Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение времени развития пожара от начала возникновения до момента локализации




 = св + лок (6)

где: св - время свободного развития пожара (до введения стволов первыми прибывшими подразделениями подразделениями), мин;

лок - продолжительность локализации пожара, мин.

 

 

6. Тактические возможности пожарных подразделений.

 

Для того чтобы правильно использовать пожарные подразделе­ния на пожарах, каждый командир должен твердо знать их такти­ческие возможности.

Тактические возможности пожарного подразделения - это спо­собность его выполнить максимальный объем (количество) работ на пожаре по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению по­жара за определенный промежуток времени. Эти возможности зависят от тактико-технической характеристики, укомплектованности техническим вооружением и характеристики пожарной машины, численности и тактической подготовки боевого расчета, от взаимодействия между подразделениями, оперативно-тактических особенностей объекта (района выезда) и других факторов. Тактико-технические возможности пожарных машин во пожарных частях можно повышать и расширять за счет их совершенствования, внедрения рационализаторских предложений, укомплектования дополнительным пожарно-техническим вооружен нем.

В системе боевой и политической подготовки личный состав бо­евых расчетов отделений совершенствует свои знания и навыки в работе с пожарно-техническим вооружением, отрабатывает и совер­шенствует взаимодействие между номерами боевого расчета. Это позволяет повышать тактические возможности пожарных подразде­лений, дает возможность быстро и эффективно использовать их при тушении любых пожаров.

Отделения на автоцистернах, имея запас воды и пенообразова­теля, не устанавливая автоцистерну на водоисточник, могут подъ­ехать непосредственно к месту пожара и ввести водяные или пенные стволы для тушения, а также принять меры по обеспечению спа­сательных работ, предотвращению взрывов или обрушений конст­рукций и аппаратов или сдерживать распространение огня на ре­шающем направлении до введения сил и средств других подразделений. Время, в течение которого отделение обеспечит подачу огнетушащих средств, зависит от объема воды и пенообразователя в заправочных емкостях автоцистерны, а также от числа и типа по­даваемых водяных и пенных стволов и пеногенераторов.

При установке автоцистерн на водоисточники тактические воз­можности отделений увеличиваются. Тактические возможности отделений на автоцистернах возрастают при наличии кислородно-изолирующих противогазов для работы в задымленной и отравленной среде.

Отделения, вооруженные автонасосами или насосно-рукавными автомобилями, в основном выполняют на пожарах те же боевые действия, что и отделения на автоцистернах. Однако объем работ, выполняемых отделением на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле, значительно больше. Это обусловлено тем, что численность боевого расчета на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле выше, чем на автоцистерне, у них больше пенообразователя, пожарных рукавов и другого пожарно -технического вооружения, необходимого для выполнения работ на пожарах.

Объем работ, выполняемых караулом, складывается из тактических возможностей отделений, входящих в его состав. При этом каждое отделение решает свою задачу, которая является частью общей задачи, стоящей перед караулом. Основные схемы взаимодействия отделений в карауле при подаче огнетушащих средств для тушения пожаров приведены на рис. 3.1.

 

7. Руководитель тушения пожара, его права и обязанности.

 

138. Руководитель тушения пожара обязан:

- произвести разведку и оценить обстановку на пожаре;

- немедленно организовать и лично возглавить спасание людей, предотвратить панику, используя для этого имеющиеся силы и средства;

- определить решающее направление, необходимое количество сил и средств, способы и приемы боевых действий;

- поставить задачи подразделениям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;

- непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и принимать соответствующие решения;

- по прибытию к месту пожара по внешним его признакам передать информацию на ЦППС (ПСЧ);

- после принятия решения и отдачи приказаний передать диспетчеру адрес пожара, что горит (или горело), площадь пожара, имеется ли угроза жизни людей, какие силы и средства введены в действие, имеется ли опасность развития пожара, требуются ли дополнительные силы и средства;

(Редакция 8 абзаца п.128 БУПС-01: - после принятия решения и отдачи приказаний сообщить адрес пожара, что горит (или горело), какие силы и средства введены в действие, имеется ли опасность развития пожара, требуются ли дополнительные силы и средства;)

- поддерживать в дальнейшем непрерывную связь с ЦППС (ПСЧ), периодически сообщать о принятых решениях и об обстановке на пожаре;

- вызвать дополнительные силы и средства одновременно, а не частями организовать их встречу.

По прибытии на пожар старшего начальника доложить об обстановке, о принятых решениях по тушению, какие силы и средства имеются на месте пожара, введены в действие, вызваны дополнительно;

- в зависимости от обстановки организовать оперативный штаб на пожаре и определить место его расположения;

- информировать оперативный штаб о месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях;

- обеспечить управление боевыми действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб пожаротушения;

- обеспечивать выполнение требований правил по безопасности и охраны труда, доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

- назначить из числа лиц начальствующего состава ответственного за соблюдение техники безопасности;

- при необходимости организовать пункт медицинской помощи;

- создать резерв сил и средств, периодически подменять работающих, давая им возможность отдохнуть, обогреться и переодеться в сухую одежду;

- в случае прибытия на пожар сил и средств с различных направлений, начальнику тыла выделить помощников со средствами передвижения и связи;

- при тушении использовать возможность заправки пожарных автоцистерн, израсходовавших запас воды, без снижения темпа работ по ликвидации пожара;

- организовать взаимодействие со службами (охраны общественного порядка, энергетической, водопроводной, газовой, медицинской и др.) привлекаемыми к тушению пожара, поддерживать постоянную связь с инженерно-техническими работниками объекта и принимать решения о приемах и средствах тушения с учетом рекомендаций и инструкций объекта;

- составить акт о пожаре;

(Редакция 19 абзаца п.128 БУПС-01: - принять меры к установлению причины пожара и составить акт о пожаре;)

- принять меры к сохранению первоначального места его возникновения от излишних разрушений, выявлению и сохранению предметов, послуживших причиной пожара, а также сбору сведений, необходимых для составления акта о пожаре, привлекая для этого сотрудников дознания, испытательной лаборатории;

(Редакция 19 абзаца п.128 БУПС-01:при наличии явных признаков поджога или других причин пожара принять меры к сохранению первоначального места его возникновения от излишних разрушений, выявлению и сохранению предметов, послуживших причиной пожара, а также сбору сведений, необходимых для составления акта о пожаре, привлекая для этого сотрудников дознания ГПС и сектора по исследованию пожаров;)

- лично убедиться в ликвидации горения, определить необходимость и продолжительность наблюдения за местом ликвидированного пожара;

- принять меры по эвакуации, защите от проливаемой воды и охране эвакуированных материальных ценностей до прибытия сотрудников правоохранительных органов;

- выполнять обязанности, возложенные в соответствии со статьями 132,144 -146 настоящего Устава на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

139. При определении необходимых для тушения пожара дополнительных сил и средств РТП должен учитывать:

- площадь, на которую может распространиться огонь до введения в действие вызванных сил и средств;

- требуемое количество сил и средств для подачи стволов, объем работ по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуацию имущества;

- необходимость привлечения специальных служб;

- необходимость подвоза воды пожарными автоцистернами, поливомоечными машинами или организации подачи воды в перекачку.

140. При внесении изменений в расстановку сил и средств на пожаре, РТП должен принять решение о перегруппировке и довести его до руководителей подразделений, указав, кому, куда и как производить перегруппировку.

141. Приказания должны быть краткими, точными и ясными. В зависимости от содержания приказания, РТП отдает его исполнителям лично, через оперативный штаб или связных, а также с помощью технических средств связи.

142. РТП должен установить правильность исполнения принятых мер по тушению пожара и определить, достаточно ли сил и средств для его ликвидации на каждом участке.

143. РТП имеет право:

- на беспрепятственный доступ во все жилые, производственные и другие помещения, принимать любые меры, направленные на спасение людей, предотвращение распространение огня и ликвидацию пожара, отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;

(Редакция 1 абзаца п.133 БУПС-01: - отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и гражданам в пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара;)

- назначать и освобождать от выполнения обязанностей должностных лиц на пожаре;

- получать необходимую для организации тушения пожара информацию от администрации предприятий и служб жизнеобеспечения;

- принимать решение по созданию оперативного штаба, БУ и секторов, привлечение дополнительных средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки;

- определять порядок убытия с места пожара подразделений противопожарной службы, привлеченных сил и средств.

 

8. Штаб тушения пожара, права и обязанности начальника штаба.

 

РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, определять участки тушения пожара (далее – УТП) и сектора тушения пожара (далее – СТП).

Оперативный штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП.В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации организации и другие лица по усмотрению РТП.Работа оперативного штаба осуществляется на основе требований настоящих Рекомендаций, распоряжений и указаний РТП.

Основными задачами оперативного штаба являются:сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру;определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведения АСР;учет сил и средств на пожаре, расстановка их по УТП (СТП), ведение документации, предусмотренной приложениями №№ 2, 3, 4 к настоящим Рекомендациям;создание на пожаре резерва сил и средств;обеспечение работы газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) и связи на пожаре;обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре;реализация мер по поддержанию готовности сил и средств гарнизона пожарной охраны, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций.

Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:днем - красным флагом с надписью "ШТАБ";ночью - красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

На пожарных касках и боевой одежде личного состава ФПС, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены установленные для этого знаки различия.

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки или нагрудные жетоны в соответствии с приложением № 5 к настоящим Рекомендациям.

При ведении документации оперативного штаба, подготовке описаний пожаров применяются условные знаки, обозначения и допускаемые сокращения терминов согласно приложениям № 6 и № 7 к настоящим Рекомендациям

 

Начальник оперативного штаба (НШ) подчиняется непосредственно РТП. В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица штаба.Начальник штаба на весь период боевых действий по тушению пожара должен, как правило, постоянно находиться в месте расположения штаба.При тушении крупных пожаров ШН с согласия РТП может назначать своих заместителей, распределяя между ними обязанности по выполнению задач штаба в соответствии с требованиями Устава и делегируя им часть своих полномочий.

Начальник оперативного штаба обязан руководить работой штаба, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных статьей 56 БУПО, в том числе:

- готовить и своевременно вносить РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара, информации диспетчера гарнизона и других сведений предложения по организации тушения пожара, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

- организовывать доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара, обеспечивать их регистрацию и контроль за исполнением, ведение регламентных документов оперативного штаба;

- организовывать расстановку сил и средств;

- докладывать РТП и сообщать диспетчеру гарнизона оперативную информацию об обстановке на пожаре;

- обеспечивать сбор сведений о причине и виновниках возникновения пожара, организовывая в установленном порядке необходимое взаимодействие с испытательной пожарной лабораторией и оперативной следственной группой органа внутренних дел.

Начальник оперативного штаба имеет право:

- отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара, должностным лицам служб жизнеобеспечения населенного пункта, предприятия, а также должностным лицам органов внутренних дел, прибывшим на место пожара;

- отдавать в случаях, не терпящих отлагательства, указания участникам тушения пожара от лица РТП с последующим обязательным докладом о них РТП;

- требовать от участников тушения пожара и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, предприятия, а также должностных лиц органов внутренних дел, прибывших на место пожара, исполнения их обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;

- отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных решений).

 

9. Боевые участки на пожаре, права и обязанности начальника боевого участка.

 

БОЕВОЙ УЧАСТОК НА ПОЖАРЕ – участок, на котором сосредоточены силы и средства пожарной охраны, объединённые конкретной задачей и единым руководством. Боевые участки могут быть созданы:

· по этажам;

· секциям, ограниченным лестничными клетками;

· противопожарным преградам или зонам;

· по периметру горящего объекта;

· по видам работ (спасание, тушение, защита, борьба с дымом и др.).

Нумерация участков начинается, как правило, от решающего направления на пожаре. Количество БУ на пожаре и объём задач каждому из них, количество приданных сил и средств пожарной охраны определяет РТП. Назначать начальника БУ и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.

БУ создают на открытых пожарах складов лесоматериалов, леса, торфоиредприятий, большого по площади здания. При этом РТП должен точно определить ориентиры для БУ его границы, средства взаимодействия с соседними участками по всей территории объекта. При пожаре в многоэтажном здании РТП организует участки по этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах; границами БУ в этих случаях служат перекрытия здания. На пожарах в резервуарных парках БУ создают по видам работ: охлаждение горящих и соседних резервуаров; проведение пенной атаки; производство обвалования; слив или перекачка ЛВЖ и ГЖ.

На любом пожаре, где возникает угроза людям, создаются БУ по спасанию и эвакуации людей. Боевые участки организуются таким образом, чтобы начальник участка мог попасть на боевые позиции ствольщиков. Размеры БУ зависят от особенностей объекта, возможностей манёвра сил и средств пожарной охраны. Каждый БУ должен иметь несколько подступов к зоне пожара через оконные и двер­ные проёмы, вскрытые отверстия в перегородках, стенах и т. д.

Начальник БУ, сектора непосредственно подчиняется РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем БУ и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП.

Начальнику БУ подчинены участники тушения пожара, приданные боевому участку.

 

Начальник боевого участка (НБУ) обязан:

- проводить разведку пожара, сообщать о ее результатах РТП;

- обеспечивать спасание людей и имущества на БУ и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории БУ;

- проводить расстановку сил и средств на БУ;

- обеспечивать подачу огнетушащих веществ на боевых позициях;

- организовывать пожарную связь на БУ;

- запрашивать, при необходимости, дополнительные силы и средства для решения поставленных задач;

- организовывать на БУ в установленном порядке работу звеньев ГДЗС;

- обеспечивать выполнение правил охраны труда и техники безопасности, доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

- докладывать РТП информацию о выполнении поставленных задач, причине пожара и лицах, причастных к его возникновению, принимать меры к сохранению обнаруженных на БУ возможных вещественных доказательств, имеющих отношение к пожару.

 

НБУ имеет право:

- отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара на БУ;

- отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара (обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки на пожаре, требующие принятие безотлагательных решений);

- получать необходимую для организации тушения пожара информацию от РТП, оперативного штаба, администрации предприятия и служб жизнеобеспечения;

- определять порядок убытия с БУ подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

 

10. Определение тактических возможностей отделения на АЦ.

 

Тактические возможности пожарных подразделений тесно связаны состоянием их боеготовности и боеспособности.

 

Боевая готовность - состояние сил и средств гарнизонов, подразделений, караулов, дежурных смен пожарной охраны, противопожарных формирований, обеспечивающее успешное выполнение задач, возложенных на них Боевым Уставом.

 

Под боеспособностью подразделений понимается их способность выполнять основную боевую задачу в пределах своих тактических возможностей.

 

Следовательно, боеготовность и боеспособность подразделений - это такое состояние каждого отделения и караула, которое обеспечивает их способность быстро перейти от состояния дежурства к боевому с тем, чтобы в минимальное время осуществить решительные и эффективные действия на пожаре.

 

Тактические возможности – способность пожарных подразделений выполнять боевые действия по спасанию людей, эвакуации имущества, ликвидации горения за определенный промежуток времени.

 

В системе боевой подготовки личный состав подразделений совершенствует свои знания и навыки в работе с пожарно-техническим вооружением, отрабатывает взаимодействие между номерами боевого расчета. Это позволяет повышать тактические возможности пожарных подразделений, и эффективно использовать их на пожаре.

 

Отделения на автоцистернах, имея запас воды и пенообразователя, не устанавливая автомобиль на водоисточник, могут подавать на тушение водяные или пенные стволы, а также принимать меры по спасению людей, сдерживать распространение огня на решающем направлении до введения дополнительных сил и средств. При установке автоцистерн на водоисточник тактические возможности отделений возрастают при наличии средств защиты органов дыхания для работы в задымленной и отравленной среде.

 

Объем работ, выполняемых караулом, складывается из тактических возможностей отделений, входящих в его состав. При этом каждое отделение решает свою задачу, которая является частью общей задачи, стоящего перед караулом.

 

Основные схемы взаимодействия отделений в карауле при выполнении боевой задачи приведены на схеме (рис.1).

 

Руководитель тушения пожара должен не только знать возможности подразделений, но и уметь определять основные их тактические показатели:

 

· время работы водяных и пенных стволов;

 

· возможную площадь тушения пожара;

 

· возможные объемы тушения пенами;

 

· схемы подачи огнетушащих веществ.

 

Рис 1. Схемы взаимодействия отделений в составе караула.

 

Объем работ и тактические возможности подразделений во многом зависят от запаса огнетушащих веществ и вида использования автомобилей с установкой на водоисточник или нет.

 

Время работы водяных и пенных стволов от автоцистерны без установки ее на водоисточник можно определить по формуле:

 

т = W / (qст х 60);

 

где τ – время работы водяных или пенных стволов (мин); W – объем огнетушащего вещества в цистерне, л; qст – расход огнетушащего веществ через стволы, л/сек.

 

Площадь пожара, которую может потушить данный объем огнетушащего вещества в цистерне, определяется по формуле:

 

Sп = W / (I х т х 60);

 

где Sп – площадь пожара, м2; W – объем огнетушащего вещества, л; I – интенсивность подачи огнетушащего вещества, л/(с-м2); τ – время работа ствола от емкости цистерны, мин.

 

Возможный объем тушения помещения, в котором можно тушить пожар воздушно-механической пеной средней кратности, определяют по формуле:

 

Vт = Vп / Kз;

 

где Vп – объем воздушно-механической пены, л, м3; Кз – коэффициент запаса пены, учитывающий ее разрушение вследствие воздействия высокой температуры.

 

Он показывает, во сколько раз больше необходимо подать пены средней кратности в объем помещения для тушения пожара.

 

Vп = Vр-ра / K;

 

где К – кратность пены.

 

Ранее говорилось о том, что тактические возможности подразделений при установке пожарных автомобилей на водоисточник значительно возрастают по подаче огнетушащих веществ. Однако важным является расстояние, на котором находится водоисточник от места пожара.

 

Предельным расстоянием по подаче огнетушащих веществ на пожарах считают максимальную длину рукавных линий от пожарных машин, установленных на водоисточники, до позиций стволов (генераторов), поданных на тушение.

 

Рис 2. Схемы боевого использования пожарных автоцистерн и автонасосов при подаче воды.

 

Рис 3. Схемы боевого использования пожарных автоцистерн и автонасосов при подаче пены.

 

Число водяных и пенных стволов (генераторов), подаваемых отделением в тушение пожара, зависит от предельного расстояния, численности боевого расчета, а также обстановки (рис. 2, 3).

 

Из расчетов следует, что отделение, вооруженное АЦ-40 без установки машины на водоисточник, может обеспечить работу одного ствола Б в течении 10 мин, двух стволов Б или одного А в течение 5 мин, одного генератора ГПС-600 в течение 6 мин, ликвидировать горение ЛВЖ пеной средней кратности на площади 51м2, ГЖ - на площади 80 м2, потушить пожар пеной средней кратности в объеме 81 м3.

 

Аналогично можно обосновать основные тактические возможности отделений на автонасосах, насосно-рукавных и других автомобилях.

 

Таким образом, зная методику обоснования тактических возможности пожарных подразделений с установкой пожарных машин на водоисточник, можно заблаговременно определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

 

11. План тушения пожара, назначение, содержание, порядок составления и использования.

 

План тушения пожара - документ оперативного состава пожарной охраны, содержащий рекомендации по различным вариантам ликвидации пожаров на сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Назначение плана тушения пожара:

определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

помочь руководителю тушения пожара сориентироваться в обстановке на объекте, и принятии решения по определению решающего направления действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, использованию прибывающих сил и средств, а также упрощений постановки задач руководителям прибывающих подразделений и ответственным лицам.

обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

 

План тушения пожара может не являться основой для решения руководителя тушения пожара (далее РТП) при выборе тактики тушения пожара, определениях решающего направления в проведении аварийно-спасательных работ.

 

Разработка планов является составной частью заблаговременного планирования действий пожарных подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ и основывается на том, что процесс развития пожара на конкретном объекте можно прогнозировать заранее, и, следовательно, еще до пожара можно проанализировать и учесть существенные факторы возможной обстановки. Разработать и исследовать целесообразные типовые схемы действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, спланировать мероприятия по эвакуации людей и организации управления подразделениями и службами.

 

План тушения пожара рекомендуется корректировать не реже чем один раз в год, о чем делать отметки о корректировке.

План тушения пожара составляется в трех экземплярах:

городская пожарная часть, в районе которой расположен объект, рекомендуемое место хранения – пункт связи части;

служба пожаротушения, в районе которой расположен объект, рекомендуемое место хранения – штабной автомобиль;

администрация объекта, рекомендуемое место хранения – пост круглосуточной охраны.

План тушения пожара имеет может разрабатываться в несколько этапов:

 

1 этап – выполняется на стадии предпроектных предложений когда известно месторасположение и основные технико-экономические характеристики объекта, на данном этапе возможна разработка разделов плана тушения:

расчёт обоснования времени прибытия пожарных подразделений к объекту

определение расхода воды на нужды наружного пожаротушения

моделирование работы пожарных подъёмных механизмов по фасадам зданий и сооружений для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ

 

2 этап – выполняется на стадии «Проект» когда известно месторасположение и основные технико-экономические характеристики объекта, на данном этапе возможна разработка разделов плана тушения:

расчёт распространения опасных факторов пожара

расчет своевременной и беспрепятственной пешеходной эвакуации людей

 

12. Особенности тушения пожаров в сложных условиях.

 

Глава 5. Тушение пожаров в сложных условиях

Тушение пожаров в непригодной для дыхания среде

88. Наличие дыма в горящих и смежных с ними помещениях делает

невозможным или существенно затрудняет ведение в них боевых действий

по тушению пожара, снижает темп работ по его ликвидации. Для

предотвращения этого необходимо принимать активные меры по удалению

дыма и газов из помещений. Работы по тушению в непригодной для дыхания

среде следует проводить в средствах индивидуальной защиты органов

дыхания (СИЗОД).

89. Для борьбы с дымом следует использовать системы противодымной

защиты, пожарные автомобили дымоудаления и дымососы, вентиляторы и

брезентовые перемычки, а для снижения высокой температуры - пену или

распыленные струи воды.

90. Для ведения работ в непригодной для дыхания среде с

использованием СИЗОД необходимо:

сформировать звенья газодымозащитников каждое из трех - пяти

человек, включая командира звена (как правило, из одного караула),

имеющих однотипные средства защиты органов дыхания. В отдельных

случаях (при проведении неотложных спасательных работ) решением РТП

состав звена может быть уменьшен до двух человек;

назначить в звеньях ГДЗС опытных командиров, проинструктировав их

о мерах безопасности и режиме работы с учетом особенностей объекта,

складывающейся обстановки на пожаре и конкретно на данном БУ;

определить время работы и отдыха газодымозащитников, место

нахождения звеньев ГДЗС;

при работе в условиях низких температур определить место

включения в СИЗОД и порядок смены звеньев ГДЗС;

предусмотреть резерв звеньев ГДЗС;

при получении сообщения о происшествии в звене ГДЗС (или

прекращении с ним связи) немедленно выслать резервное звено (звенья)

ГДЗС для оказания помощи, вызвать скорую медицинскую помощь и

организовать поиск пострадавших;

при сложных длительных пожарах, на которых используются несколько

звеньев ГДЗС, организовать КПП, определить необходимое количество

постов безопасности, места их размещения и порядок организации связи с

оперативным штабом и РТП.

При массовом спасании людей или проведении работ в небольших по

площади помещениях, имеющих несложную планировку и расположенных рядом

с выходом, допускается направлять в них одновременно всех

газодымозащитников.

В тоннели метро, подземные сооружения большой протяженности

(площади) и в здания высотой более девяти этажей необходимо направлять

одновременно не менее двух звеньев. При этом на посту безопасности

следует выставлять одно звено ГДЗС в полной боевой готовности для

оказания экстренной помощи личному составу звена ГДЗС, находящемуся в

непригодной для дыхания среде.

Тушение пожаров при неблагоприятных климатических условиях

91. При тушении пожаров в условиях низких температур (-10 С и

ниже) необходимо:

применять на открытых пожарах и при достаточном количестве воды

пожарные стволы с большим расходом, ограничивать использование

перекрывных стволов и стволов-распылителей;

принимать меры к предотвращению образования наледей на путях

эвакуации людей и движения личного состава;

прокладывать линии из прорезиненных и латексных рукавов больших

диаметров, рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри

зданий, а при наружной установке утеплять их;

защищать соединительные головки рукавных линий подручными

средствами, в том числе снегом;

при подаче воды из водоемов или пожарных гидрантов сначала подать

воду из насоса в свободный патрубок и только при устойчивой работе

насоса подать воду в рукавную линию;

прокладывать сухие резервные рукавные линии;

в случае уменьшения расходов воды подогревать ее в насосе,

увеличивая число оборотов двигателя;

избегать перекрытия пожарных стволов и рукавных разветвлений, не

допускать выключения насосов;

при замене и уборке пожарных рукавов, наращивании линий подачу

воды не прекращать, а указанные работы проводить со стороны ствола,

уменьшив напор;

определять места заправки горячей водой и при необходимости

заправить ею цистерны;

замерзшие соединительные головки, рукава в местах перегибов и

соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами

(замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных

случаях допускается отогревать паяльными лампами и факелами);

подготавливать места для обогрева участников тушения и спасаемых

и сосредоточивать в этих местах резерв боевой одежды для личного

состава;

избегать крепления на пожарных лестницах и вблизи них рукавных

линий, не допускать обливания лестниц водой;

не допускать излишнего пролива воды по лестничным клеткам.

92. При тушении пожара в условиях сильного ветра необходимо:

производить тушение мощными струями;

создавать резерв сил и средств для тушения новых очагов пожара;

организовывать наблюдение за состоянием и защиту объектов,

расположенных с подветренной стороны, путем выставления постов и

направления дозоров, обеспеченных необходимыми средствами;

в особо угрожающих случаях создавать на основных путях

распространения огня противопожарные разрывы вплоть до разборки

отдельных сгораемых строений и сооружений;

предусмотреть возможность активного маневра (передислокации,

отступления и др.) силами и средствами в случае внезапного изменения

обстановки, в том числе направления ветра.

Тушение пожаров при недостатке воды

93. При тушении пожара в условиях недостатка воды необходимо:

принимать меры к использованию иных огнетушащих веществ;

организовывать подачу пожарных стволов только на решающем

направлении, обеспечивая локализацию пожара на других участках путем

разборки конструкций и создания необходимых разрывов;

проводить дополнительную разведку водоисточников для выявления

запасов воды (артезианские скважины, чаны, градирни, колодцы, стоки

воды и т.п.);

организовывать подачу воды на тушение развившихся пожаров с

помощью насосных станций, морских и речных судов, пожарных поездов, а

также перекачкой насосами пожарных автомобилей;

обеспечивать подвоз воды автоцистернами, бензовозами, поливочными

и другими автомобилями, если невозможна подача воды по магистральным

рукавным линиям (отсутствие рукавов, техники, пожарных автомобилей,

водоисточников). Применять такое количество пожарных стволов, которое

обеспечивает непрерывное их действие с учетом запасов и подвоза воды;

устраивать организованну

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...