Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3 Внимание




Понятие о внимании

Внимание - это направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений. Внимание проявляется в сенсорных, двигательных и мыслительных процессах. В зависимости от направленности и проявления различают три формы внимания: сенсорное (перцептивное), интел л ек ту ал ьное и моторное (двигательное). Направленность и сосредоточенность внимания постоянно создают возможность более глубокого раскрытия разных сторон психического отражения в форме образов предметов и явлений, осуществления активных действий.

Непроизвольное внимание

Наиболее простым, генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Физиологическим проявлением этого вида внимания служит ориентировочная реакция.

Структура непроизвольного внимания формируется и определяется физическими, физиологическими, психофизиологическими и психическими факторами. Важным условием возникновения этого вида внимания является качество раздражителей и их новизна. Новизна раздражителя может проявляться при любой модальности ощущений и восприятия.

У тотально слепых детей отсутствует реакция на новизну и качество раздражителя, например на свет и цвет. У частично-видящих она может проявляться как на новизну, так и на качество раздражителя - свет, цвет, контраст. Внимание незрячих привлекают громкие и слабые звуковые раздражители, резкий запах, неровность дороги. Особенно развито у детей с нарушением зрения слуховое, зрительное и моторное непроизвольное внимание. Как у зрячих, так и у незрячих и слабовидящих детей непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие значимым потребностям. Оно возникает от сознательных намерений ребенка и без его волевых усилий. Основной и главной функцией непроизвольного внимания является быстрое и правильное реагирование на изменения окружающей среды, на выделение объектов, которые могут иметь жизненный смысл.

Произвольное внимание

Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимании. Оно отличается активным характером, сложной структурой, социально выработанными способами организации поведения и коммуникаций и связано с деятельностью.

Произвольное внимание возникает в деятельности, оно определяется целью, задачей и определенной программой действий. Функции произвольного внимания связаны с целью деятельности, при осуществлении которой требуются усилия воли. Волевые усилия для организации внимания проявляются в любой деятельности, например при конструировании по образцу, в игре и учебном процессе.

Основной функцией произвольного внимания является регулирование протекания психических процессов. Благодаря произвольному вниманию дети способны извлекать из памяти необходимые сведения, ставить конкретные цели.

К числу характеристик внимания, определенных путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переклю-чаемость. Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов принимается за величину объема внимания, которая практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно равняется 5-6 объектам. Оценка объема внимания осуществляется с помощью тактико-скопического предъявления множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и т. п. ).

Постпроизвольное внимание

В процессе игровой и учебной деятельности ребенка значимой может стать сама деятельность, а не только результат ее, как это происходит при произвольном внимании. Например, ученика может заинтересовать учебный процесс, при котором не требуется особых волевых усилий, однако внимание сохраняется. Оно переходит в постпроизвольное внимание. С постпроизвольным вниманием связывают наиболее интенсивную и плодотворную деятельность.

Важным свойством внимания является его устойчивость. Устойчивое внимание способно длительно сосредоточиваться на одном предмете или на одной и той же работе. Во многих видах деятельности к устойчивости внимания предъявляются особенно большие требования. Например, на занятиях по физике колебания внимания могут привести к тому, что останутся незамеченными изменения в показаниях приборов, за которыми наблюдает ученик.

При выполнении ряда учебных заданий большое значение имеет переключение внимания - умение перемещать его с одного объекта на другой. Переключение внимания облегчается при подаче предварительного указания, которое необходимо для подготовки к перемещению внимания на новый объект.

Показатели внимания дошкольника и школьника могут варьировать в зависимости от их состояния и объекта деятельности. Ребенок, например, способен нередко сохранять достаточно устойчивое произвольное внимание к занимательной игре и в то же время быть невнимательным в школе.

Нарушения внимания выражаются в изменении его основных свойств. У детей, страдающих расстройствами внимания, наиболее частой является жалоба на трудность сосредоточения, на невозможность сконцентрировать внимание на выполнении определенного задания. Такое неустойчивое внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью. В этой связи необходимо воспитывать внимание у детей.

Нейрофизиологический механизм внимания

Для понимания физиологической основы внимания большое значение имеют классические работы отечественных физиологов: И. П. Павлова, П. К. Анохина, Е. Н. Соколова, А. А. Ухтомского и других.

Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга, в очагах оптимальной возбудимости, в то время как остальные участки находятся в состоянии торможения (по И. П. Павлову). В последние годы была показана важная роль ретикулярной формации ствола головного мозга в активации и ослаблении внимания.

Для понимания физиологического механизма внимания ценное значение имеют работы А. А. Ухтомского, его учение о доминанте. Доминанта означает оптимальный очаг возбуждения, который не только подавляет другие возбуждения, но может привлечь к себе слабые возбуждения. В возникновении и ослаблении внимания участвуют ретикулярная формация и другие неспецифические структуры мозга. С ними связывается переход от пассивного к активному бодрствованию. Только в состоянии бодрствования может осуществляться внимание, поскольку с этим состоянием связана активная деятельность коры мозга.

Благодаря повышенной возбудимости в коре мозга и состоянию бодрствования создаются более благоприятные условия для мозговой деятельности и высокой эффективности всех познавательных процессов. Опыты с прямым электрическим раздражением различных неспецифических структур мозга показали, что наряду с активацией коры мозга и усилением возбудимости в клетках неспецифической системы разных уровней наблюдается реакция настороженности, которая сопровождается одновременно вегетативными изменениями. В зависимости от механизма и силы возбуждения структур мозга изменяются поведенческие реакции.

Участие неспецифических структур в различных видах внимания несомненно, но оно протекает под активным контролем коры больших полушарий головного мозга, на уровне которой обнаружены особый тип нейронов - нейроны внимания, отвечающие за новизну, и клетки установки - клетки ожидания. Участки с клетками ожидания, или настороженности, выявлены при локальном электрическом раздражении с помощью микроэлектродов в двигательной области коры мозга и некоторых структур гипоталамической области (Г. А. Якунин).

Нарушение внимания

У зрячих и незрячих, слабовидящих и частичновидящих детей возможны расстройства внимания как следствие болезни или утомления. В период болезни включаются вторичные са-ногенетические механизмы защиты, а при утомлении - первичные. Под влиянием лечения (коррекции) или отдыха признаки болезни или утомления постепенно исчезают, происходит устранение расстройств в нейрофизиологических механизмах и других функциональных системах организма. С выздоровлением восстанавливается внимание и его свойства.

Ослабление внимания обычно наблюдается при астенических состояниях, проявляющихся в общей слабости, вялости, повышенной утомляемости, которые обусловлены истощением нервной системы в результате перенапряжения, длительных переживаний либо чрезмерной умственной нагрузкой. Состояние астении может возникать также после перенесенных травм головы, инфекций, интоксикаций.

При исследовании внимания как психологического процесса необходимо учитывать его особенности в разных формах деятельности в зависимости от общего состояния организма, в связи с условиями окружающей среды, с отношением ребенка к соответствующей деятельности, с его переживаниями и т. п.

Обследуя школьника, важно выяснить, снижается ли и в какой мере внимание на последних уроках, в конце учебного года и улучшается ли оно после каникул. Важно знать, на каких предметных уроках школьник менее внимателен. Такого рода сведения помогут правильно определить характер профилактических и лечебных мероприятий.

Внимание в игровом и учебном процессе

В процессе игровой и учебной деятельности ребенка происходит развитие внимания. Следовательно, необходимо учить детей всматриваться, вслушиваться и осязать различные качества и свойства предмета.

Важную роль в дошкольном возрасте и у младших школьников в игровом и учебном процессе играет непроизвольное внимание, так как у детей этих возрастов слабо развита способность к произвольному вниманию. Незрячие дети в дошкольном и младшем школьном возрасте пользуются непроизвольным вниманием с опорой лишь на слуховое и осязательное внимание. Слабовидящие и частичновидящие пользуются непроизвольным вниманием с опорой также и на остаточное зрение. Как для зрячих, так и для незрячих, слабовидящих детей нецелесообразно строить., учебно-воспитательный процесс только на основе непроизвольного внимания. К. Д. Ушинский советовал: «Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность»1. Поэтому необходимо начиная с детского сада воспитывать волевое (произвольное) внимание, опираясь на непроизвольное внимание. Когда дошкольник достигает творческого интереса в игровой или учебной деятельности, это означает, что у него формируется непроизвольное внимание. В дошкольной практике этому способствуют проблемные и целевые игры, а в школьном процессе - проблемность обучения и использование творческих заданий, увлечений и т. п.

Внимание в игровом и учебном процессах у слепых детей по своей структуре, видам и форме имеет ту же основу, что и у зрячих. Основные функции всех трех видов внимания остаются сохранными. То же самое наблюдается у частичновидящих и слабовидящих. Качественные различия могут проявляться у слабовидящих и частичновидящих за счет зрительного восприятия. Однако у детей с нарушениями зрения внимание компенсируется благодаря широким возможностям других анализаторов.

Особенно важным условием формирования школьника является правильная и четкая организация учебного процесса. Живое, яркое, логичное изложение материала на уроке учителем и использование наглядных средств (рельефные рисунки, схемы, муляжи и т. д. ) мобилизуют внимание учащихся и способствуют усвоению учебного материала.

При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности (игровой, учебной, трудовой, умственной и др. ). Только в деятельности развивается способность к непроизвольному, произвольному и постпроизвольному вниманию. Именно в деятельности слепой и слабовидящий формируют адекватное отражение действительного мира, произвольно или непроизвольно сосредоточивая и направляя внимание на осознание объекта действительности и формирование своего сознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...