механизм в рамках данной концепции имеет некоторые недостатки. Во-первых, в ситуации, когда экономика работает в условиях полной занятости (задействованы все факторы производства данной страны), выпуск дополнительных денег приведет лишь к повышению уровня цен, т.к. физически нет возможности произвести дополнительный объем продукции. Во-вторых, аналогичная ситуация может сложиться и в условиях нереформированной экономики, когда эмиссия денег производится лишь для финансирования убыточных государственных предприятий. Поскольку такие действия не направлены на стимулирование экономического роста, неизбежен очередной скачок инфляции. Подводя итог, можно отметить, что на практике государство обязано следить за приростом денежной массы, чтобы не спровоцировать инфляцию. Как правило, в качестве нормы достаточным признается ежегодный прирост денежной массы на уровне 3 - 5%. Такой денежный параметр способен активизировать деловую активность при минимальной инфляции. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь прирост денежной массы вызвал прирост национального дохода на ту же величину. В целом, от качества работы звеньев передаточного механизма зависит эффективность его воздействия. Нарушения на каком-либо этапе работы передаточного механизма могут привести к нежелательным последствиям или не дать результата вообще. Например, в странах с переходной экономикой изменение процентной ставки не может повлиять на объем инвестиций, т.к. он в большей мере определяется другими факторами: экономической ситуацией в стране, ожиданиями инвесторов и т.д. Кроме того, даже в случае успешного срабатывания всех звеньев передаточного механизма, его полная реализация требует значительного времени, обычно не менее 1-2 лет. За этот период могут проявиться «встречные» механизмы, которые ослабят эффективность денежно-кредитной политики. В условиях современного развития экономики нет однозначного мнения о том, какие рычаги воздействия на денежно-кредитную сферу предпочтительнее. Поэтому все чаще используется синтез двух рассмотренных теорий. Причем при разработке денежно-кредитной политики на долгосрочную перспективу основное внимание уделяется динамике объема денежной массы, а в краткосрочном периоде отдается приоритет регулированию процентной ставки. 1.5. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.
Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – центральный банк как государственный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как "проводники" денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики. Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам. В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы. Прямые методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок. Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются. Временные лаги – это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации. Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно-кредитной политики. Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация цен. В условиях, когда цены растут скачкообразно, а уровень инфляции изменяется "лавинообразно", приобретая характер галопирующей, у центрального банка может не быть достаточной информации о факторах, влияющих на цены. Кроме того, факторы инфляции могут носить немонетарный характер (например, структурные и административные факторы, административное повышение цен на платные услуги, устанавливаемые правительством). Происходит осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться. Далее возникают временные лаги между началом применения той или иной меры и ее воздействием на экономические показатели, которое усложняется из-за непредсказуемости в поведении экономических субъектов.
Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы. Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке. В конечном счете они могут способствовать дезинтермедиации банков, снижению их конкурентных преимуществ по сравнению с другими финансовыми институтами, которые не находятся под прямым жестким контролем центрального банка. Кроме того, следует учитывать то, что денежно-кредитная политика является частью общей экономической политики государства и влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике. Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в частности, на сдерживание инфляции, может вызвать ряд отрицательных последствий общеэкономического характера. Например, если таргетирование инфляции достигается за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со стороны центрального банка в рамках жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, то это приводит к резкому уменьшению уровня монетизации валового внутреннего продукта (ВВП), к деформациям в выполнении деньгами функции средства обращения и платежа, "натурализации" экономических отношений, появлению денежных суррогатов, к расширению "теневой экономики" В свою очередь, расширение "теневой экономики" означает рост недоимок платежей в бюджет и, как следствие, увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и социальным выплатам. В рамках макроэкономики происходит падение совокупного спроса, что сдерживает в целом развитие национальной экономики. Применение прямых жестких монетарных методов со стороны центрального банка может вызвать замедление темпов роста экономики и более или менее продолжительную рецессию. Экономика может при этом попасть в так называемую инфляционную или ликвидную ловушку, а именно: резкое сокращение денег в обороте ведет к столь же резкому падению спроса и доли оборотных средств в общей структуре фондов предприятий. Следствием последнего является свертывание производства и неплатежи, а затем возникновение новой инфляционной волны при более низком уровне производства. Таким образом, временная финансовая стабилизация может достигаться за счет дальнейшего "умирания" производства. Кроме того, необходимо знание факторов инфляции. Если в "раскручивании" инфляции преобладают немонетарные факторы (например, административный рост цен, результаты фискальной политики, инфляционные ожидания, динамика доходов населения, состояние платежного баланса и рынков капиталов), то снижение инфляции за счет прямого сокращения денежного предложения – явно неэффективная мера борьбы с инфляцией. Следует учитывать и то, что со временем прямые методы воздействия на участников денежного рынка в случае "неблагоприятного" с микроэкономической точки зрения влияния их на хозяйственную деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в "теневую экономику" или за рубеж. Прямые методы денежно-кредитной политики могут также вызвать усиление бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере. Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм. Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Переход к преимущественно косвенным методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой либерализации, повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике. Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы. Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита я носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов. Индивидуальные меры контроля, применяемые к отдельно взятому банку, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Например, конкуренция позволила бы более эффективным банкам привлечь больше депозитов и увеличить кредитование, предлагая более высокие процентные ставки по депозитам и более низкие по кредитам. Кредитный контроль за рядом банков (например, за банками, кредитующими определенные отрасли или регионы) оказывает искажающее влияние на рынки. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости от объекта воздействия. Это – методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны. Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе – деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок) и спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).
Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики. С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и больше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос) и наоборот. Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта (ВНП). В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги и денежного предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки). Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно "сгладить" эти изменения. В случае циклического "перегрева" экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И, наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым повысить деловую активность за счет увеличения инвестиционного спроса. Если же сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет "раскручивать" инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики в этом случае будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Выбор методов денежно-кредитной политики зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что "сильнее" воздействует на экономику – спрос на деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики. В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитной политики: 1. изменение норматива обязательных резервов, или так называемых "резервных требований"; 2. процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке; 3. операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Обязательные резервы – это процентная доля от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако сегодня изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем: – если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора; – при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать большие изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков. Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе она может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг. Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита возрастают резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки служит коммерческим банкам ориентиром при проведении кредитных операций. Вместе с тем именно использование этого инструмента денежно-кредитной политики показывает, что результаты последней достаточно слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования рассматривается как мера, расширяющая денежное предложение. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увеличивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находится в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь, спрос на депозиты уменьшится – мультипликатор уменьшится, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является расширительной мерой, а в долгосрочном – сдерживающей. Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменяются проценты за пользование ломбардным кредитом, привлеченным в депозиты в центральный банк средствам банков. Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку – влиять на размер денежного предложения. Депозитные операции используются как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка. Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок. При этом Банк России регулирует с помощью указанных операций не только краткосрочную ликвидность банков, но и использует этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде. Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционнои политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым, соответственно, увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса. Если центральный банк покупает ценные оумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращают свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег. Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики могут также устанавливаться ориентиры роста денежной массы и осуществляться валютное регулирование. Управление наличной денежной массой (агрегатом МО) представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком. В условиях, когда в России, по существу, был один Государстве
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|