Управления энергосбережением в Республике Беларусь
2.1 Структура управления энергосбережением в Республике Беларусь Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь. Основной механизм государственного управления — создания законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального использования ТЭР. Уполномоченный им республиканский орган государственного управления в сфере энергосбережения — Министерство энергетики республики Беларусь проводит государственную политику в этой области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики.Государственным органом, осуществляющим межведомственный и независимый надзор за рациональным использованием ТЭР, является Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации при Совете Министров Республики Беларусь. Департамент по энергоэффективности имеет областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.При Департамент по энергоэффективности работает координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов, а также экспертный совет по энергоэффективности.В облисполкомах, гoр- и райисполкомах предусмотрены штатные единицы ответственных за энергосбережение, в министерствах и ведомствах — отделы или ответственные за энергocбережение. Основными задачами Департамента по энергоэффективности являются:
– проведение государственной политики в сфере энергосбережения, регулирование деятельности, направленной на эффективное использование и экономию ТЭР в народном хозяйстве Республики Беларусь; – осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии объединениями, предприятиями, учреждениями независимо от их форм собственности и ведомственной подчинённости. В соответствии с этими задачами Департамент по энергоэффективности организует разработку и реализацию мер по энергосбережению, участвует в реализации инвестиционной политики, исходя из приоритетных направлений развития экономики Республики Беларусь. Он разрабатывает критерии оценки эффективности использования ТЭР на территориальном и отраслевом уровне и в установленном порядке вносит предложения: – по внедрению экономических механизмов стимулирования эффективного использования научно-технического, промышленного, энергетического и трудового потенциала для реализации государственной энергосберегающей политики; – по определению основных целевых показателей по энергосбережению на основе важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики; – по повышению энергоэффективности народного хозяйства республики. Департамент по энергоэффективности принимает участие в разработке республиканских, отраслевых и территориальных топливно-энергетических балансов, выступает заказчиком НИОКР в сфере энергосбережения, организует разработку концепций и республиканских программ по энергосбережению, согласовывает соответствующие отраслевые, областные и Минскую городскую программы и контролирует их реализацию. Он также принимает участие в разработке проектов республиканских программ создания новых технологий техники в части энергосбережения, организует проведение работ по развитию и использованию нетрадиционных источников энергии, вторичных энергетических ресурсов, замещению импортируемых видов топлива, участвует в формировании программ производства и внедрения энергосберегающего оборудования, приборов учёта и регулирования потребления ТЭР, в разработке и рассмотрении проектов стандартов норм и правил, относящихся к сфере использования ТЭР. Департамент по энергоэффективности осуществляет и другие функции, предусмотренные законодательством.
Главному государственному инспектору Республики Беларусь в лице председателя Департамента по энергоэффективности, его заместителям, главным государственным инспекторам областей и г. Минска, их заместителям, государственным инспекторам по надзору за рациональным использованием ТЭР предоставлено право: – беспрепятственно посещать (при предъявлении документов) проверяемые объекты; – привлекать специалистов и технические средства предприятий (по согласованию с руководителями предприятий) для выполнения своих служебных обязанностей; – давать обязательные для всех потребителей предписания об устранении фактов нерационального расходования топлива, электрической и тепловой энергии, отсутствия необходимых приборов учёта и регулирования; – составлять протоколы о фактах нерационального использования ТЭР для принятия решений о применении к их потребителям экономических санкций в соответствии с законодательством. В РБ работают государственные предприятия «Белэнергосбережение» и «Белинвестэнергосбережение», которые выполняют работы для предприятий по проектам энергосбережения.
2.2 Нормативно-правовая база энергосбережения в РБ Законодательство Республики Беларусь об энергосбережении состоит из Закона «Об энергосбережении» и иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих вопросы энергосбережения. Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» опубликован 15 июля 1998 г. и более 10 лет не пересматривался законодательным органом, хотя на энергетическом фронте произошли существенные изменения. Очевидно, появление Директивы Президента №3 в 2007 г. было вызвано необходимостью учесть особенности сегодняшнего дня. Однако закон продолжает действовать и во многом он остается актуальным.
В Законе 5 глав: Глава 1. Общие положения (статьи 1–4). Глава 2. Основы государственного управления энергосбережением (статьи 5–17).Глава 3. Экономические и финансовые механизмы энергосбережения (статьи 18–20).Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении (статья 21).Глава 5. Заключительные положения (статья 22).В первой главе определены в сфере энергосбережения: субъекты отношений, основные направления международного сотрудничества, принципы государственного управления. Во второй главе детально рассмотрены основы государственного управления энергосбережением. Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский орган государственного управления.В данной главе определено:– порядок учета топливно-энергетических ресурсов– республиканские, отраслевые и региональные программы энергосбережения– порядок научно-технического обеспечения в сфере энергосбережения;– система прогрессивных норм расхода топлива и энергии;– стандартизация, сертификация и метрология в сфере энергосбережения;– государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;– государственная экспертиза энергетической эффективности проектных решений;– образование и подготовка кадров для сферы энергосбережения;– информационное обеспечение деятельности по энергосбережению. Глава третья посвящена экономическим и финансовым механизмам энергосбережения. В этой главе определяются источники финансирования энергосбережения. Излагается порядок образования и расходования средств фонда «Энергосбережение».К другим основным правовым актам по энергосбережению относятся: – Директива №3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»; – Республиканская программа энергосбережения на 2006–2010 годы;
– Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 процентов объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. № 1680 – Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах и Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г.
2.3 Управление энергосбережением на предприятии
2.3.1 Энергетический менеджмент На предприятии повышение эффективности энергосбережения осуществляется путем внедрения нового оборудования, передовых технологий, совершенствования и модернизации существующего оборудования, широкого использование местных и вторичных ресурсов, что было рассмотрено на предыдущих занятиях. Но есть еще один существенный фактор, а именно правильно организованное управление энергопотреблением, которое строится на современной теории и практике менеджмента и аудита. В нашей стране энергетический менеджмент начал внедряться в практику сравнительно недавно. Он представляет собою сложную структуру идеалов, научных знаний, политических приоритетов, практической стратегии, механизмов планирования, регулирования и реализации всех видов деятельности людей в целях обеспечения эколого-экономической стабилизации. Основная задача его состоит в проведении комплексного анализа энергопотребления и на его основе проведение энергосберегающих мероприятий на предприятии. При осуществлении энергетического менеджмента на предприятии важно задействовать в нем все основные структурные подразделения предприятия. Полную и персональную ответственность за состояние энергетического менеджмента несет руководитель предприятия, главный инженер и главный энергетик. Непосредственно реализацией мероприятий по энергосбережению занимается служба главного энергетика, в составе которой образуется отдел по энергосбережению. Энергоменеджмент включает в себя: – поддерживание тесной связи и взаимодействие с энергоснабжающими организациями; – изучение опыта использования энергии на смежных национальных и международных предприятиях, организацию общения с ними; – выработку стратегии предприятия в области использования ТЭР;
– подготовку предложений по энергосбережению; – разработку энергосберегающих проектов, определение их приоритетности и запуск на исполнение; – создание информационной системы для оперативного контроля и управления производством и потреблением энергоресурсов; – проведение разъяснительно-воспитательной работы со всеми работниками о важности и необходимости энергосбережения. Энергосберегающие мероприятия выполняются по следующим направлениям: – энергетический баланс всего предприятия и его структурных подразделений; – энергетическое обследование; – мониторинг и планирование.
2.3.2 Энергетический аудит — это обследование предприятия с целью сбора информации об источниках энергии, ее удельном потреблении на единицу выпускаемой продукции, разработка рекомендаций и технических решений по снижению энергетических затрат. Он является основным инструментом энергетического менеджмента. Энергетическое обследование предприятий и организаций проводится специализированными организациями, имеющими лицензию Департамента по энергоэффективности на проведение энергоаудита. Энергетический аудит может быть: –предварительным и подробным; –простым или сложным; –разовым; – периодическим или перманентным (непрерывно продолжающийся, постоянный).
Предварительный аудит заключается в анализе потребления энергии определенным участком производства за установленный промежуток времени для определения удельного энергопотребления. Подробный аудит заключается в сборе и записи полной информации о потребленной энергии на каждом участке производства за каждый временной период и в расчетах энергетических балансов и эффективности. Для эффективного про ведения подробного аудита необходимо: – сравнение основных показателей энергопотребления с другими предприятиями отрасли; – обмен опытом с другими предприятиями, занимающимися производствомоднородной продукции. Простой аудит состоит в определении наиболее значимых энергоэффективных мероприятий, внедрение которых позволит получить в короткое время значительный экономический эффект. При сложном аудите выявляются не только внутренние резервы экономии ТЭР, но и влияние различных внешних факторов. Сущность разового аудита может состоять как в проверке расходования отдельных видов, так и всех ТЭР, потребляемых организацией в нестандартных ситуациях (слишком большой расход или, наоборот, малый, значительное отклонение фактического расхода ТЭР на единицу продукции от установленного по норме и др.). Периодический аудит проводится не реже 1 раза в 5 лет, а перманентный продолжается непрерывно с целью недопущения отклонения фактических параметров от установленных нормативными документами. Последовательность энергетического аудита: 1 Подготовка и организация работ. 2 Сбор данных. 3 Измерение. 4 Составление энергетического баланса. 5 Техобслуживание и ремонт. 6 Возможности энергосбережения. 7 План мероприятий. 8 Отчетность. В ходе аудита осуществляется мониторинг, а после его проведения планирование мероприятий по устранению выявленных недостатков в энергопотреблении. Мониторинг и планирование означает сбор данных о потреблении и их сопоставление с основными показателями объема производства. Для того чтобы управлять энергосбережением, необходимо знать величины энергопотребления. Для этого производятся сбор данных о потреблении энергоресурсов, их анализ, составляется отчет и намечается план действий по следующей схеме: – оценка фактического состояния энергоиспользования на предприятии, выявление причин возникновения и определение значений потерь топливно-энергетических ресурсов; – разработка плана мероприятий, направленных на снижение потерь топливно-энергетических ресурсов; – выявление и оценка резервов экономии топлива и энергии; – определение рациональных размеров энергопотребления в производственных процессах и установках; – определение требований к организации по совершенствованию учета и контроля расхода энергоносителей; – получение исходной информации для решения вопросов создания нового оборудования и совершенствования технологических процессов с целью снижения энергетических затрат, оптимизации структуры энергетического баланса предприятия путем выбора оптимальных направлений, способов и размеров использования подведенных и вторичных энергоресурсов.
Порядок проведения энергетического аудита на предприятии. Энергетическое обследование предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории РБ, производится с целью получения общей характеристики предприятия и данных, необходимых для оценки экономии энергоресурсов. Проведение энергоаудита необходимо для любой организации, которая хотела бы контролировать энергозатраты и затраты на коммунальные услуги. Результатом аудита является детальное изучение того, как энергия закупается, распределяется и используется. По данным его проведения выявляется возможность экономии энергоресурсов. Обязательному энергетическому аудиту подлежат субъекты хозяйствования с годовым суммарным потреблением ТЭР более 1,5 тыс. т у. т. Обследование проводится согласно графику, утвержденному соответствующим республиканским органом государственного управления, объединениями, подчиненными СМ РБ, облисполкомами и Минским горисполкомом и согласованному с Департаментом по энергоэффективности. Интервал между энергетическими обследованиями не должен превышать 5 лет. О сроках проведения обследования субъекты хозяйствования извещают за 3 месяца до его начала. В общей характеристике предприятия отражается: – отраслевая принадлежность; – номенклатура продукции и фактические удельные расходы энергоресурсов на ее производство за год, предшествующий началу проведения энергетического обследования; – источники и схема энергоснабжения; – показатели суточных (зимнего и летнего) графиков электрической нагрузки; – доля энергетической составляющей в себестоимости продукции; – организационная структура энергослужбы; – состояние энергетической отчетности (в том числе наличие паспортов оборудования, оперативных журналов, документов внутризаводской отчетности, материалов ранее проведенных обследований). Для оценки эффективности энергоиспользования проводится обследование по следующим семи направлениям: 1 Состояние технического учета: – способы учета (расчетный, приборный, опытно-расчетный); – формы получения, обработки и представления информации о контроле расхода энергии по цехам, участкам, энергоемким агрегатам; – соответствие схемы учета энергии структуре норм; – оснащенность приборами расхода ТЭР (электросчетчики, теплосчетчики, расходомеры газа и жидкого топлива). 2 Состояние нормирования ТЭР: – наличие на предприятии утвержденных в установленном порядке норм расхода энергоресурсов; – охват нормированием статей потребления энергоресурсов; – фактическая структура норм и соответствие ее технологии и организации производства; – динамика норм и удельных расходов за 3 предшествующие обследованию года. 3 Определение резервов экономии энергоресурсов, которые определяются на основании обследования энергопотребляющего оборудования технологических процессов, состояния использования ВЭР. 4 Участие предприятия в регулировании графиков электрической нагрузки энергосистемы: – предусматриваемые мероприятия по использованию энергоемкого оборудования в качестве потребителей-регуляторов; – режим работы предприятия в условиях ограничения мощности энергосистемы в осенне-зимний период. 5 Перечень и краткое описание важнейших оргтехмероприятий по экономии топлива и энергии, намеченных на текущий год планами предприятия и рекомендуемых по результатам проведения целевого обследования. 6 Выявленные источники нерационального расходования энергии и топлива и оценки величины потерь их. 7 Основные показатели, характеризующие состояния энергоиспользования на предприятии. Энергетическое обследование предприятий любой формы собственности является эффективной мерой экономии энергоресурсов. По результатам аудита составляется технический отчет, в котором должны содержаться мероприятия, способствующие рациональному использованию энергоресурсов, сроки окупаемости и количественные параметры экономии, рекомендации и разъяснения по финансированию предложенных мер. Таким образом, энергетический аудит позволяет определить резервы экономии каждого конкретного предприятия. Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения сторон при проведении энергетического аудита, является договор между организацией, проводящей энергетический аудит, и субъектом хозяйствования, на котором он проводится. Стоимость работ по энергетическому аудиту оплачивается за счет средств обследуемых: – хозрасчетных организаций — по статье затрат, относимых на себестоимость продукции, а также за счет республиканского фонда «Энергосбережение»; – бюджетных организаций (при финансировании местных бюджетов) — по смете, согласованной областными или города Минска энергетическими комиссиями (по территориальному признаку). Стоимость работ определяется на основании временного нормативного документа «Порядок определения трудозатрат на проведение работ по энергетическим обследованиям, на разработку энергетических балансов и норм расхода топливно-энергетических ресурсов».
2.3.3 Энергетический баланс Энергетический баланс является основным инструментом энергетического менеджмента и наиболее полной характеристикой энергетического хозяйства предприятия. Важное значение его состоит в том, что он отражает достоверное количественное соответствие между потребностью и приходом ТЭР на данный момент или период времени. При составлении баланса рассматриваются виды потребляемой энергии: электроэнергия, газ, мазут, пар и т. п. Далее производится количественное измерение потребления энергии на все цели, в том числе и потери энергии. Баланс составляется на основании фактического потребления энергии. Для получения данных используются самые различные приборы: счетчики электроэнергии, газа, пара, воды, отопления и т. п. Изучение энергетических балансов дает возможность установить фактическое состояние использования энергии, как на отдельных участках производства, так и по предприятию в целом, выявить резервы экономии энергии. Балансы могут составляться по отдельным энергоносителям, измеряемым соответствующими единицами (джоули, киловатт-часы, тонны условного топлива), и по суммарному потреблению энергоносителей в тоннах условного топлива. В зависимости от назначения энергетические балансы могут характеризоваться следующими признаками: – по назначению — на отчетные и плановые; – по видам энергоносителей — на частные (по отдельным видам топлива и энергии) и сводные; – по объектам изучения — на балансы отдельных видов технологического оборудования, цехов и предприятия в целом; – по принципам составления — на аналитические, синтетические, нормализованные и оптимальные; – по принципам оценки использования топлива и энергии — на энтропийные (энтропия — поворот, превращение: например, процесс превращения топлива в энергию), эксергетические (от греч. ех — приставка, ergon работа: максимально возможная работа, которую может совершить система при переходе из одного состояния в другое). Отчетные балансы отражают фактические показатели производства и потребления энергии и топлива в истекшем периоде и фактический качественный уровень их использования. Плановые балансы являются основной формой планирования энергопотребления и энергопользования на предстоящий период. Аналитические балансы отражают глубину и характер использования подводимых энергоносителей. Они служат основой для оценки энергетической эффективности рассматриваемых процессов, а их показателями являются энергетические коэффициенты полезного действия, определяемые по формуле:
где Эпол — полезная энергия; Эподв — суммарное подведенное к объекту количество энергии; Эвн — энергия, выделяющаяся внутри данного объекта в результате проведения технологического процесса. Если полученные в результате осуществления технологического процесса вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) используются вне его, то коэффициент полезного действия
Оптимальным энергетическим балансом является такой вариант его, при котором объем планируемого выпуска продукции осуществляется с минимальными затратами энергии. Для более достоверной оценки эффективности энергоиспользования сложных систем, включающих электрическую энергию, топливо и тепловую энергию различных параметров, используют эксергетический баланс, с помощью которого определяется работоспособность (эксергия) технологических и энергетических установок. Для составления и анализа энергетического баланса предприятия информация, может быть представлена в виде следующих данных: – общая производственная и энергетическая характеристика предприятия (объемы и номенклатура выпускаемой продукции, ее себестоимость с выделением энергетической составляющей); – описание схемы материальных и энергетических потоков; – перечень и характеристика основного энергоиспользующего оборудования; – данные о расходах энергоносителей; – данные о работах по рациональному использованию энергии на предприятии. Схема материальных и энергетическая потоков сопровождается описанием видов и параметров энергоносителей, состоянием использования вторичных энергетических ресурсов, системы учета и контроля расхода энергии и энергоносителей. Анализ энергетического баланса состоит в качественной и количественной оценке состояния энергетического хозяйства предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|