Особенности подготовки и тактические приемы допроса подозреваемых и обвиняемых в конфликтных ситуациях (заявивших о своем алиби, дающих ложные показания, отказавшихся от дачи показаний и др.).
Конфликтная ситуация допроса без строгого соперничества складывается тогда, когда между интересами следователя по получению искомой им информации и интересами допрашиваемого по ее передаче следователю нет принципиальных противоречий. Лицо обладает информацией и желает ее передать, однако могло воспринять ее с непреднамеренными искажениями и (или), также добросовестно заблуждаясь, искажает ее, передавая следователю. Следователь должен выяснить у допрашиваемого: а) условия наблюдения им обстоятельств, б) роль допрашиваемого в событии, о котором он дает показания, в) его состояние в момент этого события, г) не страдает ли он какими-то болезнями и не имеет ли субъективных особенностей, которые могли сказаться на точности восприятия им обстоятельств, д) не влияет ли время, прошедшее с момента события, о котором допрашиваемый дает показания, на точность передаваемой им информации. Со строгим сопреничеством: 1) доходчиво объяснить и убедить допрашиваемое лицо в неправильности выбранной линии защиты. Иногда полезно умышленно вызвать возражения со стороны допрашиваемого лица, что может побудить его занять активную позицию и вынудить давать показания, пусть даже и ложные. Давая ложные показания, обвиняемый (подозреваемый) будет вынужден осветить обстоятельства произошедшего. 2) использование следователем противоречий между соучастниками преступления, каждый из которых, с одной стороны, боится дать показания первым, а с другой – опасается, что его опередят подельники. С следователь должен выбрать «слабое звено», нейтрализовать опасение давать показания первым, усилить у него беспокойство о том, что можно опоздать с признанием.
3) При даче ложных показаний «установка на ложь» успешнее всего преодолевается с помощью доказательств, предъявляемых в ходе допроса. 4) Если доказательств достаточно, то прежде всего нужно допросить об обстоятельствах, связанных с каждым из предъявленных доказательств, лишив его таким образом возможности в дальнейшем опорочить эти доказательства. Совокупность доказательств следует предъявлять в их логической последовательности. Обычно вначале - доказательства, относящиеся к второстепенным обстоятельствам, а затем – более значительные, может быть избрана и обратная последовательность. Последовательность может быть нарушена для использования внезапности в целях усиления впечатления от предъявления одного из решающих доказательств. 5) Если в совокупности доказательств имеются пробелы, то - решить две задачи: не дать подозреваемому догадаться об этом и попытаться в ходе допроса получить информацию, способную восполнить пробелы. Создать у допрашиваемого лица «преувеличенное представление об объеме собранных доказательств». Используя свою осведомленность о каком-либо второстепенном обстоятельстве, следователь ставит вопросы таким образом, что допрашиваемое лицо приходит к мнению: что это единственное, что неизвестно следствию, а все остальное уже тайной не является. 6) Такое же впечатление у подозреваемого, обвиняемого может сложиться, если следователь, выслушав показания, противоречащие материалам дела, описывает механизм произошедшего события, используя при этом неполные данные и создавая впечатление о несущественности тех обстоятельств, которые ему еще неизвестны. - допустим только после свободного рассказа допрашиваемого лица. 7) Если доказательств недостаточно - можно использовать возникающие в показаниях противоречия и проговорки. 8) косвенный допрос- следователь задает ряд других, менее опасных с точки зрения допрашиваемого вопросов. Ответы на них зачастую помогают следствию найти и ответ на замаскированный вопрос.
9) Эффектны приемы, рассчитанные на выявление «преступной осведомленности» - не имеющие отношения к делу документы, фотографии, протоколы следственных действий, рассматриваемые следователем во время допроса, нередко принимаются подозреваемым, обвиняемым за изобличающие его доказательства. 10) разъяснение возможностей криминалистической техники. Приемы эмоционального воздействия применяются либо самостоятельно, наиболее распространенными среди них являются: 1) разъяснение подозреваемому, обвиняемому противоправности содеянного и его тяжких последствий. 2) ознакомление подозреваемого, обвиняемого с правовыми последствиями чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления. 3) активизация положительных качеств подозреваемого, обвиняемого. Особенности подготовки и тактики допроса несовершеннолетних. Возрастные особенности: 1) меньший, чем у взрослых, объем знаний; 2) меньшую способность к сосредоточенному вниманию; 3) повышенную внушаемость; 4) менее развитые аналитические способности при восприятии и оценке обстоятельств; 5) тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого; 6) эмоциональность суждений и действий. Необходимо также учитывать, что: 1) несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознавать событие в целом и не всегда могут выделить в нем главное (при этом они обращают внимание лишь на те явления и факты, которые им интересны или произвели на них сильное эмоциональное впечатление); 2) они чаще взрослых допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий; 3) несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, явления и факты и цепко держат в памяти и точно воспроизводят лишь те моменты, которые их заинтересовали; 4) поведение несовершеннолетнего во время допроса зачастую обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей самостоятельности и значимости, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения
Необходимо помнить, что показания несовершеннолетнего должны соответствовать уровню его психолого-возрастного развития. Гладкость, заученность показаний, употребление слов и оборотов, не свойственных возрасту ребенка, и некоторые другие признаки должны насторожить следователя. Понятие, виды и задачи обыска. Психологические и этические основы обыска. Обыск — в уголовном процессе следственное действие, состоящее в обследовании помещений либо лиц (личный обыск) в целях обнаружения предметов (документов), имеющих какое либо значение для уголовного дела. В ходе обыска могут и должны решаться следующие задачи: 1) отыскание и изъятие орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и документов, которые могут иметь значение для дела; 2) обнаружение разыскиваемых лиц (преступников и граждан, взятых в заложники); 3) отыскание трупа или его частей; 4) выемка имущества, на которое может быть наложен арест для обеспечения конфискации или возмещения причиненного преступлением материального ущерба; 5) поиск и изъятие предметов и документов, запрещенных к обращению (незаконно хранящиеся оружие и боеприпасы, наркотические средства, ядовитые вещества и др.). По характеру обыскиваемых объектов можно выделить личный обыск; обыск помещений; обыск участков местности. По последовательности производства обыск может быть первичным и повторным. В зависимости от числа обыскиваемых мест возможны единичный и групповой обыски. В ходе обыска субъекты, участвующие в поисках, обязаны строго соблюдать этические нормы. Этическая сторона производства обыска настолько значима, что ряд нравственных требований к этому следственному действию предусмотрен уголовно-процессуальным законодательством. Следователь не имеет права прибегать к действиям, унижающим достоинство личности обыскиваемого, он обязан обеспечить неразглашение обстоятельств частной жизни лица, его личной и семейной тайны, а также обстоятельств частной жизни других лиц. Личный обыск может производиться только лицом того же пола и в присутствии понятых того же пола. Обыск, как правило, не может проводиться в ночное время. Ряд требований к поведению следователя обусловлен нормами морали: тактичность, избежание грубых выпадов, конфликтных ситуаций, пренебрежительного отношения к обыскиваемым.
При обыске используются рекомендации психологов, в которых учитываются как особенности поведения лиц, проводящих поисковые действия, так и психологические аспекты поведения обыскиваемых. Следователю необходимо знать следующие психологические правила обыска: - не приступать к обыску уставшим, так как необходимо сохранять полную уверенность в успешном осуществлении обыска, уметь максимально сосредоточиться, иметь высокий уровень трудоспособности; - обращать внимание на объекты, внешний вид и местонахождение которых выходят за пределы нормы (банка с краской - на книжной полке, зонтик - в спальне и т.д.); не оставлять без внимания объекты, кажущиеся непригодными для сокрытия искомых предметов; - учитывать психологию обыскиваемого; - не допускать конфликтов с обыскиваемым лицом, но также избегать другой крайности - излишней близости и панибратства (за исключением случаев когда это оправдывается в качестве тактического приема). Все необходимые контакты рекомендуется осуществлять вежливо и сдержанно; - устранять отвлекающие внимание факторы (ненужное хождение, суетливость участников обыска, посторонние разговоры и т.п.), а также вести незаметное наблюдение за обыскиваемым и членами его семьи; - использовать психологический прием "словесная разведка"; - принимать меры к снижению утомляемости при проведении обыска (одному обыскивающему не следует длительное время обследовать однообразные предметы - необходимы перерывы для отдыха). Для того чтобы обыск был результативным, необходимо сформировать сведения об искомых предметах с учетом их вида. Знание таких особенностей понадобится при построении версии, где, в каком месте может быть спрятан данный предмет, разбирается ли он на части, могут ли быть изменены его форма, размеры, внешний вид. Знание предмета и его природы должно учитываться при обнаружении следов, возникающих в результате уничтожения самого предмета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|