Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом




Во многих городах России создаются автоматизированные радионавигационные системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Часть работ ведется в рамках Федеральной целевой программе по использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей.

Основным функциональным элементом в автоматизированных спутниковых радионавигационных системах диспетчерского управления (АСДУ) является автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера центральной диспетчерской службы (ЦДС). АРМ диспетчера ЦДС обеспечивает:

  • формирование и вывод (непрерывный или по запросу) текстовой и графической информации на монитор о работе ТС в режиме реального времени (нахождение на линии, плановое и фактическое выполнение рейсов, прохождение контрольных пунктов, регулярность по рейсам, интервалы движения и т.д.);
  • отображение на мониторе в специальных рабочих окнах отклонений в работе транспортных средств от плана (невыход, отклонения по регулярности, уход с траектории маршрута и т.д.);
  • отображение на мониторе местоположения подвижного состава на видеограмме (схеме) маршрута;
  • голосовую связь между диспетчерами и водителями ТС;
  • отображение на мониторе специальных сообщений с борта ТС (сигналы «SOS», запросы связи от водителей и др.);
  • реализацию управленческих воздействий по корректировке работы контролируемых ТС;
  • протоколирование важнейших событий в работе АСДУ;
  • анализ работы АСДУ.

Общее информационное обеспечение маршрутизированного движения включает в себя следующие основные элементы:

  • подсистему диспетчерского управления пассажирским транспортом и сбора первичной информации о работе подвижного состава на линии (на базе спутниковой навигации);
  • подсистему уровня автотранспортного предприятия (обработка первичной информации, формирование аналитических форм внутренней отчетности, формирование данных на магнитных носителях для внешней отчетности);
  • подсистему уровня территориального автотранспортного управления (сбор данных о работе автотранспортных подразделений региона, формирование аналитических форм отчетности в разрезе подразделений региона, формирование данных на магнитных носителях для внешней отчетности);
  • подсистему уровня администрации города, района или области (формирование аналитических форм отчетности о работе автотранспортных подразделений региона и информационного взаимодействия с другими государственными структурами);
  • корпоративную региональную сеть (выделенные и коммутируемые каналы связи для передачи данных и голосовых сообщений).

В информационных системах всех уровней используется общий элемент – маршрутная сеть и расписание движения, т.е. то, что можно охарактеризовать как электронный паспорт маршрутной сети.

Следующим элементом является система, отвечающая за сбор информации о пассажиропотоках на сформированных маршрутах. Например, в рамках функционирования типовой системы АСУ «Навигация», за это отвечает автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков (АСМ-ПП). В данном случае инфракрасные датчики, установленные в дверных проемах транспортных средств, подсчитывают количество вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке, после чего полученные данные записываются в электронный блок управления.

В результате анализа информации об обследовании пассажиропотоков формируются расписания движения транспортных средств и нормы на пробег. Примером может служить «Автоматизированная общегородская система формирования и сопровождения маршрутных транспортных расписаний (система РМТ)».

Автоматизированная система диспетчерского управления необходима для оперативного планирования, инструментального учета транспортной работы, контроля и управления процессами перевозок, автоматизированного вывода данных о работе транспорта на линии, предоставления оперативной информации о состоянии перевозок.

В общем случае автоматизированная система диспетчерского управления может быть охарактеризована наличием элементов информационного обеспечения, включающих:

а) программно-технологические элементы:

- модуль формирования и корректировки нормативно-справочной информации,

- база данных,

- модуль формирования и корректировки информации о перегонах,

- модуль формирования и корректировки информации о маршрутах,

- модуль печати вторичных документов;

б) информационные массивы:

- нормативно-справочная информация (контрольные пункты, расписание движения ТС),

- паспорта маршрутов,

- маршрутные расписания,

- исходная информация для основных автоматизированных рабочих мест системы: технолога, аналитика, диспетчера,

- выходные формы (расписания для водителей, остановочные расписания, показатели выполненной работы на маршрутах).

Информационное обеспечение представляет собой основанную на единых принципах многоуровневую иерархическую структуру, включающую обработку данных на следующих объектах управления:

  • на борту транспортного средства;
  • в зональном диспетчерском центре;
  • в транспортном предприятии;
  • в ЦДС.

В состав информационного обеспечения АСДУ входит следующий минимальный набор информационных массивов нормативно-справочной информации (НСИ): перечень маршрутов парков, обслуживаемых системой (городских и пригородных); эксплуатационные нормативы маршрутов; маршрутные расписания.

Основным функциональным блоком программного обеспечения АСДУ, который входит в состав программного обеспечения диспетчерского пункта является подсистема «Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения», взаимодействующая с подсистемами «Оперативное планирование перевозок», «Формирование и выдача отчетных данных об исполненном движении» и подсистемой администрирования баз данных диспетчерской системы.

В подсистеме «Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения» реализуются следующие функции:

а) Учет и контроль выпуска подвижного состава на маршрутную сеть, включая задачи: регистрация выезда ТС из парка; формирование в автоматизированном режиме сообщений обо всех нарушениях на выпуске; ввод корректирующей информации по фактическим данным о выпуске подвижного состава на линию в режиме реального времени; формирование и вывод оперативных справок о состоянии процессов выпуска;

б) Учет и контроль открытия движения, начала работы подвижного состава на линии, включая задачи: регистрация фактического времени открытия движения на маршрутах, начала работы транспортных средств; формирование в автоматизированном режиме сообщений обо всех нарушениях при открытии движения, нарушениях при отправлении в первый рейс;

в) Учет и контроль движения подвижного состава на маршрутах, включая задачи:

- определение местоположения ТС;

- регистрация прохождения ТС контрольных пунктов, учет выполнения рейсов;

- отображение на мониторе в специальных окнах информации о грубых нарушениях движения (невыход, уход с траектории маршрута, сход, выход вне наряда и др.);

г) Учет и контроль времени завершения транспортной работы на линии, включая задачи:

- автоматическая регистрация времени завершения транспортной работы на линии каждым транспортным средством;

- регистрация брака;

- формирование в автоматизированном режиме сообщений о несвоевременном завершении транспортной работы.

Фактически на диспетчера ложится основная нагрузка по принятию решений в той или иной ситуации. Под принятием решения может пониматься особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий.

 

Заключение

 

Анализируя положение автомобильного транспорта в общей транспортной структуре отечественной и зарубежной экономики, следует отметить, что в ближайшем будущем основные тенденции его развитие выражаются в повышении качества перевозок и дорожного движения на основе современных техники и технологий. Это в первую очередь связано с универсальностью автомобильных перевозок призванных в наибольшей степени отвечать требованиям потребителей, как индивидуальных, так и общественных. Осуществляя более половины объема грузовых и пассажирских перевозок, автомобильный транспорт реализует свое главное преимущество - доставку грузов и пассажиров по принципу "от двери до двери».

Автомобильный парк России за последние десять лет увеличился на 82% и составил 24,7 млн. автомобилей. Однако с ростом автомобилизации современного общества, наряду с повышением качества транспортных услуг, проявляется ряд существенных проблем: рост количества ДТП; токсичные выбросы, шум; низкие скорости движения; заторы в часы "пик"; большие потери времени для участников движения; перепробеги, высокий расход топлива. В первую очередь указанные недостатки проявляются в местах концентрации транспортных потоков на участках сети, функционирующих в режимах близких к пропускной способности. Как правило это крупные города - мегаполисы с высоким уровнем автомобилизации. С этой проблемой частично могут справиться автоматизированные системы маршрутной навигации.

 

Список литературы

 

1. Коноплянко, В.А. Информационные технологии на автомобильном транспорте. – М.: Изд. МАДИ (ГТУ), 2002. – 223 с.

2. Кочерга, В.Г. Интеллектуальные транспортные системы в дорожном движении. Учебное пособие./ В.Г. Кочерга, В.В. Зырянов, В.И. Коноплянко – Ростов-на-Дону: Изд. РГСУ, 2001. – 108 с.

3. Кочерга, В.Г. Оценка и прогнозирование параметров дорожного движения в интеллектуальных транспортных системах. – Ростов-на-Дону: Изд. РГСУ, 2001. – 130 с.

4. Ожерельев, М.Ю. Повышение качества информационного обеспечения транспортно-телематических систем в городах и регионах (на примере диспетчерского управления пассажирским транспортом): Дисс. к.т.н. - М., 2008. – 156 с.

5. Официальный сайт ГУП «Мосгортранс» – http://mosgortrans.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...