Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы менеджмента в сфере культуры: общие и специфические.

Принципы менеджмента анализируют и синтезируют объективные закономерности управления, определяя черты реальной управленческой практики в любой организации. Они представляют собой общие правила, формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления. Эволюция менеджмент сформировала следующие современные принципы: Системность- использование методологии системного подхода в управлении; компетентность – необходимость знания менеджером системы управления в области культуры и искусства; иерархичность – выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинения низших уровней управления высшим; выделение ведущего звена – выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения; совершенствование - трансформация организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды. Также наряду с общими принципами выделяют и частные (специальные) принципы, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации. Так, в сфере культуры принципы управления носят особый характер, они подразумевают основные руководящие положения, на которые ориентируются руководители организаций культуры и которые определяют требования, содержание, структуру, организацию обучения и воспитания будущих деятелей культуры, специалистов. Система принципов менеджмента в этой сфере явл. открытой и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения. Для менеджеров в сфере культуры наиболее общими явл. следующие принципы: уважение личного достоинства человека, признание за ним соответствующих прав и возможностей; предоставление личности свободы права выбора; доверие человеку, его потенциальным возможностям; создание атмосферы доверия на основе взаимоуважения; развитие инициативы, творческих способностей, умение найти себя в творческом коллективе и т.д.

 

8.Функции менеджмента в сфере культуры. Функция менеджмента — это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть управления, что означает выполнение таких функций управления, как построение организации и взаимодействие в хозяйственной деятельности людей, технологий, информации по решению рассмотренных выше задач. Функции управления формируются в результате разделения труда в процессах управления. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. По признаку участия в организации управления различают общие, специальные (частные) и вспомогательные функции. Каждая функция управления характеризуется целевой направленностью и имеет свои особенности, однако все они взаимозависимы, составляют определенную, тесно увязанную систему. Только совокупность всех функций полностью раскрывает процесс управления. Основные (общие) функции: планирование, организация процесса, мотивация и контроль. Планирование дает ответы на следующие вопросы: 1)Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. 2) Каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации.3)Как организация может достичь целей? нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы. Организация — это процесс структурирования. Структурировать необходимо множество элементов, таких как- работа, конкретные задания организации и отдельным работникам. Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с планом, в контексте создания внутреннего побуждения к действиям. Контроль — это важнейшая функция управления, необходимая для достижения организацией своих целей. Связующие функции — это принятие решений и коммуникация. Менеджеры принимают решения в различных условиях. Принятие решения как минимум включает в себя следующие стадии: постановку задачи, формирование вариантов решений, выбор наилучшего решения, собственно принятие решения. Для успешной работы организации руководитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Коммуникация — это обмен информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Информация в процессе коммуникации передается для того, чтобы руководители могли принимать необходимые решения и их выполнять. До тех пор пока работники не будут понимать обоснованность планов, не будут знать, какое вознаграждение им предложат за хорошо выполненную работу, они не будут хорошо работать.К частным функциям относятся делопроизводство, обеспечение оргтехникой и ее использование. Частные функции в организации выполняют отдельные структурные подразделения и должностные лица.Управление всегда воздействует на конкретный объект, который имеет определенную отраслевую направленность, поэтому управление вызывает необходимость осуществления специфических функций. Для организаций сферы культуры и искусства специфическими функциями управления являются функции, связанные с получением человеком интеллектуальной продукции и услуг. Одной из главных специфических функций управления в организации является разработка культурно-росветительской миссии. Другие специфические функции управления формируются под воздействием специфики деятельности.

 

 

9. Методы менеджмента в системе категорий управления. Метод -означает способ действовать, поступать каким-нибудь образом. Методы в методологии менеджмента занимают особое место, поскольку с их помощью становится возможным достичь желаемой цели разными способами. методы менеджмента представляют собой способы воздействия субъекта на объект управления, способы достижения конкретной цели в процессе управления хозяйственной и иной деятельностью организации. Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются менеджментом для обеспечения оптимальных результатов при достижении целей организации. Методы современного менеджмента по признаку использования их в отраслях формирования знаний классифицируют на общенаучные и специфические (частные).Класс общенаучных методов представлен методическим инструментарием, который применяется не только в науке управления, но и в других областях знаний. К общенаучным методам относятся исторический, системный и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, использование алгоритмов математического аппарата, статистические, социологические, политологические и другие области исследований. Специфические (частные) методы, применяемые в менеджменте, характеризуются большим разнообразием, В качестве классификационных признаков могут быть предложены: содержание, мотивация, организационные формы и сфера применения методов. По содержанию управления: экономические, организационно-аспорядительные,социально-психологические,правовые(юридические); по мотивации воздействия: материальная, моральная, принудительная мотивации; по организационной форме: индивидуальные, коллективные; по сфере применения: общие, локальные; по объекту управления: производство, люди, организация, внешние связи.

 

10. Сущность и классификация управленческих решений. Менеджеры принимают решения в различных условиях. Принятие решений в условиях определенности возникает, когда исходы решений оцениваются по нескольким критериям одновременно и один исход лучше по одним критериям, а другой — по другим. Методы теории принятия решений в этом случае могут быть применены, если:во множестве решений удается выделить область решений, оптимальных в каком-либо смысле;критерии не зависят друг от друга.Если исходы альтернатив оцениваются по одному критерию, то предполагают задачу принятия решений со скалярным критерием, если по нескольким — задачу принятия решений с векторным критерием.В условиях риска реализация альтернативы может привести к разным исходам, для которых известны вероятности их наступления. В этом случае для рассматриваемой проблемы должен быть собран значительный статистический материал, В условиях неопределенности факторы, влияющие на наступление того или иного исхода, до конца не известны. Исход зависит от того, какое состояние внешней среды из множества состояний организации является истинным.Управленческое решение представляет собой концентрацию процесса управления на его заключительной стадии. Однако решения могут приниматься и на промежуточных этапах управления, выступать в роли связующих процессов. например, в процессах разработки стратегии, бизнес-плана, инвестиционного и инновационного предложений и т.д. следует принимать решения по ходу их разработки и оформлять документы, регулирующие деятельность подчиненных в организации. Решения, независимо от стадии управления, выглядят как формула управленческого воздействия на объект управления и должны отвечать определенным требованиям: быть обоснованными, характеризоваться четкостью формулировок, реальностью осуществления, экономичностью, эффективностью. Принятие решения как минимум включает в себя следующие стадии: постановку задачи, формирование вариантов решений, выбор наилучшего решения, собственно принятие решения. Решение принимается на основе информации, которая в процессе принятия решения проходит три фазы:1)структуризацию, т.е. выделение информационных элементов, установление отношений между ними, в результате которых •выявляется упорядоченная система информации в виде возможных гипотез, «дерева целей», «дерева ресурсов» и т.д.;2)характеризацию, т.е. определение системы характеристик, с помощью которых выявляются полезность решений, вероятность их достижения и т.д.;3)оптимизацию, т.е. преобразование всей информации в конечную форму для получения наилучшего решения, его обоснования и принятия. Каждая из указанных стадий состоит в свою очередь из ряда последовательно выполняемых процедур, которые связаны между собой прямыми и обратными информационными связями и определяют итеративный характер принятия управленческого решения. Для успешной работы организации руководитель должен постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это и есть решение. Принятие решения — это выбор как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной и точной информации.

 

11.Механизмы финансирования организаций культуры в РБ. В основе экономики рыночного типа на микроуровне лежит пятиэлементная система финансирования ее системообразующих компонентов (предприятий): самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Для финансирования сферы культуры очень важна законодательная база, так как она во многом определяет направления финансовой политики государства. Здесь надо принимать во внимание, прежде всего, общие принципы организации и функционирования бюджетной системы Республики Беларусь, разграничение налоговых и других доходов между уровнями бюджетной системы, установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных услуг. Помимо общих принципов организации и функционирования бюджетной системы большое влияние на финансирование сферы культуры оказывают конкретные решения, уже принятые государством в данной сфере. Эти решения предусматривают:– государственные гарантии доступности получения полноценных культурных услуг;– адресность бюджетного финансирования;– достижение современного качества культуры;–формирование эффективных нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов в сферу культуры;– повышение социального статуса и профессионализма работни­ков культуры, усиление их государственной и общественной поддержки. Основными правовыми актами, в области культуры, являются-:Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 1.10.2004 (Решение от 17.11.2004 №1) - Закон «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь» ад 4 чэрвеня 1991 года №832-XІ - Указа Президента Республики Беларусь №145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации» - Указ Президента от 1 июля 2005 года «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» - Указ Президента Республики Беларусь №77 от 28 февраля 2011 г. «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республик Беларусь от 1 июля 2005 г. №300 и от 26 июля 2005 г. №339» и др.В нормативных правовых актах отражены предложения по развитию сферы культуры, подчеркивается, что с одной стороны, приоритетная роль в развитии отдана государству, с другой – это необходимость эффективного использования внутренних ресурсов сферы культуры.Большое значение имеют также формы и методы предоставления бюджетных средств учреждениям культуры, то есть действующий сегодня механизм бюджетного финансирования с точки зрения его способности решать задачи как культурной, так и финансовой политики.В настоящее время согласно действующему бюджетному законодательству в сфере культуры принято прямое финансирование государственных учреждений культуры, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об учреждениях. При этом на законодательном уровне должны устанавливаться:порядок финансирования учреждений культуры;обязательные на территории Республики Беларусь минимальные размеры ставок заработной платы и должностных окладов работников культуры и работников государственных органов управления культуры;льготы различным категориям работников государственных учреждений культуры, а также виды и нормы материального обеспечения работников культуры;разработка и реализация республиканских и международных программ развития сферы культуры с учетом социально-экономических и других условий и особенностей.Недостаточное финансирование отрицательно влияет на потенциал всей сферы культуры.

21/ Понятие, сущность и основные виды социального маркетинга. Термин «маркетинг» образован от английского слова market - рынок и означает «ориентацию на рынок». Однако это очень емкое понятие, его можно трактовать как: По мнению Ф. Котлера маркетинг ― вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Сущность маркетинга можно выразить как «вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Авторы учебника «Маркетинг» считают, что маркетинг – система взглядов, функция координации различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения/ Маркетинг – это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой системой принципов, целей и функций и обеспечивает создание, производство и сбыт товаров, отвечающих существующему и особенно потенциальному спросу конкретных потребителей. Более конкретное определение маркетинга дается российскими экономистами: «Маркетинг – это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю».Таким образом, маркетинг в его расширенном толковании охватывает все виды деятельности предприятий, направленные на выявление потребностей и удовлетворение запросов рынка, создание нового продукта и обеспечение его производства, организацию оптового распределения и розничного сбыта, обслуживание потребителей. В связи с особенностями развития и акцентами по структуре маркетинговой концепции различают менеджеристский, бихевиористский, дифференцированный, интегрированный, инновационный, прямой, стратегический, экологический и социальный, концентрированный маркетинг.В зависимости от территории охвата маркетинг может быть внутренний, региональный, экспортный, импортный, внешнеторговый, маркетинг по продаже за рубеж патентов и лицензий, маркетинг прямых зарубежных инвестиций, международный маркетинг, мультинациональный и глобальный маркетинг.Существует ещё много видов, направлений маркетинга, в том числе: сетевой(интернет) маркетинг, директ маркетинг, массовый маркетинг, политический маркетинг, телевизионный маркетинг, брендинг.Так же маркетинг различается по видам товаров и услуг. В частности, обладает своей спецификой маркетинг потребительских товаров и товаров производственного назначения, банковский и финансовый маркетинг, торговый маркетинг, маркетинг услуг, аграрный маркетинг, маркетинг строительства, маркетинг туристического бизнеса, научно-технический маркетинг, маркетинг идей и др.В зависимости от типа организации и фирм, от субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, могут быть выделены: маркетинг некоммерческих организаций (больниц, библиотек, научных и учебных заведений, благотворительных фондов и т.д.), маркетинг малого бизнеса, маркетинг предвыборных кампаний, шоу-бизнеса, отдельных лиц, личной карьеры и т.д.

22.Исторические концепции маркетинга. Таким образом, отправная точка концепции естьтеория суверенитета потребителя. Ф. Котлер, проводя исследования, а также опираясь на концепции маркетинга, взятые в историческом контексте, выделил пять глобальных, основных концепций, на основе которых любая фирма, заинтересованная в получении прибыли, вела (ведет и будет вести) свою деятельность.1. (конецXIX в.). Совершенствование производства: главная мысль данной концепции заключается в том, что потребители выбирают (покупают) те товары, которые им известны и которые их устраивают по цене. Следовательно, руководители фирм должны в первую очередь совершенствовать производство, а затем —повышать эффективность системы распределения. Данная концепция работает в следующих ситуациях:когда на рынке присутствуют дефицит определенного товара и когда себестоимость необходимо снизить для увеличения спроса.2. Совершенствование товара(1905–1933): данная концепция начинает «работать» только после реализации первой — совершенствование производства. Суть концепции «совершенствование товара» заключается в том, что потребители будут приобретать только те товары, которые обладают наилучшими свойствами, лучшими качественными характеристиками. И самое главное — совершенствоваться товар должен согласно мнениям и пожеланиям клиентов.3. Интенсификация коммерческих усилий (1933–1950): эта концепция заключается в том, что потребители не будут покупать товары в достаточном для организации количестве, пока последняя не предпримет соответ.4. Концепция собственно маркетинга или целевого маркетинга(1950–1970): она заключается не только в том, чтобы выявить нужды и потребности клиентов, но главное —обеспечение более желаемой для них удовлетворенности, чем у конкурентов.5. Концепция социально-этического маркетинга. (1970е) Главной целью данной концепции является то, что для фирмы основной задачей должно быть не выполнение всех условий, нашедших отражение в вышеперечисленных концепциях, а должно быть сохранение и укрепление общественного благополучия, а также благополучия каждого отдельного клиента (потребителя). Различие социально-этического маркетинга от предыдущих концепций в том, что любая фирма, удовлетворяя какие-либо потребности, должна действовать с учетом долговременного блага общества.

 

23.Принципы и функции маркетинга в социально-культурной сфере. Принципы маркетинга: нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности; ориентация на долговременный результат маркетинговой деятельности. Целенаправленное воздействие на покупательский спрос с целью его формирования; определение своей рыночной ниши; дифференцированный подход к рынку; ориентация на нововведения; творческий подход. Функции маркетинга в принципе определяются целями компании.1. Общественно-социальные, внешние цели:• достижение максимально возможного уровня потребления;• достижение максимальной потребительской удовлетворенности;• предоставление потребителям максимально широкого выбоа;• повышение качества жизни;• укрепление экономики траы;• забота о сохранении и улучшении экологии;• помощь слабым и нетрудоспособным;• внесение вклада в культурное достояние народа;• забота о благополучии собственных сотрудников.2. Внутренние цели:• сохранение и расширение своей доли рынка;• укрепление конкурентных позиций;• обеспечение гарантированной прибыли в долгосрочной перспективе.Можно выделить четыре блока комплексных функций с рядом подфункций. 1. Аналитическая функция. • изучение рынка как такового;• изучение потребителей;• изучение фирменной структуы;• изучение товара;• анализ внутренней среды предприятия. 2. Производственная функция. • организация производства новых товаров, разработка новых технологий;• организация материально-технического снабжения;• управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. 3. Сбытовая функция (функция продаж). • организация системы товародвижения;• организация сервиса;• организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;• проведение целенаправленной товарной политики;• проведение целенаправленной ценовой политики. 4. Функция управления и контроля. • организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;• информационное обеспечение управления маркетингом;• коммуникативная функция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии);• организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

 

24.Характеристика основных составляющих маркетинговой системы. Комплекс маркетинга — это целая система рыночных отношений и потоков информации, которые объединяют фирму с рынками сбыта ее продукции. Выделяют два основных элемента комплекса маркетинга —это фирмы и рынок. Данные два элемента соединяются четырьмя значимыми потоками. Фирма налаживает связи с рынком и поставляет на него свою продукцию, а в обмен получает денежные средства и информацию. Комплекс маркетинга распространяется как на коммерческую, так и некоммерческую деятельность. Комплекс маркетинга включает в себя достаточно большое количество элементов, которые влияют на способы, методы и результаты деятельности фирмы. 1ая группа элементов представлена поставщиками, конкурентами и маркетинговыми посредниками. 2я группа — это общественные и государственные организации, такие как пресса, финансовые учреждения, правительственные и законодательные органы, широкие слои населения. 3я группа — это такие факторы, как законодательство, политика, экономика, наука, культура, демография, технический прогресс и т. Структура маркетинговой деятельности— это комплекс элементов для достижения поставленных целей и удовлетворения целевого рынка. Структура включает в себя товар (услугу), товародвижение (сбыт), продвижение и ценообразование. Для конкретных целей фирмы и их достижения маркетолог должен выбрать наилучшее сочетание вышеуказанных элементов.

 

 

25.Характеристика основных факторов макро- и микросреды для учреждений культуры. Маркетинговая среда бывает как внешней (макросреда), так и внутренней (микросреда).Внутренняя среда включает все факторы, оказывающие непосредственное влияние на возможности фирмы по обслуживанию поставщиков, маркетинговых посредников, клиентов и на победу над конкурентами. Внутренняя среда в целом контролируется руководством фирмы, которое разрабатывает общую стратегию ее деятельности. Подчиненные руководству подразделения, в том числе служба маркетинга, обеспечивают воплощение этой стратегии в жизнь.Внешняя среда представлена факторами более широкого социального плана. Это демографические, экономические, естественные, научно-технические, политические, социально-культурные и другие факторы. Макросреда фирмы. Она включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность фирмы на каком-то определенном участке (сегменте) рынка:1) демографические, т. е. для предприятия важно, какая группа населения приобретает его товар, какой контингент производит данный товар и т. д.;2) экономические, т. е. руководство должно обязательно учитывать экономическую ситуацию в стране, чтобы иметь возможность рациональной корректировки своей политики;3) политико-правовые, т. е. необходимо быть в курсе законодательства по регулированию предпринимательской деятельности, хорошо осознавать политическую сторону общества;4) научно-технические, т. е. внедрять в производство последние работы НИОКР, следить за научно-техническим прогрессом, быть в курсе госконтроля за качеством и безопасностью товара;5) природные, т. е. это и дефицит некоторых видов сырья, и рост проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, а также те действия, которые предпринимает государство по проблеме регулирования природных ресурсов;6) культурные, т. е. это отношение людей к обществу, природе, к мирозданию, индивидуально-ерсонифицированное отношение к определенным видам товаров, наличие культурных традиций, привычек.При проведении маркетинговых исследований необходимо учитывать все факторы внутренней (макро-) среды.В микросреде действуют внешние силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее деловым возможностям: поставщики, клиенты, посредники, потребители, конкуренты и общественность. Основной целью любой фирмы является получение максимально возможной прибыли. Маркетинг должен обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков и обеспечить благоприятную микросреду фирмы, так как успех во многом зависит и от посредников, и от конкурентов, и от различных контактных аудиторий. Чтобы представление о внутренней среде было четким, необходимо дать понятия ее составляющим. В структуру факторов микросреды входят:• потребители (Именно на них в первую очередь и нужно обращать внимание при проведении маркетинговых исследований. Ведь если потребители окажутся равнодушными к предложенному им товару, то те или иные поставщики, посредники и другие могут оказаться просто лишними в системе маркетинговых мероприятий и взаимоотношений фирмы.);• поставщики;(фирмы, которые обеспечивают данную фирму (организацию) необходимыми материалами, сырьем, полуфабрикатами для производства ею това ров или услуг.)• посредники (фирмы, которые помогают (естественно, небескорыстно) данной фирме в продвижении ее товара на рынок, сбыте и распространении товара среди конечных потребителей. В структуре посредников можно выделить: торговые предприятия (торговые посредники), кредитно-финансовые учреждения, рекламные агентства);• контактные аудитории (т.е. представителей, формирующих общественное мнение в стране или в ее регионе);• конкуренты.(Она объективно присуща рыночной экономике и обеспечивает движение вперед в области совершенствования,).

26.Особенности использования комплекса маркетинга в учреждениях культуры. В рыночных условиях главной особенностью маркетинга в сфере культуры является соединение трех его направлений. Кроме привлечения потенциальных потребителей можно выделить управление отношениями с покровителями, создание репутации и системы внутреннего менеджмента учреждения. Кроме того, следует отметить, что разные области маркетинга в сфере культуры неразрывно взаимосвязаны. Учреждение, качественно разрабатывающее свою индивидуальную, высокопрофессиональную рабочую программу, становится более интересным для посетителей и для общества в целом. Внимание прессы, создание собственного уникального имиджа и прочной репутации позволяют привлечь интерес частных и корпоративных покровителей (спонсоров), что, в свою очередь, способствует улучшению внутренней работы учреждения и созданию индивидуальной рабочей программы.е Маркетинговая среда складывается из совокупности факторов на макро- и микроуровнях, напрямую влияющих на эффективность работы организации.Макросреда ключает в себя такие социальные факторы, как политические, экономические, демографические, социокультурные, научно-технические, которые определяют развитие сферы культуры. В то же время сфера культуры отличается устойчивыми обратными связями со своей макросредой, которые заключаются в непосредственном влиянии на формирование личности, культурного уровня нации, что, в конечном счете, воздействует на само отношение к сфере культуры. Для коммерческих организаций больший спрос на их услуги означает больше доходов. В сфере культуры наблюдается обратный эффект. Учреждения культуры, как правило, не в состоянии покрывать расходы, которые требуются на одного потребителя, за счет доходов, полученных от него. Большинство услуг культурных организаций относятся к общественным благам. Если в коммерческом секторе потребитель получает в обмен на денежные средства материальные блага и услуги, то в сфере культуры — эстетическое и духовное наслаждение, удовлетворение потребностей в образовании и отдыхе.

27. Классификация методов получения маркетинговой информации. Методы: 1.кабинетный и 2. полевой. 1. Целью кабинетных исследований является сбор и обобщение вторичных данных, то есть данных, которые уже существуют и появление которых, может быть, даже изначально не было связано с исследовательскими целями. Этапы кабинетного исследования: Кабинетные исследования реализуются в два этапа: Этап постановки проблемы: Формулирование решаемой маркетинговой проблемы; Декомпозиция маркетинговой проблемы; Постановка информационных задач, связанных с решением маркетинговых задач; Уточнение возможных способов и источников получения информации для каждой информационной задачи; Определение бюджета информационного поиска. Рабочий этап: Сбор информации в выявленных вторичных документах; Предварительный анализ и обобщение информации вторичных источников и документов по исследуемой проблеме; Уточнение направлений информационного поиска по результатам предварительного анализа; Сбор информации в выявленных первичных документах; Формирование членами рабочей группы частных отчетов по информационным задачам; Обобщение информации из первичных источников и документов по исследуемой проблеме; Анализ собранной информации; Формирование выводов и рекомендаций; Подготовка информационного отчета по исследуемой проблеме. Для целей кабинетных исследований существенно, что документальная информация может принимать три основные формы: первичный и вторичный документ и вторичный источник информации. А) Первичный документ - фиксирует информацию в месте ее возникновения (книги, брошюры, каталог, отчет, журнал и т.п.). Б) Вторичный документ - результат анализа первичного документа (реферат, обзор, аннотация и т.п.) Вторичные источники информации - результат обобщения вторичных документов. 2. Всякое полевое исследование предполагает участие исследователя в получении им первичной информации. Какую информацию и в каком объеме следует получить, определяется сформулированной целью исследования. Вместе с тем для получения указанной информации используются полевые маркетинговые исследования. Рассмотрим три метода полевых маркетинговых исследований - опрос, наблюдение, эксперимент. 1. Опрос (провести опрос - это означает выявить существующие позиции опрашиваемых по некоторому кругу вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме. Если подготовленные вопросы в каждом конкретном случае задаются не в одних и тех же формулировках и опрос принимает форму свободной беседы, то его принято называть интервьюированием. Если вопросы ставятся в фиксированной форме, то такой опрос называется анкетированием. По частоте проведения обследования бывают двух видов: спорадические - опросы отдельных групп потребителей, проводящиеся в случае необходимости решения конкретной проблемы; панельные - многократные опросы одной и той же группы лиц. 2. Наблюдение - это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдения могут быть свойства и поведение индивидуумов, вещей, товаров, процессов (изучение потока покупателей, использования различных приборов, машин и т.д.) Бывают соучавствующие и простые). 3. Эксперимент является одним из методов получения информации об исследуемом объекте на основе изучения зависимости одних факторов от других. Преимущество эксперимента состоит в том, что он позволяет видеть причинно-следственную связь изучаемых явлений. Основные недостатки — проведение эксперимента требует значительных затрат и не всегда обоснованными являются устанавливаемые исследователем ограничения.

 

28. Характеристика и особенности культурного продукта. Критерии измерения. В учреждении культуры в качестве продукта выступают различные услуги, предоставляемые им в соответствии с его миссией. Для музея, например, в качестве основных услуг выступают выставочная деятельность, а также образовательная работа. Кроме того, большое значение имеют дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе кафе, буфетов, музейных магазинов, специальных мастерских для посетителей, а также в проведении различных мероприятий — приемов, встреч, концертов, спектаклей. Продукт – это результат труда, и в то же время – средство удовлетворения потребности. Это позволяет определить продукт как результат труда, созданный ради удовлетворения потребности. Охарактеризовать способность продукта удовлетворять какую-либо потребность - значит оценить его потребительские качества, потребительную стоимость Продукты культуры – культурные блага, создаются с целью удовлетворения потребностей в художественной деятельности. Известно, что в основе разнообразных видов культурных благ – произведений живописи, литературы, музыки, сценического искусства, кинематографии и др. – лежит система художественных образов.Художественный образ – это мысль, идея, представление, выраженное в конкретно-чувственной форме. Видам культурных благ свойственны следующие общие черты:- отсутствие объективных критериев качества культурных продуктов в отличие от продуктов материального производства (калорийность пищи, мощность двигателя, объем памяти винчестера, разрешение матрицы фотоаппарата);- неизмеримость качества культурного продукта, что является следствием названного выше свойства. Например, зрительская оценка – «хороший спектакль» – это косвенная, порой неосознанная оценка зрителями профессиональной работы режиссера и актеров,;- высокая дифференциация качества. Культурные блага создаются трудом, имеющим в значительной мере творческий характер, основные черты которого – уникальность и невоспроизводимость. Самая точная копия картины, выполненная художником, становится самоценным произведением. Каждый театральный спектакль – штучный продукт, отличающийся по своим качественным характеристикам (игре актеров, атмосфере их взаимодействия со зрителями, режиссуре) от одноименных театральных продуктов. Невозможность точного повторения, невоспроизводимость качества культурных благ порождает другую их черту:- неопределенность результатов потребления культу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...