– развитие умений находить основу предложения, определять его структуру, устанавливать границы предложений, составлять предложения из слов;
– развитие умений анализировать и понимать тексты.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1 2 4 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Языковая разминка.
1. Письмо по памяти.
Возьму я в руки карандашИ нарисую дождик,И солнышко, и домик наш.Ура! Ведь я художник.
(Из журнала «А почему?»)
2.– В первом предложении найти однородные члены, выполнить схему предложения:
3.– Назовите части речи, которых нет в стихотворении. Запишите слова этих частей речи.
4.– Разбор по составу слов, которые имеют одинаковый суффикс:
– Какое значение вносит суффикс - ик-? А в слове дождевик? (Предмет: одежда, плащ.)
5.– Найдите и подчеркните в словах орфограмму-непроверяемую букву гласного в корне слова. Запишите ещё 2–3 слова на эту тему.
(Карандаш, нарисую, портрет, фломастер, пейзаж.)
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы. Актуализация изученного.
13 3
1. Работа в рабочей тетради.
Проверка задания № 7, тема 1 из рабочей тетради.
– Какое слово оказалось лишним в задании № 7? Почему? (Сказуемое – это член предложения, все остальные названия – части речи.)
– Определите тему урока повторения на основе этого «лишнего» слова (ключевого для урока) и предложенной схемы (схема появляется на слайде/открывается на доске):
2. Работа над определением в рамке на с. 37.
– Вспомните, что изучают фонетика, графика, морфология, словообразование.
– Что изучает синтаксис?
– Прочитайте определение на с. 37. Назовите и выпишите ключевые слова из этого определения. (Предложение, сочетание слов.)
– Составьте предложение по схеме, которая помогла определить тему урока. (Старенькая бабушка встаёт рано.)
– Назовите все словосочетания в предложении. (Старенькая бабушка, встаёт рано.)
– Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.)
3. Рассказ учителя об истории слова предложение.
– «Предложение – это нерусское слово. Это слово имеет множество значений» (по словарю И. Срезневского):
1) в XI в. – жертва;
2) поручение;
3) вступление, начало;
4) требование, нужда.
«Но всё это совсем не похоже на наше грамматическое предложение. Слово это появилось под влиянием латинской грамматики. Первоначальные значения слова предложение забыты.
Итак, к латинскому термину подобрали равнозначное, уже существовавшее на Руси слово, до тех пор имевшее другое значение».
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений.
1 3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 40 – развивается умение устанавливать границы предложений, составлять предложения из слов, осмысливать получившийся текст.Сначала дети отвечают на вопросы в задании. Затем находят границы предложений, изменяют формы слов и записывают текст, затем подчёркивают изученные орфограммы.
2. Упр. 41 – развивается умение находить основу предложения, различать простые и сложные предложения, предложения с однородными членами.
Этапы работы:1) самостоятельное чтение и запись текста;2) подчёркивание основ предложений;3) надписывание над главными членами предложений, какой частью речи они выражены;4) составление схем 2-го и 5-го предложений:Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправл. познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Развитие речи. П
Творческое задание повышенной трудности могут выполнять отдельные ученики по карточкам.
– Составьте из слов предложения, а затем текст, и вы узнаете, кого называют «морскими канарейками».
Они, льды, и, чистую, белые киты, это, воду, любят, белухи, могут, морские, животные, хрюкать, эти, громко, свистеть, их, звуки, и стонать, напоминают, глухо, на, флейте, плач, игру, колокола, удары, ребёнка, морскими прозвали, это, за, канарейками, белух, появилось, «ревёт, как белуга», в, языке, русском, выражение.У детей может получиться такой текст:
Морские канарейки
Белухи – это белые киты. Они любят чистую воду и льды. Эти морские животные могут громко хрюкать, глухо стонать и свистеть. Их звуки напоминают плач ребёнка, удары колокола, игру на флейте. За это белух прозвали морскими канарейками.В русском языке появилось выражение «ревёт, как белуга».
(По А. Кузнецову)
При проверке на слайд можно вывести только слова, а ученики, выполнявшие задание, прочитают тексты, которые у них получились. Затем можно представить на слайде (или просто прочитать) готовый текст.
V. Итог урока.
4 4
– Выполните задание № 6, тема 1 в рабочей тетради.
– Назовите вариант с ошибкой. Взаимопроверка.
– Объясните, какая ошибка допущена в схеме. (Запятая перед союзом и при однородных членах не ставится.)
– Как называется наука, в которой рассматриваются такие схемы?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?