Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы стадий правотв процесса.

Результатом правотв процесса являются разл по своей юр силы прав акты, важн-ми из кот-х явл законы, в силу этого рассмотрение правотв процесса осущ-ся по примеру законотворчества, в кот-м наиболее рельефно проявляются проблемы данного вида юр деят-ти. Законотворческий или законодат-й процесс – это деят-ть гос органов и ДЛ, а также иных субъектов права по разработке, принятию, изм-ю, доп-ю и отмене законов. В лит-ре нет единства мнений насчет стадий.

Всеми авторами выделяются такие стадии как

-зак инициатива, разраб законопроекта, принятие, опубл-е, вст в силу

З-н о НПА позволяет дополнить эти стадии план-ем зак-го процесса и рег-ей законов. Все большую поддержку получает экспертиза.

Т.о. законотв-й процесс в РБ включает 6 стадий:

1.планирование

2.зак инициатива

3.подготовка з/п

4. принятие закона

5.регистрация закона

6.опубликование закона

Закон, являясь актом парламента – зак-й ветви власти, должен определять и саму специфику законотв деят-ти как деят-ти законодат ветви власти. Осн проблема соврем законотв процесса видится в том, что парламент РБ фактически устранился от этой своей прямой непосредств деят-ти.

Стадия планирования законотворч инициативы проявляется в издании гос программ и планов законопроектной деят-ти, при этом под планами понимают ежегодные мероприятия, определяющие деят-ть парламента на текущий год, гос программы определяют направление законодательствования на больший срок до 5 лет. И ежегодные планы, и гос программы утверждаются президентом РБ. И если планы утверждаются ежегодно, на 2013 год такой план утвержден Указом Президента №1 от 3.1.13, то практии утверждения программ в РБ нет. За весь период действия закона с 2000 года в РБ была утверждена лишь одна программа подготовки законопроекта на 2003-05 гг. Эта программа утв-на указом П РБ от 12.8.02 №450.

Содержательно ежегодные планы определяют тот перечень законопроектов, которые парламент рассмотрит в текущем году. На практике это свидетельствует о том, что парламент не рассматривает проекты законов, не внесенные в ежегодный план. В случае необходимости принятия таких законов они должны сперва быть внесены в план. Анализ данных планов показывает, что в республике планируются к принятию каждый год 30-60 з/п. При этом практически по всем из этих законопроектов субъектами права законодательной инициативы выступают либо президент, либо Совет министров. В 12 г. – 53 з/п, парламент внес 1, в 11г – то же самое. В 10 г. – 43/1.

Законодательная инициатива.

Право з.и. – это гарантированное Конституцией право вносить в Парламент проекты законов, подлежащие обязательному рассмотрению парламентом в установленном законом порядке. Субъектов права законодательной инициативы класс-ют на общих и спец-х. К общим относят тех из них, к-е вправе инициировать принятие обычных законов:

-Президент (единолично либо через уст-е им органы)

-деп-ты ПП (перс)

-СР (коллегиально)

-СМ (коллегиально)

- гр-не, обл изб правом в кол-ве 50 тыс чел.

К спец субъектам относят тех из них. К-е вправе инициировать принятие отдельных законов, пред-х К:

1.Конст законы (През/гр-не)

2.Законы, рез-том к-х является сокращение доходов или увел-е расходов (с согл либо по поруч През-та – Прав-во)

3. Законы о делегировании Пр-ту зак-х полномочий

 

Теория права отмечает, что зак инициатива м.б. двух видов: полная з.и. и зак-е предложение. Отличаются они тем, что в первом случае субъект зак-й инициативы, ее реализуя, вносит уже готовый законопроект на рассмотрение, а во второ м случае – просто предлагает принять закон по опред вопросам, не прилагая текст з/п.

В РБ в настоящее время доп-ся только полная з.и.

Субъект выступает с инициативой принятия закона и должен приложить текст з/п. Это положение на практике приводит к тому, что стадия разработки з/п – третья – фактически предшествует стадии з.и.

Процедура з.и. гр-н определена законом от 26.11.03 г. №248-З о порядке реализации права зак-й инициативы гр-ми. Для реализации права з.и. граждане должны создать инициативную группу в кол-ве сто человек и зарегистрировать ее в Центризбиркоме с приложением готового текста закона. Центризбирком в течение месяца проверяет порядок образования иниц-й группы, а проект закона направляет в Минюст, которое, в свою очередь, в месячный срок проверяет его на соответствие установленным требованиям. При положительном решении Центризбирком в 10-дневный срок рег-ет иниц группу и законопроект. Отриц-е решение м.б. обжаловано в ВС в месячный срок.

Инициативная группа после рег-и в теч 1 мес должна собрать необходимое кол-во подписей. Гр-н имеет право подписываться только один раз. Подписные листы сдаются представителями ин группы в местный исп и расп орган, на тер-и к-го проводился сбор подписей. Исполком в десятидневный срок проверяет подписи. Проверке подлежат все подписи. Результаты подсчета направляются в облисполком/Мингорисполком. Сами подписные листы хранятся в районном. Облисполкомы в 5-дневный срок передают инф-ю в Центризбирком. Центризбирком в 10-дневный срок составляет заключение, к-е вместе с законопроектом и копией протокола передаются иниц группе. Эти доки дают право иниц группе обратиться в ПЛ в теч 3 мес.

Разработка проекта закона возлагается на субъекта з.и., который его вносит. Следовательно, в этой стадии участвуют лишь те субъекты, к-е участвуют в пред стадии, а это президент, прав-во, подч им органы. От имени Президента з/п разрабатываются спец гос учрежд-ем – НЦЗПИ РБ. От имени правительства законопроект, как правило, разр-ся профильными респ органами гос управления. На этой стадии з/п должен пройти обязат юр экспертизу в НЦЗПИ.

4.Принятие з-на. Право з.и. реализуется в нижней палате. Палата представителей рассматривает представленный законопроект, как правило, в двух чтениях. В первом чтении обсуждается концепция з/п, его принципы, структура, целесообразность принятия такого закона. Если представлено несколько альт вариантов – выбирается базовый з/п. Во втором чтении осущ-ся постатейное голосование и голосование за законопроект в целом. Принимается название будущего закона, рассм-ся поступившие поправки. По рез-там 2 чтения ПП простым или квалифицированным бол-вом голосов либо принимает з/п и он направляется в верхнюю палату, либо отклоняет з/п и он направляется субъекту права зак иниц-вы, либо направляет его на дораотку в профильную комиссию для последующего повторного рассмотрения.

СР рассматривает з/п по существу и вправе либо одобрить его в целом либо его отклонить в целом. Она не наделена правом внесения изменений и дополнений в з/п. После принятия з/п нижней палатой и одобрения верхней палатой, законопроект становится законом. Парламентам др гос-в свойственно и более двух чтений.

Принятый закон передается на подпись Президенту.

У Президента есть право отлагательного вето и право т.н. карманного вето. Отлагательное вето м.б. полным или частичным и заключается в том, что Президент не подписывает закон, направляет в ПЛ свои возражения по всему закону или по отдельным его структурным элементам. При частичном вето закон в целом вступает в силу, за искл-ем тех элементов, относительно которых даны возражения. Президент может воспользоваться своим правом отлагательного вето в 2-нед срок с момента поступления к нему закона. Если закон не возвр-ся в парламент в этот срок и не даются на него возражения, он считается подписанным и принятым. Вето носит отлагательный характер, поскольку м.б. преодолено ПЛ, квалифицированным бол-вом голосов. Карманное вето не может быть преодолено ПЛ и проявляется в том, что закон не считается подписанным, даже если истек 2-нед срок его рассм-я П-том, вследствие того, что През-т не вернул его в ПЛ из-за окончания сессии. С возобновлением сессии 2-нед срок продолжает течь.

Закон считается принятым после подписания его през-том. През-т активно исп-ет и отлагательное, и карманное вето. Парламент не смог преодолеть ни одного отлагательного вето.

Регистрация закона означает включениеего в НРПИ. Под реестром понимают систему учета всех правовых актов, принятых в РБ. Учет заключается в регистрации этого закона и присвоении ему уникального неповторимого номера. Ведение НРПИ возложено на НЦПИ, подчиненный администрации П РБ. 5 стадия полностью подконтрольна исполнительнойветви власти. Опубликование закона есть официальное доведение его содержания путем тождественного воспроизведения его текста в официальных изданиях или источниках официального опубликования. В 2012 году в РБ проведены революционные преобразования в сфере офиц опубл-я законов и иных НПА. Декретом №3 от 24.2.12 о нек-х вопросах опубл-я и вступл-я в силу прав актов, что с 1 июля 2012 года единственным источником офиц опубл-я для законов и иных актов республ-го уровня выступает нац прав интернет-портал pravo.by. По-прежнему законы могут публиковаться в НРПИ, в «Народной газете», в газ. «Звязда», однако такое опубликование престало быть официальным.

Т.о. из 6 стадий законотворчества ПЛ уаствует только в одной L

 

 

Для структурно сложных актов, навпрмер, кодексов, законодатель предусматривает, как правило, достаточно длительный срок, по истечении которого он вступает в силу. Это необходимо для того, чт бы граждане и иные лица имели возможность ознакомиться с содержанием закона. Если закон в силу объемного своего характера публикуется по этапам (частями), он считается опубликованным, когда опубликована последняя часть закона. Налоговый кодекс принимался и вводился в действие по частям: отдельно – общая часть и отдельно – особенная часть. В таком случае каждая часть кодекса имеет свою конкретную дату вступления в силу. Однако если мы в целом ссылаемся на кодекс, то датой принятия его считается дата принятия особенной части. По общему правилу законы и декреты вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. Указы Президента, ПСМ и иные НПА – со дня их включения в НРПА. Акты, затрагивающие права, свободы и зак инт граждан, их обязанности вступают в силу не ранее чем со дня их официального опубликования. Ключевым документом, позволяющим точно установить дату вступления акта в силу, выступает указ Президента РБ от 11.8.03 №359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности». Этим указом определено:

1.если акт вступает в силу со дня его официального опубликования (принятия, вкл в НРПА), то его жействие начинается с 00.00 даты выхода в свет официального источника/даты принятия/вкл в НРПА.

2. Если в акте указано, что он вступает в силу после офиц опубл (принятия, вкл в НРПА), то его действие начинается с 00.00 следующего за днем опубликования, подписания, вкл в НРПА дня.

3.срок исчисляемый днями, истекает в 24.00 последнего дня срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в 24.00 соответствующего числа последнего месяца срока. Если соотв месяц соответствующего числа не имеет – то в последний день месяца..Для прекращения действия НПА, з-вом предусмотрено несколько правовых способов или схем. Первый способ – признание акта утратившим силу. Второй – отмена акта. Третий – автоматическая утрата силы. 4 – признание акта неконституционным. 5 – признание акта недействительным (аннулирование). 6 – истечение срока действия делегированных полномочий, на осн кот-х был принят акт. 7 – неприменение акта в силу архаичности.

Наиболее распространенным способом прекращения действия акта выступает его прямая отмена тем гос органом, который ранее его принял, либо его правопреемником. В РБ согласно правилам юр техники, в таких случаях исп-ся юр формула признания акта утратившим силу. Утрачивают силу постоянно действующие (бессрочные) акты. Помимо формулы признания акта утратившим силу, законодатель применяет формулу «отмена НПА». Ее необходимо отличать от первой. Разница – по субъекту и по основаниям. Субъектом отмены акта выступает выступает уполномоченный, как правило, вышестоящий гос орган. Субъектом утраты силы – сам из давший акт орган либо народ через референдум. Признание акта утратившим силу принимается по разл основаниям, опред-мым самим гос органом. Отмена акта производится по основаниям, предусмотренным законодательством. Единого перечня таких оснований не установлено, анализ законодательства позволяет назвать следующие:

1През-т РБ - вправе отменить любые акты СМ без указания основания п.25 ст.84

2.Палата Представителей вправе отменить любые распоряжения Председателя этой Палаты. СР наделен правом отмены решений местных Сов Деп, не соотв зак-ву.

3.НС вправе отменить временные декреты През-та

4.Прав-во наделено правом отмены актов министерств и иных респ органов гос управления (абз9 ст107)

И др.

Способ автоматической утраты силы акта применяется только ко временным актам. Временные акты утрачивают силу автоматически с даты, указанной в этом акте для прекращения его действия не требуется принимать спец решений компет гос органа. Однако гос орган в течение срока действия врем акта может принять решение о продлении этого срока либо о снятии этого срока, и тогда акт становится бессрочным. Может также признать его утратившим силу.

Признание акта неконституционным является самостоятельным способом прекр-я действия акта. Единственным субъектом явл Конст суд, который принимает сове решение о признании акта не соотв конституции в форме заключения. Заключения конст суда в настоящее время непосредственно не влечет прекращения действия акта, но является обязательным для гос органа, который должен признать свой акт либо утратившим силу, либо внести в него изменения.

Признание акта недействительным (аннулирование). Применительно к НПА этот способ не прописан законодательно и не применяется на практике. В теории он означает, что акт признается недействующим, т.е. не порождающим правовых последствий с даты его принятия в силу его незаконного характера. Эта схема применяется в отн правоприменительных актов РБ, в частности, допускается аннулирование спец разрешений (лицензий) в случае, если они получены с нарушением закона, признание недейств-м брака, регистрации субъекта хоз-ния.

Прекращение действия акта в связи с истечением срока действия делегированных полномочий, на осн кот-х был принят акт, выработан доктринально конст судом и отражен в его решении от 15.12.10 №Р-524/2010 «О действии НПА во времени при прекращении делегированных полномочий на его принятие/издание. В рамках конституционного правосудия суд отметил, что законодательство РБ, с одной стороны, регламентирует достаточно полно механизм делегирования нормотворчесикх полномочий, а с другой стороны, существует пробел в регулировании механизма прекращения действия актов, изданных на основании делегированных полномочий, когда последние сами прекращают свое действие.

Конституционный суд закрепил, что при прекращении делегированных полномочий на принятие акта акт, изданный на осн таких полномочий, также прекращает свое действие, при этом дата прекращения действия акта идентична дате прекращения делегированных полномочий. При необходимости продлить действие делегированного акта делегирующий субъект должен прямо это оговорить в своем решении о прекращении делегированных полномочий.

Способ неприменения акта в силу его архаичности является не столько механизмом прекращения действия акта, сколько прикладным механизмом, позволяющим правоприменителю не руководствоваться неотмененным, но устаревшим НПА. Неприменение устаревшего акта должно быть обосновано правоприменителем.

Тема: Действие права в пространстве

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов. Которые простираются за пределы территориального моря на всем протяжении его естественного продолжения до внешней границы окраины материка или на 200 морских миль, если внешняя граница материка не простирается на такое расстояние.

Прибрежное государство осущ-ет над континентальным шельфом суверенные права в целх разведки и разработки естественных богатств. Суверенность, исключительность прав предполагает:

1. Если прибрежное гос-во не осущ-ет разработку шельфа, никто другой тем не менее также не имеет права на его разработку,

2. Шельф принадлежит гос-ву по умолчанию и не зависит от эффективной (реальной) или фиктивной (формальной) оккупации шельфа гос-вом. Права на континентальный шельф не затрагивают ни правового статуса вод, находящихся над ним как открытого моря, ни правового статуса воздушного пространства над этими водами.

Недра – это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности дна водоемов/водотоков. Говорят о воображаемых границах недр. Верхняя граница недр – это нижняя линия почвы. Проблемным в теории права выступает вопрос четкого определения нижней и боковых границ недр. Именно они определяют глубину, на которую распространяется суверинитет государства. Высказывается мнение, что нижняя граница недр представляет собой центр земли. Боковые границы – это воображаемые плоскости, соединяющие гос границу с центром земли. Это широкое понимание фактически трудно реализуемо в плане осуществления суверенных прав, поскольку большая часть недр, в таком случае, находится вне физ возможностей их досягаемости и использования. Поэтому нижнюю границу недр чаще определяют как предел фактически возможной эксплуатации недр. Правом не урегулированы вопросы использования месторождений, находящихся в жидком и газообразном состоянии и рассекаемых боковыми поверхностями.

Воздушное пространство.

Делится на национальное и международное. Им противостоит неделимое космическое пространство. Воздушное пространство РБ – это часть воздушной сферы, расположенная в пределах гос границ РБ. Согласно ст.2 Возд кодекса РБ, ей принадлежит полный и исключительный суверенитет в отношении возд пространства РБ. Возд пространство есть часть атмосферы, состоящая из трех слоев: тропосфера – нижний, наиболее изученный и исп-й слой атмосферы высотой от 8 до 18 км. Второй слой – стратосфера – слой атмосферы, располагающихся на высоту до 50-60 км. В этом слое находится озоновый слой, который определяется как верхний предел жизни в биосфере. Третий слой – ионосфера – верхняя часть атмосферы земли, которая располагается на высоте до 1000 км. Этот слой наиболее подвержен космическому солнечному излучению. Применительно к воздушному пространству проблемным считается вопрос определения верхней границы этого пространства. В проекте резолюции ген ассамблеи ООН по вопросу разграничения воздушного и космического пространства предусматривалось, что:

1. Наземное пространство выше 100-110 км над уровнем моря является космическим пространством.

2. За космическими кораблями и иными объектами гос-ва сохраняется право пролета над территориями других гос-в на высоте ниже 100-110 км над уровнем моря для выхода на орбиту и возвращения на землю.

3. Космическое пространство не подлежит нац присвоению каким бы то ни было способом.

Международная организация гражданской авиации (ИКАУ) рассматривает возд пространство только как пространство, в котором воздушный летательный аппарат может быть использован в результате действия аэродинамических сил. Пределом физического использования возд пространства в высоту в наст время называют 37 км. В связи с отсутствием обеспеченной физ возможности полноценного использования всего возд пространства по высоте вводится понятие контролируемого возд пространства – пространство определенных размеров, в пределах которого осущ-ся диспетчерское обслуживание возд полетов.

Пространственно-юридические принадлежности – иные пространства территории, на которые, в соотв с международным правом. Распространяется сув-т гос-ва. К таким принадлежностям относят политико-территориальные анклавы – четко очерченные участки, расположенные на тер иных гос-в и исп-мые 1-м гос-вом для орг-и работы дип, конс учреждений, военных баз, других подобных объектов с официального разрешения этих других гос-в. Согласно ст. 31 Венской конв о конс сношениях консульские помещения неприкосновенны. Они пользуются иммунитетом от любых видов реквизиций, в т.ч. для гос или обществ нужд. Власти гос-ва не могут вступать на территорию представительств кроме как с согласия этого гос-ва, однако государство местонахождения пр-ва обязано охранять и принимать иные меры для защиты консульских и подобных территорий. Эти территории осв-ся от всех видов налогов, сборов и пошлин, кроме тех, кот-е исп-ся как плата за услуги. В нац зак-ве могут содержаться положения, которые регулируют правоотношения на тер-и конс-х или иных предст-в. Согласно ст.11.07 ГК регистрация актов гражданского состояния граждан РБ, проживающих вне пределов РБ осущ-ся в конс-х и иных учр-ях РБ. При этом исп-ся гражд з-во РБ.

3) Морские суда.

Терр-ей гос-ва признаются военные корабли, которые пользуются полным иммунитетом от юрисдикции любого инстранного гос-ва. (ст. 8 Конв об открытом море). При нарушении правил прохода через территориальное море военный корабль должен немедленно покинуть его.

Территория гражданских судов, нахся в территориальном или открытом море. Терр корабля признается терр того гоас-ва, в кот-м этот корабль учтен и под флагом которого идет.

Территория воздушного судна – терр-я гос-ва, к аэропорту кот-го приписано. Военное, гос возд судно – полный иммунитет, независимо от того, приземлилось или нет, а гражд – только в полете, а если приземлилось – того гос-ва, где стоит.

В полете:

1. С момента вкл двигателя для взлета и до момента окончания пробега при посадке

2. С момента закрытия всех его внешних дверей до момента открытия любой двери для высадки

4) Космические аппараты. Согласно ст. 8 Договора о принципах деят-ти гос-в об исп-и космич простр-ва, вкл луну и др неб тела от 19.12.66 (догоор по космосу), государство, в регистр которого занесен объект. Запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время его нахождения в космическом пространстве, в том числе на поверхности космического объекта.

В состав гос терр РБ, на которой действуют законы РБ, включают:

1.земельное пространство в пределах границ

2.внутреннее водное пространство

3.недра

4.воздушное пространство

5.пространственно-юридические принадлежности

Пространства, лежащие за пределами гос терр-й, находятся в общем пользовании всего чел-ва и называются международными терр-ми. Режим таких терр-й регл-ся м/н публ правом, ни одно нац зак-во на них не действует.

К м/н терр-и относят

- открытео море и воздушное пространство над ним

- морское дно за пределами конт шельфа

- Антарктика (правовой статус А. определен Договором об Антарктике от 1.12.59. Она представляет собой территорию земного шара южнее 60-го градуса южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые материки и прилегающие моря. Договором определено, что Антарктика может исп-ся только в мирных целях, на ней не признается ничей суверенитет, запрещено предъявление новых претензий.

-космическое пространство – не подлежит нац присвоению ни путем провозглашения сув-та, ни факт оккупацией, ни иным путем.

-Луна и др косм объекты (неб тела)

Соглашением о луне от 5.12.79 определено. Что луна и другие исп-ся всеми гос-вами и уч-ками согл-й только в мирных целях. Луна, ее природные ресурсы являются общим наследием всего чел-ва, она не подлежит нац присвоению, участки на луне не могут быть соб-ю какого-либо гос-ва, м/н или нац организации или физ лица.

 

Экстерриториальное действие акта предполагает его применение к правоотношениям, возникшим, развивавшимся и прекращенным за пределами гос-ва. Экстерриториальное действие не допускается, за исключением случаев, пред-х зак-вом. Порядок, условия и пределы экстерр. действия должны быть четко прописаны в зак-ве. Экстерр. действие права предусмотрено в РБ ст. 6 УК, ст. 1.4 КоАП. Гр-нин РБ или постоянно проживающее лицо без гражданства, сов-е прест вне пределов РБ подлежат УО РБ,

1.если совершенные ими деяния признаны преступлениями в гос-вах, на терр которых они были совершены и

2.если они не понесли отв-ть в ИГ и

3.если совершенное деяние является прест-ем по УК РБ.

Принцип экстерр. действия в этом случае ведет практику в связи с общеправовым запретом на выдачу своих граждан ИГ в связи для уголовного преследования и в целях обеспечения неотвратимости наказания.

От экстерриториального действия права необходимо отличать его территорияльное действие применительно к длящимся правоотношениям, которые возникли, развивались или завершились на территории гос-ва. В этом случае экстерриториального действия нет.

 

Проблематика дейсвтия права по кругу лиц –

- это его применимость к заранее не определенному числу субъектов права. В зависимости от широты субъектоного состава нпа классифицируются на всеобщие (универсальные), категориальный и индивидуальные. По общему правилу действие акта распространяется на всех: в отн ФЛ – на гр-н, ИГ, ЛБГ

в отн ЮЛ – на нац ЮЛ, и нерезидентов,

на иных коллективных субъектов, обладающих правосубъектностью в соответствии с их нац правопорядком

и на само гос-во.

 

Под действие некоторых универсальных НПА могут подпадать только нац субъекты. Эти акты, как правило, регламентируют государственно-правовоые вопросы, возникающие между гражданином и гос-вом.

В целях обеспечения безусловного соблюдения ряда политических режимов из сферы действия актов по субъектному составу возможны изъятия. Они позволяют вывести из-под силы некоторых актов специальных субъектов, обладающих защищенным статусом. Традиционно изъятия по субъектному составу связываются с наличием у лиц неприкосновенностей и иммунитетов, привилегий, которые широко используются гос-вами в качестве юр гарантий свободы, независимости и суверенности субъектов при осуществлении возложенных на них полномочий. Они предоставляются, как правило, в связи с публичной деят-ю лица и вводятся как на нац, так и на м/н уровне. В первом случае речь ведут о неприкосновенностях, во втором случае – это иммунитет, привилегии. Неприкосновенность – это юр состояние, в соответствии с которым определенным лицам предоставляется повышенная степень защиты со стороны гос-ва от публично-правового преследования в связи с осуществляемыми ими государственно-властными полномочиями. Неприкосновенность как комплекс правоввых гарантий публичного ДЛ следует отличать от непр-ти личности как естестевенного, прирожденного и неотчуждаемого права человека. Неприкосновенность, как правило, предоставляется высшим ДЛ гос-ва при осущ-и ими своих полномочий и является одним из важнейших элементов системы сдержек и противовесов в рамках теории разделения властей. Наиболее известными выступают Президентская и депутатская неприкосновенности. Кроме того, режим непр-ти может предоставляться другим го служащим (судьи, прокуроры и тд). В некоторых гос-вах существует проф неприкосновенность (журналистская, адвокатская и тд). Непр-ть носит врем характер и, как правило, предоставляется на период осущ-я служебных полномочий. В ряде случаев защитные меры могут сохраняться и в постслужебный период в качестве гарантии от преследований по идеологическим и политическим мотивам в связи с добровольным уходом от власти. Режим неприкосновенности определяется нац зак-вом каждого гос-ва и может отличаться как степенью так и глубиной изъятий из действ зак-ва.

В РБ максимальный объем неприкосновенности установлен в отн-и главы гос-ва. Режим неприкосновенности президента проявляется в следующих мерах:

1)защита П от привлечения к ЮО за совершенные правонарушения

2) защита статуса, чести и дост-ва П от преступного и иного посягательства со стороны третьих лиц

3) обеспечение личной неприкосновенности и безопасности П. Анализ нац зак-ва показывает, что в РБ отсутствует единый документ, определяющий режим неприкосновенности главы гос-ва. Кроме того, в зак-ве нет четких пределов неприкосновенности Президента. Основы режима неприкосновенности П определяются Конституцией и Законом «О президенте». Согласно ч.3 ст.79 К, П обладает неприкосновенностью, его честь и дост-во охраняются законом. В ст. 88 К закрепляется, что П может быть смещен с должности в связи с совершением гос измены или иного тяжкого преступления, если за это решение проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой палаты парламента. Смещение П с должности не является док-вом совершения им преступления. Виновность П в преступлении определяется ВС после смещения П. Систематическое толкование К показывает, что уголовное преследование Президента возможно только в результате смещения его с должности, которое в свою очередь возможно только при совершении гос измены или иного тяжкого преступления (ум прест от 6 до 12 лет) или ОТП. Вместе с тем ни УК, ни УПК не предусмотрено такого основания непривлечения к УО либо освобождения от нее как статус неприкосновенности главы государства. Не установлен также особый порядок производства по уголовным делам в отношении Президента. Аналогичная ситуация свойственна и КоАП и ПИКоАП. Полагаем, что неприкосновенность П в сфере защиты от привлечения к юр отв-ти может распространяться только на публично-правовую сферу, т.е. иммунитет предоставляется лишь от публично-правовой (уг, адм) отв-ти, но не от гражданско-правовой. Привлечение главы к гражданско-правовой отв-ти в рамках защиты прав и свобод человека и гражданина должно осущ-ся оп общим правилам, но с учетом особого статуса главы гос-ва. ГПК предусмотрена возм-ть приостановления судом произв-ва по гражд делу в случае нах-я стороны по делу на срочной воинской службе или привлечения ее для выполнения гос обязанности. Высказывается мнение, что это основание может применяться к П РБ, чем может обеспечиваться неприкосновенность главы гос-ва применительно к гражданско-правовой отв-ти. По нашему мнению, под понятием «гос обязанность» необходимо понимать конкретную кратковременную гос обязанность, выполнение которой отвлекает лицо от повседневной жизни, а вовсе не о гос службе, на которой П занят постоянно и на профессиональной основе. Неисчерпывающий перечень гос обязанностей определен ст. 101 ТК РБ. В частности, к таким обязанностям относятся

-осуществление избирательного права,

-участие в качестве делегатов на съездах, пленумах, конф-ях, созываемых гос органами

-явка по вызовам в органы дознания, предв следствия или в суд

-явка в комиссию по назн-ю пенсий и т.д.

Отсутствие неприкосновенности у главы гос-ва в рамках гражд с/п подстверждается и тем обст-вом, что жалобы на решения П по вопросам гражд-ва рассм-ся ВС по 1 инстанции. В целом следует отметить, что неприкосновенность ЮО в отн П требует детальной регл-и.

Второй элемент режима неприкосновенности П – защита статуса П от прет посяг-ва – достаточно полно урегулирован зак-вом. Честь и дост-во П защ-ся УК и КоАП, которыми пред-ны наказания за клевету в отн П (ст 367 УК), оскорбление П (ст. 368 УК), насилие либо угроза насилия в отношении П (ч.2 ст.366), распространение СМИ заведомо ложных сведений, порочащих честь и дост-во П (ст. 23.3 КоАП).

Охрана личной неприкосновенности и безопасности П обеспечивается службой спец назначения, к-я подчиняется главе гос-ва (служба без-ти П). Инф-я о данной орг-и является гос тайной.

 

Депутатская неприкосновенность в РБ предоставляется депутатам ПП и членам СР НС РБ. Основы режима деп непр-ти закреплены Конституцией и Законом о статусе депутата ПП и члена СР. Деп непр-ть делится на

1. личную непр-ть депутата при выражении им своего мнения и осущ-и своих полномочий включает

-запрет привлечения депутата к отв-ти за позицию, выраженную при голосовании и реализации других своих полномочий, за искл оскорбления и клеветы.

-запрет на его задержание, иное лишение свободы без предварительного солгасия соответствующей палаты, за искл-ем случаев измены гос-ву или иного ОТП, а также случая задержания деп на месте сов-я преступления.

-запрет на обыск и личный досмотр, за искл случаев, предусм з.а.

-запрет на возб-е УД в отн деп без предв согласия палаты. УД в отношении депутата возбуждается ген прокурором, председателем следственного комитета, КГБ и рассматривается ВС. Нарушение депутатской непр-ти влечет АО по ст.23.26 КоАП. Т.о. деп непр-ть распространяется отчасти на сферу уголовного и административно-правового преследования и не влияет на его привлечение к гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной отв-ти.

2. имущ-ю непр-ть депутата – непр-ть его жилого и служебного помещения, транспорта, переписки, средств связи и документов.

Неприкосновенность других категорий служащих определяется з.а. и носит фрагментарный характер.

Главой 49 УПК предусмотрены особенности уголовного преследования некоторых категорий гос служащих. Изъятия из общего порядка уголовного судопроизводства, помимо депутатов, также установлены для лиц, должности которых включены в кадровый реестр главы гос-ва. Состав кадрового реестра утвержден указом П №644 от 8.11.01 и включает в себя 2 категории должностей:

1.высшие гос должности. К ним относят:

-ПМ

-Председ КОнст суда, ВС. ВХС

-главу Администрации П-госсекретаря СовБеза

-председ. КГК

и нек.др.

2.должности руководящих работников ГО и иных организаций (частных). К ним относят:

-заместителей лиц - высших гос должностей,

-председателя Центроизбиркома

-нач-ков службы безопасности П

-министров

-председателей обл, Мингор исполкомов,

-председ местных Совдепов

-судей Конст, Вс. ВХС

-председателя НАН

-послов

-рук-лей важнейших гос СМИ, банков важнейших

-ректоров ВУЗОВ

+депутаты местных совдепов, судьи, нар заседатели, прокуроры, начальники следственных подразделений, следователи.

Несовершенство нац зак-ва по данному вопросу проявляется в том, что должности лиц, помещенных в кадровый реестр, частично дублируют иные должности, предусмотренные УПК, что затрудняет применение гл. 49 УПК. Уголовно-процессуальная неприкосновенность данных гос служащих щакл-ся в следующем:

в особом порядке возбуждения УД

в особом порядке задержания и избрания мер пресечения

в запрете личного обыска

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...