Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но
– развитие умений отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами, соединёнными союзом и, правильно пунктуационно оформлять предложения с союзами и, а, но, находить в частях сложного предложения однородные члены предложения, связанные союзной и бессоюзной связью.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Словарная работа.
1. – Заполните кроссворд словарными словами:
– Запишите словарные слова, подчеркните непроверяемую букву безударного гласного в корне слова. (Колено, корова, копыто, костёр, колесо.)
2.–Запишите однокоренные слова.
I вариант:с корнем -колен-.
II вариант:с корнем -колес-.
3.– Послушайте и запишите только сложное предложение.
а) Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьёй на коленях. (А. Чехов)
б) Топор шлёпнулся в воду и потонул. (А. Толстой)
в) С тех пор у медведя с мужиком дружба кончилась.
– Что можно сказать о других предложениях?
2. Проверка домашнего задания
1. Составление схемы на доске и в тетрадях.
– Используя схему, по которой мы определяли тему урока, составьте для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится (и не ставится) запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном.
Схема может быть такой.
2.– Прочитайте примеры предложений из домашнего задания (упр. 2, с. 78–79), в которых союз и соединяет однородные члены.
(2–3 ученика читают свои примеры.)
П– Прочитайте текст из задания № 9 в рабочей тетради. Найдите в нём примеры:
– соединения однородных членов с помощью одиночного союза и;
– соединения однородных членов с помощью повторяющегося союза и;
– соединения частей сложного предложения с помощью союза и.
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
II. Формулирование проблемы.
13 3
– Какова роль союзов в предложении? (Соединяют части предложения или однородные члены.)
– Какие вы знаете союзы?
– Соедините вид предложения с нужными союзами:
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений.
3 4 5 6 1 3
1. Работа в учебнике.
Диктант с подготовкой.Упр. 76 – развивается умение определять структуру предложений (простое, сложное), расставлять необходимые знаки препинания.
Методическая рекомендация: следует обратить внимание учащихся на сложное предложение с союзом и, в одной из частей которого находятся однородные члены, соединённые союзом и. Важно предупредить отрицательное воздействие навыка постановки запятой при повторяющемся союзе и, так как в этом случае союз и не является повторяющимся, он соединяет разные компоненты предложения.
Выборочная проверка учителем.
2. Работа в рабочей тетради.
Задание № 8, тема 3 в рабочей тетради.
– Взаимопроверка. Одинаковые варианты выбрали? Сверьте с ключами в приложении (можно ответы записать на доске).
– Прочитайте сложное предложение, в одной из частей которого есть однородные члены. Назовите однородные члены. Как они соединены?
– Прочитайте простые предложения с однородными членами.
– В чём отличие между ними? (В одном предложении однородные члены соединены одиночным союзом и, в другом – повторяющимся; в одном однородные сказуемые, в другом – однородные подлежащие.)
3. Работа в учебнике.
Упр. 77. Осложнённое списывание, развивающее все виды орфографических и пунктуационных умений.
а) Самостоятельная работа.
б) Обобщающая беседа:
– Что означают слова корвет, мичман?
– Прочитайте сложные предложения.
– Одинакова ли смысловая роль союзов и и но? (В предложении с союзом но действия противопоставляются, а с союзом и действия перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.)
в) Работа с сигнальными карточками.Учитель называет слово, ученики показывают букву, которую они вставили.
– Прочитайте слова в рамке. Подберите однокоренные слова так, чтобы они являлись другими частями речи. (Свободный, освободился.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
–Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Итог урока.
4 4
– Выполните задание № 5, тема 3 в рабочей тетради.
– Назовите вариант ответа, свой выбор объясните.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?