Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» приведены в следующей таблице.




  2010 год (сводная бюджетная роспись) 2011 год (проект) 2012 год (проект) 2013 год (проект)
Объем, млрд. рублей 13,3 16,8 17,4 16,7
изменения к предыдущему году:        
млрд. рублей   3,6 0,6 -0,7
в%   26,7 3,5 -4,2
доля в общем объеме расходов, % 0,13 0,16 0,15 0,14
доля в ВВП, % 0,03 0,03 0,03 0,03
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей 12,7 16,2 16,8 16,1
изменения к предыдущему году:        
млрд. рублей   3,5 0,6 -0,7
в%   27,4 3,6 -4,2
Межбюджетные трансферты, млрд. рублей 0,6 0,6 0,6 0,6
доля в разделе, % 4,3 3,9 3,7 3,6

 

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 25,6 %, без учета межбюджетных трансфертов - 26,5 %.

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулирующими деятельность органов исполнительной власти в части охраны окружающей среды, вопросы охраны атмосферного воздуха, животного мира, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ.

Расходы федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 - 2013 годах будут осуществлять 5 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, на которые в 2011 - 2013 годах будет приходиться 95 % расходов по данному разделу.

В структуре раздела расходы на обеспечение руководства и управления в сфере установленных функций Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, осуществляющих государственные услуги в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, и на иные вопросы в области охраны окружающей среды в 2010 году составляют 73,8 % общего объема расходов по данному разделу, на охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания - 23,8 %.

По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» составило 13,0 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей, или на 2,5 %, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 год.[1]

 

Перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России

 

Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сфере требует создания гармоничного финансово-кредитного механизма регулирования природопользования, включающего следующие звенья:

финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;

развитию систему территориальных природоохранных фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;

систему экологических банков;

привлечение средств из фондов экологического страхования;

привлечение средств Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экологической сферы;

использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды;

систему льготных экологического инвестиционного кредита.

Если первые два источника финансирования природоохранной деятельности предусмотрены законодательством постсоветских республик, равно как и средства юридических лиц (в том числе иностранных) то создание системы экологических банков в странах с переходной экономикой пока не произошло. В условиях становления рыночных отношений необходимость создании таких специализированных банков обусловлено:

) ограниченностью бюджетных возможностей финансирования экологической сферы;

) необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ; природопользование охрана финансовая система

) растянутостью сроков окупаемости экологических затрат и, следовательно, повышенной степенью банковского риска;

) возросшей потребностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования. [25]

Экологический банк может выступать как эффективный экономический центр регулирования процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления.

Важным направлением экологизации кредитной политики является введение рейтинга банковского процента в зависимости от экологической надежности природопользователей, поскольку высокий уровень экологической опасности предприятия снижает степень гарантии возврата банковского кредита. В развитых странах такого рода рейтинги широко используются. [27]

Существует еще один источник финансирования природоохранных мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизация будущих доходов государства для решения не отложенных текущих задач путем выпуска государственных займов и формирования рынка государственных ценных бумаг (экологических облигаций). Этот основанный на рыночных механизмах способ финансирования природоохранной деятельности может оказаться эффективным в условиях финансового кризиса. Экологические займы представляют собой способ привлечения средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности для дополнительного финансирования природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятий. Эмиссию облигаций государственных экологических займов могли бы осуществлять специальные уполномоченные на это банки, но для этого необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих их эмиссионную деятельность. Выпуск экологических ценных бумаг должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, для чего необходима прежде всего надежная защита облигаций от инфляции. Привлекательность облигации может быть усилена предоставлением их владельцам различного рода льгот, среди которых могут быть следующие:

исключение из налогооблагаемой базы доходов, направленных юридическими и физическими лицами на приобретение экологических облигаций;

льготные цены и условия поставки природоохранной техники, экологически чистых технологий и продуктов;

приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона.

Крайне важно обеспечить успешность экологического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения дел на фондовом рынке. Но главный выигрыш от успешной организации государственного экологического займа получат не эмитенты или владельцы экологических облигаций, а общество в целом и, конечно, природа. [19]

В соответствие с Указом № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» Президента РФ Путина, 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. [ 21] Конечно такой год нужен России, нужен всей земле и как можно чаще, не зависимо от того объявлен год, годом охраны окружающей среды или нет. Согласно регламенту проведения года охраны окружающей среды, президентом рекомендовано исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить соответствующие мероприятия. А это означает, что в 2013 году могут провести множество мероприятий по охране окружающей среды, которые разработаны соответствующими экологическими организациями, но заморожены за неимением средств на их проведение, и пылятся на полках. Возможно, за 2013 год как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы с контролем над вырубающимся лесом и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос с захоронением ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.

Российское правительство в свою очередь подготовило план природоохранных дел. В частности, в течение года в зданиях, занимаемых федеральными органами исполнительной власти, предполагается ввести раздельный сбор отходов. Кроме того, Росприроднадзор организует работу прямой линии "зеленого телефона", куда граждане смогут обращаться с вопросами и жалобами по вопросам экологии и охраны окружающей среды.

Что касается конференций, то их будет немало. В феврале 2013 года в Петербурге была проведена конференция государств Балтийского региона по защите экологии Балтики. Рослесхоз в первой половине года проведет в Москве всероссийскую конференцию по защите леса. Минобрнауки и Росгидромет в июле-августе 2013 года организуют морские экспедиции, направленные на изучение и сохранение окружающей среды Балтийского, Баренцева, Белого и Карского морей. Минобрнауки в рамках предстоящего года поручено организовать всероссийскую олимпиаду школьников по экологии и всероссийский открытый урок охраны окружающей среды в октябре.

Завершающим мероприятием станет съезд экологов, который подведет итоги года и определит планы на будущее.

Буквально за две недели до конца 2012 года правительство выполнило собственное экологическое задание и утвердило план действий по реализации основ госполитики в области экологического развития РФ на период до 2030 года. Экологи ждали именно этого документа, который должен был "наполнить" рамочные основы госполитики конкретным содержанием.

Работа по плану из более чем 100 пунктов начнется уже в 2013 году - например, Минприроды должно в следующие 12 месяцев подготовить законопроекты о ратификации Орхусской конвенции и конвенции Эспо, а также проект закона об экологическом аудите. Кроме того, МПР в следующем году представит доклад о гармонизации экозаконодательства в рамках процесса присоединения России к ОЭСР, а также свои предложения об "актуализации нормативных правовых и иных актов, обеспечивающих решение задач в области экологического развития" страны.

"Зеленые" расходятся в оценках нового документа: Всемирный фонд дикой природы (WWF) России считает, что план соответствует основам госполитики, которые разрабатывались при участии фонда, тогда как Гринпис осторожно отмечает, что нужно еще понять, какими окажутся новые законы, которые будут приняты "по плану".[7]

По решению сторон Киотского протокола, в полночь 1 января 2013 года начался второй период обязательств по нему - но не для России. РФ, наряду с Японией и Новой Зеландией, отказалась принимать новые обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в рамках протокола до 2020 года, решив действовать самостоятельно.

Вместе с тем, Россия, в отличие от Канады, официально не вышла из соглашения, поэтому еще как минимум два года страна будет вместе со всеми подводить итоги первого периода обязательств в 2008-2012 годах. Кроме того, как неоднократно заявляли представители российской делегации на переговорах ООН, РФ продолжит следовать нормам протокола по ежегодной отчетности об объемах выбросов. Отказ РФ от Киото-2, однако, закроет дорогу для "киотских" проектов совместного осуществления, которых с 2010 года набралось более 150 с общим объемом сокращений выбросов около 380 миллионов тонн CO2-эквивалента.

Климатическая политика вне "киотских" рамок для России начинается с создания межведомственной рабочей группы при администрации президента по изменению климата и устойчивому развитию, которую возглавил советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Александр Бедрицкий. Состав группы, созданной в середине декабря, определится в течение ближайшего месяца.[7]

Наступивший 2013 год, кроме "перезагрузки" Киотского протокола, обещает миру и новое международное экологическое соглашение - по ртути. Целью глобального договора станет сокращение использования ртути в промышленности, а также ликвидация накопленного ртутного загрязнения.

Переговоры по его разработке начались в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 2009 году и, как отмечает Минприроды, представляющее российскую сторону на переговорах, пока идут "очень сложно и очень напряженно", в первую очередь из-за разного уровня развития стран и огромной сложности задачи по постепенному отказу от использования ртути.

Очередной раунд "ртутных" переговоров прошел уже в январе 2013 года в Женеве. По словам представителей Минприроды, пока все страны, участвующие в разработке соглашения, твердо намерены, несмотря на трудности в переговорах, согласовать документ до конца 2013 года, как это было задумано. [7]

Одной из главных экологических "горячих точек" этого года может стать Новохоперский район Воронежской области, жители которого протестуют против разработки никелевых месторождений. Несогласные с планами УГМК по разведочному бурению на Еланинском и Елкинском месторождениях, в частности, убеждены, что их разработка несет угрозу пойме реки Хопер и всему Азовскому бассейну, а урон сельскому хозяйству региона окажется несравнимо большим по сравнению с выгодами от медно-никелевых шахт.

По условиям конкурса, который выиграла горно-металлургическая компания, разведочное бурение должно было начаться до 25 января. Жители района, в течение всего года выходившие на массовые акции протеста, в конце декабря инициировали проведение референдума, который позволит узнать отношение населения к разработкам никелевых месторождений. Участники общественных слушаний по проблеме в Общественной палате РФ в своих резолюциях предлагали правительству приостановить любые работы на месторождениях до проведения общественной экспертизы. [7]

Правительство РФ в начале октября 2012 года приняло комплекс мер стимулирования развития возобновляемой энергетики - на деле документ, по сути, оказался "списком дел" по поддержке развития ВИЭ на предстоящие годы. В частности, в первой половине 2013 года предполагается принять пакет дополнительных нормативно-правовых актов, регламентирующих участие генерирующих объектов на основе ВИЭ в рынке электроэнергии и мощности.

Участники рынка считают, что этот комплекс мер может наконец сдвинуть с мертвой точки развитие возобновляемой энергетики в России, которая, по планам правительства от 2009 года, к концу десятилетия должна обеспечивать 4,5% объема вырабатываемой электроэнергии в стране. Вместе с тем, по данным Минэнерго, в 2010 году этот показатель составлял около 0,9%, и многие эксперты говорят о том, что фактически план уже провален и бурное развитие ВИЭ в России, скорее всего, начнется лишь в конце 2020-х годов.[7]

Не только окружающая среда в целом, но и самые яркие ее представители дождутся в 2013 году особого внимания. Россия может принять осенью наступающего года международный саммит или форум по проблемам сохранения белого медведя, чье существование находится под угрозой в результате глобального изменения климата, считает директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин.

"В следующем году исполняется 40 лет пятистороннему соглашению по белому медведю, и встреча будет проходить в России. Будет ли это саммит на высоком уровне или нет - зависит от лиц, принимающих решения", - полагает Честин.

Согласно планам российского правительства, конференция по белому медведю пройдет в Москве в октябре-ноябре 2013 года.

Не только белых медведей, но и снежных барсов собираются спасать власть имущие в наступающем году. Международный саммит по сохранению в дикой природе снежных барсов, занесенных в Красную книгу, может пройти осенью 2013 года в Бишкеке, столице Киргизии.

Предполагается, что на саммите будет утверждена глобальная стратегия сохранения снежного барса, подобная той, что была утверждена в 2010 году в Петербурге для сохранения тигра.

При этом форум может пройти вместе со встречей Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), поскольку десять из 12 стран ареала снежного барса являются членами или наблюдателями этой организации.

Смысл встречи - в увеличении финансовой поддержки сохранения этого вида, благодаря которой работают антибраконьерские бригады, считает директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин. По его мнению, страны будут договариваться о результате - например, увеличить численность инспекторов или создать новые охраняемые территории. [7]

 


Заключение

 

При написании курсовой работы были решены поставленные задачи:

. уточнить понятие об охране окружающей среды: окружающая среда - обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Основным принципом государственной экологической политики должно являться сбалансированное регулирование экономики, охраны окружающей среды и социальной сферы.

. представить содержание финансов охраны окружающей среды:

- сейчас ни для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом экологическом положении и это прослеживается практически во всех странах. И тут особую роль играет плата за землю, имеется в виду та ее часть, которая идет в бюджет страны. Очевиден также и тот факт, что на финансирование различных мероприятий по землеустройству нужны деньги. А средства на эти нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще, так как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой то в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что земельная отрасль сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться;

для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды;

- в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

. рассмотреть механизм и методы регулирования охраны окружающей среды: в России существует определенный экономический механизм управления природоохранной деятельностью, включающий в себя ценообразование, финансовый механизм и прочие элементы. Наиболее важным является финансовый механизм, поскольку с его помощью природоохранные проекты обеспечиваются финансовыми ресурсами.

. проанализировать состояние современного финансирования охраны окружающей среды в России: основными источниками финансирования природоохранных программ являются: бюджеты всех уровней, региональные и местные экологические фонды, банковские кредиты, целевые взносы и пожертвования, собственные и заемные средства предприятий-загрязнителей, средства, поступающие от международных организаций, страховые фонды, специальные инвестиционные фонды. Наиболее распространенные источники - средства бюджетов, фондов и собственные средства предприятий - загрязнителей. Экологические фонды - организации, предназначенные для направления целевых денежных поступлений (штрафов, доходов, прибыли) на цели охраны и улучшения окружающей среды. Они носят перераспределительный характер: средства поступают от загрязнителей и им же возвращаются на конкретные природоохранные мероприятия или идут на улучшение экологической обстановки в целом, что позволяет координировать экологическую деятельность и приводить ее в соответствии с общими целями экологической политики.

5. представить анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 - 2013 гг: расходы федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 - 2013 годах будут осуществлять 5 главных распорядителей бюджетных средств. Наиболее крупные из них - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, на которые в 2011 - 2013 годах будет приходиться 95 % расходов по данному разделу.

6. охарактеризовать перспективы развития финансов охраны окружающей среды в России: в соответствие с Указом № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» Президента РФ Путина, 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. Согласно регламенту проведения года охраны окружающей среды, президентом рекомендовано исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить соответствующие мероприятия. А это означает, что в 2013 году могут провести множество мероприятий по охране окружающей среды, которые разработаны соответствующими экологическими организациями, но заморожены за неимением средств на их проведение, и пылятся на полках. Возможно, за 2013 год как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы с контролем над вырубающимся лесом и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос с захоронением ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.

Таким образом, для предотвращения глобальной экологической проблемы каждое государство должно проводить эффективную экологическую политику и привлекать финансовые ресурсы для решения проблем охраны окружающей среды, не отодвигая экологические проблемы на второй план.

 


Список литературы

 

1. Анализ бюджетных расходов на охрану окружающей среды в 2010 - 2013 гг. [Электронный ресурс] - Федеральный портал. Режим доступа: [http://www.protown.ru]

2. Батадеев В.А. Экологическое страхование - необходимый инструмент защиты окружающей среды. Финансы, 2007, №11

. Бобылев С. Н. и Ходжанов А. Ш. Экономика природопользования М- МГУ- 2010 - 567 c

. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», [Электронный ресурс] - Режим доступа: Открытый: [http://www.consultant.ru/popular/].

. Васильева Е.Э. Экономика природопользования. - Мн.: БГУ, 2009 - 120с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...