Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов.




 

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Теория государства и права» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

Лекция представляет собой системное изложение преподавателем основных понятий определенной темы курса, связанных с ней теоретических и практических проблем, рекомендаций для самостоятельной работы студентов. Подготовка студента к лекции состоит в предварительном ознакомлении с соответствующими главами (разделами) учебника.Во время лекции нужно фиксировать ее ключевые положения (вести конспект). Конспектирование и работа с конспектами – важный элемент в усвоении курса, в подготовке к семинарским занятиям и экзамену.

Семинарские занятия проводятся по основным темам курса и представляют собой практические занятия, проводимые под руководством преподавателя, в ходе которых подробно рассматриваются вопросы, вынесенные на обсуждение и указанные в плане соответствующего семинарского занятия. Цель семинарских занятий – углубление теоретических знаний и практических навыков студентов, изучающих данную учебную дисциплину, выработка у них умения применять свои теоретические знания при рассмотрении и решении конкретных задач правоприменительной практики. На семинарских занятиях могут обсуждаться небольшие доклады (сообщения) студентов по дискуссионным вопросам темы семинара. Студенты должны научиться на основе анализа теоретических положений и законодательства, судебной практики, изучения рекомендуемой литературы вырабатывать свою собственную позицию по изучаемому вопросу и уметь аргументированно отстаивать ее в процессе обсуждения данного вопроса.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, которая охватывает освоение лекционного материала, изучение материала, изложенного в учебниках и учебных пособиях, ознакомление с рекомендованной литературой, составление в письменной форме ответов или кратких планов по каждому вопросу семинарского занятия, обращение за консультацией к преподавателю в случае необходимости.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками. Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Теория государства и права» выносятся на итоговую государственную аттестацию.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Теория государства и права» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т. е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, низок, знания не закрепляются в памяти.

Самостоятельная работа студентов по освоению определенной темы курса предполагает изучение студентами дополнительной литературы по предмету, подготовку докладов, сообщений по политико-правовой проблематике, а также включает исследовательскую работу студентов, связанную с написанием под руководством преподавателя реферата. Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу, в которой анализируются и обобщаются научные публикации по определенной теме, и предполагает формулирование и обоснование студентом собственной авторской позиции в отношении рассматриваемых вопросов.

Подготовка реферата – один из видов исследовательской деятельности студента. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем. Реферат может рассматриваться в качестве одного из элементов подготовки к семинарским занятиям или в качестве самостоятельного исследования по определенным разделам (темам) учебной дисциплины. Примерные темы рефератов приведены в настоящих методических рекомендациях. Студент по согласованию с преподавателем вправе выбрать тему, не включенную в рекомендованный перечень.

Оформление и содержание реферата должно отвечать общим требованиям, предъявляемым в РПА к самостоятельным студенческим работам данного вида.

 

Планы ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) Занятий

Семинар 1. Предмет и методология теории государства и права

1. Наука как особая форма человеческой деятельности. Классификация наук.

2. Система юридических наук. Место теории государства и права в системе юридических наук.

3. Предмет теории государства и права.

4. Методология теории государства и права. Философские, общенаучные и частнонаучные методы в познании государства и права.

5. Характеристика теории государства и права как учебной дисциплины, её взаимосвязи с другими учебными дисциплинами.

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию особое внимание следует обратить на классификацию юридических наук, для того чтобы четко определить место теории государства и права в системе юридических наук.

Рассматривая предмет теории государства и права, следует иметь в виду, что в науке принято выделять различные элементы предмета.

В процессе изучения методологии теории государства и права необходимо обратить внимание на собственно юридические методы познания.

Рекомендуемая литература

1. Малько, А. В. Теория государства и права: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / А. В. Малько. — М., 2005.

2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. — М., 2007.

3. Рассолов, М. М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. – М., 2010.

Дополнительная литература

1. Керимов, Д. А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права / Д. А. Керимов. — М., 2003.

2. Рассолов, М. М. Элементы высшей математики для юристов /
М. М. Рассолов, С. Г. Чубукова, В. Д. Элькин. — М., 1999.

3. Протасов, В. Н. К вопросу о «специальной» теории государства и права // Государство и право. — 2007. — № 11.

4. Суслов, В. В. Герменевтика и юридическое толкование // Государство и право. — 1997. — № 6.

Семинар 2. Сущность и типыгосударства

1. Понятие и признаки государственной власти.

2. Понятие и признаки государства.

3. Сущность государства. Общечеловеческое и классовое в сущности государства. Социальное предназначение государства.

4. Типология государства.

5. Формационный подход к типологии государства.

6. Цивилизационный подход к типологии государства.

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию особое внимание следует обратить на понятие суверенитета и свойство публичности государственной власти, поскольку данные вопросы довольно часто вызывают затруднения у студентов.

Рассматривая вопрос о сущности государства, следует иметь в виду, что в науке принято разграничивать сущность государства как явления и сущность государства как социального института.

В процессе изучения различных подходов к типологии государства следует учитывать различия понятий «типология» и «классификация» и иметь в виду, что не всякое деление государств на виды является их типизацией.

Рекомендуемая литература

1. Малько, А. В. Теория государства и права: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / А. В. Малько. — М., 2005.

2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. — М., 2007.

3. Рассолов, М. М. Теория государства и права / М. М. Рассолов. – М., 2010.

Дополнительная литература

1. Марченко, М. Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. — 2003. — № 1.

2. Панфилова, Т. В. «Формационный» и «цивилизационный» подходы: возможность и ограничение // ОНС. — 1993. — № 6.

3. Чиркин, В. Е. Государствоведение / В. Е. Чиркин. — М., 1999.

4. Чиркин, В. Е. Основы государственной власти / В. Е. Чиркин. — М., 1996.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...