Техпроцесс подготовки публикаций к изданию
Стр 1 из 19Следующая ⇒ ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Учебное пособие (лекции) для специальности 1.36.06.01 «Полиграфическое оборудование и системы обработки информации»
МИНСК СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Техпроцесс подготовки публикаций к изданию………………………………………………3 2. Издательско-полиграфические системы измерений………………………………………….4 3. Развитие технологии наборного производства. Способы набора……………………………5 3.1. Наборно-отливной способ……………………………………………………………...5 3.2. Наборно-фотографический способ (фотонабор)……………………………………… 3.3. Компьютерный набор………………………………………………………………….. 3.3.1. Общие сведения………………………………………………………………… 3.3.2. Аппаратные средства НИС…………………………………………………… 3.3.3. Невещественные шрифтоносители…………………………………………… 3.3.4. Программные средства НИС…………………………………………………… 4. Издательства и полиграфические предприятия. Общие сведения…………………………... 4.1. Виды и функции издательств и полиграфических предприятий……………………. 4.2. Основные издательско-полиграфические термины………………………………….. 5. Основные виды печатных изданий и их особенности………………………………………… 5.1. Виды печатных изданий………………………………………………………………… 5.2. Основные конструктивные и оформительские элементы печатных изданий………. 5.3. Издательская информация……………………………………………………………… 6. Выбор формата изданий………………………………………………………………………… 6.1. Форматы и варианты оформления изданий…………………………………………… 6.2. Выбор формата для книг и журналов………………………………………………….. 6.3. Газетные форматные нормативы……………………………………………………….
6.4. Выбор формата календарей, листовой продукции, акциденции…………………….. 7. Шрифты…………………………………………………………………………………………. 7.1. Общие понятия и терминология……………………………………………………….. 7.2. Элементы букв…………………………………………………………………………... 7.3. Классификация шрифтов………………………………………………………………. 7.4. Характеристика шрифтов……………………………………………………………….. 7.5. Выбор шрифта для набора основного, дополнительного и вспомогательного текстов... 7.5.1. Выбор шрифта при текстовом оформлении книжных изданий …………….. 7.5.2. Шрифтовое оформление детских изданий и учебников………………………. 7.5.3. Шрифтовое оформление журналов …………………………………………… 7.5.4. Шрифтовое оформление газет………………………………………………. 7.5.5. Шрифт для набора акциденции …………………………………………………… 7.5.6. Композиция акцидентных форм…………………………………………………. 7.6. Основные правила по использованию шрифтов…………………………………………. 8. Издательские текстовые оригиналы………………………………………………………………. 8.1. Единицы учета объема текстов………………………………………………………… 8.2. Виды текстовых оригиналов и требования к ним…………………………………………. 8.3. Особенности оригиналов акциденции…………………………………………………. 9. Основные правила и особенности набора…………………………………………………….. 9.1. Основные правила и особенности набора текстов…………………………………… 9.2. Особенности подготовки формульных оригиналов для набора …………………….. 9.3. Общие правила набора формул ……………………………………………………….. 10. Основные правила верстки …………………………………………………………………… 10.1. Правила книжной верстки…………………………………………………………….. 10.2. Технологические особенности журнальной верстки………………………………… 10.3. Особенности газетной верстки………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ Издательский бизнес сегодня немыслим без компьютерных издательских систем, которые раздвигают горизонты творчества, позволяя реализовать все ваши замыслы. Издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Цель данного курса как раз и состоит в том, чтобы дать общее представление, как сделать ваши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит - и более привлекательными на вид. Здесь собран материал, которого должно хватить для получения общего представления о предмете и приступить к созданию печатной продукции. Курс построен таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания - от замысла до получения оригинал-макета. Материал, который излагается в данной книге, не привязан к какому-либо одному программному продукту. Это сделано для того, чтобы вы смогли использовать приведенные советы и рекомендации в различных издательских системах.
Техпроцесс подготовки публикаций к изданию
Подготовка публикаций к изданию - сложный и продолжительный процесс. Он состоит из длинной цепочки взаимосвязанных этапов. До недавнего времени каждый этап выполнял профессионал узкой специализации: редактор, корректор, художник, наборщик, печатник. Появление настольных издательских систем НИС (Desktop Publishing = DTP) способствовало стиранию граней между отдельными этапами подготовки изданий. Мощность средств автоматизации издательского труда, включенных в DTP, настолько велика, что практически весь процесс подготовки публикации к изданию может выполнить один человек. Очевидно, что такой «профессионал широкого профиля» должен хорошо разбираться в технологических особенностях отдельных этапов, учитывая при этом их взаимосвязь и взаимозависимость. Упрощенно подготовка публикации к изданию выглядит так (рис.):
Рис. Упрощенная технологическая схема подготовки публикации к изданию
Сам же процесс подготовки макета также состоит из ряда взаимосвязанных этапов: Макетирование; Подготовка текста; Подготовка иллюстраций; Выбор шрифтов; Верстка; Печать оригинал-макета.
2. ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЙ В полиграфии наряду с метрической используется издательско-полиграфическая система измерений (типографская и англо-американская). Типографская система измерений разработана в пору развития наборного дела до официального принятия метрической системы. Система Дидо (Стандарты по издательскому делу 1998г.). Во Франции издавна бытовала система мер, в основе которой лежал королевский фут. В футе — 12 дюймов, в дюйме — 12 линий. Парижский словолитчик Пьер Симон Фурнье разработал типографскую систему мер, положив в ее основу одну шестую линии—типографский пункт. Эта система с небольшими поправками, внесенными в 1785 г. французским типографом Фирменом Дидо, и поныне применяется почти во всем мире и часто называется системой Дидо. Французский дюйм равен 27,077 мм; 1/72 французского дюйма составляет типографский пункт (п.), равный 0,376065 мм или приблизительно 0,376 мм. Более крупные единицы этой системы: 1 цицеро = 12 п.; 1 квадрат (кв.) = 4 цицеро = 48 п = 18 мм. Форматы изданий, размер печатного листа, поля на странице измеряются в метрической системе, а размер наборной полосы, размеры клише или окон для расположения иллюстраций и дополнительного текста на полосе — в квадратах; формат ручного и строкоотливного набора — в квадратах или цицеро, кегль шрифта — в пунктах или квадратах, а ширина букв — в миллиметрах. Для измерений в типографской системе используется специальная линейка — строкомер, на лицевой стороне которой указаны размеры в типографской и метрической системах, хотя точного соотношения и нет, так как метрическая система — десятичная, а типографская — двенадцатеричная. Ниже приведено соотношение между единицами систем измерения: типографской (Дидо) и метрической:
Таблица 2.1
В 1 мм содержится 2,66 п.; 1 квадрат (кв.) равен 18,05 мм = 18 мм. Размерные показатели фотонабора на отечественном оборудовании (формат, кегль, интерлиньяж, абзацный отступ, отбивки и отступы) задаются в типографской системе (Дидо), а ширина знаков и пробелов — в относительной системе единиц: для каждого кегля одна относительная единица в миллиметрах составляет 0,01 мм, умноженный на величину кегля шрифта в пунктах. В процессе фотонабора устройство преобразования величин пересчитывает формат и другие указанные параметры набора в единицы машинной обработки — миллиметры. Система СИ ( англо-американская система мер; Компьютерная технология набора и верстки ). В Англии, США и некоторых других странах используется англо-американская система измерений, в основу которой положен размер английского дюйма, равный 25,4 мм. Один пункт (point) равен 1/72 дюйма или 0,3528 мм. Более крупная единица 1 пайка (pica) равна 1/6 дюйма (12 points) =4,23 мм. В 1 мм содержится 2,84 points. Соотношение между единицами систем измерения: англо-американской (point) и метрической (мм) приведено в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Установка формата набора при ручном наборе производится в квадратах, при строкоотливном — в цицеро, при буквоотливном наборе — в квадратах или эмах. Установка формата набора на оборудовании англо-американских фирм, например при компьютерном наборе, может производиться в англо-американской системе (pica), типографской (цицеро) и метрической (мм). Перевод цицеро и pica в метрическую систему и соотношение pica и цицеро приведен ниже. Ознакомимся подробнее терминологией, используемой в полиграфии. Типометрические единицы Пика равна 12 пунктам, что чуть меньше 1/6 дюйма (большинство людей округляет эту величину). Ширина и высота колонок и полос выражаются в пиках. Пункт составляет 0,353 мм. Размер шрифта и расстояние между строками оценивают в пунктах. Цицеро -это единица, принятая в большинстве стран Европы. Она примерно равна пике (5,62 цицеро равны 1 дюйму). Термины круглая шпация, полукруглая шпация тонкая шпация характеризуют горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t. Круглая шпация равна размеру шрифта, полукруглая шпация составляет 0,5 размера шрифта, а тонкая шпация - 0,25 размера шрифта. Другими словами, для 12-пунктового шрифта круглая шпация равна 12 пунктам, полукруглая шпация - 6 пунктам, а тонкая шпация - 3 пунктам. Ширина цифры показывает, сколько места на строке занимает цифра. Она равна полукруглой шпации (в большинстве шрифтов все цифры имеют одинаковую ширину, что особенно удобно при формировании числовых колонок в таблицах).
В следующей таблице приведены соотношения основных единиц измерения:
Таблица 2.3 Соотношения основных единиц измерения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|