М/п: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях), извлекать информацию из разных источников (текста, рисунков, условных обозначений, схемы и т.д.).
М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
1ЛР: менять стратегию чтения в зависимости от вида чтения, находить главную мысль в текстах о языке и слове, интерпретировать содержание.
2ЛР: выявлять отличия языка от других средств общения, в том числе у животных.
7ЛР: осознавать язык как часть культуры и национального достояния.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД, технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Актуализация умений читательской деятельности на основе вступительной статьи «Как работать с учебником?» и содержания учебника.
1.Рассматривание учебника.
Беседа.
– Что можете сказать об учебнике? об авторах?
– Откройте с. 9 и прочитайте, кому посвящён учебник.
– Кого бы вы назвали своим учителем русского языка? (Совсем не обязательно такой учитель для ребят – школьный педагог, важно вывести их на разговор о том, у кого они учатся русскому языку: у писателя, у бабушки, у родителей, у книг и пр.).
2. Выборочное чтение статьи «Как работать с учебником?»
– Просмотрите заголовкивопросы. Известны ли они вам?
– Вспомните (предположите), о чём говорится в каждой из частей? (О целях обучения русскому языку, открытии новых знаний – проблемном диалоге, условных обозначениях.)
– Что обозначают цветные кружки рядом с заданиями? (Виды заданий, которые будут развивать разные умения.)
– Как называются эти умения?
– Какой новый вид заданий вам будет предложен в 5м классе? (Задания с применением разных групп умений, которые обозначены цветным кружком.)
– Обратите внимание на условные обозначения.
– Какие знаки могут встретиться около слов?
– Знакомы ли они вам? (Те же были в учебниках для начальной школы.)
3.Обсуждение содержания учебника.
– Просмотрите рубрику «Что ты будешь изучать и чему учиться в этом году». Какие понятия кажутся знакомыми? Какие – новыми?
– Изучения какого раздела вы ждёте и почему?
– Как строится учебник? Откройте содержание. Просмотрите названия, выделенные крупным шрифтом.
– Какое понятие лежит в основе изучения русского языка в 5м классе? (Слово.)
4. Решение проблемной задачи.
Английский писатель XVIII века Дж. Свифт в своём романе о путешествиях Гулливера («Путешествие в Лапуту…») рассказал о проекте одного учёного:
«…Проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этого проекта ссылался, главным образом, на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло и лёгкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть только названия вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний…Единственным его неудобством является то обстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре…Зато великим преимуществом этого языка является его международный характер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более или менее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могут легко объясняться с иностранными королями или министрами, язык которых им совершенно неизвестен».
– Что вы думаете об этом проекте? Попробуйте объяснить, почему в основе курса русского языка у авторов учебника лежит слово.
5. Оформление тетрадей.
Учитель сообщает детям, что так же, как и в начальной школе, после записи числа и «Классная работа» нужно пропускать две строчки, поскольку тему урока они будут открывать и формулировать самостоятельно. Запись темы возможна на любом этапе урока.
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях;
2. извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.
Духовно-нравственное воспитание:
воспитание нравственного чувства, этического отношения к языку и его носителям.
III. Введение в тему урока.
1.Чтение и обсуждение названия введения.
– Что значит изучать русский язык?
– А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще?
– Что вы можете сказать о ситуации, описанной писателем А. Дороховым?
Серёжа вернулся из кино.– Что, хорошая была картина? – спросил я.– Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, потом, понимаете… Ну, словом, просто клёво… Понимаете?Но я не понимал.
2. Контрольное списывание (текст представлен на слайде или доске, (можно использовать материал предметного диска – контр. спис. к введ.):
Тихо шелестят листья. Отсюда виден ближайший лес. Первый луч солнца пробежал по небу. На воде закачались отблески света.
а) Самостоятельное чтение текста.
б) Последующее обсуждение.
– Почему это текст? Докажите, опираясь на информацию в рамке (упр. 3, 1–2й абзацы).
в) Определение типа текста.
– Что вы представили после прочтения текста?
Важно обратить внимание ребят на то, что все читали один текст, а в результате каждый представил, увидел, нарисовал словами чтото своё.
– К какому типу речи можно отнести этот текст?
– Сравните свои выводы с текстом в рамке (упр. 3, текст в рамке о типах речи читается дальше).
– Смог бы так описать раннее утро Серёжа из рассказа А. Дорохова?
г) Списывание с доски (проверяется умение списывать текст целыми предложениями). Взаимопроверка.
д) Возвращение к обсуждаемой теме.
– Можете ли вы после выполнения работы сформулировать новый аргумент в защиту необходимости изучения русского языка?
– Прочитайте информацию о русском языке в рамке под рубрикой «О чём ты узнаешь».
– Сформулируйте общий вывод о важности изучения русского языка.
3.Мотивирующий приём «актуальность».
Выполнение упр. 1:
– чтение отрывка учителем;
– продолжение мысли автора (варианты предлагают ученики);
– ответы на вопросы к упражнению;
– формулирование темы урока: «Язык как средство общения».
4. Уточнение и запись темы урока:
– чтение текста упр. 2 (самостоятельно учащимися) и обсуждение прочитанного;
– уточнение темы урока;
– запись темы урока на доске и в тетрадях.
Личностные результаты:
1. интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности;
2.осознание ценности русского языка как явления культуры, основного средства выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;
2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Наблюдение над языком как средством общения.
1. Анализ жизненных ситуаций (работа в группах).
– Обсудите и сравните две ситуации, сделайте выводы.
Группы под №1
(задания представлены на карточках).
а) – Вы думаете о том, как закончится ваш первый учебный день? Расскажите, о чём вы подумали.
– А теперь постарайтесь подумать о чёмнибудь без слов, так, чтобы мысль «думалась», а в голове не было никаких слов, никаких предложений. Получилось?
б) – Кошка охотится за мышкой и, возможно, даже представляет, как она её схватит и начнёт с ней «играть». Думает ли она при этом, например, о том, что мышка совсем не хочет быть пойманной, что мышки как грызуны приносят вред и пр.?
Предполагаемые выводы: способность думать не только о конкретном предмете, а обо всех предметах, действиях, качествах присуща только человеку. Животное «мыслит» инстинктами. Понимать мир, жизнь, самого себя можно только с помощью языка.
Запись в тетради:
Человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка.
Группы под №2.
а) Утка ведёт утят на пруд. «Крякря!» – сказала она. И все утята вслед за ней бегом в воду. Говорит ли утка на самом деле? (Нет, её «крякря» – врождённое поведение. Утка не могла действовать подругому, не могла, например, предупредить утят, что в пруду их ждёт опасность – старая зубастая щука, что у правого берега есть быстрый водоворот и там опасно плавать и пр. Она не говорит, не пользуется языком.)
б) Во дворе дома встретились два приятеля.– На! – сказал один и протянул другому яблоко.– На! – сказал второй, откусив от яблока хороший кусок.
– Можно ли сказать, что они пользовались языком? А какой «язык» им помог?
– Продолжите диалог, чтобы в нём проявилось использование языка.
Вывод. Животные общаться не могут, они обмениваются сигналами. Пользоваться языком – значит высказывать мысли, обмениваться ими. Язык позволяет людям общаться, сообщать мысли друг другу.
Запись в тетради:
Язык позволяет людям общаться, высказывать мысли.
2. Подведение итогов наблюдений.
– Сравните выводы, сделанные в каждой группе. Близки ли они?
Заключительное слово учителя.
– Все ситуации, которые мы с вами обсуждали, были серьёзными, и выводы у нас получились тоже серьёзные, научные. А сейчас послушайте шутливую историю – басню Лафонтена «Мельник, его сын и осёл», пересказанную М.В. Ломоносовым, и попробуйте сделать свой вывод о языке как средстве общения: может быть, серьёзный, может быть, нет.
Послушайте, прошу, что старому случилось,Когда ему гулять за благо рассудилось.Он ехал на осле, а следом парень шёл;И только лишь они с горы спустились в дол,Прохожий осудил тотчас его при встрече:«Ах, как ты малому даёшь бресть столь далече?»Старик сошёл с осла и сына посадил,И только лишь за ним десяток раз ступил,То люди начали указывать перстами:«Такими вот весь свет наполнен дураками:Не можно ль на осле им ехать обоим?»Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним.Однако чуть минул местечка половину,Весь рынок закричал: «Что мучить так скотину?»Тогда старик осла домой поворотилИ, скуки не стерпя, себе проговорил:«Как стану я смотреть на все людские речи,То будет и осла взвалить себе на плечи».
(Эта басня Лафонтена была положена в основу известного стихотворения С. Маршака «Мельник, мальчик и осёл».)
Коммуникативные УУД:
1. слушать и понимать других;
2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, рисунок, задачу и т.д.);
2. делать обобщения, формулировать выводы.
V. Подведение итогов.
– Проиллюстрируйте сделанный вами вывод о роли языка в общении любым возможным для вас способом: схема, рисунок, рассказ, стихотворение, задача и т.п.
Вывод может быть представлен от каждой группы.
VI. Домашнее задание.
Составить устно небольшой рассказповествование на одну из предложенных тем (задания после определения в рамке).