Глава 4. Кожный анализатор
Глава 4 Кожный анализатор Анатомия и физиология кожи Кожный анализатор играет важную роль в сенсорном развитии детей. Периферический отдел кожного анализатора представлен тактильными, температурными, болевыми, вибрационными и другими рецепторами. Кожа человека представлена несколькими слоями: эпидермисом, собственно кожей (дермой) и подкожной жировой клетчаткой. Эпидермис является многослойным образованием. Глубокий слой эпидермиса получил название ростового или базального. В течение всей человеческой жизни происходит обновление клеток кожи благодаря этому слою. Старые клетки верхнего слоя эпидермиса ороговевают и постепенно слущиваются. Эпидермис образует разные виды желез, ногти и волосы. Собственно кожа, или дерма, состоит из сосочкового и сетчатого слоев. В сетчатом слое расположены потовые и сальные железы, а также корни волос. Все эти образования выполняют различные защитные функции. Под сетчатым слоем кожи располагаются подкожная клетчатка и мышечный слой. Подкожная клетчатка содержит жировую ткань, играющую важную роль в жировом обмене, терморегуляции и др. Рецепторы кожи (рис. 13) могут подвергаться одновременно нескольким воздействиям при их раздражении. В этом случае рецепторы образуют рецептивное поле. От разнообразных рецепторов информация поступает по нервам в корковый отдел кожного анализатора, где имеется представительство рецептор-ных полей рук, лица, губ, языка. Рецепторные поля отчетливо представлены в верхней части постцентральной извилины коры головного мозга (рис. 14). В жизни слепых и слабовидящих детей кожный анализатор играет огромное значение. У этих детей развитие тактильной чувствительности может компенсировать дефекты в зрительном и слуховом анализаторах. Так, например, слепые дети благодаря 'тактильной чувствительности могут воспринимать форму, размеры и другие качества предметов. У детей с нарушением зрения чтение и письмо может осуществляться с помощью рельефного шрифта. В основе этой деятельности лежит работа кожного анализатора.
Возрастные особенности кожи и причины ее поражения После рождения ребенка продолжается дальнейшее структурное и функциональное развитие кожи. До конца первого года жизни кожа у детей остается тонкой, нежной, ранимой и восприимчивой к переохлаждению и инфекции. Роговой слой постепенно уплотняется и становится менее ранимым. У детей очень медленно развиваются потоотделение и сосудистые реакции на изменения температуры воздуха. Только к 3-5 годам развивается специфическая реакция на тепло и холод, сходная с реакцией взрослых людей. Реакции у детей менее устойчивы и продолжают совершенствоваться в школьный период. Кожа у слепых и слабовидящих детей развивается так же, как и у зрячих, и не различается структурно и функционально. Следует особое внимание обратить на два обстоятельства при оценке состояния кожи у детей. Во-первых, необходимо всеми путями оберегать кожу пальцев и рук слепых, поскольку она является важным рецепторным полем при обучении, игровой и трудовой деятельности. Во-вторых, кожный анализатор является одним из доминирующих анализаторов, обеспечивающих взаимодействие с другими анализаторами при сенсорном воспитании и обучении. В связи с этим отметим, что повреждения, воспаления, сопровождающиеся болевыми ощущениями, снижают кожную чувствительность и нарушают другие функции кожи. 68 Рис. 13. Рецепторы кожи: 1, 2- осязательные тельца (1 - пачиниево; 2 - мейсснерово); 3 - нервное сплетение вокруг волосяной луковицы; 4 - чувствительная
колбочка (колба Краузе); 5 - свободное нервное окончание У детей поражение кожи происходит чаще и протекает тяжелее, чем у взрослого человека. Причиной поражения кожи могут быть различные воздействия: механические (порез, ушиб и др. ), химические (кислоты, щелочи и др. ), температурные (холод, термический ожог), лучевые (перегрев, ожог и др. ), биологические (микробы, микроскопические грибки, пот и др. ). Родителям и учителю следует иметь в виду, что на строение и функции кожи, ее сохранность благоприятно влияют занятия посильным физическим трудом и разными видами спорта, а также выполнение детьми гигиенических мероприятий. Кожные ощущения При воздействии раздражителя на кожу возникают различные ощущения: тактильные, температурные, вибрационные, болевые. Возникновение этих ощущений (кроме вибрации) происходит благодаря наличию в коже специфических рецепторов. Наибольшая чувствительность на участках кожи обеспечивается плотностью распределения рецепторов. На коже имеются участки с избирательной чувствительностью к прикосновению, теплу, холоду и боли. При воздействии на эти участки кожи возникают ощущения различной модальности. Благодаря взаимосвязи кожных рецепторов при воздействии раздражителя повышенной силы может возникнуть вместо первоначального ощущения тепла ощущение, например, боли. ' Тактильные ощущения. Раздражение тактильных рецепторов дает два основных вида ощущений - прикосновения и давления. Ощущения прикосновения или давления возникают в том случае, если механический раздражитель вызывает деформацию кожи. Тактильные рецепторы (как и другие виды кожных рецепторов) представлены в коже в виде мозаически разбросанных чувствительных точек, плотность распределения которых в разных участках кожи различна. Чем больше тактильных точек приходится на единицу площади поверхности кожи, тем выше острота тактильной чувствительности. Наибольшей тактильной чувствительностью обладают поверхности кончика языка, ладоней, носа, шеи. В результате соприкосновения тактильного раздражителя с рецептором в мозгу человека возникает ощущение прикосновения, отражающее многообразие свойств и признаков предметов: плотность, гладкость или шероховатость, упругость, форму и т, д.
Развитие тактильной чувствительности у слепых детей может в известной мере компенсировать дефект зрения. Благодаря тактильной чувствительности слепые воспринимают форму, размеры, фактуру предметов, читают точечный шрифт и рельефные изображения (рисунки, чертежи, схемы). Знание абсолютных порогов тактильной чувствительности позволяет более эффективно использовать данный вид чувствительности для сенсорного развития слепых и слабовидящих. Болевые ощущения. Воздействие на кожу механических, тепловых, химических, тактильных и других раздражителей может привести к ощущению боли, которая является защитной реакцией организма. Болевые ощущения для слепых и слабовидящих имеют сигнальное значение, предупреждающее об опасности. Именно в этом проявляется познавательное значение болевых ощущений. Чаще всего болевые ощущения связаны с возникновением травмы и болезни, т. е. с повреждением. Болевые реакции сопровождаются сдвигами на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. В осуществлении болевой чувствительности активно участвуют подкорковые и корковые образования головного мозга. Болевая чувствительность на разных участках поверхности кожи различна. Этой чувствительности соответствуют разные болевые пороги и неодинаковые ощущения. Знание о величине болевых порогов позволяет слепым и слабовидящим осуществить защиту и охрану участков кожи от повреждающего воздействия. Температурные ощущения. С тепловой и холодовой чувствительностью связано возникновение ощущений на тепловое и холодовое воздействие. Все предметы окружающего мира могут иметь при определенных условиях определенную температуру, поэтому, зная дифференциальную чувствительность кожи к температуре предметов, можно в известной мере использовать ее для познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей. Тепловая или холодовая устойчивость предметов неодинакова. В этой связи слепой или слабовидящий может делать заключения о качестве и свойствах предметов.
Дифференциация чувствительности, например, кожи пальцев рук при адаптационной температуре, равной 24 С, для теплового раздражения может составить 0, 1-0, 2 С. Порог дифференциальной чувствительности к увеличению температуры выше, чем к ее понижению. Так, время реакции на повышение температуры больше, чем на ее снижение. Однако состояние начального ощущения может изменяться в связи с адаптацией к новой температуре. В данном случае ощущение может исчезнуть. Следовательно, при исследованиях ощущений тепла или холода нужно учитывать, что длительность адаптации, зависимая от температуры, будет изменять дифференциальную чувствительность и динамику ощущения тепла и холода. Ощущения кожей тепла и холода имеют качественную характеристику, зависимую как от адаптации, так и от силы холодового и теплового воздействия. Колено-оптическое ощущение. Среди кожных ощущений выделяют кожно-оптическую чувствительность, которую определяют как способность кожных покровов реагировать на световое и цветовое воздействие. Данная чувствительность была известна еще в конце XVIII в. В. М. Бехтерев наблюдал пациентку, которая с помощью кожных ощущений различала хроматические и ахроматические цвета и простые графические изображения. Факт наличия кожного «зрения» установлен как у нормаль-новидящих, так и у слепых и слабовидящих. Около 20% испытуемых имели задатки к проявлению кожно-оптического чувства и 4-5% обладали высокой различительной кожно-опти-ческой чувствительностью. Согласно отчетам, различение цветовых оттенков испытуемыми происходит благодаря различным качествам цветоощущения. Цветовые тона делятся испытуемыми на: 1) «гладкие» или «скользкие» - голубой и желтый цвета; 2) «притягивающие» или «вязкие» - красный, зеленый, синий; §) «шероховатые» или «тормозящие» движения рук - оранжевый и фиолетовый. Самым «гладким» улавливается белый цвет, а «тормозящим» — черный. Факт оценки испытуемыми цветовых тонов в понятиях гладкости, шероховатости или торможения указывает на участие разных рецепторов и центральных звеньев их анализаторов в кожно-оптической чувствительности. Что же касается узнавания предметов при дистантном воздействии цвета через различные фильтры (фольгу, стекло, бумагу и другие материалы), то оно не может служить отрицанием участия других рецептор-ных аппаратов. Можно полагать, что при дистантном воздействии цветных предметов у слепых и слабовидящих может активно проявляться мышечное чувство в распознавании предметов с опорой на ранее образованные представления, которые сформировались с участием различных видов рецепции. 72
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|