Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

М – максимальный уровень

Повторение

Урок 4.

Тема: Повторение фонетики. Слог и ударение.

– Расширение сведений об особенностях фонетической системы русского языка, наблюдение над особенностями ударения в русском и других языках, развитие умений транскрибировать слова и делить слова на слоги.

– Овладение навыками устной образцовой речи в аспекте произносительных (акцентологических) норм.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 1 3 4 Языковая разминка. 1) Запись под диктовку предложения: Крутой склон оврага зарос кустами черёмухи. 2) Обозначение знакомых орфограмм в словах. 3) Синтаксический разбор предложения. 4) Запись в транскрипции слова овраг, устная характеристика каждого звука в слове, сопоставление звукового и буквенного состава слова, подчёркивание в слове орфограмм после записи транскрипции.     Образец записи:   Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы.     13 3 – Запишите слова-отгадки в тетради: а) И в пустыне знойной, и среди снегов Сколько в слове гласных, столько и… (слогов) (В. Таньков) б) Мальчишка-проказник по слову шагает И голосом гласные он выделяет. Вот замок в замок легко превращает. Имя мальчишки кто угадает? (Ударение) в) Слово из греческого языка «Звук» в переводе обозначает. Эта наука очень важна, Мы на уроках её изучаем. (Фонетика) – Прочитайте, что вы записали. Слог, ударение, фонетика – это ключевые слова урока. – Определите по ним тему урока. Что мы будем повторять? (Дети формулируют тему, она записывается на доске и в тетрадях.) – Что ещё изучает фонетика, кроме ударения и слога? –Давайте составим план нашего сегодняшнего урока. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений. 1 3 4 6 1 3 Работа в рабочей тетради. 1.Задание № 1, тема 1 в рабочей тетради. – Что такое транскрипция? Назовите слово, в котором нет ошибок в транскрипции. – Какие ошибки вы нашли в других словах? (В слове прелестный – звук [т] непроизносимый, в слове дельфин – для обозначения мягкости использован ь, а он звука не обозначает, должна быть обозначена мягкость звука [л'], в слове ёжик после твёрдого непарного [ж] слышится звук [ы], а не [и].) – Исправьте ошибки в тетрадях и разделите все слова на слоги. Что нужно помнить, чтобы правильно разделить слова на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)   Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.   Методическая рекомендация: следует напомнить, что если рядом оказались два согласных звука, надо определить, нет ли среди них на 1-м месте звонкого непарного звука (сонорного). Если нет, то вся группа согласных отходит к следующему слогу. Если есть, то деление проходит после непарного звонкого (сонорного) звука (мор/ковь, но пе/ски).     2.Упр. 9 – учащиеся знакомятся с фонетическими особенностями разных языков мира. Ученики читают текст про себя ознакомительным чтением. Беседа после чтения. – Какие слова выделены в тексте жирным шрифтом? (Примеры слов из разных языков.) – Назовите языки, в которых преобладают согласные звуки. – А какие языки «любят» гласные звуки? – А какова ситуация в русском языке?   3.Упр. 10 – развивается умение определять признаки ударения в русском языке. Ученики читают слова группами и определяют особенности ударения в каждой группе: 1) Есть слова, которые одинаково пишутся, но от ударения зависит их произношение и значение. 2) Ударение в русском языке может падать на любой слог в слове (свободное ударение). 3) Ударение может падать на любую часть слова: приставку, корень, суффикс, окончание. 4) Ударение в слове может менять место при изменении формы данного слова (ударение подвижное). Ученики кратко, схематично записывают эти выводы:   4.Упр. 11 – сообщаются сведения об особенностях ударения в разных языках. Сначала выполняется коллективно по заданию, затем дети выписывают слова русского языка, приведённые в качестве примеров, и запоминают их правильное произношение.   5. Игра «Проверь себя!» Учитель показывает на слайде (оборотной стороне доски) слова. Затем их закрывает. Ученики по памяти записывают слова, ставят в них ударение. Затем учитель снова показывает правильный вариант. Победителем является тот, кто не пропустил слова и не допустил ошибок в постановке ударения. Слова для игры: – Какую закономерность в постановке ударения вы заметили? (В первом столбике ударение падает на 1-й слог, во втором – на 2-й, в третьем – на 3-й слог.) Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.   Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
IV. Итог урока.   4 4 – Что нового вы узнали об ударении в русском языке? – Представьте, что вы поспорили о постановке ударения в каком-нибудь слове. Что вам может помочь? – Прочитайте ещё раз слова, которые вы записали в тетради. Произносите их правильно.   – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?  
V. Домашнее задание.   Упр. 13, 14 («Дидактический материал»). Возможна дифференциация.  

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...