Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система педагогических наук, связи педагогики с другими науками.

Характеристика основных педагогических понятий.

К основным категориям педагогики относят: образование, воспитание, обучение, развитие.

Образование рассматривают, с одной стороны, как общечеловеческую ценность и как социальное явление, выполняющее во все эпохи с учетом потребностей общества функцию подготовки подрастающего поколения к жизни средствами массовой информации и культуры, общественными организациями, церковь, школой, семьей, всем общественным устройством. С другой стороны, образование рассматривают как специально организованный, управляемый педагогический процесс формирования и развития личности, осуществляемый общественными организациями, учебно-воспитательными учреждениями и семьей. Он включает как овладение необходимыми в жизни и деятельности знаниями, умениями и навыками, так и постоянное их обновление и пополнение в учреждениях по повышению квалификации и путем самообразования.

Таким образом, образование как социальное явление – это система, функцией которой является обучение и воспитание человека, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества и уровнем его материально-технического развития.

Образование как педагогический процесс это процесс и результат освоения в условиях образовательного учреждения, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций.

Воспитание в широком педагогом смысле – это целенаправленный, специально организованный процесс по формированию личности. Исторически сложилось стремление общества на разных этапах его развития к многостороннему развитию личности – умственному, нравственному, трудовому, физическому и эстетическому.

Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на формирование определенных качеств личности.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный двустронний процесс взаимодействия педагога и учащихся по руководством учителя, направленный на передачу и активное усвоение учениками знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Развитие – это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.


 

Система педагогических наук, связи педагогики с другими науками.

Педагогика, пройдя длительный путь развития, превратилась в разветвленную систему педагогических наук:

1. Общая педагогика исследует общие закономерности образования, воспитания, обучения и развития личности. В структуре общей педагогики выделяют: общие основы педагогики, теорию обучения, теорию воспитания, теорию управления образовательными системами.

2. Возрастная педагогика изучает возрастные аспекты воспитания, образования, обучения и развития личности. В подсистему возрастной педагогики входят: ясельная (преддошкольная) педагогика, дошкольная педагогика, школьная педагогика, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, андрогогика (педагогика взрослых), геронтогогика (педагогика людей пожилого и старческого возраста).

3. Коррекционная педагогика (специальная) педагогика изучает специфику обучения и воспитания детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. В подсистему коррекционной педагогики входят следующие отрасли: сурдопедагогика (слабослышащих и глухих), тифлопедагогика Слабовидящих и слепых), олигофренопедагогика (умственно отсталых), логопедия (наука, изучающая нарушения речи и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения).

4. Прикладные отрасли педагогики (педагогика спорта, военная, инженерная, театральная, производственная, лечебная, семейная).

5. История педагогики и образования изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.

6. Сравнительная педагогика изучает образование детей в США, Западной Европе и др. государствах.

7. Исправително-трудовая (пенитенциарная) педагогика изучает специфику и закономерности процесса воспитания несовершеннолетних правонарушителей.

8. Религиозная педагогика изучает воспитание и обучение в традициях той или иной религии (христианство, ислам).

9. Многочисленные частные методики (предметные дидактики) изучают специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

Связи педагогики с другими науками:

1.Философия, психология.

2.Общественные науки: социология, политология, экономика.

3.Медико-биологические науки.

Формы связи педагогики с другими науками:

1.Творческое освоение идей других наук (деятельностного отношения к личности).

2.Применение методов других наук (анкетирование, социологический опрос).

3.Использование результатов исследований, полученных различными науками (данные физиологии о работоспособности человека в разные периоды жизни).

4.Объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем (переход к обучению с 6 лет, организация обучения // с лечением).

5.Разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений.

Педагогические течения:

В педагогической науке до сих пор нет общего взгляда на то, как надо воспитывать детей. Как и прежде, существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:

-воспитывать детей надо строго, в страхе и смирении;

-воспитывать детей нужно добротой и лаской.

В зависимости от того, в каких условиях живут люди, для какого будущего они готовят своих детей, какую политику им приходится проводить, вырабатывается характер воспитания, который постепенно закрепляется в традициях. В зажиточных обществах преобладают гуманистические тенденции воспитания; в обществах, которые ведут постоянную борьбу за выживание, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и подчинении младшего.

Авторитарное воспитание (от лат. – предписание, приказание, власть) имеет давнюю историю. Немецкий педагог И. Ф. Гербарт обосновал положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», и потребовал от воспитания беспощадной суровости. Убедительными приемами воспитания он считал угрозы, надзор, наказания и запреты. Для детей, которые нарушали порядок, советовал вводить штрафные журналы. Отдельное помещение в школе должен был занимать школьный карцер. Советы И. Ф. Гербарта принимались и одобрялись, по его рекомендациям начали работать многие учебные заведения в Европе: учеников оставляли без обеда, ставили в угол, секли розгами, помещали в школьные карцеры, исключали из учебных заведений.

Громкий протест против такого воспитания раздался со стороны Ж. Ж. Руссо, выдвинувшего идею свободного воспитания. Руссо и его последователи призывают уважать ребенка, не притеснять, не наказывать, а убеждать, стимулировать в человеке стремление к самостоятельному развитию. Со временем идеи Руссо превратились в практическое течение, получившее название гуманистической педагогики.

Гуманистическая педагогика требует:

-человеческого отношения к детям

-уважения его прав и свобод

-уважения позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять эти требования

-ненасильственность формирования нужных качеств

-отказ от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство воспитанника.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...