Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение профессиональных склонностей учащихся.




План-конспект тренинга с родителями

2014г.

План-конспект тренинга с родителями.

Цель тренинга:

1. Формирование положительных установок детско-родительских отношений.

2. Установление дружеских, партнерских взаимоотношений между родителями.

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

4. Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста.

Структура занятия:

• Приветствие.

• Разминка.

• Основная часть.

• Заключительная часть.

Продолжительность тренинга 1, 5-2 часа.

Материалы: краски, кисти, бумага, ручки.

Во время тренинга звучит спокойная музыка.

План занятия:

1. Знакомство.

2. Разминка.

3. Основная часть:

• Упражнение «Расслабление всего тела»

• Упражнение «Идеальный пейзаж»

• Упражнение «Портрет современного ребёнка»

• Игра «Мир глазами ребёнка»

• Медитация «Мир глазами ребёнка»

4. Завершение.

Ход занятия:

Приветствие:

- Здравствуйте друзья. Наше занятие сегодня пройдёт в форме тренинга. Чтобы наша встреча была продуктивной, и каждый извлёк максимум пользы предлагаю соблюдать 2 правила: первое - быть активным участником и второе- стремиться к партнёрскому общению.

(Все участники тренинга садятся в круг.)

- Давайте познакомимся друг с другом.

Первый участник берёт за руку соседа справа и говорит, как его зовут, называет любое слово, которое может его охарактеризовать.

Например: «Меня зовут Оля-добрая и т. д.»

Следующий участник должен повторить предыдущего и назвать себя.

-Молодцы, теперь мы кое-что узнали друг о друге и у нас образовался круг доверительного общения – «Круг доверия».

Разминка:

Цель: Настроить на занятие.

- А теперь давайте с вами немного пофантазируем.

Возьмите краски, бумагу, кисточки. Расслабьтесь… Глубокий вдох-выдох(3раза) Представьте, что вам очень легко, ваше тело невесомо. Теперь попробуйте нарисовать левой рукой свое состояние в тот момент, когда мир казался вам прекрасным, когда вы испытывали чувство влюблённости и летали на крыльях.

Основная часть:

Цель:

• Снять мышечное и эмоциональное напряжение

• Формирование самовосприятия.

• Формирование более чуткого отношения к своим детям.

1. Упражнение «Расслабление всего тела»

Все справились, а теперь предлагаю вам выполнить следующее упражнение «Расслабление своего тела»:

Сядьте на стул, дышите спокойно. Обратите внимание на лицо: поднимите брови вверх, насколько это возможно. Затем медленно возвращайтесь в обычное состояние. Вы должны почувствовать приятное расслабление. Надавите аккуратно на глаза, чтобы почувствовать напряжение в висках и на переносице. Снимите пальцы с глаз и наслаждайтесь расслаблением. Продолжайте упражняться, поочерёдно напрягая разные части тела, придайте рту широкий оскал, крепко стиснув зубы. Постарайтесь выдвинуть вперёд нижнюю челюсть. Медленно поднимите плечи так высоко, как это возможно. Медленно поворачивайте голову вправо, влево, пока не почувствуете напряжение шейных мускулов. Поднимите руки на высоту плеч, широко разведите пальцы, сожмите их в кулаки. Напрягите мышцы спины, прогнитесь. Втяните живот. Напрягите ягодичные мышцы, затем ноги. После каждой фазы упражнения расслабляйте мускулы на несколько секунд. Все движения совершайте плавно и медленно.

2. Упражнение «Идеальный пейзаж»

Каждый из нас в мечтах хотел бы оказаться в каком-нибудь месте, где он раньше никогда не был.

Закройте глаза. Представьте мысленно прохладу тихого озера, или аллею, уходящую вдаль, или шумный летний лес. Запах травы, цветов… Совершите путешествие в пространство «Идеального пейзажа».

3. Упражнение «Портрет современного ребёнка»

- А вы задумывались о чём мечтают наши дети?

Чтобы нам легче было ответить на этот вопрос, давайте вспомним о чём мечтали мы-взрослые когда были детьми.

Подумайте и запишите свои мысли на листочке. (Поочереди зачитываются ответы)

А о чём всё-таки мечтают современные дети? Для начала предлагаю разделиться на группы и составить список тех качеств, которые присущи современному ребёнку. (Зачитываются ответы и обсуждаются)

4. Игра «Мир глазами ребёнка»

–Давайте посмотрим на Мир глазами наших детей.

В нашей жизни, как в одной детской игре, на один вопрос можно ответить по-разному. Давайте подумаем, чтобы наши дети ответили на такие вопросы:

• Когда я вырасту, я буду…

• Мне скучно, когда…

• Взрослые любят больше всего…

• Мне интереснее всего…

• Меня ругают, когда я себя веду так…

• Меня хвалят, когда я себя веду так…

• Мама довольна, когда…

• Я мечтаю о…

- Молодцы мы стали на шаг ближе к своим детям, вы ощущаете это?

5. Медитация «Встреча с ребёнком внутри себя»

Предлагаю «Встретиться с ребёнком внутри себя»

Начинаем с расслабления.

Примите удобную позу.

Ваше тело расслаблено.

Глаза закрыты.

Сделаем несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тёплом и уютном месте. Может это светлая роща ранним утром: слышите, как звонко поют птицы? Может это будет меленький песчаный пляж на берегу тёплого ласкового моря, мягко освещённого закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, в 3, 4, 5 лет…

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив.»

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко-крепко.

Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда останется с ним: «Я всегда с тобой! Я люблю тебя!»

Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощанье рукой.

Постепенно выходим из релаксации, делаем глубоки й вдох-выдох, открываем глаза.

Скажем себе «Я совершенна. Я принимаю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью.»

Завершение.

Все участники по очереди делятся впечатлениями от тренинга.

Изменилось ли настроение, какие эмоции испытывали, что больше всего понравилось…

Список используемой литературы:

1. Иванова И., Голубева Е. Психологическое самочувствие воспитателя//Дошкольное воспитание. –2004.- №11, с. 42-49.

2. Дубравина С. А. Программа формирования у педагогов навыков работы с агрессивными детьми//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2010.-№5, с. 41-44.

3. Аникина О. Н. Родительское собрание в старшей группе «Особенности современных детей»// Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач. Сущность педагогической диагностики – в изучении актуального состояния (качества, характера) разнообразных элементов и параметров педагогической системы с целью оптимального решения педагогических задач. Объектом педагогической диагностики является учебно-воспитательный процесс и его субъекты (личность, группа). Этапы диагностической деятельности: 1) постановка диагностической задачи; 2) проведение диагностической процедуры; 3) постановка педагогического диагноза; 4) прогнозирование; 5) сообщение результатов диагностики лицам, нуждающимся в этой информации для повышения эффективности педагогического процесса (самим обследуемым, их педагогам, родителям); объём сообщаемой информации необходимо дозировать, а форма сообщения результатов должна быть тактичной, необидной, чтобы не нанести вреда обследуемому ребёнку; 6) контроль воздействия на ученика (группу) диагностической информации. Диагностическое изучение и методы педагогической диагностики Центральным технологическим звеном педагогической диагностики является процедура диагностического изучения личности с последующей постановкой педагогического диагноза. Диагностическое изучение – процесс исследования, направленный на получение достоверного знания о состоянии (характере, качестве) какого-либо элемента педагогической системы. Если в результате научного исследования получают объективно новое знание об изучаемом объекте, то диагностическое исследование опирается на систему заранее полученных другими науками нормативных описаний изучаемого объекта и выявляет его индивидуальные особенности в пределах нормы и фиксирует отклонение от нормы. Методы педагогической диагностики: общенаучные (наблюдение), социально-психологические (опрос, беседа, интервью, анкетирование), психодиагностические (личностные опросники, тесты, проектирование методики), педагогические (изучение школьной документации, продуктов труда). Диагностика учебно-воспитательного процесса существует с момента появления специально организованных педагогических отношений и традиционно описывается в терминах «проверка», «контроль», «контрольная работа», «экзамен», «анализ урока» и имеет выраженную дидактическую ориентацию. Предметом изучения данного раздела педагогической диагностики являются результаты обучения, успеваемость и ее градация, исходные знания учащихся, сами дидактические процедуры. Яндекс.Директ Мощный маневренный Volvo XC60 Для любых дорог при любой погоде. Интеллектуальная система управления. Найти дилера VolvoМодельный рядVolvo c пробегом volvocars.com Робот выяснил следующее: со статьёй «Педагогическая диагностика» тематически связаны: Организация воспитательного дела, мероприятия: памятка Возникновение коучинга Технология коучинга Контроль и диагностика в педагогическом процессе Диагностика учебных достижений, учебных возможностей и воспитанности обучающихся А вот ещё несколько ссылок, которые выбраны наугад из лучших материалов сайта: Тесты онлайн по теоретической педагогике Теория целостного педагогического процесса ___________________ Источник: http://si-sv.com/publ/1/pedagogicheskaja_diagnostika/14-1-0-538

Профессиональная ориентация, являясь одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя, проводится им в тесном сотрудничестве с кабинетом профориентации, учителями-предметниками, с родителями учащихся.

Основные направления профориентационной работы классного руководителя зависят от возрастных особенностей учащихся. При планировании воспитательной работы классный руководитель предусматривает мероприятия с профориентационной тематикой: беседы с учащимися о выборе профессии, экскурсии на предприятия и в учебные заведения района, города, встречи с представителями различных профессий и т. д. При этом он учитывает необходимость связи школы с базовым предприятием и специфику профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся.

В начальных классах школы учащиеся получают общие представления о труде, знакомятся с людьми разных профессий. Дети этого возраста отличаются большой любознательностью, и поэтому очень важно пробудить у них интерес к трудовой деятельности вообще.

В V--IX классах возможности ознакомления школьников с отраслями народного хозяйства и разнообразными профессиями значительно расширяются. В работе с учащимися этого возраста особое внимание следует обратить на отношение к труду, активно вовлекать их в общественно полезный труд, в работу кружков, факультативов и в самостоятельные творческие занятия, пробуждать их к самосознанию, поиску своего призвания, помогать в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования. Классный руководитель VII--VIII классов должен совместно с профориентаторами районного УПК подготовить учащихся к выбору профиля трудового обучения в УПК.

В X--XI классах следует продолжить работу по подготовке учащихся к труду на производстве, воспитанию у них профессиональных интересов и чувства ответственности за правильный выбор профессии; подробно знакомить их с потребностями народного хозяйства в кадрах, с реальными возможностями трудоустройства и познавательные задачи (найти ответы на установочные вопросы, провести наблюдения, исследования, собрать материал, написать сочинение и т. д.); рекомендовать литературу для предварительного знакомства с вопросами, которые будут стоять на уроке; советует подыскать интересные афоризмы, изречения, пословицы.

Большую помощь преподавателю в организации и проведении профориентационных уроков может оказать созданная в классе по инициативе учащихся группа профинформаторов, которых можно привлекать к планированию уроков, к подбору литературы, к изготовлению схем и таблиц, к организации профессиографических исследований, встреч и экскурсий, к распределению установочных вопросов, к оформлению классной доски (на ней записывается тема и девиз урока, его задачи, задания к следующему уроку; вывешиваются интересные информационные сообщения, схемы, таблицы, перечень установочных вопросов и рекомендованной литературы) и т. д.

Каждый профориентационный урок при условии умелой подготовки к нему превращается в откровенный разговор учителя и его учеников о выборе жизненного пути, размышления о жизни, о человеке и его возможностях, о призвании и трудностях поиска своего жизненного пути.

Классный руководитель должен уметь организовывать и проводить профессиографические исследования.

Профессиографическое исследование -- это самостоятельное изучение учащимися конкретной профессиональной деятельности в различных ее аспектах с целью составления профориентационной характеристики данного вида труда. Этот вид работы органически включен в систему специально разработанных профориентационных уроков. При подготовке к проведению профессиографического исследования привлекаются те знания, которые учащиеся получили на предыдущих уроках (о структуре профессий); начинается и завершается исследование также на специальных уроках: урок, на котором подготавливается организационная и методическая часть работы, и урок, на котором обсуждаются материалы проведенного исследования, подводятся итоги. Вместе с тем как по форме проведения, так и в силу специфики своего содержания Профессиографическое исследование выделяется в самостоятельный вид профинформационной работы с учащимися. Основная часть работы после соответствующей подготовки проводится вне школы, непосредственно на тех объектах, где осуществляется избранная для изучения профессиональная деятельность, и на тех объектах в учебных заведениях, где готовятся специалисты в данной области. Относительная самостоятельность этого вида работы определяется также тем, что учащиеся реализуют полученные ранее знания о профессиях, собирают новый материал, осмысливают и усваивают его непосредственно в процессе проведения.

Самостоятельно исследуя материалы о профессиях, наблюдая за работой специалистов, расспрашивая о трудностях, с которыми встречается работающий, о перспективе роста и т. д., а также зная из предыдущих уроков о своих возможностях, учащиеся уже могут решать вопрос о своем соответствии данному виду труда. И чем больше они узнают о профессиях, тем сознательнее и свободнее будет их выбор.

Самостоятельное изучение профессий формирует у учащихся умение анализировать трудовую деятельность и тем самым готовит их к активному участию в других видах профориентационной работы. Проведение профессиографического исследования не ограничивается только познанием профессии, которая являлась предметом исследования. Профессиографические умения носят общественный характер и легко переносятся на анализ любой другой трудовой деятельности, даже той, которая не выступает в качестве объекта изучения в школе, но которая по тем или иным причинам интересует учащегося.

Предполагая максимальную самостоятельность и инициативу учащегося, профессиографическое исследование представляет в их распоряжение широкую информацию о профессиях, которая была получена им в творческом поиске ответов на поставленные вопросы. Роль учителя при этом -- обеспечить широкий простор самодеятельности школьников, создать у них иллюзию первооткрывателей, помочь им почувствовать серьезную ответственность за порученное дело.

Среди различных форм профинформационной работы в средней школе видное место занимают встречи учащихся со специалистами. Опыт показывает, что хорошо организованная встреча оставляет глубокий след в сознании подростка, воспитывая у него познавательную активность. В результате этого создаются благоприятные условия для формирования у школьников определенного подхода к изучению не только той профессии, о которой рассказывал специалист, но и других профессий; при этом учащиеся овладевают обобщенным методом анализа трудовой деятельности.

Учитывая два первых требования, в работе по организации и проведению профессиографической встречи можно выделить пять этапов: 1) подготовка к встрече классного руководителя; 2) подготовка специалиста к беседе с учащимися; 3) подготовка учащихся к встрече; 4) проведение встречи; 5) оформление результатов встречи.

Реализация каждого из этих этапов предусматривает активное участие классного руководителя. Он планирует всю работу, направленную на проведение профессиографической встречи; обеспечивает организационные вопросы и учебно-познавательный материал; контролирует самостоятельную работу учащихся по сбору и оформлению профессиографического материала.

Организация и проведение профессиографических экскурсий. Среди различных форм проведения классным руководителем профориентационной работы, активизирующих профессиональное самоопределение школьников, значительное место отводится экскурсиям на промышленные предприятия. Однако эти экскурсии не всегда отвечают задачам профориентации и не всегда оставляют у учащихся полное представление о той или иной профессии. Поэтому возникает необходимость проведения профессиографических экскурсий, на которых ученики не ограничивались бы простым наблюдением за трудовым процессом, а изучали бы суть деятельности в той или иной профессии. Задача такой экскурсии заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся с современной техникой, технологией гпроизводства, организацией труда, устройством и принципами действия машин, но и научить их самостоятельно производить конкретный анализ профессиональной деятельности.

В основу содержания профессиографической экскурсии берется профессиограмма конкретной профессии, представляющая собой систематизированную информацию о профессии, ее можно использовать как основу для разработки плана и методики проведения профессиографической экскурсии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ профессиональной деятельности.

В соответствии с задачами профессиографической экскурсии схема анализа профессии должна содержать следующую информацию:

-- общие сведения о профессии;

-- характеристику процесса труда;

-- психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности;

-- санитарно-гигиенические условия труда;

-- требования к профессиональной подготовке.

Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности определяет, какую роль в той или иной профессиональной деятельности играют различные психофизиологические особенности человека, сенсорные процессы, умственные действия, моторика, внимание, эмоции, а также некоторые личностные особенности. Иными словами, дает достаточно точное представление о требованиях профессии к психофизиологическим свойствам и качествам личности. При анализе конкретной профессиональной деятельности во время экскурсии важно обратить внимание учащихся на те качества, к которым могут адресоваться наибольшие по силе своего воздействия нагрузки, а также на противопоказания к ней.

Перед профессиографической экскурсией, как и перед другими видами профориентационной работы, ставится задача обучения школьников самостоятельному анализу профессии. Успешное решение этой задачи связано с развитием познавательной активности школьников в процессе экскурсии. Поэтому особое место в проведении экскурсии занимает поисковый метод получения информации, постановка перед учащимися поисковой проблемной задачи. При этом они не просто получают от экскурсовода готовую информацию о профессии, но знакомятся с методами ее анализа и, осваивая его доступные элементы, овладевают умением самостоятельно анализировать профессиональную деятельность. Навык профессиографического анализа, приобретенный во время экскурсии, помогает учащемуся разобраться в сложном мире профессий и выбрать себе мотивированно и обоснованно подходящую сферу трудовой деятельности.

Эффективность профессиографической экскурсии как одной из форм профориентационной работы в школе требует предварительной подготовки и включает следующие этапы: а) подготовку к экскурсии классного руководите ля; б) подготовку экскурсовода; в) подготовку к экскурсии учащихся.

Организация и методическая подготовка экскурсовода обеспечивается классным руководителем.

Организация целенаправленной деятельности учащихся по подготовке к сознательному выбору профессии. Это направление профориентационной деятельности предполагает вовлечение школьников в разнообразные виды учебного труда, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания.

Формирование познавательной активности учащихся зависит прежде всего от постановки преподавания учебных предметов в школе. На этом участке профориентационной работы классный руководитель должен действовать в тесном контакте с учителями-предметниками. Он выявляет, и поддерживает интересы школьников к различным учебным предметам, пробуждает их активность в познании заинтересовавшей их области знания. Классный руководитель добивается, чтобы каждый его воспитанник активно участвовал во внеурочных видах деятельности, в работе того или иного школьного кружка, детской технической станции, в группах по интересам и углубленному изучению отдельных учебных предметов (факультативах) и т. д. С этой целью им совместно с учителями-предметниками и комсомольским активом намечаются пути развития склонностей каждого ученика, определяется его участие в указанных выше видах деятельности, оказывается помощь в выборе дела по душе, а соответственно в развитии профессиональных интересов, склонностей и способностей.

Для оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя и учителей-предметников, которая решается в процессе всей учебно-воспитательной работы, -- это формирование у него склонностей и познавательных интересов к определенному виду труда в соответствии с избираемой профессией. Это в первую очередь достигается привлечением учащихся к кружковой работе.

Рекомендуя тот или иной кружок учащемуся, педагог должен соотнести преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. На занятиях в кружках школьники обсуждают с руководителем кружка свои возможности в развитии специальных навыков и умений, получают квалифицированный совет по дальнейшему углублению и расширению знаний, уточняют пути реализации планов выбора профессии.

 

 

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — профессионал-педагог, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, накопленной человеком, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности.

Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации российского образования и концепцией профильного обучения на период до 2010 года является ориентация учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

В контексте концептуальных идей профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении содержания своего образования с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов; расширить возможности его социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса.

И нам необходимо определить роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

Основными задачами для классного руководителя в профильных классах должны стать:

1. Определение влияния работы с портфолио на нравственное становление личности ученика;

2. Формирование самооценки учащегося посредством портфеля учебных достижений на всех ступенях обучения в общеобразовательной школе;

3. Установление общего и особенного в деятельности классного руководителя при работе в классах предпрофильной подготовки и профильном классе;

4. Определение места предпрофильной подготовки и профильного обучения в воспитательной системе класса.

Главное назначение классного руководителя — поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.

Основными направлениями работы классного руководителя в классах предпрофильной и профильной подготовки должны стать:

аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; выявление специфики, определение состояния и перспектив развития классного коллектива;

организационно-педагогическое: организация и стимулирование творческой деятельности учащихся, а также деятельности, связанной с профилем классного коллектива; установление связей семьи и образовательного учреждения (школы) не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях (встречи с людьми интересных профессий и т. д.);

коммуникативное: развитие и регулирование межличностных отношений между учащимися и педагогами школы, содействие развитию общего благоприятного психологического климата в классном коллективе.

Профориентационная деятельность классного руководителя в условиях предпрофильного и профильного обучения — также одно из главных и приоритетных направлений его работы. При переходе в 9-й класс перед учащимися стоит вопрос о выборе последующей формы обучения. В большинстве случаев в данной ситуации учащийся выбирает один из нескольких вариантов последующих действий

1. Следование «выбору толпы», т. е. действует принцип воздействия на подростка группового мнения «куда все — туда и я». В таком случае выбор совершенно не осмыслен и роль классного руководителя в данном случае — оградить подростка от такого влияния, дав возможность ему самому решать свою судьбу.

2. Выбор наиболее престижной будущей профессии, предполагающей хорошую финансовую прибыль. В данном варианте классный руководитель должен проанализировать, осознан ли данный выбор учащимся? Проанализировал ли учащийся свои физические, умственные, социальные, коммуникативные возможности в выборе профессии?

3. «Вынужденный вариант», т. е. выбор учащегося ограничен финансовыми возможностями семьи, или же отсутствует возможность перехода с одного предпрофиля в другой.

4. «Предрешённый вариант» или «навязанная роль», для которого характерна ситуация следования родительскому выбору. В данном варианте основная работа классного руководителя должна проводиться с семьёй ученика.

5. Неопределённый вариант, для которого совершенно безразлично, где и с кем учиться, какому профилю отдать предпочтение.

Так же как в планах воспитательной работы классного руководителя с классным коллективом появился раздел «Специализация класса» и классный руководитель планировал работу класса исходя из специализации класса (художественно-архитектурные классы — обязательное посещение картинной галереи, выставок в НГАХА; музыкальные классы — посещение концертов в консерватории, музыкальных театров, встречи с музыкантами), так и в предпрофильных и профильных классах должны появиться разделы, посвященные ориентации на профессию и профиль данного класса. Одним из направлений работы часов общения классного руководителя должна стать профориентационная подготовка учащихся. К сожалению не всё, что записано в планах воспитательной работы классных руководителей, выполнялось (ввиду субъективных и объективных причин, многие классные руководители имеют большую почасовую нагрузку и не имеют возможности больше времени уделять дополнительному профориентационному образованию учащихся). Для облегчения работы по данному направлению классных руководителей существует большое количество технологий профессиональной ориентации школьников, одну из них можно представить следующим образом:

1. Постановка цели. В профессиональной ориентации цель практически всегда одна — достижение школьником более высокого уровня в профессиональном самоопределении.

2. Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, увлечений в свободное время, успеваемости учащихся.

3. Изучение учебных интересов школьников. Характеристики видов деятельности, связанных с отдельными учебными предметами.

4. Информирование школьников о типах профессий, объединённых по объекту труда, и о возможностях получения профессионального образования.

Изучение профессиональных склонностей учащихся.

6. Информирование учащихся о противопоказаниях к профессиям. Известно, что все профессии делятся на две группы. Одни — не предъявляют человеку строгих требований, а для других профессий этого не достаточно — они предъявляют строгие требования к ряду психических, физических, физиологических особенностей человека.

7. Профессиональная консультация школьника — не является завершающим этапом в работе классного руководителя по выявлению и развитию интересов, склонностей и способностей школьника.

Так же необходимо вспомнить о портфолио достижений учащихся, как основного направления работы классного руководителя в предпрофильных и профильных классах.

Портфолио позволит учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности, — учебной, творческой, социальной, коммуникативной, — что является практико-ориентированным подходом в образовании. Современная школа не готова к тому, чтобы реально оценить уровень учащегося и помочь ему в правильном выборе профиля. Эту роль должен сыграть портфолио достижений учащихся как один из инструментов аутентичного оценивания. Портфолио рассматривается как мощный фактор творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся. Сбор портфолио предполагает повышение учебной мотивации школьников, заинтересованных в накоплении достижений, добавляет большей ответственности родителям и ученикам.

В профильной школе изменяется роль портфолио. Он должен стать предметным портфолио, эталоном, относительно которого должна формироваться самооценка учащегося. Важная роль портфолио здесь — представить отчет по процессу образования учащихся, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Перед классным руководителем стоит цель: формировать самооценку учащегося посредством портфолио учебных достижений на всех ступенях обучения в общеобразовательной школе. И классному руководителю необходимо:

· — организовать работу по составлению личного «портфолио» учащихся;

· — организовать информационные уголки для учащегося и родителей;

· — определить содержательную сторону портфолио достижений в плане преемственности предпрофильного и профильного портфолио.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что функции воспитания и профильного определения подростков и молодежи являются стержнем, вокруг которого должна строится вся система работы классного руководителя и наполняться соответствующим содержанием.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФИЛЬНОГО КЛАССА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития человека. Для реализации процесса воспитания необходимо сформировать воспитательную систему структурного подразделения общеобразовательного учреждения, в роли которого в конкретном случае выступает предпрофильный класс основного общего образования.

Воспитательная система класса — это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интеграционными характеристиками, как образ жизни коллектива и его психологический климат. В качестве компонентов воспитательной системы были выбраны следующие пять:

I. Индивидуально — групповой компонент.

В качестве примера рассмотрен 11б — юридический класс Ижевской школы № 16. В классе обучалось 20 человек: 9 девочек и 11 мальчиков. Основу классного коллектива — 15 человек из 20 — составили дети 9б класса данной школы. По состоянию здоровья, в классе обучалось 4 ребенка с ослабленным здоровьем, 10 человек имели основную физкультурную группу, 6 — подготовительную

Все учащиеся имели гуманитарную направленность, изучение точных наук (алгебра, геометрия, физика, информатика) требовали от них больших интеллектуальных и физических усилий.

14 ребят из 20 жили в полных семьях, 5 человек воспитывались только мамами, 1 ребенок воспитывался отцом и мачехой. Все родители имею образование не ниже средне-технического, несколько человек имеют по два высших образования.

Педагоги, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива, были заинтересованы в результатах своего труда, имели большой педагогический опыт и квалификационные категории не ниже первой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...