Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 4. О духовной жизни христианина




1. Цель христианской жизни

Цель христианской жизни - соединение с Богом и с другими людьми по подобию Троичного единосущия - достижима через приобщение к жизни Господа Иисуса Христа. Мы должны привиться к Нему, как ветви к лозе (Ин.15:4-9). Это совершается силою Святого Духа, почему можно сказать, что цель христианской жизни есть приобретение Святого Духа или Его благодатных даров. А наибольший из даров Святого Духа - это и есть объединяющая всех святая любовь или вдохновение любви и святой жизни. Тот, кто обрел дар любви, живет уже не по своим влечениям и соображениям, а по внушению Божию, являясь храмом Святого Духа, и может повторить за Апостолом: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20). Такой человек усыновлен Богу Отцу, он - святой, в силу чего говорят, что цель христианской жизни есть святость.

2. Божественное Откровение (Священное Писание и Священное Предание)

Через Свое Божественное Откровение Бог Сам указывает нам цель истинной жизни и как достичь ее. Божественное Откровение дано Церкви, т.е. союзу людей, уже пожелавших единения с Богом и между собою. Церковь хранит Божественное Откровение, или живой опыт богообщения, и передает его своим членам. Это называется Священным Преданием. В составе его - самым драгоценным является Священное Писание, т.е. запечатленное письменно особо избранными для того Богом людьми Божественное Откровение.

Усвоение Священного Писания - это первый шаг на пути к Богу.

Священное Писание Ветхого и Нового Заветов является единым целым, но для христиан Новый Завет лежит в основе всего, и прежде всего Евангелие, в котором запечатлен образ Самого Иисуса Христа, явленный в событиях Его жизни, в делах и словах Его.

Боговоплощение и Сошествие Святого Духа на Церковь совершилось единожды, чем обусловлена единственность Писаний Нового Завета. К ним нельзя ничего прибавить, ни убавить от них.

Благоговейное чтение Священного Писания не только дает нам знание о Боге, но, отчасти, знание Самого Бога, в некоторой мере приобщая нас Ему, особенно через Евангелие.

Священное Предание это не итог отвлеченных знаний, передаваемый для запоминания. Передается живая истина для усвоения живым сердцем. Это возможно при благодатной помощи, иначе говоря, при новом частном богооткровении. Божественная истина всегда та же, но форма ее усвоения изменяется в зависимости от лица, которое ее воспринимает, а также от времени и места (эпоха, страна), где усвоение истины происходит. Отсюда - различие молитв, обрядов, проповедей, богословских трудов, а также неизбежное изменение некоторых их форм.

3. Состав Священного Предания

В состав Священного Предания может войти, кроме Священного Писания, всякое письменное и устное слово, предлагаемое Церковью в духовное назидание верующим, так же как и некоторые священнодействия. После Священного Писания наибольшее значение имеют догматические постановления Вселенских Соборов и таинства Церкви, Богослужебные тексты и обряды, а также канонические постановления, писания святых Отцов, богословские труды и проповеди, но не все они равноценны и могут, в согласии с живым опытом Церкви, обретать то большее, то меньшее значение в составе Священного Предания.

4. Содержание Божественного Откровения

Содержание Божественного Откровения можно разделить на пять частей: 1) Откровение о Самом Троичном Боге и Его Божественной жизни. 2) Учение о Боге - Творце мира, о сотворении мира и человека, об их предназначении и грехопадении. 3) О Боге воплотившемся и о Святом Духе, действующем в мире, т.е. учение о деле спасения человечества. 4) О Церкви и святых таинствах. Это уже переход к учению нравственному. И, наконец, 5) учение о духовной или нравственной жизни человека (этика).

Эту последнюю часть лучше, в свою очередь, разделить на три отдела: 1-й - об образах истинной, праведной жизни человека; 2-й - о препятствиях к истинно христианской жизни, т.е. о страстях и о грехах; 3-й - о средствах преодоления зла и обретения благодатной жизни.

5. Догматическое и нравственное учение Церкви

Из Божественного Откровения о Самом Боге, о мире и человеке, запечатленного в догматах Церкви, мы узнаем, что Бог есть любовь (1Ин.4:16), и это позволяет нам видеть всю пагубность зла и сделать правильный выбор между светом и тьмою. Но кроме этих истин, являющихся предметом догматического богословия, Божественное откровение учит нас и тому, как именно идти к свету, что составляет предмет нравственного богословия.

6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете

"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею" и "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк.12:30-31). Эти два основные закона жизни человека "в духе и истине", выраженные в форме советов или заповедей, указаны уже в Ветхом Завете, где значение их раскрыто в образе людей, старавшихся жить согласно им. Но в Ветхом Завете за ближних почитались только сыны избранного народа. Такая ограниченность нравственного идеала неприемлема для христиан, знающих об универсальности Божественной любви. Но нельзя забывать, что Ветхий Завет лишь подготовлял Новый Завет, а Израиль не был только одним из многих народов, но был школой верности Богу, народом Божиим, ветхозаветной Церковью, т.е. зачатком Церкви новозаветной, вселенской.

Образы некоторых ветхозаветных праведников столь прекрасны, что являются прообразами Самого Господа. Например, невинно страдающие и кроткие Авель, Исаак, Иосиф, Иов или Моисей - вождь и учитель своего народа, всецело отдавшийся служению ему, в прообраз спасительного для всех людей служения Христова.

Но в Ветхом Завете есть также примеры отступничества от Бога и образах злых людей и поступков. Таково, например, повествование о Каине и Авеле, в котором заклеймено с сверхчеловеческой силой убийство человека человеком (чего нет ни в одной древней религии).

7. Декалог, или Десять заповедей

Богооткровенное учение Ветхого Завета о духовной жизни человека раскрыто во многих заповедях, среди которых десять заповедей Моисея, или Декалог, сохраняют свое значение и для христиан. Первые четыре из них раскрывают заповедь о любви к Богу, а остальные - о любви к человеку. Большинство из них имеет отрицательную форму запретов, указывая основные препятствия на пути к богоугодной жизни.

8. Первая и вторая заповеди

Первая заповедь провозглашает главную истину, что Бог один: "Я Бог твой, и да не будет у тебя других богов, кроме Меня".

Вторая заповедь поясняет первую: "не делай изображений чего-либо, что на небе, что на земле, или что в воде, не поклоняйся и не служи им". Это предупреждение против языческого поклонения ложным богам. Между тем идолопоклонники имеются и поныне, притом среди тех, кто себя за таковых не считает, и даже среди христиан. Это все те, кто какую-либо относительную ценность признают за высшую, считая, например, самым важным торжество своего народа, или своей расы, или своего класса (шовинизм, расизм, коммунизм). Идолопоклонник и тот, кто жертвует всем ради денег, ради личной славы, ради вина или других наслаждений. Все это - измена Богу, подмена истинной цели ложной, подчинение целого частному и высшего низшему. Это извращение жизни, болезнь, уродство и грех, ведущие к распаду личности самого идолопоклонника и нередко к гибели других людей. Ввиду этого вторую заповедь можно понять как предупреждение против всякого греха вообще.

9. Третья заповедь

"Не произноси Имени Господа Бога твоего, напрасно" охраняет основу нашего общения с Богом - молитву. Словом Своим Бог сотворил мир, Слово Божие, воплотившись, стало нашим Спасителем. Поэтому и наше слово (ведь мы образ Божий) имеет великую силу. Должно произносить осторожно каждое слово, и в особенности Имя Божие, открытое нам Самим Богом. Можно пользоваться им только для молитвы, для благословения и для научения правде. Произнося имя Божие напрасно, мы отучаемся пользоваться им как должно и ослабляем свою способность богообщения. Господь Иисус Христос предостерегает нас еще и от клятвы (Мф.5:34-37). Особенно вредны для человека богохульство, ропот на Бога, кощунство и божба. Но всякое злое или лживое слово имеет разрушительную силу: оно может погубить дружбу, семью и даже целые государства. О необходимости обуздывать язык с особой силой пишет апостол Иаков в 3-й главе своего послания. Если Бог и Слово Его есть Сама Истина и Жизнь, то диавол и его слово - ложь и источник смерти. Господь сказал, что диавол есть человекоубийца от начала, лжец и отец лжи" (Ин.8:44).

10. Четвертая заповедь

"Помни субботу, чтобы освятить ее. Трудись шесть дней, седьмой же день отдай Господу, Богу твоему". Это напоминание, что наши дела - путь к Богу, вне Которого нет успокоения. В Ветхом Завете суббота была образом покоя Божия по сотворении мира, или, иначе, Его внутренне-божественной жизни, а тем самым и образом высшей духовной (созерцательной) жизни человека, к которой субботний покой призывал и приучал. Для христиан день Господень это день воскресный, день молитвы, день усвоения Слова Божия и Евхаристии. Первые христиане отлучались от Церкви, если они не причащались два воскресенья подряд.

Свое учение о нераздельности любви к Богу и к человеку Христос подкреплял тем, что исцелял больных в день Божий, в субботу. Теперь знак нашей нераздельной любви к Богу и к человеку - это, прежде всего, участие в Евхаристии: она дает нам силы творить добро. Поэтому во все воскресные и праздничные дни у нас совершается литургия.

11. Пятая заповедь

"Почитай отца твоего и матерь твою, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить" - это не только призыв любить родителей, но и указание на любовь к каждому человеку. Чтобы научиться любить всех, надо сначала полюбить тех, кто нам всего ближе (1Тим.5:8). Прообразом совершенной любви является любовь Господа Иисуса Христа к Своему Небесному Отцу. Единство всех, к которому призываются люди, начинается в христианской семье. Почитание родителей и внимание к их советам - основание культуры. Неуважение к ним (которое олицетворил второй сын Ноя, Хам) - начало распада всякого человеческого общества и отпадения от Церкви.

12. Шестая заповедь

"Не убей" - заповедь основная, так как убийство есть предельная противоположность любви. Любить - значит желать полноты всякого блага любимому и, прежде всего, полноты жизни, следовательно и вечного бытия. Убийство есть и самоубийство, так как оно уничтожает в сердце убивающего основу жизни - любовь.

Но прямое самоубийство есть тягчайших грех. В нем отрицание всякого доверия к Богу и надежды на Него, а также отказ от возможности покаяния. Это практическое безбожие и самое противоестественное, что может совершить человек. Способы убийства и самоубийства неисчислимы, в особенности если принять во внимание косвенное убийство. Убить можно не только оружием и руками, но и словом, и молчанием, и взглядом, и нежеланием взглянуть. В конце концов, всякий грех, как нарушение законов истинной жизни, есть косвенное убийство. Убийством является и нежелание защитить или спасти другого. Защита же может потребовать не только самопожертвования, но и насилия, иногда и убийства. Этим оправдывается, в значительной мере, воин, убивающий на войне, но если он убивает не по ненависти или из жажды крови. Но этим далеко не всегда оправдывается война, которая сама по себе есть зло. Главная ответственность за войну лежит на правителях и вождях народов. Политика и способы ведения войны подлежат нравственной оценке, что все больше и больше забывается в наш век.

13. Седьмая заповедь

Прямым нарушением заповеди "Не прелюбодействуй" является всякое внебрачное соединение мужчины и женщины, но за нарушение ее почитается и любое чувственное излишество, и всякое действие, способствующее этому. В христианском брачном союзе, где родовая жизнь обусловливается исполненными глубокой любви личными отношениями, она не нарушает душевной гармонии. Вне же брака проявление родового инстинкта легко обособляется в самостоятельную сферу, что разрушает цельность человеческой личности. Это тем более опасно, что все высокие творческие порывы человека тесно связаны с его родовой жизнью. Воздержанность повышает духовные силы, а распущенность их расслабляет и нередко приводит к различным болезням, которые отражаются и на потомках согрешившего. Беспорядочность половой жизни вызывает беспорядок в отношениях с людьми, иногда - жестокую вражду. В борьбе с греховными искушениями, в особенности в родовой области, недостаточно прямых волевых усилий. Здесь требуется еще вырабатывание в себе иных, более высоких интересов, и, конечно, молитва и участие в благодатной жизни Церкви, и, главное, живая любовь к Богу и к людям.

14. Восьмая, девятая и десятая заповеди

Заповедь "Не укради" предостерегает от греха, который может сильно повредить любви между людьми. Собственность, нередко, есть необходимое условие жизни человека, обеспечение его будущего, а иногда связь с прошлым; часто она есть условие для творчества, а порою его плод. Подобно имени, собственность бывает символом самого человека. Поэтому верующий может задеть очень глубокие стороны личности обворованного, нанести ему настоящее нравственное увечье. Тем не менее, нельзя придавать абсолютное значение отдельным видам собственности, частной или общественной. Согласно учению преподобного Кассиана Римлянина, собственность - ни благо, ни зло, но нечто среднее, могущее стать благом или злом.

Христово учение не дает основания для какой-либо определенной экономической системы, но дает критерий, как в различных случаях судить о собственности. А этот критерий - духовное благо человека.

Девятая заповедь: "не лжесвидетельствуй на своего друга", кроме обличения греха ложного показания на суде, понимается церковными толкователями как предупреждение против всякого греха словом, т.е. рассматривается как дополнение к третьей заповеди.

Десятая заповедь: предупреждает против зависти и пожелания чужого добра, иначе говоря, против внутреннего зла, которое есть причина внешнего. В этом отношении десятая заповедь сходна с новозаветными заповедями.

15. О нравственном учении Нового Завета в сравнении с учением ветхозаветным

В ветхозаветных заповедях о любви к Богу и к ближнему дано уже откровение об основе истинной жизни, но внутреннее ее содержание едва приоткрыто. Декалог, например, указывает лишь на то, что противоречит любви, да и то больше на плоды зла. В Новом Завете истинная жизнь раскрывается в полноте как совершенная Божественная любовь. Она явилась в лице Господа Иисуса Христа - Самого Бога, ставшего человеком, в Его жизни и в Его учении, а потом, после Пятидесятницы, силою Святого Духа в сердцах христиан.

16. О делах Христовых, о Его чудесах

О жизни Господа Иисуса Христа, о Его искупительном подвиге и о Его торжестве сказано выше, но учение Христово и Его чудеса, которые Он называл Своими "делами", дают образы истинной жизни и пути человека. Чудеса Христовы свидетельствуют о совершенстве и могуществе Божественной любви, избавляющей человека от зла и одаряющей полнотою всякого блага. Так, претворив воду в вино на браке в Кане Галилейской, Господь умножил радость; изгоняя бесов, исцеляя больных, воскрешая мертвых, Он избавлял от страданий и скорбных последствий греха. В чудесах над природой: укрощение бури, хождение по водам, умножение хлебов, Господь также являл Свою любовь, восстанавливая утраченную по грехопадении власть человека над стихиями. Но кроме того, Господь воскрешал умерщвленные грехом души, средством чему служили, наряду с Его словом, и все другие чудеса. Посредством их Господь укреплял в людях любовь к Нему и веру в Него, т.е. те силы, без которых душа мертва. Господь отказывался творить чудеса, поражающие воображение и принуждающие верить, но чудотворил, приметив зародившуюся уже веру, показывая тем самым, что Он не понуждает, а зовет к добру. Совершавшиеся силою Святого Духа, т.е. силою Божественной любви, чудеса Христовы не превосходили возможностей человеческой природы, и Господь даровал силу чудотворения Своим последователям.

Наконец, установив святые таинства, Господь даровал людям возможность, по сошествии Святого Духа, быть всегда свидетелями и участниками Его чудес. Таинство Церкви - это продолжающееся Христово чудотворение. В таинстве Евхаристии обретается все, чем Господь во время Своей земной жизни одарял людей: власть духа над материей, изгнание злых духов, исцеление души и тела и залог нашего воскресения во славе.

Таким образом чудеса Христовы являются для нас Божиим призывом к милосердию, надежде, вере и любви. Не менее слов Господних они научают нас, что нам следует делать, чтобы стать участником вечной жизни.

17. Призыв Христа к любви примерами любви

Любовь есть всегда свободный акт; поэтому нельзя повелеть любить. К любви можно только призывать. Можно и зажечь любовь, но только своей любовью. Все, что нам надо знать о любви, чаще всего Господь открывал в образах, а образы - не веления, но призывы. Величайший образ любви и призыв к ней - Сам Господь. Образами совершенной любви были чудеса Христовы, но и слова Его чаще всего образны: Господь Иисус Христос постоянно обращается к нам в притчах.

18. Притчи об Отце Небесном

Призывая нас быть "совершенными, как совершен Отец Небесный" (Мф.5:48), Который повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45), Господь в притчах Своих прежде всего дает нам образ Божественной любви Своего Отца. Таким откровением о любви Отца Небесного является, например, притча о блудном сыне (Лк.15:11-32); в ней раскрывается, что Бог готов, при первом покаянном движении души, возродить и всецело облагодатствовать ее. Эта притча показывает нам еще и то, что любовь есть не только сострадание, но и сорадование.

О милосердии Небесного Отца Господь говорит также в притче о неправедном судье (Лк.18:1-8), о сыне, просящем хлеба и рыбы (Мф.7:9-11), о Виноградаре, отдающем в жертву Своего Сына (Мф.21:33-41; Мк.12:1-12; Лк.20:9-19). Милосердие Отца открывается еще в притче о работниках, нанятых в разное время и получающих одинаковую плату (Мф.20:1-16). Все эти притчи - призыв познать совершенную любовь Небесного Отца и причаститься ее силе и блаженству.

19. Притчи о Самом Спасителе

В других притчах Господь говорит о Самом Себе. Так, в притче о мудрых и неразумных девах (Мф.25:1-13) Христос открывает Себя Носителем высшей радости, Женихом Церкви и каждой души. В притче о Добром Пастыре (Ин.10:1-16) Господь говорит о Своей спасительной для всех жертве, о Своей заботе об единстве Церкви и о Себе, как единственной двери, через которую возможно войти в область преизбыточной жизни. В притче о потерянной овце Господь учит о том, что одна душа человеческая имеет для Него ту же цену, что и все души вместе. Смысл этой притчи особенно важно усвоить пастырям Церкви, как призванным быть живым примером Христовой любви.

Особое значение имеет притча о Страшном Суде (Мф.25:31-46). В ней содержится учение о Господе как Судье всех людей и о том, что мир судится любовью. Главное оправдание человека в плодах его милосердия и в стремлении к нему. Притча указывает основные признаки сострадательной любви: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить больного и заключенного. Господь по безмерной любви Своей отождествил Себя с каждым человеком, поэтому ублажая или, наоборот, обижая ближнего, мы ублажаем или обижаем Его Самого. Любящий своего ближнего, сознает ли он то, или нет, любит Самого Бога, так как любить значит видеть в любимом бесконечно ценное, образ Божий. Но придет мгновение, когда человек узнает, что полюбив, пожалев ближнего, он встретил Бога, потому что Бог есть любовь; а пройдя мимо страждущего - он отверг Самого Господа. Каждая встреча наша с ближним, особенно пораженным неудачей и страданием, есть для нас начало Страшного Суда. Кто это поймет, тот может с надеждой ожидать последнего приговора.

Господь Иисус Христос учит нас еще тому, что без Него мы не сможем сделать ничего истинно доброго, и что христианская жизнь не есть простая цепь добрых дел, не просто филантропия, но постоянное восхождение к Богу; и в этом восхождении Он всегда идет с нами и нам помогает.

20. Притчи о Царствии Божием, о Церкви и благодати

Евангелие есть добрая весть о Царствии Божием. О нем Господь и учил более всего, ибо Он пришел основать это Царство и в него призывал войти. Царство Божие есть Христово Царство, но оно же и Отчий дом, а также Царство благодати и область Святого Духа.

Начаток Царства Божия на земле - это Церковь Христова. Но Господь обитает преимущественно в сердцах людей, поэтому Царство Божие не есть только Церковь, которая посреди нас, но и Дух Божий, вселяющийся в чистом сердце. В том и другом смысле Царство Божие является наивысшей ценностью. В Своих притчах Господь называет его сокровищем, скрытым на поле (Мф.13:44), ради которого нельзя не отдать всего, что имеешь; драгоценной жемчужиной, стоящей всего прочего имущества (Мф.13:45); домом, построенным на камне и которого ничто не сокрушит (Мф.7:24).

О превосходящих все иные ценности высших благодатных дарованиях единогласно свидетельствуют святые, удостоившиеся взойти на высшие ступени духовной жизни. Они утверждают, что ничто на свете не стоит близости Божией. Но и грешные люди испытывают иногда, например, после Причастия или при встрече с благородным поступком, ни с чем не сравнимое чувство радости и умиления. Для многих же - высшим переживанием бывает освобождение от греха и умирение совести.

В притчах о зерне горчичном (Мф.13:31; Мк.4:31), о закваске (Мф.13:33) или еще о семени, брошенном в землю (Мк.4:26), Господь заранее, для ободрения людей, указывает, как неприметно будет совершаться рост Церкви, а в ней - и духовное возрастание человека.

21. Притчи о поведении человека

В некоторых притчах, наконец, Господь дает образы должного и недолжного поведения человека. В них все согласно с волей Божией сияет небесной красотой, а недолжное отталкивает.

Такие примеры даны в притчах о мытаре и фарисее (Лк.18:10-14), о блудном сыне (Лк.15:11-32), о милосердном самарянине (Лк.10:30-37), о царе и злом рабе (Мф.18:23-35), о богаче и нищем Лазаре (Лк.16:19-31), о двух должниках (Лк.7:40-43), о двух сыновьях (Мф.21:28-32), о сучке и бревне в глазе (Мф.7:3-5; Лк.6:41,42) и некоторых других.

22. Учение Господне о причинах греха

Помимо притч, Господь учил и прямым словом как о Небесном Отце, о Себе и о Святом Духе, так и о духовной жизни человека. Ибо Он пришел не нарушить, а исполнить закон (Мф.5:17).

Ветхозаветный закон предостерегал, главным образом, от внешних проявлений зла и его плодов. Господь же указывал на самые корни греха. Так, шестая заповедь декалога гласит: "не убей", а Господь Иисус Христос говорит: не гневайся, не мсти, прощай, не осуждай и даже не суди. Седьмая заповедь поучает: "не прелюбодействуй", а Господь поясняет, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем (Мф.5:28). Таким образом Господь открыл нам, что грех зарождается в нашем сердце, и потому-то надо начинать борьбу с грехом с очищения сердца от дурных пожеланий и мыслей, так как "из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека" (Мф.15:20).

23. О возникновении греха и о борьбе с ним

Следуя заповеди Господней о необходимости очищать свое сердце от дурных расположений и на основании собственного опыта духовной борьбы, святые Апостолы, а за ними святые Отцы выработали подробное учение о том, как зарождается грех и как надо с ним бороться.

Сначала появляется греховное представление. Это еще не грех, а искушение. Если человек начинает сочувственно приглядываться к этому представлению - это уже начало греха. От замедления на греховном представлении появляется греховное чувство и услаждение им. Наконец, и воля склоняется ко греху и человек совершает его самым делом. Однажды допущенный грех легко повторяется, а повторение вызывает греховную привычку, и тогда человек оказывается уже во власти того или другого порока или страсти.

Легче всего победить зло, если бороться с ним в самом начале, когда оно только зарождается, при появлении дурного представления. Чем дальше, тем борьба становится труднее. Борьба со страстью, пороком или дурной привычкой очень трудна. Но чтобы отгонять дурные мысли в самом начале, надо уметь разбираться в них, научиться быть внимательным к себе, познавать себя. Распознав дурной помысел, следует отсечь его, т.е. перевести внимание на более высокий предмет. Это не легко. Лучше всего сразу при появлении дурного помысла (будь то помысел злобы, обиды, зависти, жадности или чувственного вожделения) молиться Богу, прося Его отогнать искушение.

Более других молитв Отцы Церкви советуют произносить Иисусову молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного". Поступающий так научается, мало-помалу, владеть собою, а потом приобретает постоянно мирное и радостное состояние души. Работу над устроением своей души святые Отцы называют "наукой из наук" и "искусством из искусств", и без нее - нет настоящей христианской жизни. Святой Исихий Иерусалимский говорит: "если не сотворит человек воли Божией внутри сердца, то и во вне не сможет исполнить ее" (Добротолюбие, т.2, §86).

24. О любви к врагам

Господь Иисус Христос не только призывал к очищению сердца, но учил и новому внешнему поведению. Он учил не мстить обидчикам и уступать домогателям: "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф.5:39,40,42).

Более того, Господь призывал любить врагов: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас" (Мф.5:44). Господь призывал людей к совершенству, зная, что любовь не делится: кто любит одних, а таит злобу к другим, у того нет настоящей цельной любви, и любовь к друзьям может вскоре обернуться враждой. У Бога не так: Он всецело и всегда любовь, "Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф.5:45).

25. О прощении и неосуждении ближних

Препятствием к совершенной любви является не только прямая злоба и неумение прощать обиды, но и простое осуждение. "Не судите, да не судимы будете. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего" (Мф.7:1-5).

Суд, и особенно осуждение, уже и есть то бревно, мешающее видеть в другом человеке образ Божий и любить его. Господь неоднократно указывал, что грех есть не что иное, как болезнь, и что Он пришел исцелять грешников: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф.9:12-13). Господь Сам показал высочайшие примеры прощения и отказа судить и осуждать: на кресте Он молился за распинающих Его; и ранее - Он не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии; не осудил по преизбытку любви, а такая именно любовь стыдит, пожигает и очищает своим светом.

"Кто поставил Меня судить или делить вас?" (Лк.12:14), сказал Господь. И еще: "Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин.3:17) и "Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин.12:47).

Тем не менее, в другой раз Господь не отрекается, что именно Ему принадлежит окончательный суд - "Отец весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22), но поясняет, что "суд состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет" (Ин.3:19), а свет - это Сам Господь: "Я свет миру, кто последует за Мною... будет иметь свет жизни" (Ин.8:12; 9:5).

Так и мы, последуя Христу, должны светить любовью, светом всепрощенья. Только этот свет может быть нашим судом. Теряющий неомраченную, всепрощающую любовь, лишается силы, предохраняющей мир от гниения. "Вы - соль земли, - говорит Христос, - если же соль потеряет силу (любовь), она уже ни к чему негодна". И далее, "вы свет мира, так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:13-16).

26. Об опасностях богатства

Господь предостерегает не только против прямого зла, но и против всего того, что может отвлечь нас от Бога, - против излишних развлечений и забот. Так, Господь показывает, как предавшийся удовольствиям богач даже не замечает страдающего рядом с ним нищего Лазаря. "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф.6:25-34). Это, конечно, не призыв к праздности и беспечности, но предостережение против излишнего попечения о будущем, которого, может быть, и не будет. Только настоящее принадлежит нам, а между тем, человек часто склонен разрушать его ради мечты о неверном будущем. Таковы, например, все утописты, которые, то ради будущего, будто бы лучшего, социального строя, то ради торжества своей расы, не останавливаясь перед массовыми убийствами и другими насилиями, разрушают настоящее. Такой утопизм нередко пользуется формулой - "цель оправдывает средства". Но и в частной жизни люди устремляются за будущим, поминая настоящее. Особенно опасно если этой погоней движет корысть. "Время - деньги" - вот другая формула, которой пользуются эти любители будущего. Эта формула сама по себе, в достаточной мере, изобличает греховность принимающих ее. Деньги - это всегда только средство, а не ценность и цель. Обоготворяющий деньги, т.е. средства, отрицает действительные цели и ценности. Каждое мгновение времени может стать настоящей ценностью, если оно не служит только средством к последующему и если мы непосредственно готовы отдать его чему-либо ценному. Это возможно, если мы живем не только будущим, но и настоящим, и если мы умеем не только действовать, но и созерцать. Только через настоящее и через внимание к нему можно достигнуть вечного. И Бога можно встретить только в настоящем мгновении, а не в мечтах о будущем. Между тем, цивилизация нашей эпохи с ее техникой и ускоренным темпом жизни почти лишает человека возможности жить настоящим, созерцать, молиться, встречаться с Богом. Господь предупреждает против этой опасности в притче о богаче, решившем сломать свои зернохранилища, чтобы построить новые, не зная, что в ближайшую ночь он умрет (Лк.12:16-21). Говоря об опасности чрезмерной озабоченности, Господь предупреждает и против богатства вообще: "Не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6:24) и еще "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф.19:24). Смущенные этими словами, Апостолы вопрошают Господа: "кто же может спастись?" (Мф.19:25).

27. О смысле и характере Евангельских заповедей

Вопрос учеников Христовых: "Кто же может спастись?" - это содрогание человеческой немощи перед абсолютностью Евангельского призыва. Подобный вопрос может поставить и тот, кто слышит призыв: "Любите врагов ваших" (Лк.6:27). Как любить, когда нет любви? Кто же может спастись? Ответ Господа снимает все сомнения, и в нем вся сила и весь смысл нравственного учения Христова: "Человекам это невозможно, но Богу все возможно" (Мф.19:26). Все Евангельские заповеди, и особенно заповедь о любви, не веления, а призывы. В ответ на призыв человек может взыскать любовь, но самую любовь дает уже Сам Бог. Любовь - это высший дар Святого Духа, но Бог в этом даре не отказывает; "если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим", говорит Господь, "тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лк.11:13). Сам Бог есть любовь. От человека же требуется, прежде всего, устранить все, что мешает любви, и это во власти человека, как и во власти человека просить Бога, молиться. Во власти человека сделать и большее: стараться поступать так, как будто он уже любит. Именно об этом Господь заповедал: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки" (Мф.7:12).

28. О благодатной жизни

Хотя заповеди Христовы, а среди них основные о любви к Богу и к людям, не веления, а призывы, тем не менее они являются основными законами духовной жизни человека, созданного по образу и по подобию Божию. Вне любви - нет истинной жизни, а только смерть, адская мука и пустота. Поэтому неисполнимость Евангельских призывов только мнимая. Свои заповеди, например о любви к врагам, Господь Сам исполняет за нас Своею благодатною силою, впрочем, не без нас, но ожидая от нас только того, что в наших силах. Любовь человека к Богу никогда не безответна. В этом и есть закон жизни человека - жить всегда с Богом.

Христианская жизнь вовсе не есть лишь некоторое добропорядочное поведение, соответствующее внешним правилам, исполняемым из страха наказаний, особенно жестоких за гробом. Это жизнь действительно богочеловеческая, вдвоем с Богом, подобная брачному союзу. Человек вопрошает, Бог отвечает; человек скорбит, Бог утешает; человек заблуждается, Бог указывает путь.

Христианская жизнь есть жизнь благодатная, и в этом ее коренное отличие от всякой, хотя бы и высоконравственной жизни вне Церкви. Потому-то Господь говорит: "Иго Мое благо и бремя Мое легко" (Мф.11:30).

29. Узкий путь христианина. Несение креста. Умирание и воскресение со Христом

Иго Христово действительно благо, и бремя Его воистину легко. В них сокрыто блаженство всегда свободной любви, но, вследствие греховной испорченности человека, в Царство Божие ведет трудный, узкий путь. Нужно отречься не только от всего злого, от напрасных развлечений и забот, но иногда и от всего своего имущества: "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мф.19:21). Господь говорит и о больших жертвах: "Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк.14:26).

Как понять это, когда Господь Сам призывает к почитанию родителей (Мф.19:19)? Слова эти означают, что любовь к близким не должна препятствовать любви к Богу, или иначе, она не должна быть корыстной. Надо любить людей самих по себе, а не ради пользы или удовольствия, которые они нам приносят, чтобы любимые не оказались лишь средством к самоублажению. Такая любовь не прочна и удаляет от Бога.

Господь ждет, наконец, от человека полного отречения от всего и от самого себя, это и есть сораспятие Христу. "Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лк.14:33), говорит Христос; и еще: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Лк.9:23; Мк.8:34).

Но все эти жертвы сами по себе цены не имеют; они только путь к высшему благу - к любви. Апостол Павел пишет: "Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13:3).

Необходимость полного самоотречения проистекает из того, что грех, удаливший нас от Бога, есть крайнее самоутверждение, самозамыкание и эгоизм. Чтобы вновь принять в себя Бога, надо до конца распахнуть двери своего сердца.

30. Бог принимает наши жертвы

Но Бог принимает все искренние и смиренные жертвы, приносимые ради Его Царства. "Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной" (Лк.18:29,30).

По объяснению святых Отцов, слова Господни "в сие время" означают, что уже в настоящей жизни христианин должен явственно ощутить радость облагодатствования, иначе он не обретет ее и в будущем веке. Действительно, святые люди в этой жизни не только освобождались от насилия греха, но исполнялис<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...