Совершенствование анализа движения денежных средств и рекомендации по оптимизации денежных потоков на ОАО «РЖД»
Рентабельность оттока денежных средств. Показатели рентабельности денежных средств характеризуют, какая величина чистого денежного потока (чистой прибыли) приходится на один рубль денежных средств, находящихся в распоряжении (израсходованных или полученных) организации в течение исследуемого периода. Данные показатели, рассчитанные по чистому денежному потоку (чистой прибыли), необходимо определять как в целом по организации, так и по видам деятельности. Показатели рентабельности, рассчитанные по прибыли, позволяют установить отдачу денежных средств, или, другими словами, определить экономический эффект от использования этого вида средств. Таблица 2.5 - "Показатели эффективности использования денежных средств на ОАО «РЖД»2012-2013 гг.
По данным, приведенным в таблице можно сделать вывод, что коэффициент оборачиваемости, который показывает интенсивность использования денежных средств и число оборотов за отчетный период, в 2013 году выше, чем в 2012. Это говорит о том, что количество дней уменьшается, и как следствие интенсивность повышается. Существует также коэффициентный метод анализа денежных потоков. Он представляет собой неотъемлемую часть анализа денежных потоков. С его помощью изучаются уровни и их отклонения от плановых и базисных значений различных относительных показателей, характеризующих денежные потоки, а также рассчитываются коэффициенты эффективности использования денежных средств организации. Прежде всего, коэффициентный анализ денежных потоков дает представление о возможности компании генерировать необходимую величину поступления денежных средств для поддержания платежеспособности, т.е. своевременно и в полном объеме погашать краткосрочные обязательства перед кредиторами, персоналом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и т.д. Для этого рассчитываются следующие коэффициенты.
Таблица 2.6 - Расчет чистого денежного потока косвенным методом на ОАО «РЖД»
По данным из расчетов в таблице 8, видим что чистый денежный поток, рассчитанный косвенным методом составил 612753 млн.руб. Аналогично рассчитаем сумму чистого денежного потока прямым методом поквартально.
Таблица 2.7 - Расчет выплат денежных средств на ОАО «РЖД» за 2013 г., тыс.руб.
Таблица 2.8 - Расчет поступлений денежных средств на ОАО «РЖД»за 2013 г., тыс.руб.
Недостатком этого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств предприятия. Кроме того, данный метод требует больших затрат времени, чем другие методы оценки денежного потока, а полученная с его использованием отчетность менее полезна для аналитической и управленческой деятельности. Совершенствование анализа движения денежных средств и рекомендации по оптимизации денежных потоков на ОАО «РЖД»
Процесс анализа завершают оптимизацией денежных потоков путем выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом внешних и внутренних факторов с целью достижения их сбалансировано ости, синхронизации и роста чистого денежного поток. В первую очередь необходимо добиться сбалансированности объемов положительного и отрицательного потоков денежных средств, поскольку и дефицит, и избыток денежных ресурсов отрицательно влияют на результаты хозяйственной деятельности. Способы оптимизации избыточного денежного потока связанные в основном с активизацией инвестиционной деятельности предприятия, направленной: на досрочное погашение долгосрочных кредитов банка; увеличение объема реальных инвестиций; увеличение объема финансовых инвестиций Заключительным этапом оптимизации является обеспечение условий максимизации чистого денежного потока предприятия, рост которого обеспечивает повышение уровня самофинансирования предприятия, снижает зависимость от с внешних источников финансирования. Увеличение суммы чистого денежного потока можно обеспечить за счет следующих мер: уменьшение суммы постоянных расходов предприятия; снижение уровня переменных издержек; проведение эффективной налоговой политики; применения метода ускоренной амортизации; Проведем факторный анализ изменения расходов в 2013 году, к уровню 2012 года. Для этого рассмотрим сначала динамику структуры расходов по перевозкам ОАО «РЖД», млрд. руб.
Таблица 3.1 - Динамика структуры расходов ОАО «РЖД», млрд. руб.
Таблица 3.2 - Факторный анализ изменения расходов в 2013 году к уровню 2012 года, млрд. руб.
Расходы на оплату труда составили 385,6 млрд. руб., что выше уровня 2012 года на 5,1 %,или на 18,9 млрд. руб., в том числе за счет: роста расходов, зависящих от роста объемов приведенной работы (+0,8 млрд. руб.); индексации заработной платы в соответствии положениями коллективного договора ОАО «РЖД» на 6,7 % (+24,6 млрд. руб.); снижения расходов за счет оптимизационных мероприятий, связанных с высвобождением численности, а также использованием режима неполного рабочего времени (-6,6 млрд. руб.). Отчисления на социальные нужды составили 102,9 млрд. руб., что выше уровня 2012 года на 7,5 %, или на 7,2 млрд. руб., в том числе за счет: установления с 1 января 2014 года дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для отдельных категорий работников (+2,9 млрд. руб.); роста расходов на оплату труда в связи с ростом объемов приведенной работы, индексацией заработной платы, а также, оптимизационными мерами (+4,3 млрд. руб.).
Остальные материальные затраты (материалы и прочие материальные затраты) составили188,5 млрд. руб., что ниже уровня 2012 года на 8,9 % или на 18,4 млрд. руб. Изменение расходов к уровню 2012 года обусловлено следующими факторами: ростом расходов за счет роста цен на потребляемую продукцию на 14,1 млрд. руб. Вместе с тем проводимая работа по ограничению роста цен на потребляемую продукцию (товары и услуги) позволила получить положительный экономический эффект в размере 8,1 млрд. руб. реализацией программы оптимизации затрат, в том числе за счет формирования «отложенных» расходов по капитальному ремонту объектов железнодорожной инфраструктуры (в части элементов затрат «материалы» и «прочие материальные затраты») в размере 24,4 млрд. руб.
Таблица 3.3 - Динамика структуры доходов ОАО «РЖД», млрд. руб.
Основное влияние на изменение доходов от грузовых перевозок: снижение грузооборота (без учета вагонов иных собственников в порожнем состоянии) на 1,2 % по отношению к 2012 году (с 2 222,4 млрд. ткм до 2 196,2 млрд. ткм) повлияло на снижение доходов в размере 12,8 млрд. руб.; рост средней доходной ставки на 10 ткм к уровню 2012 года на 1,1 % повлиял на увеличение доходов в размере 11,7 млрд руб. по следующим основным причинам: индексация тарифов на 7 % (+71,7 млрд. руб.); ухудшение структуры грузооборота (-32,4 млрд. руб.) произошло в основном за счет: изменений в структуре грузооборота по номенклатуре грузов (-16,8 млрд. руб.) за счет роста доли перевозки угля (с низкой доходностью) на 2,4 п. п. с 34,8 % до 37,1 %, снижения доли перевозки черных металлов (с высокой доходностью) с 6,2 % до 5,8 %, снижения доли перевозки нефтеналивных грузов (со средней доходностью) на 0,3 п. п. с 19,9 % до 19,6 %; изменений в структуре грузооборота по видам сообщения (-2,3 млрд. руб.). В отчетном году доля внутрироссийских перевозок снизилась с 45,4 % до 45 %, а международных через порты - возросла с 33,6 % до 34,3 % за счет роста дальности перевозок, при этом при перевозке через порты доходная ставка ниже среднесетевого уровня на 30 %, а по перевозке угля - ниже в 3 раза;
роста доли перевозок маршрутными отправками на 2,6 п. п., по которым предусмотрено применение понижающего коэффициента к Прейскуранту 10-01 до 15 % позволил увеличить эффективность организации груженых вагонопотоков и сократить затраты на сортировку Доходы составили 11,0 млрд. руб., что на 10,8 % ниже уровня 2012 года. Снижение доходов произошло за счет сокращения объемов предоставления услуг по подаче и уборке вагонов на пути не общего пользования в соответствии со снижением объема грузооборота.
Заключение
Одно из главных направлений анализа денежных потоков - обоснование степени достаточности (недостаточности) формирования объема денежной массы в целом, а также по видам деятельности, сбалансированности положительного и отрицательного денежных потоков по объему и во времени. Наряду с анализом денежных потоков в целом по организации целесообразно его проведение по отдельным структурным подразделениям. Разным аналитических задачам служат различные методические приемы, реализуемые в рамках прямого, косвенного и коэффициентного методов анализа денежных потоков. На практике большее распространение получил прямой метод, поскольку представленная в отчетности прибыль носит весьма условный характер, а процесс корректировки слишком трудоемок. Использование такого общеметодического принципа экономического анализа, как системность, позволяет наиболее полно выявить внешние и внутренние факторы, определяющие движение денежных средств, установить взаимосвязь между ними и исследуемыми показателями, выразить эту взаимосвязь математически, раскрыть поведение денежных потоков и их элементов с последующей формализацией. Исследовать денежные потоки предприятия как единую систему и провести их анализ возможно путем представления конечного остатка денежных средств предприятия как доминирующего показателя, выделения его слагаемых и дальнейшей их детализации. Одно из главных направлений анализа денежных потоков - обоснование степени достаточности (недостаточности) формирования объема денежной массы в целом, а также по видам деятельности, сбалансированности положительного и отрицательного денежных потоков по объему и во времени. Для более обоснованной оценки денежных потоков организаций и эффективности их использования на основе отчетной информации требуется отслеживать тенденцию изменения соответствующих показателей за длительный период времени. Используя данные отчета о движении денежных средств, можно сделать вывод о качестве управления денежными потоками организации. Анализ структуры денежных потоков на базе показателей финансовой отчетности может быть использован как при оперативном, так и стратегическом финансовом планировании. При среднесрочном и долгосрочном плановых периодах следует основываться на поддержании необходимого балансового соотношения между собственными средствами и обязательствами. Прямой метод позволяет судить о ликвидности предприятия, детально показывая движение денежных средств на его счетах, но не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств. В завершении косвенного анализа производится расчет денежных средств на начало и конец года, позволяющий говорить об изменениях в финансовом положении организации. Совокупное влияние операций, корректирующих величину чистой прибыли, должно привести к изменению остатка денежных средств. Корректировочные процедуры затрагивают подавляющую часть счетов бухгалтерского учета, причем расчеты должны производиться исходя из предлагаемого общего правила: чтобы достичь соответствия между суммой прироста остатков денежных средств и скорректированной суммой чистой прибыли, необходимо чистую прибыль увеличивать на сумму положительного приращения капитала и уменьшать на сумму положительного приращения активов; знак корректировки меняется на противоположный. Благодаря косвенному методу можно установить, какие факторы сыграли наиболее существенную роль в плане отвлечения денежных средств и какие источники были привлечены организацией для компенсации денежной массы. Показатели достаточности и сбалансированности денежных потоков характеризуют возможность организации отвечать по тем или иным группам обязательств, то есть осуществлять направления расходования денежных средств в соответствии с их поступлениями. Коэффициентный метод анализа (в отличие от двух предшествующих) представляет собой совокупность отдельных показателей, имеющих методическое единство, но характеризующих противоположные аспекты целесообразного управления денежными: достаточная ли для хозяйственной деятельности наполняемость денежных потоков и эффективность (с точки зрения образования прибыли) денежных потоков по организации Факторные модели позволяют раскрыть, количественно измерить, проанализировать причинно-следственные связи меду различными показателями, всесторонне описывающими хозяйственную деятельность организации. Кроме того, с помощью факторного моделирования формируются прогнозные (плановые) показатели. В том числе определяются оптимальные величины денежных потоков организации, соответствующие цели достижения максимальной эффективности хозяйственной деятельности при адекватном уровне финансового риска. денежный финансовый поток транспортный Список использованных источников
1. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / Л.Т. Гиляровская.-М.: Изд-во Проспект, 2011. - 360 с. . Шеремет А.Д., Экономический анализ [Текст]: учеб. пособие // А.Д. Шеремет - М.: Новое знание, 2012. - 651с. 3. Артеменко В.Г., Остапова, В.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие для студентов / В.Г. Артеменко, В.В. Остапова - Москва: Издательство «Омега - Л», 2012. 4. Зайков В.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: справочник для студентов вузов. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2010. - 224 с. 5. Гинзбург А.И. Прикладной экономический анализ [Текст]: учебник / А. И. Гинзбург. - Спб.: Питер, 2011. - 320 с. 6. Савицкая Г.В. Экономический анализ [Текст]: учеб. пособие // Г. В. Савицкая. - М.: Новое знание, 2011.-651с. . Чернышёва Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: справочник для студентов вузов. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. - 224 с. . Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. пособие // Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013-300 с. 9. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]: учебник / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 256 с. 10. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности [Текст]: Учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и сервис, 2010. - 368 с. . Савицкая Г.В. Экономический анализ [Текст]: учеб. пособие // Г. В. Савицкая-М.: Новое знание, 2012.-600 с. 12. Годовой отчет ОАО «РЖД», <http://ir.rzd.ru./>, 2013. 13. Матвеева Н.А. Особенности государственного регулирования железнодорожного транспорта [Текст]: Учебник / Н.А. Матвеева. -М.: ИНФРА-М, 2013.-156с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|