Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегии выхода предприятия на рынок конечных потребителей.

Существует несколько основных стратегий выхода на рынок. Особенно широкое их применение характерно для рынков товаров массового спроса, однако основные положения той или иной стратегии могут быть использованы и при работе на рынке товаров производственного назначения.

1 Стратегия контрольной точки.

Стратегия заключается в достижении целевой прибыли при заданных объёмах сбыта или заданной цене товара. Объём, позволяющий достичь целевой прибыли при установленной цене называется контрольной точкой. Метод основан на анализе безубыточности производства. Предприятие строит зависимости затрат (переменных, постоянных и суммарных) от объёма производства, а также кривую дохода от реализации товара при заданных ценах. Точка пересечения кривой суммарных затрат предприятия и дохода от реализации и будет являться точкой безубыточности. Сложность этой стратегии заключается в расчётах, когда надо определить объём продаж.

Эта стратегия используется фирмами Дженерал Моторс, Эппл, Байер.

2 Стратегия «снятия сливок». Она заключается в последовательном привлечении разных сегментов рынка.

Первоначально фирма устанавливает максимально высокую цену на товар. Товар позиционируется как уникальный, проводится рекламная кампания, и сегмент покупателей с высоким уровнем дохода, готовых платить повышенную цену за эксклюзивность покупки, первым приобретает данный товар. Когда начальная волна спроса спадает, фирма снижает цены, немного изменяет рекламу, привлекая таким образом следующий сегмент потребителей, и т.д. Суть стратегии – максимизировать краткосрочную прибыль в условиях низкой конкуренции, когда другие фирмы не могут предложить аналогичный товар.

Для успешной реализации необходимо:

- товар должен быть уникальным

- издержки мелкосерийного производства на первоначальном этапе должны быть не очень высоки;

- низкий уровень конкуренции;

- наличие финансовых резервов для рекламы на начальном этапе и роста производства в дальнейшем.

Эта стратегия считается наиболее оправданной в том случае, если жизненный цикл товара относительно короткий. Обычно эта стратегия применяется в отношении товаров длительного пользования и высокотехнологических. Классическим примером использования стратегии являются фирмы ИБМ, «Эппл» в нач. 1980-х гг, корпорации «Тексас Инструментс».

3 Стратегия внедрения товара на рынок. Она ещё называется стратегией прорыва или ценообразованием вытеснения. Заключается она в установлении фирмой предельно низкой цены на товар, иногда ниже себестоимости, при выходе на рынок с целью завоевать значительную его долю и снизить себестоимость товара за счёт реализации эффекта масштаба производства. Стратегия считается достаточно рискованной, т.к. рассчитана на длительный период и возможно более высокую конкуренцию.

Для успешной реализации необходимы следующие условия:

- высокая ёмкость рынка, эластичный спрос, потенциальная возможность экономии на масштабах производства;

- длительный жизненный цикл товара, сегмент дорогих аналогичных товаров насыщен;

- основные фонды для наращивания производства, финансовые ресурсы;

- низкие цены при высоком уровне конкуренции делают рынок непривлекательным для других фирм.

Примерами применения такой стратегии могут служить действия японских производителей микрокалькуляторов и автомобилей при внедрении на американский рынок, в том числе фирм «Сони», «Тойота».

Отрицательным последствием использования этой стратегии является ценовая война. Для увеличения доли рынка фирма снижает цены на свою продукцию; доли рынка конкурентов падают и они тоже идут на снижение цен, в результате устанавливается рыночное равновесие с иным, более низким уровнем цен.

4 Стратегия, основанная на воспринимаемой ценности товара. Она опирается на знание и понимание конечного использования товара и восприятия его потребителем. Главная идея стратегии заключается в том, что покупатель сравнивает затраты на товар не с экономической, а с субъективной ценностью данного товара, и цена при этом должна обеспечивать наилучшее соотношение достоинств товара и затрат данного потребителя на него. Стратегия ориентируется на спрос как на главный фактор ценообразования и на неценовые методы конкуренции.

Фирме необходимо выявить ценностные представления потребителей в отношении данного товара, его свойств и полезности. Проблема состоит в том, что определить субъективное восприятие товара потребителем очень сложно.

Эта стратегия подходит прежде всего для предметов роскоши, парфюмерии, косметики. Она была использована корпорацией «Форд Моторс» при выпуске автомобилей «Мустанг».

5 Стратегия реализации группы товаров. Можно выделить 2 типа стратегии реализации группы товаров: продажа взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.

Наиболее распространённая стратегия продаж взаимозаменяемых товаров состоит в определении товарных групп и ценовых линий. Производится несколько модификаций товара (например, низкого, среднего, высокого качества). Устанавливается диапазон цен для каждой группы. Это ценовые линии, которые позволяют предприятию, выпуская с некоторыми изменениями один и тот же товар, охватить максимальное количество рыночных сегментов.

Также необходимо учитывать эффект каннибализма – ситуацию, когда один товар производства данной фирмы конкурирует с товаром этой же фирмы.

Факторы, влияющие на выбор стратегии.

1 макроэкономические показатели и характеристики страны, такие, как денежно-кредитная политика государства, налогообложение и таможенное регулирование, уровень инфляции и т.п.

2 при выходе на внешний рынок важно также учитывать деятельность различных международных организаций, действия межгосударственных соглашений.

3 важно учитывать характеристики конкретного рынка, его структуру и тип конкуренции, особенности продаваемого товара.

4 необходимо определять эластичность спроса. Эластичность – это скорость изменения спроса на данный товар в зависимости от изменения цены на этот товар, на аналогичный или любой иной товар, а также в зависимости от изменения дохода покупателя.

Особое место при выборе стратегии занимает учёт затрат на производство и реализацию продукции фирмы на рынке. При проведении любой стратегии на любом рынке фирма в конечном итоге должна получить прибыль, поэтому построение стратегии невозможно без рассмотрения величины и структуры затрат на производство.

Основа учёта затрат – калькуляция себестоимости продукции – является и его основной проблемой. Ключевой вопрос анализа затрат – построение системы их учёта. Система должна прежде всего предоставлять точную информацию по всем видам затрат, позволяющую провести калькуляцию себестоимости товара и её анализ.

Выделяют 4 основных метода учёта и калькуляции затрат.

1 Простое отражения затрат. Производственные затраты отражаются по принципу бухгалтерского учёта – затраты учитываются по статьям бухгалтерского учёта или местам их возникновения. Метод очень прост в реализации, но с точки зрения управленческого учёта не предоставляет необходимой информации, на его основе сложно проводить какой бы то ни было анализ.

2 Метод стандарт-кост (standard cost). Учёт и калькуляция затрат производится по уточнённым, детализированным статьям калькуляции. По каждой статье устанавливается определённый норматив, далее учёт производится по отклонениям реальных затрат от нормативных. При использования метода сразу можно проанализировать затраты, разработать меры по снижению себестоимости и оперативно проконтролировать их эффективность. На базе этого метода возникла система управления по отклонениям.

Проблемой калькуляционного учёта по отклонениям является система норм. Очень сложно определить экономически и технологически оправданные нормы. При определении норм нельзя опираться на прошлый опыт. Так как его нельзя рассматривать как научно обоснованный (реальные затраты труда, например, могут быть завышены в силу неэффективной организации производства), кроме того, фактические затраты существующих производственных процессов нельзя использовать при смене технологии. Если же использовать расчётные нормы, то их определение – процесс трудоёмкий и дорогой. Предлагается также использовать не нормы, а лимиты затрат по калькуляционным статьям.

3 Метод сокращённых затрат, или маржинал-кост – учёт только переменных затрат. Здесь исходят из предположения, что невозможно точно определить объём косвенных расходов, которые должны быть отнесены на тот или иной вид продукции. Кроме того, при смене номенклатуры выпускаемой продукции на существующих основных фондах постоянные издержки не меняются, следовательно, поиск оптимальной структуры выпуска необходимо проводить на основании только прямых расходов. При условии, что в краткосрочном плане цена товара постоянна, такой метод оправдан.

Метод маржинал-кост служит основой метода расчёта цены по предельным издержкам. В целом метод предельных издержек можно определить как метод определения цены без учёта косвенных расходов. Применяется преимущественно при реализации продукции на нескольких рынках при наличии свободных производственных мощностей. Так, например, если предприятие активно реализует продукцию на внутреннем рынке и прибыльно, но существует возможность расширения производства без дополнительных капитальных затрат, то предприятие может попытаться экспортировать продукцию.

4 Стандарт-маржинал-кост. Представляет собой объединение двух предыдущих методов – управление сокращёнными затратами с учётом нормативов.

В многономенклатурном производстве для определения структуры выпуска продукции используется ещё метод калькуляционного выравнивания.

Рассмотрим пример.

! Фирма производит и продаёт три вида продукции: А, В и С. Постоянные издержки фирмы равняются 70 000 ден. ед. При этом прямые издержки на товар А составляют 8 ден. ед., на товар В – 6 ден. ед. и на товар С – 5 ден. ед. Цена на товары соответственно равна 9, 10, 11 ден. ед. Если рассматривать товары А, В и С безотносительно объёмов реализации, то при возникновении вопроса о снятии с производства одного вида продукции целесообразно начинать с товара А. однако если при этом объём реализации товара А составляет 20 тыс. штук, товара В – 3 тыс. штук, а товара С – 5 тыс. штук, то решение о сокращении товара А, приносящего максимальный валовой доход, уже не так очевидно. Наоборот, исключение из производственной программы товара А приведёт к резкому росту доли постоянных издержек в себестоимости товаров В и С, что в свою очередь вызовет сокращение прибыльности производства, иногда до убыточного уровня. Для принятия верного решения необходимо рассмотреть параметры рынка всех трёх товаров, спрос и возможности его расширения.

Разработкой и последовательной реализацией мероприятий в соответствии с выбранной стратегией работа не ограничивается. Необходимо постоянно отслеживать состояние рынка, целевых сегментов, образа товара. Нужно учитывать влияние теории «жизненного цикла товара», согласно которой товар последовательно проходит четыре стадии жизни. На первой стадии – внедрение – рынок данного товара характеризуется небольшим объёмом продаж, основная масса покупателей не знает о товаре, товар приобретаю преимущественно покупатели-новаторы, прибыль, получаемая от реализации, близка к нулю или отрицательна. Далее, если первые продажи проходят успешно, число покупателей данного товара увеличиваются, объём продаж растёт быстрыми темпами, реализация товара становится прибыльной – это этап роста. На следующем этапе – зрелости – объём продаж стабилизируется, есть повторные закупки, большинство покупателей хорошо информированы о товаре, усиливается конкуренция, на рынке продаются аналогичные товары. Наконец, этап спада – товар устаревает, появляются более совершенные товары того же функционального назначения, объём реализации падает прибыль.

Каждый товар или группа товаров может иметь свой особенный жизненный цикл. Он может быть короче обычного, как, например, в случае возникновении моды на тот или иной товар, или продлён вследствие, например, активных маркетинговых мероприятий, или за стадией небольшого спада снова следует стадия роста. Но, например, предметы роскоши практически не подвержены влиянию теории жизненного цикла.

Тем не менее при разработке и реализации стратегии выхода на рынок конечных потребителей продукции рекомендуется учитывать, на какой стадии жизненного цикла товар находится в этот момент.

Для прогнозирования реакции конкурентов можно проанализировать их текущее положение и интересы, финансовые и производственные возможности. Вероятность, что конкуренты вообще не среагируют на изменения, проводимые фирмой, тем выше, чем большее количество фирм оперирует на данном рынке, меньше информированность покупателей о товаре, больше товарозаменителей. При этом конкуренты скорее последуют за снижением цен, чем за их повышением.

Реакция покупателей как на снижение, так и на повышение цен может быть неоднозначной. В случае повышения цен потребители могут связать его с высоким спросом на товар. Хорошим качеством товара, повышенной ценностной значимостью и решить, что вскоре цена ещё больше возрастёт. Однако в отношении товаров производственного назначения повышение цены может быть рассмотрено как желание продавца получить дополнительную прибыль, что не является с точки зрения покупателя справедливым. В случае понижения цен покупатели могут решить, что товар плохо продаётся, качество товара снизилось, у продавца возникли финансовые проблемы.

При изменении цен можно использовать скрытые и явные скидки. Скидки позволяют проводить более гибкую ценовую политику, не меняя стратегии в целом.

Так же скрыто можно провести и повышение цен, снижая качество товара или объём стандартной упаковки, удешевляя саму упаковку, снижая объём и качество услуг по послепродажному обслуживанию товара. Можно пополнить ассортимент более дешёвыми моделями, создав некоторый дефицит на обычные.

При изменении ценовой политики и в целом стратегии реализации товара рекомендуется отдавать предпочтение скрытым изменениям, если существует достаточно высокая вероятность негативного отношения покупателей к данным изменениям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...