Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.
(5-й класс)
Урок 6.
Тема: Образцы мужского поведения.
Цели:
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия: нравственность, нравственный кодекс, благородство, честь, достоинство, мужские образцы поведения (роли в обществе).
2-я линия развития личности:
Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.
Учить оценивать поступки людей с точки зрения их ролей в обществе.
Учить вести себя в соответствии с определённой ролью.
Оборудование: альбомные листы для работы в парах.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
1 2 3 1 2 1 2 3 1 2
Учитель читает стихотворение Михаила Львова и предлагает детям определить тему урока.
Чтоб стать мужчиной – мало им родиться, Как стать железом – мало быть рудой, Ты должен переплавиться. Разбиться. И, как руда, пожертвовать собой.
…Как трудно в сапогах шагать в июле. Но ты – солдат, и всё сумей принять – От поцелуя женского до пули – И научись в бою не отступать. Готовность к смерти – тоже ведь оружье. И ты его однажды примени. Мужчины умирают, если нужно, И потому живут в веках они.
– Какое противоречие заметили в названии стихотворения? (Чтоб стать мужчиной – мало им родиться.)
– Какой вопрос возникает? (Кто такой настоящий мужчина? Как им стать?)
– Как бы вы ответили на эти вопросы?
– Давайте узнаем мнение ребят, изложенное в нашем учебнике.
Учащиеся читают текст на с. 41 по ролям.
– Кто такой мужчина, по мнению Оли? (Взрослый, сильный, честный человек.)
На доске появляется запись: «Мужчина – сильный, честный».
– А каким мальчики представляют себе «настоящего мужчину»? (Должен уметь скакать на лошади, обливаться холодной водой, защищать слабых.)
На доске появляется запись: «Мужчина – ловкий, сильный, выносливый, защитник слабых».
– Посмотрите на доску. Есть ли общие черты настоящего мужчины в понимании девочек и мальчиков? (Сильный.)
– А есть ли разное в понимании девочек и мальчиков?
– Есть ли противоречие? (Настоящему мужчине надо быть сильным, но важны ещё понятия чести и благородства.)
– Какой возникает вопрос?
Учащиеся с помощью учителя формулируют проблему урока: «Что важнее для настоящего мужчины: сила или честь?» или «Кого называют настоящим мужчиной?»
– Сравните ваши варианты с вариантом авторов учебника на с. 122.
Проблема урока записывается на доске.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из текста.
2.Строить речевое высказывание в устной форме.
3.Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру; определять роль иллюстративного ряда в тексте.
4.Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
5.Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
6.Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4.Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Личностные результаты
1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.
2.Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
3.Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
II. Актуализация знаний.
1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 1 2 3
– Давайте вспомним то, что мы уже знаем. Шекспир сказал:
Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.
– Нам в жизни всегда приходится играть какие-то роли. Какую роль вы играете дома? (Роль сына или дочери, брата или сестры, внука или внучки.)
– А в школе какая у вас роль? (Роль ученика или ученицы.)
– Что значит для вас «играть роль ученика»? (Выполнять правила школьной жизни и уважительно относиться друг к другу, учителям и родителям.)
III. Решение проблемы, открытие новых знаний.
1 2 3 5 1 2 1 2 3 4 1 2 3
– Вы правильно сказали, что в школе необходимы правила для безопасности и уважения друг друга. А как же в жизни?
Учащиеся читают текст «Мир – театр, люди – актёры, но жизнь – не игра» самостоятельно, ведя диалог с автором.
Работа с текстом «Мир – театр, люди – актёры, но жизнь – не игра» после чтения.
– Сложившиеся ценности, правила поведения, отношения между людьми можно объединить в одну группу. Найдите в тексте на с. 43 учебника, какую группу они составляют. (Духовную среду общения.)
– Какие общие для всех людей правила поведения в обществе вы можете назвать? (Не убивай людей, не лги, не воруй, помогай товарищам, заботься о ближних.) Вспомните известные вам общечеловеческие ценности. (Золотое правило нравственности, религиозные заповеди.)
– Человек включается в духовную среду с раннего детства. Назовите образцы поведения, которые мы перенимаем от своих родителей.
– А как друзья могут повлиять на наше поведение?
– Каждый из нас ведёт себя в обществе в соответствии с утверждёнными правилами. Как называются эти правила? (В тексте выделены слова: кодексы поведения.)
– Как вам кажется, зависит ли успех в жизни от умения правильно строить отношения с людьми?
– Предположите, какие кодексы поведения характерны только для мужчин.
– Какие общественные роли выполняют, как правило, мужчины?
– А теперь прочитайте в парах текст «Высказывания родителей школьников». Обсудите, с какими мнениями вы согласны, а с какими – нет. Сделайте вывод по проблеме урока: кого называют настоящим мужчиной, запишите его маркером на листе.
Дети читают текст, обсуждают его, затем вывешивают свои мнения на доску, комментируют их.
IV. Выражение решения проблемы.
1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 1 2 3
– Давайте вернёмся к основному вопросу урока. Что мы хотели выяснить сегодня? (Кого называют настоящим мужчиной?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Дети отвечают, опираясь на прочитанные тексты и выводы, которые они представили на доске.
V. Выполнение продуктивных заданий.
1 2 3 4 5 6 1 2 1 2 3 4 1 2 3
– Прочитайте стихотворения на с. 47–49. (В. Солоухин «Мужчины», Р. Гамзатов «Разве тот мужчина?»)
– Какие роли в обществе поэты отводят мужчинам?
– От чего зависит роль мужчины в обществе? (От общечеловеческих качеств.)
Учитель может предложить работу в двух группах (мальчики и девочки) для обсуждения. После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы.
– Почему у мужчин и женщин понимание мужской роли в обществе иногда отличается?
Ответы учащихся будут отражать национальные особенности и отношения в их семьях.
VI. Итог урока.
1 2 3 1 2 1 2 3 1 2 3
– Вам интересно было работать на уроке?
– В чём, по вашему, заключается главное, что вы на нём узнали?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
– Какие выводы вы сделали для себя?
VII. Домашнее задание.
– Работу над этой темой мы продолжим на следующем уроке.
В качестве домашнего задания можно предложить на выбор одно из следующих:
1. Подбери пословицы и поговорки разных народов о мужчинах и мужском поведении. Сделай вывод: какие качества ценились в мужчинах независимо от их национальной принадлежности?
2. Проанализируй, какие роли выполняют мужчины в твоей семье, в семьях твоих родственников, друзей. Сделай вывод: чтобы семья была счастливой и процветающей, …
3. Подготовь презентацию, используя произведения живописи и литературы, на тему «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться».