Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Образцы мужского поведения.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

(5-й класс)

Урок 6.

Тема: Образцы мужского поведения.

Цели:

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия: нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство, мужские образцы поведения (роли в обществе).

2-я линия развития личности:

Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Учить оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе.

Учить вести себя в соответствии с определённой ролью.

Оборудование: альбомные листы для работы в парах.

Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.   1 2 3 1 2 1 2 3 1 2 Учитель читает стихотворение Михаила Львова и предлагает детям определить тему урока. Чтоб стать мужчиной – мало им родиться, Как стать железом – мало быть рудой, Ты должен переплавиться. Разбиться. И, как руда, пожертвовать собой. …Как трудно в сапогах шагать в июле. Но ты – солдат, и всё сумей принять – От поцелуя женского до пули – И научись в бою не отступать. Готовность к смерти – тоже ведь оружье. И ты его однажды примени. Мужчины умирают, если нужно, И потому живут в веках они.   – Какое противоречие заметили в названии стихотворения? (Чтоб стать мужчиной – мало им родиться.) – Какой вопрос возникает? (Кто такой настоящий мужчина? Как им стать?) – Как бы вы ответили на эти вопросы? – Давайте узнаем мнение ребят, изложенное в нашем учебнике. Учащиеся читают текст на с. 41 по ролям. – Кто такой мужчина, по мнению Оли? (Взрослый, сильный, честный человек.) На доске появляется запись: «Мужчина – сильный, честный». – А каким мальчики представляют себе «настоящего мужчину»? (Должен уметь скакать на лошади, обливаться холодной водой, защищать слабых.) На доске появляется запись: «Мужчина – ловкий, сильный, выносливый, защитник слабых». – Посмотрите на доску. Есть ли общие черты настоящего мужчины в понимании девочек и мальчиков? (Сильный.)   – А есть ли разное в понимании девочек и мальчиков? – Есть ли противоречие? (Настоящему мужчине надо быть сильным, но важны ещё понятия чести и благородства.) – Какой возникает вопрос? Учащиеся с помощью учителя формулируют проблему урока: «Что важнее для настоящего мужчины: сила или честь?» или «Кого называют настоящим мужчиной?» – Сравните ваши варианты с вариантом авторов учебника на с. 122. Проблема урока записывается на доске. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из текста. 2.Строить речевое высказывание в устной форме. 3.Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру; определять роль иллюстративного ряда в тексте. 4.Осуществлять синтез, составлять целое из частей. 5.Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов. 6.Устанавливать причинно-следственные связи.   Регулятивные УУД 1. Определять цель деятельности на уроке. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.   Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4.Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.   Личностные результаты 1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы. 2.Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. 3.Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.  
II. Актуализация знаний.     1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 1 2 3 – Давайте вспомним то, что мы уже знаем. Шекспир сказал: Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. – Нам в жизни всегда приходится играть какие-то роли. Какую роль вы играете дома? (Роль сына или дочери, брата или сестры, внука или внучки.) – А в школе какая у вас роль? (Роль ученика или ученицы.) – Что значит для вас «играть роль ученика»? (Выполнять правила школьной жизни и уважительно относиться друг к другу, учителям и родителям.)
III. Решение проблемы, открытие новых знаний.   1 2 3 5 1 2 1 2 3 4 1 2 3 – Вы правильно сказали, что в школе необходимы правила для безопасности и уважения друг друга. А как же в жизни?   Учащиеся читают текст «Мир – театр, люди – актёры, но жизнь – не игра» самостоятельно, ведя диалог с автором. Работа с текстом «Мир – театр, люди – актёры, но жизнь – не игра» после чтения. – Сложившиеся ценности, правила поведения, отношения между людьми можно объединить в одну группу. Найдите в тексте на с. 43 учебника, какую группу они составляют. (Духовную среду общения.) – Какие общие для всех людей правила поведения в обществе вы можете назвать? (Не убивай людей, не лги, не воруй, помогай товарищам, заботься о ближних.) Вспомните известные вам общечеловеческие ценности. (Золотое правило нравственности, религиозные заповеди.) – Человек включается в духовную среду с раннего детства. Назовите образцы поведения, которые мы перенимаем от своих родителей. – А как друзья могут повлиять на наше поведение? – Каждый из нас ведёт себя в обществе в соответствии с утверждёнными правилами. Как называются эти правила? (В тексте выделены слова: кодексы поведения.) – Как вам кажется, зависит ли успех в жизни от умения правильно строить отношения с людьми? – Предположите, какие кодексы поведения характерны только для мужчин. – Какие общественные роли выполняют, как правило, мужчины? – А теперь прочитайте в парах текст «Высказывания родителей школьников». Обсудите, с какими мнениями вы согласны, а с какими – нет. Сделайте вывод по проблеме урока: кого называют настоящим мужчиной, запишите его маркером на листе.   Дети читают текст, обсуждают его, затем вывешивают свои мнения на доску, комментируют их.  
IV. Выражение решения проблемы.   1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 1 2 3 – Давайте вернёмся к основному вопросу урока. Что мы хотели выяснить сегодня? (Кого называют настоящим мужчиной?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Дети отвечают, опираясь на прочитанные тексты и выводы, которые они представили на доске.  
V. Выполнение продуктивных заданий. 1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 1 2 3 – Прочитайте стихотворения на с. 47–49. (В. Солоухин «Мужчины», Р. Гамзатов «Разве тот мужчина?») – Какие роли в обществе поэты отводят мужчинам? – От чего зависит роль мужчины в обществе? (От общечеловеческих качеств.) Учитель может предложить работу в двух группах (мальчики и девочки) для обсуждения. После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы. – Почему у мужчин и женщин понимание мужской роли в обществе иногда отличается? Ответы учащихся будут отражать национальные особенности и отношения в их семьях.    
VI. Итог урока. 1 2 3 1 2 1 2 3 1 2 3 – Вам интересно было работать на уроке? – В чём, по вашему, заключается главное, что вы на нём узнали? – Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас? – Какие выводы вы сделали для себя?    
VII. Домашнее задание. – Работу над этой темой мы продолжим на следующем уроке. В качестве домашнего задания можно предложить на выбор одно из следующих: 1. Подбери пословицы и поговорки разных народов о мужчинах и мужском поведении. Сделай вывод: какие качества ценились в мужчинах независимо от их национальной принадлежности? 2. Проанализируй, какие роли выполняют мужчины в твоей семье, в семьях твоих родственников, друзей. Сделай вывод: чтобы семья была счастливой и процветающей, … 3. Подготовь презентацию, используя произведения живописи и литературы, на тему «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться».

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...