Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подсудность дел хозяйственному суду

 

При возбуждении хозяйственных дел (принятии заявлений судьёй) важно правильно определить как подведомственность дела, так и его подсудность. Так, условием возникновения хозяйственного процесса по конкретному спору является решение судьёй двусторонней задачи:

а) относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность);

б) какой конкретно суд обязан рассматривать данное дело (подсудность).

Необходимо различать термины «подведомственность» и «подсудность», которые являются смежными понятиями, но в то же время имеют существенные отличия.

Подсудность — относимость дела, подведомственного хозяйственному суду, к ведению хозяйственного суда первой инстанции. В юридической литературе различают два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (местную).

Общее правило родовой подсудности сформулировано в статье 48 ХПК. Родовая подсудность даёт возможность определить, какого уровня хозяйственный суд вправе рассматривать то или иное дело. Поскольку критерием родовой подсудности является род дела (или предмет спора), то она и получила название родовой (или предметной) подсудности. При помощи родовой подсудности законодатель разграничил компетенцию между хозяйственными судами и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь по подведомственным им спорам.

В соответствии с действующим законодательством к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь относятся:

дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных республиканских органов, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

дела, связанные с государственными секретами;

дела об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь;

когда одной из сторон в споре является республиканский государственный орган;

иные дела, отнесённые законодательными актами к подсудности Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В соответствии со статьёй 48 ХПК Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в пределах подведомственности дел хозяйственным судам имеет право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и рассматривать любое дело.

Наряду с категорией спора, влияющего на определение подсудности, важное значение имеет и определение территории, на которой действует тот или иной хозяйственный суд, правомочный разрешать конкретное дело. При помощи территориального признака можно определить, какому из хозяйственных судов одного уровня подсудно данное дело. Поэтому такую подсудность принято называть территориальной.

В отличие от родовой территориальная подсудность является основой разграничения компетенции однородных хозяйственных судов, принадлежащих к одному и тому же звену системы. Статьёй 49 ХПК установлено, что иск предъявляется в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства ответчика. Следует учитывать, что в соответствии со статьёй 50 ГК местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в учредительных документах, а местом жительства индивидуального предпринимателя признаётся тот населённый пункт, где он постоянно или преимущественно проживает (статья 19 ГК).

Исключением из общего правила территориальной подсудности являются следующие случаи:

— иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по местонахождению обособленного подразделения юридического лица;

— встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.

При определении подсудности следует иметь в виду, что Высший Хозяйственный Суд при наличии объективных причин (невозможности рассмотрения дела в одном из хозяйственных судов ввиду оснований для отвода всему составу хозяйственного суда (статья 34 ХПК), необходимости распределения нагрузки между хозяйственными судами областей и г. Минска и т. п.) вправе передать любое дело или дела, а также исковые заявления, заявления, жалобы или протесты из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд.

При передаче конкретного дела из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд выносится определение в соответствии со статьёй 53 ХПК, которое подписывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь или одним из его заместителей.

Вопрос о передаче на рассмотрение из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд в отношении отдельных сторон или отдельных категорий дел исковых заявлений и заявлений разрешается Пленумом или Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В постановлении Пленума или Президиума ВХС по данному вопросу должны быть указаны обстоятельства, которые послужили основанием для принятия соответствующего решения, и порядок направления дел, исковых заявлений и заявлений из одного хозяйственного суда в другой хозяйственный суд.

Наряду с территориальной и родовой выделяют также подсудность по выбору истца, исключительную подсудность, договорную подсудность и подсудность по связи дел.

Подсудность по выбору истца представляет собой такой вид подсудности, когда право выбора суда, на рассмотрение которому передаётся спор, принадлежит истцу.

Истец имеет право выбора подсудности в следующих случаях:

— иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей Республики Беларусь или областей (области) и г. Минска, предъявляются по выбору истца в хозяйственный суд по местонахождению либо месту жительства одного из ответчиков;

— иск к ответчику, местонахождение или место жительства которого не известны, может быть предъявлен в хозяйственный суд по местонахождению его имущества либо по его последнему известному местонахождению или месту жительства в Республике Беларусь;

— иск к ответчику о возмещении вреда, причинённого имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также в хозяйственный суд по месту причинения вреда;

— иск к ответчику, который является индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства истца в Республике Беларусь либо по местонахождению имущества ответчика в Республике Беларусь;

— иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора.

В рассматриваемом виде подсудности применяются дис-позитивные нормы, однако в ряде случаев при определении подсудности применяются жёсткие правовые предписания. Императивные нормы составляют основу исключительной подсудности, которая допускает рассмотрение дел только прямо указанным в законе судом.

По правилам исключительной подсудности в хозяйственный суд по местонахождению недвижимого имущества предъявляются иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением права владения, и иные иски о правах на недвижимое имущество.

Помимо споров о недвижимом имуществе конкретный суд определён также в следующих случаях:

— иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания предъявляются в хозяйственный суд по месту их государственной регистрации;

— иски к перевозчику, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в хозяйственный суд по местонахождению перевозчика;

— иски (заявления) к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из административных правоотношений, предъявляются в хозяйственный суд по местонахождению истца (заявителя), если иное не предусмотрено действующим законодательством;

— заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), подаются в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения права на недвижимое имущество, которые подаются в хозяйственный суд по местонахождению недвижимого имущества;

— заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) подаются в хозяйственный суд по местонахождению должника;

— заявления о признании недействительным постановления, о признании незаконными действий (бездействия, отказа в совершении действия) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, подаются в хозяйственный суд, при котором состоит этот судебный исполнитель;

— ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, заявляются (подаются) в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

— заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, подаются в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства должника либо по местонахождению имущества должника, если местонахождение или место жительства его не известны;

— заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаются стороной, в пользу которой состоялось решение, в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства должника, а если местонахождение или место жительства должника не известны, — в хозяйственный суд по местонахождению его имущества;

— жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении подаются в хозяйственный суд по местонахождению соответствующих государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или иного органа, должностному лицу которого в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия;

— заявления по спорам между юридическими лицами Республики Беларусь, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в хозяйственный суд по месту государственной регистрации на территории Республики Беларусь юридического лица, являющегося ответчиком.

Исключительная подсудность введена законодателем с учётом особенностей отдельных категорий дел с целью максимального приближения к суду объекта спора или местонахождения необходимых для рассмотрения дела доказательств.

В ряде случаев подсудность может быть определена по взаимному соглашению сторон с учётом обеспечения их интересов (договорная подсудность). Однако следует учитывать, что стороны не могут изменить при этом родовую или исключительную территориальную подсудность. Соглашение о договорной подсудности должно быть заключено до возбуждения производства по делу хозяйственным судом. Указанное соглашение, как правило, заключается в письменной форме, причём не имеет значения, заключено оно отдельно или предусмотрено как одно из условий какого-либо договора.

В гражданском и хозяйственном процессе выделяется ещё один вид подсудности — подсудность по связи дел. Подсудность по связи дел состоит в том, что независимо от территории спор подлежит разбирательству в суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск (статья 49 ХПК). Следует учитывать, что императивность указанного правила исключает использование общей территориальной, альтернативной, договорной и даже исключительной подсудности. В силу подсудности встречного иска может изменяться и родовая подсудность, но лишь при условии, что первоначальный иск был принят вышестоящим судом к своему рассмотрению.

В целях обеспечения прав и законных интересов участников хозяйственного процесса законодательством предусмотрена возможность передачи дел из одного хозяйственного суда в другой.

Хозяйственный суд передаёт дело на рассмотрение другого хозяйственного суда, если:

1) при рассмотрении дела в этом хозяйственном суде установлено, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

2) после отвода одного или нескольких судей хозяйственного суда их замена в этом хозяйственном суде становится невозможной;

3) ответчик, местонахождение или место жительства которого были не известны ранее, заявил ходатайство о передаче дела в хозяйственный суд по его местонахождению или месту жительства;

4) обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела хозяйственным судом по местонахождению большинства доказательств;

5) одной из сторон в споре является этот же хозяйственный суд;

6) рассмотрение дела в этом хозяйственном суде невозможно по иным объективным причинам.

О передаче дела на рассмотрение другому хозяйственному суду выносится определение с указанием мотивов и оснований, по которым суд передаёт дело.

Дело из одного суда в другой суд передаётся после вступления в законную силу определения, т. е. по истечении срока на обжалование и на опротестование этого определения. Все разногласия, возникающие по подсудности дела, разрешаются Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь после поступления соответствующего заявления от заинтересованного хозяйственного суда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...