– Расширение сведений об особенностях фонетической системы русского языка, наблюдение над особенностями ударения в русском и других языках, развитие умений транскрибировать слова и делить слова на слоги.
– Овладение навыками устной образцовой речи в аспекте произносительных (акцентологических) норм.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1 3 4
Языковая разминка.
1) Запись под диктовку предложения:
Крутой склон оврага зарос кустами черёмухи.
2) Обозначение знакомых орфограмм в словах.
3) Синтаксический разбор предложения.
4) Запись в транскрипции слова овраг, устная характеристика каждого звука в слове, сопоставление звукового и буквенного состава слова, подчёркивание в слове орфограмм после записи транскрипции.
Образец записи:
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.
13 3
– Запишите слова-отгадки в тетради:
а) И в пустыне знойной, и среди снеговСколько в слове гласных, столько и… (слогов)
(В. Таньков)
б) Мальчишка-проказник по слову шагаетИ голосом гласные он выделяет.Вот замок в замок легко превращает.Имя мальчишки кто угадает?
(Ударение)
в) Слово из греческого языка«Звук» в переводе обозначает.Эта наука очень важна,Мы на уроках её изучаем.
(Фонетика)
– Прочитайте, что вы записали.
Слог, ударение, фонетика – это ключевые слова урока.
– Определите по ним тему урока. Что мы будем повторять? (Дети формулируют тему, она записывается на доске и в тетрадях.)
– Что ещё изучает фонетика, кроме ударения и слога?
–Давайте составим план нашего сегодняшнего урока.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений.
1 3 4 6 1 3
Работа в рабочей тетради.
1.Задание № 1, тема 1 в рабочей тетради.
– Что такое транскрипция? Назовите слово, в котором нет ошибок в транскрипции.
– Какие ошибки вы нашли в других словах? (В слове прелестный – звук [т] непроизносимый, в слове дельфин – для обозначения мягкости использован ь, а он звука не обозначает, должна быть обозначена мягкость звука [л'], в слове ёжик после твёрдого непарного [ж] слышится звук [ы], а не [и].)
– Исправьте ошибки в тетрадях и разделите все слова на слоги. Что нужно помнить, чтобы правильно разделить слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Методическая рекомендация: следует напомнить, что если рядом оказались два согласных звука, надо определить, нет ли среди них на 1-м месте звонкого непарного звука (сонорного). Если нет, то вся группа согласных отходит к следующему слогу. Если есть, то деление проходит после непарного звонкого (сонорного) звука (мор/ковь, но пе/ски).
2.Упр. 9 – учащиеся знакомятся с фонетическими особенностями разных языков мира. Ученики читают текст про себя ознакомительным чтением.
Беседа после чтения.
– Какие слова выделены в тексте жирным шрифтом? (Примеры слов из разных языков.)
– Назовите языки, в которых преобладают согласные звуки.
– А какие языки «любят» гласные звуки?
– А какова ситуация в русском языке?
3.Упр. 10 – развивается умение определять признаки ударения в русском языке.
Ученики читают слова группами и определяют особенности ударения в каждой группе:
1) Есть слова, которые одинаково пишутся, но от ударения зависит их произношение и значение.
2) Ударение в русском языке может падать на любой слог в слове (свободное ударение).
3) Ударение может падать на любую часть слова: приставку, корень, суффикс, окончание.
4) Ударение в слове может менять место при изменении формы данного слова (ударение подвижное).
Ученики кратко, схематично записывают эти выводы:
4.Упр. 11 – сообщаются сведения об особенностях ударения в разных языках.
Сначала выполняется коллективно по заданию, затем дети выписывают слова русского языка, приведённые в качестве примеров, и запоминают их правильное произношение.
5. Игра «Проверь себя!»
Учитель показывает на слайде (оборотной стороне доски) слова. Затем их закрывает. Ученики по памяти записывают слова, ставят в них ударение. Затем учитель снова показывает правильный вариант.
Победителем является тот, кто не пропустил слова и не допустил ошибок в постановке ударения.
Слова для игры:
– Какую закономерность в постановке ударения вы заметили?
(В первом столбике ударение падает на 1-й слог, во втором – на 2-й, в третьем – на 3-й слог.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
IV. Итог урока.
4 4
– Что нового вы узнали об ударении в русском языке?
– Представьте, что вы поспорили о постановке ударения в каком-нибудь слове. Что вам может помочь?
– Прочитайте ещё раз слова, которые вы записали в тетради. Произносите их правильно.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?