Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель создания семи округов

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РФ. ПРОЦЕДУРА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО СУБЪЕКТА РФ. НАИБОЛЕЕ ОСТРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО -ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЙОНИРОВАНИЯ.

Административно-территориальное деление (АТД) - наиболее отчетливо различимая, юридически закрепленная форма регионализации общества.

Оно представляет собой разделение территории государства на административно управляемые части (административно-территориальные единицы, ячейки АТД).

В настоящее время Россия (Российская Федерация) включает 85 регионов - субъектов федерации.

Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и три города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург, Севастополь).

Основными процессами изменения АТД являются увеличение или уменьшение числа административных единиц:

n их укрупнение (консолидация мелких единиц в более крупные)

n разукрупнение (дробление, размельчение),

n присоединение к ним участков соседних или отсечение (передача) своих участков территории соседним единицам.

Каждый их типов субъектов РФ имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.

 

Можно выделить следующие наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования.

Спецификой России является районирование на основе двух критериев.

Первый - это административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края).

Второй - национально-территориальное деление (автономные округа, республики). Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий.

Другой важной особенностью территориального деления страны является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других.

Россия, счи­таясь официально (по конституции) федеративным государством, фактически является «асимметричной федерацией», состоящей из неравноправных в политическом и экономи­ческом плане субъектов.

В России сохраняет­ся унаследованное с советских времен край­не сложное и запутанное АТД, включая:

§ «мат­решки» из субъектов федерации («субъект в субъекте» автономные округа в областях),

§ города - субъекты федерации

§ города област­ного, районного подчинения и т.д.

Регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому, природному, и социальном потенциалу, но, тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико-административный статус субъекта федерации.

К тому же, яв­ляясь результатом «ленинско-сталинской на­циональной политики», большинство нынеш­них республик и автономных округов имеет «титульные» народы в меньшинстве.

 

ПРОЦЕДУРА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО СУБЪЕКТА РФ

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (распечатать)

 

1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части.

2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" С изменениями и дополнениями от: 21 июня, 9 сентября 2000 г., 30 января 2001 г., 6 апреля, 5 октября 2004 г., 21 марта 2005 г., 11 апреля 2008 г., 30 апреля 2009 г., 12, 19 января, 7 сентября 2010 г., 2 февраля 2013 г., 21 марта 2014 г.


В мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории страны было образовано семь федеральных округов, каждый из которых стал ареной деятельности одного из семи пол­номочных представителей Президента. Дан­ный документ стал расцениваться многими регионологами как начало новой администра­тивной реформы на пути централизации стра­ны. Также отмечалось, что сетка созданных федеральных округов напоминает больше сет­ку военных округов, чем экономических рай­онов России. «Границы федеральных округов во многом определены политической целесо­образностью, которая не всегда соотносится со стремлением к оптимизации экономичес­кой жизни страны... Но скептические голоса немногочисленных географов и социологов были подавлены мощным потоком заявлений региональных лидеров в поддержку президен­тского курса» .

Центрами федеральных округов стали в основном общепризнанные региональные столицы, хотя в нескольких случаях при вы­боре центров опять же преобладали полити­ческие интересы. Дело в том, что регионы, в центрах которых размещался аппарат Прези­дента, с ходу получали от Федерального Цен­тра весомую фору перед своими соседями (в частности, возможность лоббирования своих политических и экономических интересов, контролирования финансовых потоков из Цен­тра).

Центрами федеральных округов яв­ляются (в скобках — название округа):

§ С.-Пе­тербург (Северо-Западный),

§ Москва (Цент­ральный),

§ Нижний Новгород (Приволжский),

§ Ростов-на-Дону (Южный),

§ Екатеринбург (Уральский),

§ Новосибирск (Сибирский),

§ Ха­баровск (Дальневосточный).

§ Пятигорск (Северо-Кавказский)

§ Симферополь. (Крымский)


Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента российской Федерации.

Федеральные округа, не затрагивая основное (конституциональное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.

Цель создания семи округов

В соответствии с Указом Президента Российской Феде­рации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с из­менениями на 9 сентября 2000 г.). В документе отмечено, что:

§ округа создаются «в целях обеспечения реализации Президен­том Российской Федерации своих конституционных полномочий,

§ повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти

§ и совершенствования системы контроля за исполнением их решений».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...