Причины нарушения мембранного пищеварения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Нарушение кишечного полостного пищеварения 1. Ахолия – уменьшение или полное прекращение поступления желчи (и соответственно желчных кислот) в кишечник. Причины ахолии: недостаточность образования (гепатит, цирроз), нарушение желчеотделения (закупорка камнями, сужение, сдавление, дискинезия желчевыводящих путей). Функции желчи:
Расстройства кишечного пищеварения при ахолии:
Вследствие отсутствия желчных пигментов кал обесцвечивается. При ахолии развивается стеаторея.
Стеаторея – симптом, сопровождающий нарушение переваривания липидов, которые выводятся с калом. Причины стеатореи: дефицит панкреатической липазы (панкреатическая), снижение секреции желчи (гепатогенная), угнетение ресинтеза триглицеридов в кишечнике при его заболеваниях (энтерогенная).
2. Панкреатическая ахилия – нарушение секреции панкреатического сока, содержащего основные пищеварительные ферменты. Причины панкреатической ахилии: органические поражения поджелудочной железы (хронический панкреатит, опухоль), закупорка камнем или сдавление опухолью протока поджелудочной железы, нарушение нейрогуморальной панкреатической регуляции и секреции; функциональная недостаточность поджелудочной железы может возникать при некоторых эндокринопатиях, инфекционных заболеваниях Нарушение кишечного мембранного пищеварения
В процессах мембранного пищеварения принимают участие кишечные ферменты, синтезируемые энтероцитами, а также ферменты панкреатического происхождения, адсорбированные на мембранах микроворсинок.
Особенности мембранного пищеварения:
Причины нарушения мембранного пищеварения Недостаточность желчевыделения или уменьшение секреции панкреатического сока приводят в основном к нарушениям полостного пищеварения в тонкой кишке. Расстройства полостного пищеварения в свою очередь могут явиться причиной нарушения мембранного (пристеночного) пищеварения.
1. Поражения слизистой кишечника (энтериты, лучевые и лекарственные поражения, опухоли) ® структурные изменения зоны щеточной каймы, ее примембранного слоя (гликокаликса), самих ворсинок.
2. Изменения ферментативного слоя кишечной поверхности и нарушениях активного транспорта питательных веществ (гипофункция надпочечников, лучевая болезнь, интоксикации, снижение желчевыделения, голодание).
3. Врожденный дефицит кишечных гидролаз. I группа: в основном связана с недостаточностью лактазы. Т.к. дисахарид лактоза встречается только как компонент молока, то это имеет значение в развитии расстройств у детей грудного возраста. Непереваренная лактоза недоступна организму, она остается в кишечнике, используется бактериями и поддерживает развитие патогенной кишечной флоры. Отсюда - метеоризм, понос и рвота с последующей изотонической дегидратацией и алкалозом. Этому заболеванию сопутствует потеря аминокислот с мочой, что влечет нарушение белкового обмена и гипотрофия. Единственный выход - переход на искусственное вскармливание. Непереносимостью лактозы страдают и взрослые люди. У них прием молока также вызывает желудочно-кишечные расстройства. Недостаточность лактазы у таких людей развивается в онтогенезе, т.е. не сразу после рождения. II группа: непереносимость сахарозы. Этиология - недостаточность сахаразы. Патогенез связан с развитием мощной флоры кишечника и энтеритом. Клиника та же, но проявляется позже, т.е. когда ребенок переходит на смешанное вскармливание и когда молочный сахар (лактоза) заменяется сахарозой. Развивается хроническая диарея, гипотрофия, в тяжелых случаях - гибель ребенка. III группа: непереносимость мальтозы, нарушение мальабсорбции. Этиология - недостаточность мальтазы. Патогенез и клиника аналогичны первой и второй группам. Лечение - исключение из пищи соответствующего дисахарида. Диагноз дисахаридозов ставится на основании обнаружения в кале дисахаридов.
4. Заболевания поджелудочной железы.
5. Двигательные расстройства тонкой кишки и микроворсинок (повышение тонуса блуждающего нерва, снижение синтеза интерстициального гормона вилликинина).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|