Класс, 1 час в неделю (всего 35 часов)
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы:естественно-научная.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 6 классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
Программа рассчитана на1год изучения:в6классе, возраст детей 11-12лет.
Форма занятий: индивидуальная,парная,групповая.Продолжительность занятия45минут, 1 раз в неделю, 35 занятий в год.
В ходе изучения курса предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, об основных закономерностях и взаимовлиянии природы и населения.
Цели и задачи курса. Изучение курса направлено на:
. освоение знаний об основных географических понятиях;источниках географическойинформации; географической карте, глобусе, планете, местности; о Земле как планете Солнечной системы; о великих географических открытиях и развитии географических знаний человека о Земле; геосферах Земли и географической оболочке; об особенностях природы своей местности;
. овладение умениями ориентироваться на местности;использовать один из«языков»международного общения – географическую карту; применять географические знания для объяснения разнообразных географических явлений и процессов;
. развитие познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей впроцессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний о географии;
. воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде,экологической культуры, любви к своей местности;
. формирование способности и готовности к использованию географических знанийи умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды; ориентирования в окружающей среде; использования плана своего населенного пункта и др.
В результате изучения ученик 6 класса должен знать/понимать
основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - основные источники информации по географии своей местности и родного края; - природные особенности своей местности, местоположение своего населенного пункта на карте области;
Уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географическихобъектов и явлений; - находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, - приводить примеры:использования и охраны природных ресурсов,адаптациичеловека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; - определять на местности,плане и карте расстояния,направления высоты точек;географические координаты и местоположение географических объектов; географические координаты; обозначать их на контурной карте;
- применять приборы и инструменты для определения количественных икачественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации из картографических источников.
.
Формы проведения итогов: презентации,Проверка знаний,умений и навыковпроводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.
Содержание программы
Первый раздел программы«Земля - планета солнечной системы»направлен наизучение источников географической информации, среди которых важнейшее значение имеют географическая карта, глобус план местности. Здесь же дается представление о методах изучения Земли. Последние формируются, совершенствуются у обучающихся в процессе всего периода
Важным для содержания курса является второй раздел программы «Загадочный мир литосферы»,где осуществлен покомпонентный подход к изучению природы Земли.Изучаются: литосфера и рельеф Земли. Покомпонентный подход направлен на формирование целостных знаний обо всех компонентах природной среды и их влиянии на человека.
При изучении геосфер Земли раскрываются особенности природы своей местности. Каждый из изучаемых природных компонентов тесно связан со всеми остальными, поэтому итоговой частью курса является изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, в том числе и человек, влияющий на природные комплексы и в то же время зависящий от воздействия на него природной
среды.
Географическая оболочка рассматривается не только как самый крупный природный комплекс, но и как место проживания человека, где разворачивается его основная деятельность по преобразованию природной среды. Учащиеся имеют возможность познакомиться с отдельными примерами местных природных комплексов на экскурсиях в природу.
При изучении данного курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку. В программе обращено внимание наформирование умений, связанных с повседневной поведенческой географической культурой обучающихся: умение ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам; пользоваться планом своего населенного пункта и др.
Практические работы курса направлены на приобретение обучающимисяпрактических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
В процессе реализации программы осуществляется деятельностный подход в условиях личностно - ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
С этой целью организуется самостоятельная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах.
Планируется проведение различных форм занятий в соответствии с дидактической целью: практикум, путешествие, экскурсия и др.
Учебно-тематический план кружка «За страницами учебника географии» 6 класс (1 час в неделю, всего 35ч.)
Календарно-тематическое планирование кружка «За страницами учебника географии»
класс, 1 час в неделю (всего 35 часов)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|