Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса




ТЕМА 8: РЫНОК. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Часа

СОДЕРЖАНИЕ
1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса    
2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения    
3. Рыночное равновесие. Функции равновесной цены    
4. Изменение спроса и предложения и их воздействие на равновесную цену и равновесный объем    
5. Эластичность спроса и ее измерение    
5.1. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности    
5.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса    
6. Эластичность предложения и ее измерение. Факторы эластичности    
  Тесты    
  Задачи    

Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

 

Основными инструментами регулирования рыночных отношений являются спрос и предложение.

Спрос – желание и способность людей покупать товары и услуги; платежеспособная потребность. Понятие спроса тесно связано с понятием потребности, однако, это не одно и тоже, так как, не всякая потребность становится спросом, а только потребность подкрепленная деньгами. Объем спроса на некий товар – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени.

На величину спроса оказывает влияние множество факторов, однако, самым главным из них является цена. Зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса. Закон спроса: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и объемом спроса. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшении при ее повышении.

Связь между ценой и объемом спроса на любое благо можно представить в виде кривой спроса. Связь между ценой и объемом спроса можно представить графически. Кривая спроса – графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Кривая спроса обычно является убывающей, т.е. имеет отрицательный наклон.

Р

 

D

 

 

0 Q

Рисунок 1 - Кривая спроса

Различают:

· Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый отдельным покупателем.

· Рыночный спрос – совокупность индивидуальных спросов.

Графически рыночный спрос определяется путем горизонтального сложения графиков индивидуального спроса. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса осуществляется путем суммирования объемов спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах.

5 Р DА 5 Р DБ 5 Dрын

4 4 4

3 3 3

2 2 2

1 1 1

0 5 10 15 20Q 0 5 10 15 20Q 0 5 10 15 20 25 30 Q

а) индивидуальный б) индивидуальный в) рыночный спрос

спрос покупателя А спрос покупателя Б

Рисунок 2 - Индивидуальный и рыночный спрос

Кривая спроса строилась нами исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Кроме цены на уровень спроса влияют многие другие факторы (неценовые). Когда эти прочие факторы, влияющие на объем спроса изменяются, то изменяется и сам объем спроса при каждом значении цены.

Неценовые факторы спроса (детерминанты спроса) приводят к смещению кривой спроса вправо и вверх (при увеличении объема спроса D1) и влево и вниз (при уменьшении объема спроса D2).

Р

D2 D0 D1

 

0 Q

Рисунок 3 - Неценовые факторы спроса и кривая спроса

Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно на сдвиг кривой спроса оказывают следующие факторы:

1. Вкусы потребителей (мода, реклама, традиции, качество).

Если вкусы потребителей изменяются в пользу товара, то объем спроса на него растет и кривая спроса смещается вправо и вверх (от D0 к D1). И наоборот.

2. Уровень доходов населения.

Здесь следует различать товары высшей и низшей категории.

· Товары высшей категории (нормальные товары): чем выше уровень доходов населения, тем выше объем спроса на такие товары. Кривая спроса смещается от D0 к D1. И наоборот.

· Товары низшей категории: чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на такие товары. Кривая спроса смещается от D0 к D2. И наоборот.

Маргарин, ливерная колбаса, газированная вода являются товарами низшей категории по сравнению с маслом сливочным, сервелатом и натуральным соком, которые являются товарами высшей категории. Товар низшей категории это вовсе не бракованный товар или испортившийся, это просто менее качественная, менее калорийная и менее престижная продукция.

3. Цены на сопряженные товары.

· Цены на взаимодополняющие товары (товары, которые не могут быть использованы друг без друга): если цена на один из этих товаров увеличивается, то спрос на другой товар – падает. И наоборот.

Например, автомобиль нельзя использовать без бензина. Если последний очень дорогой, то автомобили покупать менее выгодно, и спрос на них падает.

· Цены на взаимозаменяемые товары (товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом): в этом случае рост цен на один товар приводит к повышению спроса на другой товар.

Например, масло и маргарин товары-заменители. Если цена на масло выросла, то его можно заменить относительно дешевым маргарином.

4. Число покупателей.

Чем их больше, тем объем спроса больше. Кривая спроса смещается от D0 к D1. И наоборот.

5. Ожидания потребителей.

Если потребители считают, что цены в будущем возрастут, то объем спроса сегодня увеличится. Кривая спроса сместится от D0 к D1. И наоборот.

6. Эффект отложенного спроса.

Существуют колебания спроса по времени: годовые, квартальные, недельные. На протяжении года существует три пика спроса: конец декабря – начало января; февраль – март; август. В течение месяца существует два пика: зарплата и аванс. В течение недели пик спроса наблюдается в выходные дни.

Изменение цены и неценовых факторов по-разному влияют на графическое изображение кривой спроса:

· Изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика спроса вправо и вверх или влево и вниз.

Здесь мы говорим об изменении спроса – изменении количества товара, которое покупатели желают и могут приобрести, происходящее в результате изменения неценового фактора. При изменении спроса происходит смещение кривой спроса.

· При изменении цены спрос изменяется в пределах существующей кривой спроса.

Здесь мы говорим об изменении величины спроса – изменении количества товара, которое потребители хотят и могут приобрести, происходящее в результате изменения цены товара. Показывается движением от одной точки кривой спроса к другой точке этой же кривой.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...