Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели как деятельность учеников.

 

М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1ЛР: менять стратегию чтения в зависимости от вида чтения, находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание.

2ЛР: выявлять отличия языка от других средств общения, в том числе у животных.

7ЛР: осознавать язык как часть культуры и национального достояния.

 

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.   Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.  
II. Актуализация умений читательской деятельности на основе вступительной статьи «Как работать с учебником?» и содержания учебника.   1.Рассматривание учебника. Беседа. – Что можете сказать об учебнике? об авторах? – Откройте с. 9 и прочитайте, кому посвящён учебник. – Кого бы вы назвали своим учителем русского языка? (Совсем не обязательно такой учитель для ребят – школьный педагог, важно вывести их на разговор о том, у кого они учатся русскому языку: у писателя, у бабушки, у родителей, у книг и пр.). 2. Выборочное чтение статьи «Как работать с учебником?» – Просмотрите заголовки­вопросы. Известны ли они вам?   – Вспомните (предположите), о чём говорится в каждой из частей? (О целях обучения русскому языку, открытии новых знаний – проблемном диалоге, условных обозначениях.) – Что обозначают цветные кружки рядом с заданиями? (Виды заданий, которые будут развивать разные умения.) – Как называются эти умения? – Какой новый вид заданий вам будет предложен в 5­м классе? (Задания с применением разных групп умений, которые обозначены цветным кружком.) – Обратите внимание на условные обозначения. – Какие знаки могут встретиться около слов? – Знакомы ли они вам? (Те же были в учебниках для начальной школы.)   3.Обсуждение содержания учебника. – Просмотрите рубрику «Что ты будешь изучать и чему учиться в этом году». Какие понятия кажутся знакомыми? Какие – новыми? – Изучения какого раздела вы ждёте и почему? – Как строится учебник? Откройте содержание. Просмотрите названия, выделенные крупным шрифтом. – Какое понятие лежит в основе изучения русского языка в 5­м классе? (Слово.)   4. Решение проблемной задачи. Английский писатель XVIII века Дж. Свифт в своём романе о путешествиях Гулливера («Путешествие в Лапуту…») рассказал о проекте одного учёного: «…Проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался, главным образом, на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и лёгкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний… Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре… Зато великим преимуществом этого языка является его международный характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им совершенно неизвестен». – Что вы думаете об этом проекте? Попробуйте объяснить, почему в основе курса русского языка у авторов учебника лежит слово.   5. Оформление тетрадей. Учитель сообщает детям, что так же, как и в начальной школе, после записи числа и «Классная работа» нужно пропускать две строчки, поскольку тему урока они будут открывать и формулировать самостоятельно. Запись темы возможна на любом этапе урока.   Познавательные УУД: 1. ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях; 2. извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.     Духовно-нравственное воспитание: воспитание нравственного чувства, этического отношения к языку и его носителям.    
  III. Введение в тему урока.   1.Чтение и обсуждение названия введения. – Что значит изучать русский язык? – А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще? – Что вы можете сказать о ситуации, описанной писателем А. Дороховым? Серёжа вернулся из кино. – Что, хорошая была картина? – спросил я. – Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, потом, понимаете… Ну, словом, просто клёво… Понимаете? Но я не понимал. 2. Контрольное списывание (текст представлен на слайде или доске, (можно использовать материал предметного диска – контр. спис. к введ.): Тихо шелестят листья. Отсюда виден ближайший лес. Первый луч солнца пробежал по небу. На воде закачались отблески света. а) Самостоятельное чтение текста. б) Последующее обсуждение. – Почему это текст? Докажите, опираясь на информацию в рамке (упр. 3, 1–2­й абзацы). в) Определение типа текста. – Что вы представили после прочтения текста? Важно обратить внимание ребят на то, что все читали один текст, а в результате каждый представил, увидел, нарисовал словами что­то своё. – К какому типу речи можно отнести этот текст? – Сравните свои выводы с текстом в рамке (упр. 3, текст в рамке о типах речи читается дальше). – Смог бы так описать раннее утро Серёжа из рассказа А. Дорохова? г) Списывание с доски (проверяется умение списывать текст целыми предложениями). Взаимопроверка. д) Возвращение к обсуждаемой теме. – Можете ли вы после выполнения работы сформулировать новый аргумент в защиту необходимости изучения русского языка? – Прочитайте информацию о русском языке в рамке под рубрикой «О чём ты узнаешь». – Сформулируйте общий вывод о важности изучения русского языка. 3.Мотивирующий приём «актуальность». Выполнение упр. 1: – чтение отрывка учителем; – продолжение мысли автора (варианты предлагают ученики); – ответы на вопросы к упражнению; – формулирование темы урока: «Язык как средство общения». 4. Уточнение и запись темы урока: – чтение текста упр. 2 (самостоятельно учащимися) и обсуждение прочитанного; – уточнение темы урока; – запись темы урока на доске и в тетрадях.   Личностные результаты: 1. интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности; 2.осознание ценности русского языка как явления культуры, основного средства выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.     Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; 2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  
  IV. Наблюдение над языком как средством общения.   1. Анализ жизненных ситуаций (работа в группах). – Обсудите и сравните две ситуации, сделайте выводы. Группы под №1 (задания представлены на карточках). а) – Вы думаете о том, как закончится ваш первый учебный день? Расскажите, о чём вы подумали.   – А теперь постарайтесь подумать о чём­нибудь без слов, так, чтобы мысль «думалась», а в голове не было никаких слов, никаких предложений. Получилось? б) – Кошка охотится за мышкой и, возможно, даже представляет, как она её схватит и начнёт с ней «играть». Думает ли она при этом, например, о том, что мышка совсем не хочет быть пойманной, что мышки как грызуны приносят вред и пр.?   Предполагаемые выводы: способность думать не только о конкретном предмете, а обо всех предметах, действиях, качествах присуща только человеку. Животное «мыслит» инстинктами. Понимать мир, жизнь, самого себя можно только с помощью языка.   Запись в тетради: Человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка. Группы под №2. а) Утка ведёт утят на пруд. «Кря­кря!» – сказала она. И все утята вслед за ней бегом в воду. Говорит ли утка на самом деле? (Нет, её «кря­кря» – врождённое поведение. Утка не могла действовать по­другому, не могла, например, предупредить утят, что в пруду их ждёт опасность – старая зубастая щука, что у правого берега есть быстрый водоворот и там опасно плавать и пр. Она не говорит, не пользуется языком.)     б) Во дворе дома встретились два приятеля. – На! – сказал один и протянул другому яблоко. – На! – сказал второй, откусив от яблока хороший кусок. – Можно ли сказать, что они пользовались языком? А какой «язык» им помог? – Продолжите диалог, чтобы в нём проявилось использование языка.   Вывод. Животные общаться не могут, они обмениваются сигналами. Пользоваться языком – значит высказывать мысли, обмениваться ими. Язык позволяет людям общаться, сообщать мысли друг другу.   Запись в тетради: Язык позволяет людям общаться, высказывать мысли. 2. Подведение итогов наблюдений. – Сравните выводы, сделанные в каждой группе. Близки ли они?   Заключительное слово учителя. – Все ситуации, которые мы с вами обсуждали, были серьёзными, и выводы у нас получились тоже серьёзные, научные. А сейчас послушайте шутливую историю – басню Лафонтена «Мельник, его сын и осёл», пересказанную М.В. Ломоносовым, и попробуйте сделать свой вывод о языке как средстве общения: может быть, серьёзный, может быть, нет.   Послушайте, прошу, что старому случилось, Когда ему гулять за благо рассудилось. Он ехал на осле, а следом парень шёл; И только лишь они с горы спустились в дол, Прохожий осудил тотчас его при встрече: «Ах, как ты малому даёшь бресть столь далече?» Старик сошёл с осла и сына посадил, И только лишь за ним десяток раз ступил, То люди начали указывать перстами: «Такими вот весь свет наполнен дураками: Не можно ль на осле им ехать обоим?» Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним. Однако чуть минул местечка половину, Весь рынок закричал: «Что мучить так скотину?» Тогда старик осла домой поворотил И, скуки не стерпя, себе проговорил: «Как стану я смотреть на все людские речи, То будет и осла взвалить себе на плечи». (Эта басня Лафонтена была положена в основу известного стихотворения С. Маршака «Мельник, мальчик и осёл».) Коммуникативные УУД: 1. слушать и понимать других; 2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.   Познавательные УУД: 1. преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, рисунок, задачу и т.д.); 2. делать обобщения, формулировать выводы.    
  V. Подведение итогов.   – Проиллюстрируйте сделанный вами вывод о роли языка в общении любым возможным для вас способом: схема, рисунок, рассказ, стихотворение, задача и т.п. Вывод может быть представлен от каждой группы.  
  VI. Домашнее задание.     Составить устно небольшой рассказ­повествование на одну из предложенных тем (задания после определения в рамке).    

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...