Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Класс, 1 час в неделю (всего 35 часов)

Пояснительная записка

 

Направленность дополнительной образовательной программы:естественно-научная.

 

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 6 классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.

 

Программа рассчитана на1год изучения:в6классе, возраст детей 11-12лет.

 

Форма занятий: индивидуальная,парная,групповая.Продолжительность занятия45минут, 1 раз в неделю, 35 занятий в год.

 

 

В ходе изучения курса предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, об основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.

 

Цели и задачи курса.

Изучение курса направлено на:

 

. освоение знаний об основных географических понятиях;источниках географическойинформации; географической карте, глобусе, планете, местности; о Земле как планете Солнечной системы; о великих географических открытиях и развитии географических знаний человека о Земле; геосферах Земли и географической оболочке; об особенностях природы своей местности;

 

. овладение умениями ориентироваться на местности;использовать один из«языков»международного общения – географическую карту; применять географические знания для объяснения разнообразных географических явлений и процессов;

 

. развитие познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей впроцессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний о географии;

 

. воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде,экологической культуры, любви к своей местности;

 

. формирование способности и готовности к использованию географических знанийи умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды; ориентирования в окружающей среде; использования плана своего населенного пункта и др.

 

В результате изучения ученик 6 класса должен знать/понимать

 

основные географические понятия и термины;

 

- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

 

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

 

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- основные источники информации по географии своей местности и родного края;


- природные особенности своей местности, местоположение своего населенного пункта на карте области;

 

Уметь

 

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географическихобъектов и явлений; - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,

- приводить примеры:использования и охраны природных ресурсов,адаптациичеловека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

- определять на местности,плане и карте расстояния,направления высоты точек;географические координаты и местоположение географических объектов; географические координаты; обозначать их на контурной карте;

- применять приборы и инструменты для определения количественных икачественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

 

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

 

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

 

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

 

- проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.

 

.

 

Формы проведения итогов: презентации,Проверка знаний,умений и навыковпроводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.

 

Содержание программы

 

Первый раздел программы«Земля - планета солнечной системы»направлен наизучение источников географической информации, среди которых важнейшее значение имеют географическая карта, глобус план местности. Здесь же дается представление о методах изучения Земли. Последние формируются, совершенствуются у обучающихся в процессе всего периода

 

Важным для содержания курса является второй раздел программы «Загадочный мир литосферы»,где осуществлен покомпонентный подход к изучению природы Земли.Изучаются: литосфера и рельеф Земли. Покомпонентный подход направлен на формирование целостных знаний обо всех компонентах природной среды и их влиянии на человека.


При изучении геосфер Земли раскрываются особенности природы своей местности. Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому итоговой частью курса является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, в том числе и человек, влияющий на природные комплексы и в то же время зависящий от воздействия на него природной

 

среды.

 

Географическая оболочка рассматривается не только как самый крупный природный комплекс, но и как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды. Учащиеся имеют возможность познакомиться с отдельными примерами местных природных комплексов на экскурсиях в природу.

 

При изучении данного курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. В программе обращено внимание наформирование умений, связанных с повседневной поведенческой географической культурой обучающихся: умение ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам; пользоваться планом своего населенного пункта и др.

 

Практические работы курса направлены на приобретение обучающимисяпрактических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

 

В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно - ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

 

С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах.

 

Планируется проведение различных форм занятий в соответствии с дидактической целью: практикум, путешествие, экскурсия и др.

 

Учебно-тематический план кружка «За страницами учебника географии» 6 класс (1 час в неделю, всего 35ч.)

 

Тема раздела Количество часов
п/п    
  Земля - планета солнечной  
  системы  
  Загадочный мир литосферы  
  Водная оболочка Земли  
  Воздушный океан планеты  
  Живая оболочка Земли  
  ИТОГО  


Календарно-тематическое планирование кружка «За страницами учебника географии»

 

класс, 1 час в неделю (всего 35 часов)

Тема занятия дата
По плану По факту
  Земля- планета солнечной системы (6 часов)    
  Теории происхождения Земли    
  Как представляли себе Землю древние народы.    
  Как люди узнали, что Земля- шар    
  Форма и размеры Земли. Исследования Н. Коперника, И.    
  Кеплера. И Ньютона, Ф.Н. Красовского.    
  Удивительная история магнитной стрелки    
  Практическая работа «Нахождение азимута    
  географических объектов».    

 

Загадочный мир литосферы (8 часов)
  Строение литосферы
  Движение литосферы
  Географические последствия землетрясений.
  Вулканы и гейзеры
  Удивительные зодчие природы
  Как возникли сокровища кладовых литосферы
  Практическая работа «Нанесение на контурную карту
  полезных ископаемых».
  Лик дна мирового океана

  Водная оболочка Земли. (11 часов)
  Что входит в понятие гидросферы
  Исследования Мирового океана.
  Рекордная глубина океана
  Сокровища океана
  Ледяные скитальцы океана.
  Движение гидросферы- волны, течения, цунами.
  Голубые артерии Земли
  Практическая работа «Характеристика реки».
  Озера Земли.
  Наводнения. Причины их возникновения.
  Ледники Земли

  Воздушный океан планеты (8 часов)
  Самая лёгкая оболочка Земли.
  Движения атмосферы
  Ветры, приносящие беду
  Гроза и её предвестники.
  Рождённый в облаках
  Чудеса Атмосферы
  Погода на земле.
   
   
  Влияние изменения температуры и атмосферного
  давления на самочувствие человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...