Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма правления: понятие, виды

Форма правления представляет собой систему формирования взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Порядок замещения должности главы государства определил две основные формы правления: монархию и республику. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия. В переводе с греческого языка данный термин означает единовластие. Однако монархия - это не просто власть одного, а в современном понимании власть на- следуемая. Эта власть нередко обожествленная. Так, в Японии до 1945 года Император считался сыном Солнца.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью, назначать для этого правительство, вершить высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутстуют. Подданные юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами, а отобрал эти права.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, однако его использовать можно только один раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Республика. Это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.

При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа.

Типы…..

 

115)Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

§.

§ Выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный П.р. • \'

§ Демократический П.р. характеризуется соблюдением на практике принципов разделения властей, законности, идеологического многообразия, свободой деятельности оппозиционных организаций. уважением прав и свобод человека, широким общественным и территориальным самоуправлением (см. также Демократия).

§ Авторитарный П.р. предполагает ограничения политических свобод, прежде всего свободы оппозиционных организаций и прессы.концентрацию основной (или почти всей) власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контрлем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов, либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные П.р. по степени выраженности своих черт могут варьироваться от весьма умеренных (например, режим де Гол-ля во Франции в 1958-1969 гг.) до открытой диктатуры (военной, военно-полицейской и т.п.).

§ Тоталитарный П.р.характеризуется полным разрывом между нормами конституций и законов (обычно вполне демократическими) и реальностью общественно-политической жизни, в которой личность и общество находятся под жесточайшим контролем государства. На место идеологического разнообразия ставится диктат одной идеологии, любое инакомыслие или оппозиционное выступление подавляются в зародыше террористическими методами. Вся власть сосредоточена в руках одного лица ("вождя"), опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной. Демократические государственные формы и институты (парламент,выборы, референдум и др.) играют роль Декорации, используемой для пропагандистских целей. Истории известны тоталитарные П.р. двух основных типов: коммунистического (в том числе П.р. в СССР до конца 1980-х гг., в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе) и ультраправого (в Италии конца 1920-х - 1943 гг., Германии 1933-1944 гг.).

§ Додонов В.Н.

§

 

116) Конспект лекции: Форма государственного устройства: понятие и виды

 

Форма государственного устройства (ФГУ) – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти

Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное).

Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Англия, Китай).

Унитарными обычно являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением (Дания, Норвегия, Швеция).

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

В основу территориальных федераций положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления в больших по территории государствах.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

 

117) Государство как субъект управления: признаки, социальные функции, типология

Государство - универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управле­ния социальными процессами в пределах определенной территории, на кото­рую распространяется его суверенитет.
Более конкретно сущность государства как многогранного социального образования можно выразить с помощью выделения его признаков. Обычно выделяются следующие признаки государства:
территория - это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия.
население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства.
публичная власть - способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на тер­ритории данного государства.
налоги - общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки.
право - система общеобязательных законодательно закрепленный пра­вил поведения, которая является одним из важнейших средств управления и начинает формироваться с появлением государства.
армия - вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз, являются необходимым атрибутом любого государства;
государственный суверенитет - способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику;
наличие госуд. символики (флаг, гимн, герб).
По источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы на:
а) монархию, В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом. Эта связь часто подчеркивалась тем, что в церемонии коронации участвовали религиозные иерархи, которые ее и благословляли.;
б) аристократию, Считается, что в аристократическом государстве верховная власть должна принадлежать элите общества, ее лучшим, опытным и разумным представителям.;
в) демократию, способную извращаться в охлократию. В демократическом государстве верховная власть принадлежит народу — всем гражданам данного государства..
Типология государства - это его специфическая классифи­кация, проводимая в основном с позиций двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках формационного подхода главным критерием высту­пают социально-экономические признаки - общественно-эко­номическая формация.
Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:
Первобытно-общинная - государства нет;
Рабовладельческая - рабовладельческое государство;
Феодальная - феодальное государство;
Капиталистическая - капиталистическое, буржуазное государство;
Коммунистическая - государства нет. Но переходный этап к коммунизму - социалистическое государство.
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, на­циональные, психологические.
Выделяются следующие типы цивилизаций:
Древние государства;
Средневековые государства;
Современные государства.
При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

В идеале государственная политика представляет собой оптимальный синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений людей о своих интересах в нем. В известном смысле она дистанцируется от политики конкретных политических сил, даже составляющих в тот или иной момент большинство в представительных органах власти. Во-первых, необходимо, чтобы ее в какой-то мере разделяло и меньшинство, иначе будут непреодолимые трудности при ее реализации. Во-вторых, такая политика должна быть достаточно устойчивой, стабильной, обладать исторической перспективой. Втретьих, в ней должно содержаться объединяющее начало, направленное на позитивное развитие общества.

В каждом государстве его политика формируется под влиянием многих обстоятельств, является стечением определенных факторов, бывает весьма конъюнктурной и весьма персонифицированной. Но можно выделить и общие (широкие) социальные критерии, по которым государственная политика может "измеряться" в длительном временном интервале. Ведь как для человека, так и для общества, государства существуют универсальные явления и ценности, которые всегда нужны и в которых заключены реалии жизни. С такой точки зрения конструктивность государственной политики всегда можно оценивать под углом того, насколько она способна: а) обеспечивать рациональное и эффективное использование наличного ресурсного, производственного, трудового и интеллектуального потенциалов страны; б) активизировать труд, непосредственно выходящий на интересы человека и реально влияющий на уровень и качество удовлетворения человеческих потребностей; в) изменять условия, производительность и социальную результативность труда и, следовательно, увлекать за собой людей и создавать факторы роста их благосостояния.

127) Государственная политика в процессе государственного управления: основы разработки и механизм реализации.
Государственная политика - это целенаправленная деятельность ор­ганов государственной власти по решению общественных проблем, достиже­нию и реализации общезначимых целей развития общества или его отдель­ных сфер.

Формирование и реализация государственной политики обычно проходит четыре этапа. Иногда этот процесс называют, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий:
1) определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики);
2) разработка и легитимация государственной политики (формирование политики);
3) осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики);
4) оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).
Реализация государственной политики - это постоянный, динамич­ный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского обще­ства. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации госу­дарственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата.
Составной частью осуществления государственной политики является оп­ределение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих; нормативно-правовых; финансово-экономических; социально-психологических.
В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.
Уровень управления:• федеральный; • региональный;• местный.
Характер организаций:• центральные органы власти: президент и его администрация, правительство и его аппарат;• законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты;• исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата;• судебные органы власти: суд, прокуратура;• неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы.
Процесс реализации политических целей начинается после принятия соответствующих законодательных документов и представляет собой конкретные действия и мероприятия государственных органов исполнительной власти.

 

128)Гражданство и гражданское общество возникли вместе с

национальным государством. Несмотря на глубокие связи гражданства

с гражданским обществом, ученые обсуждают эти понятия скорее в

отношении к государству, нежели друг к другу. Гражданское общество

сдвигают в частную сферу с корнями в капиталистической экономике,

а гражданство определяют как набор универсальных прав, связанных с

гражданством в национальном государстве. Гражданство таким

образом рассматривается как производное от собственности и как

юридический статус в государстве. В этом случае: 1. Гражданство

становится категорией статуса без действия, а гражданское общество -

областью действия без практики гражданства; 2. Гражданство

Печатается с незначительными сокращениями

понимается как статус человека, определяемый государством, а

гражданское общество обозначает социальную сферу вне государства.

Определения гражданства и гражданского общества по-разному

соотнесены с государством – первое в терминах его, второе в

оппозиции к нему. Возникает концептуальный парадокс: гражданское

общество без гражданства. Статья обсуждает формы этого парадокса в

либерализме и марксизме, предлагая альтернативную теорию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...